«Портфель Директора»: новый и вместительный

Известная на рынке бизнес-образования компания SRC Consulting Group в канун своего пятилетия выпустила революционный, не имеющий аналогов продукт – мультимедийную обучающую программу «Портфель Директора». Программа разработана ведущими российскими консультантами в области менеджмента, маркетинга, финансов и управления персоналом. За основу была взята программа Executive MBA, но при этом все технологии адаптированы и успешно используются на российском рынке. В Программе оптимально сочетаются 42 часа видеолекций, система интерактивных тестов, конспекты лекций и универсальные приложения; большая часть знаний передается в виде инструментов, готовых для немедленного практического использования. Весь материал содержится на 20 компакт-дисках, по которым можно заниматься где угодно и когда угодно, без привязки к расписанию учебных заведений и преподавателей.

Более подробно о программе «Портфель Директора» журналисту Executive рассказали Ирина Ткачева, генеральный директор SRC Consulting Group, и Марина Алхимова, руководитель отдела мультимедийных проектов.

Executive: Как возникла идея создания мультимедийной программы «Портфель Директора»?

Марина Алхимова. В наш «Учебный центр СРС-Мастер» очень часто обращаются менеджеры с вопросом, можно ли обучаться у нас дистанционно. Основная проблема заключается в том, что многие управленцы не имеют возможности покинуть свое предприятие даже на один-два дня, а большинство региональных компаний не всегда в состоянии оплачивать своим сотрудникам командировки в столицу на учебу. Поэтому и возникла потребность в доступе к качественным знаниям и информации «без отрыва от производства». Таким образом, сами клиенты подтолкнули нас к идее создания Программы. Окончательно содержание «Портфеля Директора» было определено в мае прошлого года президентом компании SRC Александром Кузнецовым и генеральным директором компании Ириной Ткачёвой. Тогда же и началась работа над созданием Программы, которая была успешно завершена в апреле 2004 года.

Executive: Чем программа «Портфель Директора» отличается от других дистанционных курсов?

М.А. «Портфель Директора» представляет собой самоучитель по наиболее важным и актуальным бизнес-дисциплинам, который позволяет не только получить новые знания, но и проверить качество их усвоения с помощью системы тестирования. Первое и основное отличие от большинства дистанционных курсов, существующих сейчас на нашем рынке, заключается в способе подаче информации, который рассчитан как на зрительное, так и на слуховое восприятие. К примеру, в нашей Программе есть видео-блок – записи лекций, которые читают бизнес-тренеры. Для многих наших потенциальных клиентов, которые являются аудиалами, очень привычно и логично воспринимать информацию на слух. По большому счёту, изложение материала не сильно отличается от пребывания на обычном семинаре. Все шесть авторов-консультантов хорошо владеют речью, у них отличные презентационные навыки, и слушать их действительно интересно. Также существует возможность просто читать конспекты этих же самых лекций - при желании человек может их распечатать и изучать содержание так, как он читал бы любой другой учебник.

Еще одно отличие от подобных курсов: никто никогда не собирал все эти дисциплины в одну программу. Напротив, обычно видео-тренинги или дистанционные курсы дробятся на минимальные 'кусочки' знаний, касаются одной очень узкой темы. А в Портфель Директора входит и стратегический менеджмент, и маркетинг, и финансовый менеджмент, и управление персоналом. Поэтому данная Программа пока не имеет абсолютно никаких аналогов, и сравнивать её с чем-то трудно.

Executive: В чем главное отличие мультимедийного курса от «живого» семинара?

Ирина Ткачева. Когда вы находитесь один на один с компьютером, вы не комплексуете по поводу того, что чего-то не поняли. На семинарах часто возникают такие проблемы, когда на них собираются люди разного уровня: допустим, на семинар по управленческому учёту приходят и опытные бухгалтера, и руководители компаний. А для большинства директоров такие понятия, как «счёт», «проводка», «реестр счетов» – это что-то «из другой жизни». Директор крупной компании ничего не понимает, а рядом сидит девчонка-бухгалтер 22-х лет, которая ежедневно оперирует этими терминами. И порой этому мужчине-директору очень трудно поднять руку и просто сказать: «Извините, что вы сейчас имели в виду?». Сложно признать, что ты чего-то не знаешь. При прохождении нашего мультимедийного курса таких проблем не возникает. Если что-то не понятно, можно вернуться и посмотреть нужный фрагмент столько раз, сколько необходимо для того, чтобы понять, потом разобраться в слайдах, почитать конспекты, написать вопрос автору и получить на него ответ. Поэтому по этой Программе заниматься легче, чем посещать семинары, учиться в ВУЗе или по программе МВА очно.

