Почему дроны не полетят над Россией: пять причин

Присутствуя на различных форумах и конференциях, регулярно слышу от спикеров о внедрении в США и Европе новых логистических технологий, которые способны изменить мир, в том числе и о доставках дронами товаров покупателям. Звучит красиво, современно и даже реалистично. Мощное и современное конкурентное преимущество, которое в ближайшей перспективе позволит обойти многие компании, как в ритейле, так и в других областях рынка.

По логике, если компания Amazon смогла реализовать этот проект в США и динамично его развивает, почему бы не сделать такой проект в России и тем самым стать «российским Амазоном»? Размышляя на эту тему, я выделил несколько ключевых проблем, мешающих реализовать такой проект. В ближайшие 10-15 лет развитие такого проекта в России практически неосуществимо. И вот почему.

1. Законодательство в России

«Воздушный кодекс» РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации. И хотя дроны не являются самолетами, они используют пресловутое воздушное пространство, следовательно, возможно потребуется вносить изменения в Воздушный кодекс, а также создавать соответствующие регламенты для использования.

А мы все знаем, как в России вносятся изменения в законодательные акты. Зачастую на это уходят годы и даже десятилетия. Как обычно, будут проводиться десятки согласований с различными министерствами и ведомствами, в том числе, с министерством природопользования. Вероятно, потребуется определение и выделение эшелонов полетов – если дроны будут использоваться компаниями повсеместно, так или иначе придется делить воздушное пространство нормативными актами и закреплять эшелоны за конкретными компаниями.

Еще одна проблема – закрытые территории, над которыми полеты на низких высотах категорически запрещены. Учитывая, что таких зон достаточно много, это может существенно снизить пропускную способность полетов, и как следствие ограничить маршрутизацию полетов.

Одним из «камней преткновения» может стать необходимость соблюдения государственной тайны. В этих случаях некоторые полеты будут проходить хоть и не над секретными предприятиями и объектами, но вполне возможно на близком расстоянии от них. Значит, что с любого дрона заинтересованные лица вполне смогут вести съемку секретных объектов в рамках промышленного или государственного шпионажа. Чтобы исключить такую возможность, необходимо будет имплементировать специальные технологии на секретных предприятиях для автоматической блокировки съемок вблизи таких объектов, что тоже потребует ряда согласований с ФСО и ФСБ России.

2. Ограничения инфраструктуры

Инфраструктуры для выполнения полетов на сегодняшний день попросту не существует. Более того, даже если начать ее создавать, то это потребует крупных инвестиций, которые смогут себе позволить только крупные корпорации. Необходимо создать множество площадок для посадки дронов в различных частях города, чтобы обеспечить хороший уровень удовлетворения спроса покупателей в обозначенную единицу времени.

Обеспечение безопасности самой инфраструктуры вызывает много вопросов. Например, как сохранить в целости и сохранности посадочные площадки для дронов, учитывая, что их будет множество в различных частях города и не исключена возможность, что какой-нибудь «умник» случайно снесет ее автомобилем, в попытке припарковаться на газоне.

Таким образом, возникает необходимость создания визуального контроля площадок, посредством организации центра слежения за площадками и установки на них камер слежения, что тоже довольно ощутимо в денежном выражении затрат.

3. Безопасность полетов

В этой части все еще сложнее. Необходимо разрабатывать и согласовывать с различными ведомствами конкретные регламенты, которые будут определять требования к безопасности полетов и требования к самим дронам.

Никому же не хочется, чтобы дрон, находясь в полете, свалился на крышу автомобиля, разломал часть крыши на дачном участке или врезался в окно из-за того, что у него закончился заряд батареи. Кроме того, необходимо понимать, когда и где дроны можно использовать, в какие периоды года и в каких климатических условиях.

Не менее важной является разработка и внедрение в дронах системы экстренной безопасности на случай остановки несущих винтов и его падения. Возможно, понадобится разработка парашютной системы для предотвращения глобального повреждения как объектов городской инфраструктуры, так и самого дрона. И это снова вложения.

Жизнь и здоровье людей не менее важны в безопасности полетов – есть шансы причинения вреда здоровью граждан падающими с неба дронами и грузами. Однозначно потребуется создание центра визуального контроля, чтобы следить круглосуточно в режиме реального времени за выполнением полетов дронов над заданной территорией.

Учитывая привычку россиян брать все, что «плохо лежит», придется думать о предотвращении банального воровства товара с места посадки дрона, если покупатель не сможет прийти вовремя. Это в свою очередь также предполагает разработку программы безопасности и для этого случая.

