Биржевые дебютанты: как инвестировать в IPO

В последнее время на российском фондовом рынке особую популярность приобретает тема IPO. После успешных кейсов размещения десятки других компаний запланировали свои IPO в течение этого года. В связи с растущим количеством выходов на биржу инвесторам стоит присмотреться к новым игрокам. Однако как это сделать правильно?

Что такое IPO

IPO (Initial Public Offering) – первое публичное размещение акций. Простыми словами – день рождения компании для фондового рынка и массового инвестора. И поскольку в восприятии очень многих инвесторов IPO – начальная точка, то в какой-то степени возникает ложное ощущение, что компания просто появилась в момент IPO, а до этого вообще ничего не было.

На самом деле все не так однозначно. Как правило, IPO в меньшей степени начало публичной жизни компании, сколько конец ее венчурного этапа. Конечно, существуют классические компании, которые много лет жили как успешный непубличный бизнес, доросли до состояния, когда им стало полезно превратиться в публичные и провести первичное размещение. Примером может послужить «Европлан» – крупнейшая лизинговая компания России, объявившая о скором IPO. Но когда речь заходит о технологических компаниях, то большинство из них на рынке живет по другой, венчурной схеме.

Что эта схема из себя представляет? Это довольно четкая последовательность этапов, проходя через которые, компании могут интенсивно нарастить капитал, захватить растущую долю рынка, стать самодостаточным игроком и в конце концов провести IPO на многие миллиарды. 

Этапы венчурного финансирования 

  1. На первом этапе, «ангельском», есть стартап, группа энтузиастов с идеей, возможно даже без минимального жизнеспособного продукта (MVP). Здесь у бизнеса нет еще клиентов, процессов. Это еще не бизнес, а его чертеж.
  2. Следующим идет seed или посевной этап. Здесь уже могут зайти фонды ранних стадий, акселераторы. Все еще сыро, но есть продвижение, приблизительный MVP. 
  3. Затем идет Раунд А. Здесь появились действующие процессы, но все остается сильно дотационным. Первые клиенты, которые платят за сервисы или продукты, но это не покрывает почти никаких расходов компании.
  4. Затем идут раунды B, C, D и последующие. Компания продолжает быть убыточной, но с каждым шагом растут охваты рынка, а деньги, приходящие от клиентов, начинают покрывать все большую часть расходных статей.
  5. Наконец, на пятом этапе компания выходит на безубыток, продолжая активно развиваться. Размещение на бирже уже видится на горизонте. Зайти здесь сложно – кто-то еще проводит раунды по привлечению средств, но не всегда и с большими требованиями к инвесторам. Эту стадию условно называют Pre-IPO.
  6. Завершаются все этапы как раз-таки этим самым IPO.

Когда выгоднее всего инвестировать в компанию

На каждом этапе венчурного процесса заходят новые инвесторские деньги, которые позволяют компании развиваться и расти. И на каждом этапе инвесторам продается очередной пакет акций по все более возрастающей цене, а полученные от продажи средства идут на дальнейшее развитие. 

На посевном этапе можно купить, например, 10% компании за небольшую сумму – $50, $30 или даже $10 тыс. Представляете, сколько можно заработать, когда компания выйдет на IPO с миллиардной капитализацией? Как, например, инвесторы Reddit, которые еще до ее выхода на биржу удачно вложили свои средства, – по оценкам экспертов, капитализация Reddit составит около $6,5 млрд. На следующем этапе такой пакет будет уже в разы, если не на порядок дороже. В чем же подвох? Почему не заходить на самом первом этапе?

К сожалению, не все «лошади» доходят до финиша. С ангельской стадии выживают единицы компаний. Только начиная со стадии Pre-IPO шанс, что компания исчезнет близок к нулю. Чем раньше инвестор заходит, тем выше выигрыш для компаний, которые выживут, но тем меньше их процент. И если посмотреть статистику известных фондов, окажется, что совокупная доходность ранних стадий находится на уровне 20-30%. Это «вкусно», но это совсем не те суммы, которые можно заработать, если угадать, какая компания выживет.

Каковы преимущества и недостатки инвестиций в IPO

Если вы заходите на последнем этапе, в момент публичного размещения, шансы, что компания, в которую вы инвестируете, исчезнет с рынка в ближайшей перспективе практически равны нулю. Но тут возникают другие проблемы, которые нужно учитывать. 

Во-первых, аллокация. Рынок знает, когда интересная компания выходит на размещение. Инвесторов, которые захотят инвестировать с вами будет очень много, и скорее всего, всем не хватит – брокер на вашу заявку даст 80%, 50%, 20%, а может и вовсе 5% от запрошенного. И что более обидно, зачастую чем хуже окажется в итоге сделка, тем большую вы получите аллокацию.

Стоит учесть и локап-период. Вероятнее всего, у вас будет запрет на продажу полученных по IPO акций на период до полугода. При этом довольно часто случается, когда в момент «разлока», растущая поначалу компания, уже оказывается в коррекции. К примеру, IT-компания Sprout Social провела IPO в 2019 году, и после завершения локап-периода доходность по ее акциям оказалась на уровне минус 13,65 %.

Доходность при IPO тоже можно считать очередным недостатком. На рынок компанию выводят профессиональные участники – банки-андеррайтеры. Они довольно справедливо оценивают цену размещения. В результате доходность инвестиций в конкретное IPO в среднем оказывается на уровне тех же 20% процентов.

Резюмируя, несмотря на недостатки, IPO оказывается неплохим и надежным инструментом, который будет не лишним в портфеле активного инвестора. Однако с точки зрения баланса риск/доходность стоит лучше присмотреться к более раннему этапу – Pre-IPO.

Почему стоит присмотреться к Pre-IPO

Компания, которая находится на этапе Pre-IPO, уже прочно стоит на ногах, у нее устойчивые финансовые потоки, а капитализация на основе последних раундов привлечения может оцениваться в сотни миллионов. Кроме того, компания уже объявила, что будет выходить на публичное размещение в перспективе пары лет. 

Зайти самостоятельно в Pre-IPO, скорее всего, не получится в силу того, что оценки стоимости акций уже очень высокие, а речь идет о продаже доли, измеряемой несколькими процентами от общего объема выпущенных акций. Для этого придется стать клиентом брокера или специализированного фонда поздних стадий инвестиций.

На что нужно обратить внимание на данной стадии? Преимущества инвестиций в Pre-IPO – доходность. Обычно на сделке поздних стадий можно получить в 2-3 раза больше, чем вложили. Не существует также и понятия аллокации. Если брокер или фонд готовы вам дать объем, то вы сразу понимаете, сколько получите.

Необходимо отметить и очень низкий процент смерти компаний. Как правило, шанс, что крупная и состоявшаяся компания, объявившая о скором выходе на IPO, пусть и не зафиксировавшая еще дату, с крайне низкой вероятностью прекратит свое существование.

Во многих случаях нет и локап-периода. Акции можно продать сразу же после начала торгов. Даже до выхода в публичное обращение у инвестора бывает возможность, не дожидаясь IPO, выйти с прибылью через некоторое время на внебиржевом рынке.

Однако не все так просто. Из минусов, нужно отметить следующее. Выходя на IPO, инвесторы получают абсолютно однородную акцию, такую же как у всех. В случае с Pre-IPO у двух разных компаний юридическое оформление может кардинально различаться. Это могут быть акции в реестре компании, во внешнем реестре, где-то это будет в виде деривативов и др. 

Несмотря на то, что доходность значительно выше, чем на IPO, с Pre-IPO придется значительно дольше «сидеть» в позиции – 1-2 года. И нет уверенность в сроке, в отличие от ситуации с IPO. Шанс, что компания обанкротится на этом этапе крайне низок, а вот что инвестиция затянется дольше ожидаемого – существует.

Что в итоге: Pre-IPO или IPO?

Если вы не являетесь профессиональным венчурным инвестором и тем более бизнес-ангелом, то вам лучше ограничиться этапами Pre-IPO и собственно самим размещением. Если вы хотите практически полностью исключить риски и готовы ограничиться меньшей доходностью, то ваш выбор – классический брокер и IPO. Если вы хотите достаточно надежный инструмент, но все же готовы к большей неопределенности и хотите большую доходность – заходите на шаг раньше.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Старков
Специалист, Пермь

Pre-ipo для непрофессиональных инвесторов советовать некорректно. 

Это инструмент для проф. инвесторов. 

Самостоятельно без экспертизы такое оценивать - такое себе. 

 

Что в итоге: Pre-IPO или IPO?

Это манипуляция. 

 

Если вы не являетесь профессиональным венчурным инвестором и тем более бизнес-ангелом, а на рынок акций зайти хочется,  то лучше ограничиться покупкой индексного фонда акций вдолгую на мЕньшую часть своего капитала. 

 

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.