Executive: Призвана ли ваша Программа заменить курс MBA?

И.Т. Мы не ставили перед собой такой цели. «Портфель Директора» - это самоучитель. Точно так же, как самоучитель игры на гитаре не заменит вам личного общения с преподавателем и обучения в музыкальной школе, так и эта Программа не заменит MBA. Кроме знаний, MBA даёт менеджерам связи, контакты, новый круг общения. Но эта Программа и стоит во много раз дешевле, чем обучение на курсе MBA. Поэтому «Портфель Директора» рассчитан на тех, кто по каким-то причинам не может себе позволить учиться на MBA, или для тех, кто сам обучившись на MBA, не хочет платить такие же деньги за учебу своих сотрудников. Руководителю надо разговаривать на одном языке с подчиненными, и он может воспользоваться этой Программой для того, чтобы обучить свою команду.

Executive: Насколько наши менеджеры способны себя организовать таким образом, чтобы каждый день находить время для занятий по данному курсу?

И.Т. Понятно, что без мотивации к обучению никакое обучение невозможно. Очень давно великие педагоги говорили о том, что заставить человека учиться можно всего 2 способами – заинтересовать, показать какие преимущества он получит, если что-то новое узнает, и испугать – показать, как плохо ему будет, если он этого не узнает. Здесь те же самые возможности. Руководители обычно самомотивированы на обучение. Мы со своей стороны сделали всё возможное для того, чтобы человека заинтересовать, чтобы заниматься по Программе было интересно и увлекательно. Поэтому, если люди хотят учиться, они будут учиться. Те, кто приобрёл Программу, занимаются по ней достаточно регулярно и с большим интересом. Я даже больше скажу: мой отец, которому 60 лет, прекрасный технический специалист, великолепный инженер-строитель, с большим интересом занимается по этой Программе уже 3 месяца по собственной инициативе, осознавая, что в наше время без знаний об управлении предприятием, без знаний о бизнесе работать уже невозможно.

Executive: Т.е. по вашей Программе могут заниматься и те, кто не получил специального экономического образования?

И.Т. Вполне. Ничего особенно сложного в ней нет, т.к. мы постарались исключить лишнюю академичность. Даже такой сложный для понимания гуманитариев блок, как финансовый менеджмент, в курсе изложен максимально простым языком. Мы исходили из реальной практики. Какая разница, кем был бизнесмен в прошлой жизни, учителем физкультуры или врачом? Сейчас у него есть свой бизнес, работают люди, есть определённые финансовые потоки, которые он должен контролировать и понимать. У него есть клиенты, есть продажи, он должен думать о будущем своего дела. Есть ли для него смысл идти в институт и проходить высшую математику, влезать в дебри экономического моделирования? Ему сейчас реально нужно понять, воруют его сотрудники или не воруют. Он не сможет этого сделать, пока не поставит систему управленческого учёта. Мы постарались всё изложить именно таким языком, чтобы руководителю было понятно, что происходит с его финансами и маркетингом без каких-либо сложных формул: вот активы, вот пассивы; активы – это деньги, которые у вас сейчас есть, пассивы – это то, что вы должны. Очень просто. Мы делали Программу именно для руководителей малого и среднего бизнеса, для людей с непрофильным образованием. Это было очень важным условием, которое мы ставили перед авторами: «Вы должны всё время помнить, что вас слушают люди с разной подготовкой, и все они должны понимать материал».

Executive: Существуют ли какие-то рекомендации по порядку изучения тем Программы?

И.Т. Мы предусмотрели несколько вариантов обучения. Лекции, которые есть в Программе, разбиты на небольшие самостоятельные фрагменты. Вы можете начать с первого диска Программы (первой темы) и последовательно двигаться дальше. Если вы смотрите видеолекцию, справа от видеоизображения показываются слайды, которые анимированы по мере обращения к ним автора, а внизу - тезисы, отражающие основные идеи по данной теме. Часто бывает, что когда вы сидите, например, на семинаре или тренинге, вас неожиданно отвлек телефонный звонок или чей-то вопрос, и вы прослушали то, о чем говорил тренер. Обычно мы находим неуместным переспрашивать автора и просить повторить только что сказанное. И в результате пропускаем ценные мысли. В данном случае, работая с нашей Программой, вы можете воспользоваться тезисами, чтобы вернуться к тому вопросу, который вы недостаточно усвоили или хотите прослушать еще раз. Также вы можете прочитать конспект - мы рекомендуем сделать это для закрепления полученной информации. При этом в конспекте предусмотрена возможность просматривать незнакомые термины и слайды, о которых говорится в тексте.