4. Техническое несовершенство дронов и их обслуживание

Несмотря на то, что технологии широко шагают по планете, и что вчера было фантастикой, сегодня стало реальностью, оставляет желать лучшего конструкция самих дронов, мощности винтов и емкость батарей.

Грузоподъемность у дронов, используемых для доставки, небольшая, а значит, есть ограничения по весу. И не все товары можно доставлять покупателям, что само по себе снижает эффективность его использования.

Батареи требуются большей емкости, а подзарядка их в пути жизненно необходима – в случае окончания заряда дрон совершит посадку в любом месте маршрута, следовательно, его необходимо будет оттуда забирать, не говоря уже о проблемах с клиентом из-за своевременно не доставленного товара.

Об ограниченности использования дронов по времени, погоде и сезонности вообще говорить не приходится. В зимний период велика вероятность замерзания батарей, а падающий снег и ветры обеспечат обледенение дронов, что в свою очередь требует изобретения дополнительной технологии, чтобы обеспечить обогрев дрона в полете, а это приведет к дополнительному расходу энергии, и как следствие, уменьшению полетного времени.

Требуется также придумать систему навигации для возможности маршрутизации без GPS и сотовой связи – велика вероятность, что на каких-либо участках не окажется ни того ни другого.

Любая техника требует обслуживания, поэтому необходимо строительство дилерской сети для продажи и последующего обслуживания оборудования. Реализация такой задачи потребует дополнительных капитальных вложений в оборудование и материалы.

5. Битва за воздушное пространство

Когда открывается новое технологическое направление, многие передовые компании стремятся заполучить такую технологию для обладания конкурентным преимуществом. Однако возникает вопрос. Если таких компаний, например, сто или больше, то каким образом они будут делить воздушное пространство над городом? А если таких доставок будет сто тысяч в сутки или больше, то каким должен быть алгоритм использования неба? Каким образом будет определяться приоритет полетов – тоже непонятно. Если, например, нужно доставить больному диабетом инсулин в кратчайшие сроки, то нужно ли награждать такой заказ приоритетностью или нет или вводить соответствующие квоты?

Понятно, что при использовании воздушного пространства необходимо делить его на эшелоны и время полетов, однако кто будет это контролировать в режиме реального времени, и кто будет корректировать высоту дронов при сбое полета и опасном сближении? С самолетами в целом все понятно. Система ПВО контролирует передвижение воздушных судов по территории и за территорией РФ, в аэропортах контроль взлетов, полетов и посадок осуществляют диспетчерские вышки, а с полетами дронов нет ясности абсолютно никакой.

Как же осваивать эту технологию в российских реалиях?

Исходя из изложенного, реализация подобных проектов представляется достаточно сложной, но не совсем утопической. Однозначного решения здесь нет, однако вполне возможно сделать ряд шагов и впоследствии реализовать такой проект при правильном подходе к этому вопросу. Как минимум, должна проводиться совместная работа, как со стороны правительства РФ, так и со стороны предпринимателей.

Хотя на месте правительства я бы вложил деньги и построил такую систему для дронов по последнему слову техники за государственный счет, а затем продавал бы лицензии, франшизы, сдавал бы их в аренду и прочее. Возможно, это было бы значительно дешевле и эффективнее, чем строить за государственный счет дорогостоящие капитальные объекты инфраструктуры, которые годятся только на время проведения ЧМ по футболу и Олимпиад. В любом случае, правительство может выступить с инициативой и объявить тендер на разработку и строительство такой системы, а затем посредством тендерного победителя реализовать задуманное.

Если говорить о коммерческих структурах, то реализовать такой проект будет под силу только крупным игрокам на рынке. Исходя из стоимости проекта, не каждая компания изыщет необходимые средства для самостоятельной реализации – нужны партнеры. Первые инвесторы, помимо конкурентного преимущества, получат возможность совместного использования такой системы ограниченным числом участников. В свою очередь компании-участники, помимо удовлетворения своих логистических задач по доставке продукции, получат возможность продавать франшизы и права на использование системы сторонним компаниям. Это обеспечит реальную дополнительную прибыль и сделает возможным дальнейшее развитие такого проекта.

Реализация такого проекта также может положить начало новым бизнес-направлениям, а именно, организации нового производства (например, дронов, посадочных площадок, винтов, моторов, модулей памяти, навигации и прочего), а также возможность расширить линейку страховых продуктов в сегменте страхования грузов во время доставки к клиенту.

Учитывая реалии экономики, с трудом верится, что кто-то будет серьезно думать о развитии такого проекта в ближайшей перспективе, хотя развитие альтернативного транспорта является в первую очередь ключевой задачей любого государства и имеет значимость не ниже, чем строительство железных дорог, метро и транспортных развязок.

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Комментарии
Копирайтер, Калуга

Замечательная статья, спасибо, Михаил. Вот я ничего в дронной доставке не понимал, прочитал статью - и теперь понимаю больше, чем большинство моих знакомых))

Директор по логистике, Москва
Караваев Михаил пишет:
Замечательная статья, спасибо, Михаил. Вот я ничего в дронной доставке не понимал, прочитал статью - и теперь понимаю больше, чем большинство моих знакомых))

Михаил, благодарю Вас за отзыв. Очень приятно, что статья Вам оказалась полезной!

HR-директор, Москва

Статья понравилась. Приквел для бизнес-плана. Стратегические вехи реализации намечены, бери и делай.

Коммерческий директор, Москва

По законам жанра, настала пора дополнения и некоторой критики.

Доставка дронами интенсивно развивается в Китае. В каких частях и почему именно там?

Там и потому, где не была ранее налажена курьерская доставка, в том числе, из-за её дороговизны, и потому, недоступности бедным покупателям, то есть, в отдаленных регионах.

В таких местах, и в Китае, и у нас - практически мало важны большинство высказанных опасений Автора.

Автор и сам себе противоречит, с одной стороны, описывая ряд сложностей=опасений, а с другой стороны, включая в ряд "сложностей" соображения, взаимно друг друга аннигилирующие:

"не каждая компания изыщет необходимые средства для самостоятельной реализации";

"Если таких компаний, например, сто или больше, то каким образом они будут делить воздушное пространство..."

Итак, известный пример JD.com показывает, как просто преодолеть большинство справедливо указанных сложностей: внештатный сотрудник может и площадку контролировать, и принять=выдать доставленный на место товар, и дрон дозарядить.

А основной посыл статьи: необходимо мощное, комплексное вмешательство с регулированием со стороны государства - это правда. И то, что это может произойти не сразу, и точно не быстро - тоже правда.

Разве только пришедшая на российский рынок Алиэкспресс пролоббирует?

Директор по логистике, Москва
Дмитрий Жирнов пишет:
Статья понравилась. Приквел для бизнес-плана. Стратегические вехи реализации намечены, бери и делай.

Дмитрий, спасибо. Надеюсь, статья поможет Вам. Удачи.
Директор по логистике, Москва
Борис Васильев пишет:
По законам жанра, настала пора дополнения и некоторой критики.Доставка дронами интенсивно развивается в Китае. В каких частях и почему именно там? Там и потому, где не была ранее налажена курьерская доставка, в том числе, из-за её дороговизны, и потому, недоступности бедным покупателям, то есть, в отдаленных регионах.В таких местах, и в Китае, и у нас - практически мало важны большинство высказанных опасений Автора.Автор и сам себе противоречит, с одной стороны, описывая ряд сложностей=опасений, а с другой стороны, включая в ряд "сложностей" соображения, взаимно друг друга аннигилирующие:"не каждая компания изыщет необходимые средства для самостоятельной реализации";"Если таких компаний, например, сто или больше, то каким образом они будут делить воздушное пространство..."Итак, известный пример JD.com показывает, как просто преодолеть большинство справедливо указанных сложностей: внештатный сотрудник может и площадку контролировать, и принять=выдать доставленный на место товар, и дрон дозарядить.А основной посыл статьи: необходимо мощное, комплексное вмешательство с регулированием со стороны государства - это правда. И то, что это может произойти не сразу, и точно не быстро - тоже правда.Разве только пришедшая на российский рынок Алиэкспресс пролоббирует?

