Как составить такую претензию, чтобы должник заплатил

Довольно часто когда контрагент, получив товар или услугу, не оплачивает ее или оплачивает оставшуюся сумму маленькими платежами. Знакомо? Разберемся, что делать в такой ситуации, не подавая в суд, чтобы избежать затрат на юристов, оплату госпошлины и другие расходы. Конечно, если вам повезло с адвокатом, и решение будет в вашу пользу, затраты будут взысканы с ответчика вместе с долгом. Но если есть возможность решить проблему, не начиная судебной тяжбы, их нужно использовать. Поговорка «Худой мир лучше хорошей войны» работает и в юриспруденции. К тому же есть реальные примеры досудебного урегулирования споров. Как это сделать?

Вариант первый: аморфный

При хороших объемах закупок товара или услуг, работать с отсрочкой выгодно продавцу и покупателю. Но есть недостатки у такой модели с юридической точки зрения. В маркетинг и бухгалтерию вдаваться не буду. Самый большой риск – невозможность получить деньги при сформированной сумме долга.

При этом, есть, конечно же, юридические решения, и в ряде случаев они дают 100% гарантию возврата денег: залог товаров в обороте, поручительство, гарантии. Проблема решается путем направления писем менеджерам по электронной почте (причем не всегда с использованием корпоративных адресов), а также звонков с вопросом, когда же планируется оплата.

Вариант второй: амбициозный

Когда первый способ не дает результатов, эмоции начинают брать верх над рассудительностью. В этом случае без анализа юридической составляющей ситуации и рисков подается иск в суд. В ряде случаев, иск готовит менеджер, обслуживающий клиента, и это приводит к ошибкам, которые исправить крайне сложно или невозможно.

Часто, иск поданный без консультации с арбитражным адвокатом, оставляется судом без рассмотрения, возвращается или остается без движения. Кроме того, в 99% случаев, расчет неустойки и штрафов, начисляемых должнику, менеджер или бухгалтер компании делает в меньшем размере, либо вообще неверно, а государственную пошлину рассчитывает в большем, чем нужно. Разве есть в этом экономическая целесообразность? Адвокат же, специализирующийся на разрешении экономических споров знает не только, как правильно платить, но и вовсе как не платить при подаче иска госпошлину, отнеся ее на должника.

Вариант третий: разумный

Этот вариант целесообразно рассматривать, если не хочется ссориться с контрагентом, делающим хорошие закупки. Но в ряде случаев ждать уже некуда. В этом случае необходимо подготовить лояльную претензию, но с обозначением всех правовых обстоятельств, указывающих, «кто в доме хозяин».

Мне довольно часто приходиться готовить такие претензии, с соблюдением инфостиля, лояльного отношения к контрагенту, мотивируя требования ссылками на договор и нормы права. При этом самое важное – убедить адресата, что решение вопроса во внесудебном порядке – дешевле, выгоднее и удобнее для дальнейшей работы. Важно показать, что к такому решению склоняется сам кредитор, но, если договориться не удастся, готов прекратить отношения и судиться. В 70% случаев, которые мне известны, после получения такой претензии уже в течение 14 дней должник возвращал задолженность и неустойку. При этом стороны продолжали сотрудничать.

Не все претензии результативны

Есть стереотип: претензия – формальная бумажка с парой предложений в духе: у вас задолженность в таком-то размере, верните в течение десяти дней или мы обратимся в суд. Конечно, такая претензия не сработает.

Во-первых, по ней видно, что специалист по правовым вопросам в ее подготовке участия не принимал. Такая претензия показывает, что ее составлял менеджер, бухгалтер или в лучшем случае – юрист низкой квалификации. Во-вторых, она не цепляет, не убеждает и не показывает контрагенту целостную картинку сложившейся ситуации. Она затеряется среди массы других претензий и писем.

Претензия должна быть написана, с одной стороны, как литературное произведение, которое вызывает определенные эмоции у читающего. Только тогда она сработает и даст результат. С другой стороны, составлять претензию нужно так же тщательно, как исковое заявление. Это показывает уровень профессионализма юриста или адвоката, дает должнику ясно понять, что поставщик во всеоружии и угроза суда реальна. При этом мой опыт юридического сопровождения бизнеса, сотни судебных заседаний, тысячи прочитанных и написанных исков, отзывов, возражений, претензий и договоров говорит о том, что необходимо стремиться к краткости и емкости юридических документов.

