Открытая сертификация в лизинге: выгоды для лизингополучателя

Лизинг по своей сути очень творческая область финансовой деятельности. Каждая сделка по-своему исключительна. В силу присущей лизингу многосторонности на его ключевом элементе лизинговой компании фокусируются интересы всех участников инвестиционного процесса, что обуславливает повышенные требования к компетентности ее сотрудников.

В специалисте по лизингу должны сочетаться осторожность банкира, разудалость купца, въедливость оценщика, гибкость посредника, занудливость бухгалтера, основательность инженера, бездушность сотрудника ломбарда, фантазия инноватора... Соответственно, без разносторонних знаний в лизинге не выживешь, это не банковская деятельность с ее большим количеством узких, «зарегулированных» государственными надзорными органами профессиональных специализаций.

Закономерно, что в жестких рыночных условиях лизинговые компании вынуждены отходить от модных ранее стандартных продуктов из-за их несоответствия разнообразным нуждам и чаяниям клиентов. Показательно, что многие операторы этого рынка сейчас декларируют «индивидуальный подход» и разработку индивидуализированных программ практически под каждого клиента. На самом деле, идет процесс возвращения к сути лизинга, в рыночную реальность, после нескольких лет стремительного развития отечественного рынка лизинга, динамика которого опередила способность персонала подобных компаний адекватно управлять рисками своей деятельности.

Практика лизинговой деятельности – это на 80 % использование уже имеющихся, устоявшихся знаний и лишь на 20% – знаний новых, передовых, но все равно знаний. Как уже отмечалось, знания, которые необходимы специалисту по лизингу – самые различные, это не только знание инструкций и законов. Сотруднику компании необходима компетентность во многих рынках товаров и услуг, законах движения финансовых потоков, не обойтись без инженерно-технических знаний, требуются знания маркетинга, статистики, экономических моделей, экономики клиентов, и, конечно, доскональное знание предмета лизинга, различных лизинговых операций и продуктов.

Без компетентного персонала компания не будет конкурентоспособной на рынке, не сможет адекватно реагировать на изменения рыночной конъюктуры и, соответственно, эффективно удовлетворять потребности в инвестиционном развитии своих клиентов – действующих и потенциальных лизингополучателей.

Понимая данную ситуацию, часть лизингового сообщества еще до начала кризиса 2008 года признала перспективным создание «прозрачного», доступного и открытого для всех участников рынка лизинга механизма выявления уровня и обновления состава знаний своих сотрудников в целях поддержания и развития профессиональной квалификации персонала.

Один из путей решения проблемы квалификации – выделение и формализация объема знаний, необходимого для успешной работы в лизинге. Идея проста: если мы сможем сформулировать и поддерживать актуальный перечень требований к знаниям специалиста (стандарт квалификации), то на основе последующего тестирования мы получаем возможность легко и качественно достичь следующих целей:

  • систематизация и понятность требований лизинговой компании к знаниям своих сотрудников;
  • получение дополнительного и сильного критерия для оценки персонала;
  • получение дополнительного инструмента для мотивации персонала к повышению квалификации;
  • сокращение времени обучения и повышения квалификации своих специалистов;
  • неуклонное повышение степени «вменяемости» сотрудников в общении с клиентурой.

Квалификационное тестирование – простой и эффективный метод оценки персонала. Кроме тестирования сегодня нет другого столь удобного способа управления знаниями десятков, сотен и даже тысяч сотрудников. Думается, что проще и дешевле только одно – совсем не заниматься подготовкой персонала. Понимая это, все больше участников лизингового сообщества начинают участвовать в открытом квалификационном тестировании, проводимом под эгидой одной из действующих в России лизинговых ассоциаций. Отметим, что само тестирование является делом сугубо добровольным и бесплатным.

Самое первое квалификационное тестирование по лизингу было пробным, оно прошло в начале весны 2009 года в рамках очередной открытой сертификации банковских специалистов по стандартам квалификации, и в нем участвовало пять лизинговых компаний.

В мае 2009 года было решено проводить для лизинговых компаний отдельную сессию, в которой приняло участие уже 173 человека из двадцати одной компании со всей России. Результат – менее 29% участников смогли преодолеть 70%-ый барьер правильных ответов на вопросы базового квалификационного теста по специальности (110 вопросов по 22 темам).

В октябре 2009 года была проведена вторая квалификационная сессия, на участие в которой было заявлено со всей страны 410 специалистов по лизингу из тридцати девяти организаций, в том числе двух вузов. Результат – немногим чуть менее 42% из 277 участников, рискнувших приступить к проверке своих знаний, успешно прошли обновленную версию базового теста.

Симптоматичны следующие тренды:

– количество, география и состав организаций-участников тестирования расширяются;

– увеличивается количество специалистов, желающих пройти квалификационный тест;

– среди «тестирующихся» появились студенты, которые «примеряют» свои способности и возможности для реализации себя в лизинговой сфере;

– участники стали перед тестированием «освежать» свои знания, серьезнее относиться к вопросам теста;

– интерес к выполнению функций официальных наблюдателей проявили авторитетные независимые консультанты по лизингу, причем интерес был не только ими проявлен, но и реализован.

Является отрадным уже тот факт, что отечественное лизинговое сообщество начало осознавать, что без публичной добровольной постоянной «поверки» знаний своих специалистов на соответствие их хотя бы базовым требованиям квалификации, без постоянного развития этих знаний, трудно быть конкурентоспособным на реальном и «жестком» рынке. И не просто осознавать, но и предпринимать пусть первые, маленькие, но конкретные и практические шаги в этом направлении. Может быть, это является одним из признаков появления черт реальной саморегулируемости у лизингового сообщества?

Несомненно, грамотные потребители лизинговых услуг прекрасно понимают, что регулярное участие компании в публичном, открытом для всех и бесплатном тестировании знаний своего персонала, свидетельствует о действительном, а не рекламном, желании такой компании быть конкурентоспособной и эффективной для своих действующих и потенциальных клиентов. То же самое можно сказать и о восприятии такого факта традиционными партнерами лизинговых фирм – продавцами, банками, страховыми и оценочными компаниями. Понятно, что при прочих равных условиях, в случае бизнес-взаимодействия с такой лизинговой компанией их деловые риски будут хоть на какую-то величину, но устойчиво меньше.

Дальновидным же руководителям компаний, думающим на перспективу, результаты квалификационного тестирования могут быть интересны, кроме того, в плане облегчения поиска персонала в виде инициативных, увлеченных своим делом людей – вот же они, студенты, проявляющие интерес к предмету.

Есть куда двигаться в развитии квалификационного тестирования – тут и введение в действующую практику, в дополнение к базовому тесту, тематических, специальных, углубленных, а также международных тестов, признаваемых зарубежными и международными лизинговыми ассоциациями; проведение корпоративных и межкорпоративных интернет-чемпионатов; организация аттестации персонала в компаниях на основе единых квалификационных требованиях лизингового сообщества; проведение «учебных тревог» – оценка готовности персонала к проверкам надзорных органов и многое другое. Жизнь сама подскажет наиболее эффективные варианты – были бы желание и возможности.

ото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

Microsoft сокращает расходы на сотрудников, обучение и корпоративы

Компания пытается сократить расходы всеми доступными способами.

Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие.