Как уволиться из компании, создать свой бизнес и покорить мир

А не замахнуться ли на весь мир?

В 2009 году Егор Гурьев основал в Перми компанию Enaza, чтобы агрегировать цифровой контент от правообладателей и продавать его вместе с крупными операторами связи и ритейлерами через интернет-магазины, которые создает его же компания. Спустя три года «МТС», QIWI, «Связной», «Ростелеком», «Яндекс», Mail.ru, «ЭР-Телеком» и другие партнеры приносили Enaza около $10 млн в год.

Вскоре взрывной рост прекратился, а пользователи потянулись из интернет-магазинов в Steam, Origin, Uplay, Spotify и прочие платформы, потому что народ жаждал не только хлеба в виде диска в коробке, но и зрелищ в виде сервисов. Молодой предприниматель выстроил успешный B2B бизнес, который продолжал расти, но амбиции тянули его на мировой рынок B2C.

Вооружившись опытом и связями Enaza с крупнейшими мировыми производителями цифрового контента, Гурьев задумал по-настоящему революционный продукт, чтобы потеснить на мировой арене Steam, Origin, Sony PlayStation, Xbox и прочих титанов $70 млрд игровой индустрии. Однако на пути к мировому успеху предпринимателя поджидали неприятные сюрпризы.

Свобода за 2 млн

В 2006 году студент «Пермского государственного университета» Гурьев совмещал учебу на факультете «Радиофизика и электроника» с разработкой инновационных продуктов в цифровом подразделении крупнейшего регионального оператора «ЭР-Телеком».

Через два года Гурьев возглавил это подразделение, а еще через один год услышал от руководства «ЭР-Телеком», что проект по созданию интернет-магазина зарабатывает мало, а сил у команды отнимает много, поэтому направление замораживается.

«Проект загибался в рамках одного оператора, — поясняет Гурьев. — Делать магазин игр для одного оператора — это как делать Facebook для одного города. Конкурировать он не сможет».

И тут Гурьева осенило: а почему бы не выкупить технологию цифровой дистрибуции, чтобы продавать ее другим операторам? В 2009 году интернет-магазины договаривались с каждым правообладателем лично и заполняли тысячи товарных карточек с описаниями, фото и трейлерами ― все это жутко утомляло. А правообладатели бегали даже за мелкими торговцами, чтобы получить хоть какие-то деньги.

«Мы агрегируем все права на контент в каталог и выгружаем его партнерам в интернет-магазины, которые тоже создаем мы, — разъясняет Гурьев бизнес-модель. — В среднем 60-70% дохода от продажи отдаем правообладателям, а остальное делим с партнером, причем партнеру достается большая часть. У нас остается 5-10%».

Так Егор Гурьев, три программиста и два менеджера выкупили у «ЭР-Телеком» все наработки в рассрочку за 2 млн руб. и основали компанию Enaza. Неповторимая бизнес-модель сулила легкую победу на рынке, где практически не было конкурентов. Так они думали.

Цифровая бочка дегтя

Продукты Kaspersky, Dr.Web, ESET, Panda, , «Бука», «Новый диск», российского Electronic Arts и большинства музыкальных мейджеров предприниматели заполучили в каталог через старые связи. Однако лишь сайт Turbodom, созданный Enaza для «ЭР-Телеком», приносил деньги. Выручка 2,5 млн руб. за 2009 год растворилась в аренде офиса, зарплатах и деловых встречах. Без подключения новых операторов игра не стоила свеч.

Когда в 2010 году Гурьев узнал, что компания «Связной» нацеливается на цифровой рынок, он подскочил на стуле, потому что проект поручался менеджеру, с которым предприниматель был знаком еще со времен «ЭР-Телеком».

Разработка Digital.Svyaznoy.ru обогатила Enaza на 1 млн руб., увеличила штат с 10 до 25 человек, но еще важнее ― появился опыт и денежный поток, чтобы покорять новых операторов. Доходило до того, что правообладатели разворачивали мелких интернет-торговцев к Гурьеву, потому что работать через Enaza им было удобнее.


Репутация Enaza в B2B помогает Playkey налаживать отношения в B2C.
Презентация Playkey игровым издателям на Е3-2014 в Лос-Анджелесе.

Бочка дегтя вылилась на Гурьева в 2010 году, когда люди ринулись из интернет-магазинов на порталы правообладателей, где играли, наблюдали и рекомендовали друг другу контент, который раньше могли только покупать.

Успех Spotify и Deezer похоронили музыкальное приложение Enaza. Битва онлайн-кинотеатров во главе с Ivi.ru отбила любую охоту идти на рынок видео. Направления отваливались одно за другим, пока не ужались до двух рентабельных — игры и антивирусы, хотя и в этих сегментах поджимали Steam, Origin и Uplay.

Ложка надежды

«Малый бизнес должен либо вырасти, либо умереть, — говорит Гурьев. — Мы умели зарабатывать, но не росли. Мы нуждались в знаниях, опыте, знакомствах и административном ресурсе, чтобы подступиться к другим операторам».

Ресурс нашелся в Перми. Сооснователь холдинга InMedia Евгений Жуланов, с которым Гурьев познакомился, когда Жуланов еще занимался платежными терминалами в городе, выкупил 51% долю в Enaza. Опыт InMedia оказался как нельзя кстати: у компании появилась четкая стратегия, упорядочились бизнес-процессы.

Вскоре в портфолио Enaza появился проект для «МТС» и портал Zabava.ru для «Ростелеком». Взлет выручки со 106 млн руб. в 2011 году до 360 млн руб. в 2012 году объясняется отчасти и воцарившейся в компании финансовой дисциплиной.

«Денежный жирок» накапливался, а угроза от Steam, Origin и других платформ усиливалась, потому что без собственного сервиса доходы Enaza обречены топтаться на месте. К тому же эра разовых покупок сменялась эрой подписок.

В 2011 году Гурьев, оказавшись на крупнейшей выставке потребительской электроники CES в Лас-Вегасе, не поверил своим глазам. На одном из стендов американец играл на телевизоре в видеоигру без консолей и компьютера. Оказалось, облачный сервис OnLive запускал игру на удаленном сервере, передавал туда же команды пользователя, а на экран выводил потоковое видео.

Технология стриминга, благодаря которой можно играть в любые игры на любом устройстве с поддержкой видео, рождала в голове Гурьева неповторимую бизнес-модель ― продавать через операторов в комплекте с интернетом еще и игры. И все это по подписке.

Для пользователя сплошные плюсы ― игры разных платформ доступны в одном месте, не надо тратиться на консоли и обновление компьютера. У Гурьева перед глазами замаячил 1 млрд геймеров по всему миру и $70 млрд игровой рынок.

Однако основатели OnLive, увлеченные покорением сложного рынка Северной Америки, от предложений Гурьева вместе зарабатывать на технологии в России лишь отмахнулись. Надежда на чудо испарилась так же быстро, как и возникла.

Долгая приставка

Весной 2012 Гурьев размышлял, чем занять коротающих часы программистов, освободившихся из-за сворачивания части проектов, и вдруг наткнулся на крутящуюся в голове мысль ― а почему бы самим не сделать игровой сервис?

К январю 2013 года команда Гурьева собрала на коленке демо-версию облачного продукта, приблизив мечту основателей ― создать собственный игровой сервис. Сервис выделили в отдельный проект под названием Playkey и получили под него небольшие инвестиции. Энтузиазм предпринимателя подогревался тем, что все больше правообладателей перетекали в цифровые каналы, а устройства все качественнее и быстрее «переваривали» стриминговое видео благодаря развитию видеокарт.

«Сейчас понятно, что нам безумно повезло недоговориться с OnLive, ― оглядывается назад Гурьев. ― В 2012 году они обанкротились. Мы бы потеряли все».

Чуть позднее у OnLive сменился акционер, новым владельцем стала Lauder Partners LLC, компания изменила бизнес-модель, пошла на интеграцию со Steam и сегодня пытается перезапустить свой продукт в новой концепции.


Победа Playkey в «CloudsNN StartUpAwards 2013» убеждает Гурьева и команду,
что они делают все правильно

Первые шаги Playkey напоролись на нежелание операторов менять стратегию обслуживания абонентов, к тому же для Playkey требовалось постоянство среди поставщиков приставок цифрового ТВ, а операторы меняли их, как перчатки.

Понимая, что еще одна коробка возле телевизора вряд ли обрадует пользователей, Гурьев все же заказал в Китае партию собственных устройств с Wi-Fi, HDMI для подключения к ТВ и геймпадом в комплекте для удобной игры. Когда цифровое ТВ проникнет во все дома, тогда устройства отомрут сами собой, решил он, а пока пусть будут.

Зарабатывать на железе Playkey не собирается, поэтому приставка PlaykeyBox обойдется пользователям не дороже $100, что близко к себестоимости. И все равно это дешевле, чем покупать консоль за $500 или модернизировать компьютер. Причем к Playkey можно привязывать несколько устройств, поэтому днем играешь на компьютере через сайт Playkey, а вечером продолжаешь на ТВ с приставкой.

«Это игра в долгую, ― признается Гурьев. ― У людей уже есть консоли и компьютеры, но их железо скоро устареет. Что они выберут ― купить новое дорогое железо или нашу дешевую подписку? Время играет на нас».

Подписка игромана

В среднем люди ежемесячно тратят на игры $3, говорится в отчетах NewZoo. Чтобы сервис Playkey приносил прибыль, подписка должна стоить $10. Как убедить людей тратить не $3, а $10?

Гурьев нацеливается на игроманов, выкладывающих за виртуальные развлечения по $20-30 в месяц. Учитывая среднюю в этом сегменте маржу 30-50%, предприниматель обдумывает три бизнес-модели.

Первая ― штучные продажи, что сейчас наиболее популярно. Привычка людей покупать поштучно угрожает Playkey тем, что пользователь вместо 5 часов, как планируют создатели, увязнет в одной игре на 100 часов. Тогда прибыль не покроет затрат на серверы, стриминг и хостинг. А отобрать игру ― это уже «кидалово». Поэтому основатели изучат, в какие игры и как долго люди играют, прежде чем утвердить разовые покупки.

Вторая ― подписка на каталог игр. Людям такая модель в диковинку, зато для облачного сервиса она перспективна, потому что позволяет прогнозировать доходы и лучше планировать развитие. Однако правообладатели придерживают новинки от попадания в подписки, потому что их и так расхватывают, как горячие пирожки, поэтому каталог объединяет хорошие игры предыдущих лет, а новинки продаются поштучно.

Третье ― подписка на онлайн-игры. Обладатели Mac, планшетов и цифрового ТВ до сих пор обделены онлайн-хитами, наподобие World Of Tanks, а Playkey исправляет это недоразумение. Направление может стать главным преимуществом Playkey над пятью похожими сервисами из других стран, которые фокусируются на казуальных и офлайн-играх, поэтому Гурьев бросает все силы на привлечение правообладателей онлайн-игр. Крупнейший мировой издатель Wargaming уже дал предварительное согласие.

Игровая крыша

Северная Америка кишит конкурентами во главе с Sony, а в Китае идею копируют на второй день после запуска, поэтому Гурьев отбросил мысли о самых крупных игровых рынках. Список целей Playkey возглавляет Европа (из-за своей близости) в лице Германии, Франции и Италии, затем следуют Латинская Америка, Юго-Восточная Азия и Средний Восток. В планах Гурьева к 2017 году заполучить 18 млн игроков.

«Мы не лезем в экраны с сомнительной перспективой, ― говорит Гурьев еще об одном преимуществе над конкурентами. ― Другие сервисы тратят силы на смартфоны, потому что сидят на бюджете операторов мобильной связи, хотя вялый 3G отпугивает пользователей от этих устройств. Мы захватываем ключевые экраны ― PC, Mac, Smart TV, OTT-приставки»

Хотя в России онлайн-игры и многопользовательский режим все чаще лишают смысла пиратство, отечественный рынок ― это лишь 1,5% от мирового, поэтому Playkey сразу начал позиционироваться как мировой игрок. Американский офис открывался как раз для близости к США и Англии, где сосредоточены основные правообладатели.