Может возникнуть вопрос: так ли важна претензия? Да, Важна! Как уже сказано выше, грамотная и убеждающая претензия позволяет получить долг или товар. Кроме того, обязательный досудебный порядок разрешения спора предусмотрен действующим законодательством, в частности ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

И тут есть важная особенность. Указанная статья Арбитражного процессуального кодекса устанавливает срок обязательного досудебного разрешения спора: претензия должна быть направлена должнику за 30 дней перед подачей иска в суд. Этот срок может быть изменен в большую или меньшую сторону в договоре между сторонами. Но если такого пункта в договоре нет, или вообще нет официально оформленного договора, то нужно ждать 30 дней. Поэтому я рекомендую направлять претензию с учетом указанных выше рекомендаций по истечении пяти-десяти дней с момента наступления срока для оплаты. Тогда время будет работать на вас.

Соблюдение указанных рекомендаций, грамотное составление претензии и уважительное отношение к вашему контрагенту позволяет быстро взыскать задолженность без суда.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Юрист, Москва

Вопрос досудебного правового разрешения споров, связанных с оплатой задолженности особо интересен сейчас бизнесу. Если не так давно, предприниматели сразу обращались в суд и судились, то сейчас понимают, что при возможности урегулировать спор мирно, нужно это делать.

Директор по рекламе, Москва

что важнее мир или деньги - мир! )))

бывает ситуация вроде бы добрых отношений, когда контракт был невозможен, а заказчик (например известный банк) на самом высоком уровне менеджмента обещает возместить оплату а юристы просто говорят "мы не могли не оплатить - мы не такие - у нас так не бывает" а устроить встречу с топ менеджером не всегда удается

HR-директор, Москва

Краткое содержание статьи: претензию нужно составлять грамотно, а как именно, я вам не расскажу.

Генеральный директор, Турция

А можно реальные примеры от людей, которые не платили, но "грамотная " претензия их убедила?

Скажу свое мнение - никакие претензии не работают. Как формальная часть процедуры взыскания - все понятно, но как убедительный и побудительный мотив, чтобы оплатить задолженность - не работают.

Если кто-то не платит, он знает, почему он это делает. И знает процедуру - суд-исполнительный лист-судебные приставы и т.д. И он к ней готов.

Генеральный директор, Турция
Денис Шашкин пишет:
Если не так давно, предприниматели сразу обращались в суд и судились, то сейчас понимают, что при возможности урегулировать спор мирно, нужно это делать.

Откуда вот это утверждение? Это личное наблюдение или есть какая-то статистика?

У меня совершенно другие наблюдения.

Генеральный директор, Турция

И по поводу Вашей фотографии к статье.


Световая схема "бабочка" при портретной съемке (а именно эта схема использована на Вашем портрете) - хорошо идет моделям женского пола с ярко выраженными скулами и бьюти-макияжем.

Для мужского делового портрета - она не очень подходит. Гораздо интереснее смотрится рембрандтовский свет или просто мягкий рассеянный верхнебоковой свет.

Евгений Труфанов +571 Евгений Труфанов Директор по развитию, Ставрополь

Автор "рекламно засветился". Что тут ещё сказать. К примеру, если бы автор написал бы рекомендацию "не особо умным" на тему: претензионное требование + предварительные обеспечительные меры, - была бы понятная его квалификация. А так...какая то мелкотравчатая замануха.

Начальник участка, Москва

Не вижу сложности написать претензию.

Уважаемый господин ....N!!!

Уведомляем Вас о накопившейся задолженности в сумме ...... по договору № .... от .... по пункту № ... договора срок оплаты составляет ...N дней. Просим Вас оплатить накопившую задолженность до .... (+ 10 рабочих дней к ориентировочной дате получения корреспонденции контрагентом). В случае не оплаты образовавшейся задолженности мы оставляем за собой право обратиться в суд.
Просим Вас в рамках досудебного разбирательства решить вопрос оплаты по договору № .... от .... . График работы нашей фирмы с.... по .... фактический адрес .... контактное лицо ....... контактный телефон ......
Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!!!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.