Как взаимосвязаны экономика компании и стоимость ее акций?

Партнерский материал

arsagera5.jpg

В наших материалах мы уже говорили, от каких экономических показателей деятельности компаний зависит курсовая стоимость их акций (P). Это прибыль (Е), выручка (S), размер собственных средств (BV), ставка требуемой инвестором доходности, рентабельность выручки и собственного капитала. Тем не менее для многих участников рынка под большим вопросом остается сам факт наличия такой зависимости. Многие полагают, что компании со своей экономикой живут сами по себе, а рынок их акций – сам по себе. В этом материале мы расскажем об исследовании, которое мы провели, чтобы выявить, какая взаимосвязь существует между экономикой компаний и стоимостью их акций.

Представьте, что мы перенеслись во времени на десять лет назад и прихватили с собой бухгалтерскую отчетность всех компаний, обращающихся на фондовом рынке в течение этого периода. Перед аналитиками была поставлена задача: используя только информацию из отчетов компаний, выбрать лучшие акции и сформировать портфель по ценам, которые десять лет назад были на рынке. Естественно, по условиям эксперимента нельзя использовать информацию о текущих ценах. Можно опираться только на цену десятилетней давности и информацию из общедоступных отчетов за эти десять лет.

Сразу сообщим: портфель, составленный из акций, выбранных таким способом, существенно опередил результаты рынка (индекса ММВБ).

Вывод №1: Существует взаимосвязь между экономикой и стоимостью акций, и если точно спрогнозировать результаты будущей деятельности компании, то эти результаты рано или поздно найдут отражение в стоимости ее акций.

В этом выводе есть два тонких момента. Первый – «если точно спрогнозировать результаты будущей деятельности». В нашем эксперименте мы легко решили этот вопрос «с помощью машины времени», но на практике это очень трудная задача. Второй тонкий момент – «рано или поздно». Как быстро результаты деятельности находят отражение в стоимости?

Продолжая наше исследование исторических данных, мы стали искать период времени, в течение которого проявляется данная зависимость. Для каждой отчетной даты, по каждой компании у нас имелись данные о фактической стоимости ее акций (Р), текущей прибыли (Е), выручке (S) и о размере собственных средств (BV). Для каждой отчетной даты, опираясь на как бы известные нам в «будущем» показатели деятельности (информация из отчетности), мы могли рассчитать «справедливую» стоимость акций (Р’). Естественно, что текущая рыночная стоимость (Р) и будущая расчетная «справедливая» стоимость (Р’), как правило, не совпадают.

Для рассматриваемого исторического периода мы брали разные временные интервалы (квартал, полгода, год, два года, три и так далее) и сравнивали текущую и «будущую» расчетную стоимость, а затем выбирали акции, где разница этих стоимостей имела максимальное значение. Затем мы изучали, в течение какого времени в последующих периодах фактическая цена максимально приближалась к расчетной. Иными словами, как долго может сохраняться разница между расчетной справедливой стоимостью и фактической ценой.

Вывод №2: Мы выяснили, что для «голубых фишек» средний период времени, когда экономические результаты деятельности начинают отражаться в стоимости акций, составляет один год. Для «второго эшелона» этот период времени может составлять 2-3 года.

Наглядно были выделены четыре типовых ситуации (сценария), позволяющие изучать скорость проявления взаимосвязи стоимости акций и экономических показателей деятельности компании.

Первая ситуация: хорошая динамика экономических показателей – низкая цена акций. В этом случае цена акций «догоняет экономику». Исторические данные показали, что иногда при этом стоимость акции может долго оставаться на одном уровне, а потом резко вырастает до экономически обоснованного уровня или даже превышает его. Внешним наблюдателям часто кажется, что скачок спровоцировала одна из последних новостей. Например, новость об интересе со стороны крупного инвестора или заказ на скупку. Но причиной появления такой новости является накопившийся потенциал, который и порождает заказ на скупку или интерес «стратега». Последующее превышение стоимости может быть результатом рыночной рефлексии.

Вторая ситуация: плохая динамика экономических показателей – высокая цена акций. Это ситуация противоположна первой. В этом случае стоимость акций снижается, догоняя «ухудшающуюся» экономику. В какой-то момент «отрицательный» потенциал накапливается, все большее количество держателей акций не могут игнорировать плохие результаты, разочаровываются и продают акции.

Третья ситуация: плохая динамика экономических показателей – низкая цена акций. В этом случае цена акций уже отражает плохое состояние дел в компании и, как правило, снижается параллельно с ухудшением динамики.

Четвертая ситуация: хорошая динамика экономических показателей – высокая цена акций. В этом случае цена с течением времени может снижаться или долгое время находиться «в боковике». До тех пор, пока не возникнет соответствия между ценой и экономикой. Иногда такие акции могут даже расти как бы авансом, но темп их роста, как правило, ниже, чем темпы улучшения экономики.

Каждая из этих ситуаций доказывает взаимосвязь «экономики» и стоимости акций и может характеризовать скорость проявления данной зависимости.

Еще возможна ситуация, когда фактические цены акций соответствуют расчетным, а их динамика соответствует изменению экономических показателей деятельности (положительному или отрицательному). Эта ситуация доказывает взаимосвязь «экономики» компаний и стоимости их акций, но не дает информации о скорости проявлении данной взаимосвязи.

Очередным «тонким моментом» в исследовании является расчет справедливой стоимости (Р’) на основании экономических показателей, таких как текущая прибыль (Е), выручка (S), размер собственных средств (BV). Для каждой отчетной даты в изучаемом историческом периоде по каждой компании мы определяли коэффициенты Р/Е, P/S, P/BV, которые в этот момент должны были бы нормально характеризовать стоимость компании на основании этих экономических показателей (Е, S, BV). В результате для каждого показателя мы получили свою «справедливую» расчетную стоимость: стоимость, рассчитанную на основе прибыльности (РЕ), выручки (PS) и размера собственных средств (PBV). Точно так же, сопоставляя разницу между этими расчетными показателями и фактическими, изучая скорость, с которой эта разница сокращается, мы выяснили влияние, которое каждый из этих показателей оказывает на приближение фактической рыночной стоимости к расчетной.

Вывод №3: Разные экономические показатели оказывают разный эффект на стоимость акций. Мы остановились на следующем базовом соотношении влияния: 50% для прибыльности, 25% для выручки и 25% для размера собственных средств.

Данные показатели характерны для любой компании, но помимо них существуют показатели деятельности, характерные для каждой отрасли. В «нефтянке», например, объем разведанных запасов, в энергетике – установленные мощности. Они тоже вносят свой вклад в проявление этой взаимосвязи. Наши исследования нацелены на то, чтобы выявить их влияние. Для точности прогнозов критична как переоценка, так и недооценка этого влияния.

Следует отметить, что на практике фактическая стоимость почти никогда в точности не отражает «экономику». В динамике это можно выразить в виде двух линий на графике. Первая отражает «справедливую» стоимость, рассчитанную на основе экономических показателей, а вторая – фактическую рыночную цену на бирже. Вторая будет все время колебаться относительно первой, очень плавной линии. Эти постоянные колебания и создают иллюзию отсутствия взаимосвязи. Ежеминутные хаотичные колебания рынка превращаются в закономерность на длинных временных интервалах – год, три, пять. Конечно, рост акций зависит от того, покупают их или нет. Но готовность покупать зависит от результатов бизнеса.

Остался один «тонкий момент», который мы еще не обсудили: как максимально точно спрогнозировать результаты будущей деятельности? Это та задача, на которой сконцентрированы все усилия нашего аналитического подразделения. Как это делается? Наверное, это тема для отдельного материала.

Выводы:

  1. Результаты наших исследований показали четкую взаимосвязь между экономическими показателями деятельности компаний и стоимостью их акций.
  2. В каждый отдельный момент времени фактическая рыночная цена акций почти никогда не совпадает со стоимостью, рассчитанной на основе экономических показателей деятельности компаний. Эта взаимосвязь носит динамический характер и проявляется в течение 1 года для «голубых фишек» и в течение 2-3 лет для акций «второго эшелона».
  3. Разные показатели оказывают разное влияние на данную взаимосвязь.
  4. Можно не бояться текущих колебаний, если уверен в точности своего прогноза экономических показателей.

Вопросы к статье:

Существует ли взаимосвязь между экономикой компании (размером чистой прибыли, выручки, балансовой стоимости) и рыночной стоимостью ее акций?

  • Сделки с акциями на вторичном рынке никакого влияния на экономику компании не оказывают
  • Данная зависимость проявляется только в том случае, если компания регулярно выплачивает дивиденды и осуществляет бай-бэки
  • На практике фактическая стоимость в моменте почти никогда в точности не отражает экономику компании, однако на длинных временных интервалах колебания рынка превращаются в закономерность, четко отражающую зависимость рыночной стоимости и экономики
  • Стоимость акций в моменте зависит от настроения групп продавцов и покупателей на вторичном рынке, а на длинных временных отрезках — от того, сила какой группы окажет преобладающее влияние

Может ли миноритарный акционер получать доход от деятельности компании (бизнеса), приобретая ее акции на вторичном рынке?

  • Да, но только в том случае, если миноритарный акционер обладает инсайдерской информацией о компании
  • Нет, доходы миноритарного акционера носят непрогнозируемый характер, так как всеми результатами деятельности бизнеса распоряжаются мажоритарные акционеры и менеджмент
  • Да, так как в независимости от доли участия в бизнесе курсовая стоимость акций зависит от экономики компании
  • Нет, на вторичном рынке миноритарий может зарабатывать только за счет спекуляций

Как портфельный инвестор может использовать волатильность акции с точки зрения прогноза будущей стоимости компании?

  • Портфельный инвестор, согласно теории Марковица, может использовать информацию о волатильности для определения состава портфеля и лимитов на отдельные акции в нем
  • Волатильность акции коррелирует с точностью прогноза экономических показателей компании, как доказано во второй части статьи
  • Волатильность акции не имеет отношения к прогнозу будущей стоимости компании, но волатильность можно использовать при регулярном инвестировании
  • Чем выше волатильность, тем больше можно заработать на спекуляциях

Принять участие в акции

____________________________________________________________________________

«УК «Арсагера»
194021, Санкт-Петербург, ул. Шателена, дом 26А БЦ «Ренессанс», 8-й этаж.
Тел. (812) 313-05-30
arsagera.ru
Лицензии ФСФР России: № 21-000-1-00714 от 06.04.2010, № 078-10982-001000 от 31.01.2008

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Валентин Егерев
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.