Борис, спасибо за Ваше мнение, оно очень интересное. Для начала, я бы не стал сравнивать Китай и Россию. Абсолютно разный менталитет и отношение, как в жизни, так и к вечному... В Китае коммерция и государство переплетены в бОльшей степени, поэтому и реализовывать там такие проекты значительно проще, так как государство заинтересовано в них. По поводу того, что "не каждая компания изыщет средства"... Я предполагаю, что так или иначе, сложится пул сильных игроков, которым будет по силам получить свой "кусок пирога", но первопроходцем скорее всего будет одна крупная компания, которая сможет, в том числе, поработать с государственными барьерами и "продавит" изменение законодательства. Однозначно - такая компания будет на 100 шагов впереди конкурентов. Как Вы правильно заметили, возможно "поднять" такой проект может быть под силу именно "Алиэкспресс". В любом случае, как я написал в статье, необходим комплексный подход к вопросу. Тогда появится шанс, сдвинуть с мертвой точки эту тему. Само государство скорее всего не будет заниматься этим проектом, так как строить мосты и стадионы значительно прибыльнее, нежели заморачиваться с таким проектом.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Мне кажется, в статье свалены в одну кучу проблемы, возникающие при разных сценариях использования технологии. Одно дело, если мы говорим о доставке "последней мили" в городе-миллионнике. Другое дело, если мы говорим о просторах мало населённых территорий или о просторах же, скажем, Рублевских дач. Очевидно, что проблемы посадочный площадки на условной Рублевке, да даже и на моей даче в садоводстве, просто нет: прилетай, садись на крыльцо, садовый стол или прямо на лужайку, сбрасывай груз - и готово, ваша пицца доставлена. Зато проблемы сервиса и дозарядки в городе выглядят надуманно, а над соседним ленинградским болотом - очень даже реалистично. То же касается проблем падения дрона кому-то "на голову" : то, что в сельской местности может решаться парашютом или планированием на рельеф, в городе не имеет простых решений.

На мой взгляд, правильнее обсуждать не препятствия, а возможности, конкретные сценарии использования. Маркетинг - это не про препятствия, а про потребности. Тот, кто поймёт, зачем, кому и в каком сценарии это нужно, сможет разобраться и с проблемами. Тем более что в таком случае ему не нужно будет сразу разбираться со всеми из них.

Директор по логистике, Москва
Татьяна Лапшина пишет:
Мне кажется, в статье свалены в одну кучу проблемы, возникающие при разных сценариях использования технологии. Одно дело, если мы говорим о доставке "последней мили" в городе-миллионнике. Другое дело, если мы говорим о просторах мало населённых территорий или о просторах же, скажем, Рублевских дач. Очевидно, что проблемы посадочный площадки на условной Рублевке, да даже и на моей даче в садоводстве, просто нет: прилетай, садись на крыльцо, садовый стол или прямо на лужайку, сбрасывай груз - и готово, ваша пицца доставлена. Зато проблемы сервиса и дозарядки в городе выглядят надуманно, а над соседним ленинградским болотом - очень даже реалистично. То же касается проблем падения дрона кому-то "на голову" : то, что в сельской местности может решаться парашютом или планированием на рельеф, в городе не имеет простых решений. На мой взгляд, правильнее обсуждать не препятствия, а возможности, конкретные сценарии использования. Маркетинг - это не про препятствия, а про потребности. Тот, кто поймёт, зачем, кому и в каком сценарии это нужно, сможет разобраться и с проблемами. Тем более что в таком случае ему не нужно будет сразу разбираться со всеми из них.

Татьяна, спасибо за Ваше мнение. Цель этой статьи - задать "вектор" для работы с существующими препятствиями с возможностью реализации в будущем этой технологии доставки. Это некий посыл прогрессивному менеджменту для взятия этой темы в работу и посредством дискуссии, находить решения для устранения выявленных препятствий. Соответственно "вектор" я задаю бесплатно, говоря об общих проблемах в этой статье. Если Вам нужно руководство к действию с пошаговым решением проблемы, учетом всех факторов и формированием плана для работы - это тоже возможно, но это только за деньги. Что же касается Рублевки, то как раз там, открыть такие площадки будет проще всего, да и товар будет всегда в сохранности. Не думаю, что чиновники будут рады посадке дронов на крыльцо, так как никто из них не хочет выставлять на показ свои особняки. Озвученные в статье проблемы носят глобальный характер и требуют проработки хотя бы основных выявленных проблем, чтобы можно было посредством работы над ними, выявлять и проводить работу над смежными проблемами и двигать тему вперед. Маркетинг - это и препятствия тоже, так как если вы их не учитываете, вы не построите реалистичную маркетинговую стратегию, а если и построите "на бумаге", то шансов ее успешно реализовать и получить ощутимый результат - практически нет.

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

А я уверен, что полетят! Спорим?

Директор по логистике, Москва
Александр Жириков пишет:
А я уверен, что полетят! Спорим?

Александр, спасибо за Ваше мнение. Мы все будем Вам признательны, если Вы выскажете свое мнение :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.