«У всех компаний, как наша, есть стратегический акционер из игровой индустрии, ― рассуждает о будущем Гурьев. ― Sony купила Gaikai, Google скупает технологии стриминга. Наша задача ― подготовиться к приходу стратегического инвестора, сделав хороший сервис. Если кто-то предложит сумасшедшие деньги, то согласимся. Или встанем на ноги и выйдем на IPO».

Медленным здесь не место

В мае 2014 года первые пользователи Playkey увидели на экране вместо любимых героев распавшуюся картинку. Разочарование ждало всех, чей интернет оказался медленнее 5 Мб/с. Хотя Гурьев после запуска бесплатной версии сайта ждал наплыва игроков, желающих набралось всего несколько сотен. Представляя проект в Digital October, основатели Playkey прокручивали в голове шаги на случай провала. Однако уже на следующий день количество регистраций подскочило до 17 тыс., а 5 тыс. стали играть ежедневно.

Операторов с низким качеством и скоростью интернета Playkey отключает от сервиса, чтобы не портить впечатление о себе пользователей. Недовольный клиент в первый месяц сможет вернуть деньги.


Представляя проект в Digital October, основатели Playkey и представить не могли, что завтра на сайт придут десятки тысяч геймеров

Команда Гурьева уже устанавливает новые серверы в Москве в дополнение к оборудованию в Перми, после чего производительность вырастет в десять раз. Предприниматель рассчитывает конвертировать 5-10% игроков бесплатной версии сайта в подписчиков платной версии, затем подключить абонентов «ЭР-Телеком» и других операторов, а после распространять собственную приставку PlaykeyBox.

Покорится ли мировой рынок опытному B2B предпринимателю из России, станет понятно уже скоро. Коммерческая версия сервиса с подпиской на 100 игр запускается в ноябре 2014 года. Пока играть можно только в хиты для PС, а это большинство игр, однако в Playkey рассчитывают заполучить и эксклюзивы консолей, например, «The Last Of Us».

«Нам предстоит создать совершенный с технической точки зрения продукт, ― подытоживает Гурьев. ― Мы делаем ставку на наше ноу-хау ― технологию, которая в динамике оценивает качество связи по 10 параметрам и подстраивается под пользователя, обеспечивая максимально комфортное ощущение от игры. Очевидно, что на рынке облачных игр лидером станет тот, кто обеспечить лучшее качество пользователю».


Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по развитию, Москва

Я не очень верю что ''сам''. Легко ''вырваться'' когда ты ложишься под инвестора. Этакого стороннего дядечку, не особо рубящего в теме, но сидящего на мешке с деньгами.

А я так не хочу. И не буду. Благо собственных мозгов хватает. И на уход из крупной компании, и на САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ развитие своего Занятия,
и на отпозиционирование от ''Конкурентов''. :-)

Менеджер интернет-проекта, Москва

Александр, спасибо за классный материал! Отличная история, и читается, как художественное произведение! :)

Менеджер, Москва

Татьяна, а вы думаете инвесторы раздают деньги просто так? Обычно венчурные инвесторы - это опытные предприниматели, которые могут просчитать рынок на несколько лет вперёд

CIO, Москва

Уволиться из крупной компании очень легко(внизу даже не спросят, а вверху дадут большой такой парашют), а вот залезть туда задача будет посложнее, пожалуй.
Попробуйте пролезть в Газпром, к примеру.
Там Народное Достояние только по наследству... :)

Создать свой бизнес - 10000 рублей.

Покорить Мир... прибежать первым к яйцеклетке что-ли? :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
280 тысяч человек зарегистрировались как самозанятые в 2019 году

Подключиться к новому налоговому режиму можно в мобильном приложении «Мой налог».

Эксперты: 4-дневная рабочая неделя приведет к снижению зарплат

Закон не препятствует пропорциональному снижению ФОТ при переходе на четырехдневную рабочую неделю.

75% россиян не верят в пенсии

Три четверти россиян не верят в пенсии, показал опрос Райффайзенбанка. А те кто верят, полагают, что она составит всего 10-20 тыс. руб.

Японцы доказали, что при четырехдневной рабочей неделе производительность растет. В Microsoft сообщили о росте на 40%

Японское подразделение Microsoft подвело положительные итоги месячного эксперимента по переходу на четырехдневную рабочую неделю.