Иногда бывают ситуации, когда компьютер вам недоступен. Например, вы летите в самолете, ноутбук оставили дома, но у вас есть 2 часа свободного времени, которые вы хотите провести с пользой. Вы можете взять с собой в дорогу конспект, предварительно распечатав его. В Программе предусмотрена возможность сохранения всех текстовых материалов в вашем компьютере, их последующего редактирования и печати.

Очень важное место в Программе занимают приложения. Достаточно часто на семинарах, которые проходят в нашем учебном центре, к нам и нашим консультантам поступают просьбы от участников предоставить в качестве дополнительного материала нормативные документы, положения, инструкции, все то, что можно использовать для организации внутрифирменной деятельности подразделения. Особенно это актуально для молодых, быстроразвивающихся компаний, которые еще совсем недавно состояли из нескольких человек, а сегодня их штат растет на глазах. Поэтому мы постарались учесть это и включили в Программу те приложения, в которых чаще всего нуждаются.

Каждое из них носит практический характер и имеет целью дополнить рассказ автора или проиллюстрировать тот или иной инструмент. Например, если речь идет о теме «Система управления персоналом», в частности, о найме персонала. В видеолекции автор дает алгоритм ваших действий, при этом отправляя вас к тому или иному документу, который может вам понадобиться. Это может быть «заявка на поиск кандидата» или чек-лист для проведения собеседования и многие другие документы.

Или, к примеру, вам необходимо провести маркетинговое исследование. Вы опять же в видеолекции получаете от автора алгоритм работы, а в приложении вы уже можете найти пример правильно составленной заявки на проведение маркетингового исследования – в случае если исследование проводит сторонняя организация, или рекомендации по составлению анкеты – если вы проводите исследование собственными силами.

Всего в Программу включено более ста приложений. Замечу еще раз, что все они носят исключительно практический характер и при внесении в них определенной специфики готовы для использования в качестве внутрикорпоративного стандарта.

Executive: Возможен ли альтернативный вариант прохождения курса – не с первого по 20-й диск, а в другом порядке?

И.Т. Вполне возможен. Как только человек устанавливает Программу на компьютер, первое, что он получает на экране – это входной тест, который представляет собой блоки вопросов по всем темам, которые есть в Программе. Результаты входного теста дадут человеку информацию о том, насколько он в настоящий момент владеет теми знаниями, которые дает Программа. Например, если он ответил правильно на все вопросы по теме «Управление персоналом», он может просто иногда возвращаться к ней для освежения знаний, либо передать диски с этой темой для изучения своему коллеге. Но вот в области финансового менеджмента чувствуются явные пробелы, и он имеет возможность начать с того блока, который для него является приоритетным. Так что вариантов множество: можно последовательно пройти курс от стратегического менеджмента до личной эффективности, а можно начать с тех блоков, которые вам хуже всего известны.

Еще один вариант: человек обращается к Программе как к справочнику и выясняет интересующие его моменты. Если вы в настоящий момент занимаетесь внедрением систем управленческого учёта на предприятии, то логично послушать, что об этом сказано в «Портфеле Директора». Это то, что касается обучения одного человека. Для компании последовательность может быть ещё более разнообразной. К примеру, сегодня курс «Финансы для нефинансистов» как корпоративный тренинг заказывают очень многие компании, потому что все поняли, что, конечно, хорошо быть продвинутыми маркетологами и клиентоориентированными продавцами, но нужно при этом еще знать хотя бы элементарные экономические понятия – «маржинальная прибыль», «выручка» и «возврат на вложенный капитал». «Портфель Директора» может в этом помочь: обучить нефинансистов финансовым основам, обучить немаркетологов маркетингу, обучить весь линейный менеджмент основам личной эффективности. В принципе, во многих компаниях, где строится система обучения персонала, люди, ответственные за это, именно так и поступают.

При этом очень важный момент – оценка усвоения знаний. Для этого в Программе, помимо входных тестов, мы предусмотрели систему тестирования итоговых результатов обучения. Вы отвечаете на вопросы теста по каждой теме и, если отвечаете неверно, то вам сразу же выдается комментарий, где вы ошиблись и какой ответ был бы правильным. То есть, по сути, материал был прослушан, или прочитан, но часто бывает, что усвоен не на 100 процентов. И подобный интерактивный тест позволяет, не тратя много времени, повторить и закрепить полученный материал. Таким образом вы получаете не просто инструмент контроля за процессом обучения, но и такую очень важную вещь, как обратная связь.

Executive: Какие методики положены в основу тестов, входящих в «Портфель Директора»?

И.Т. Это собственные разработки шести бизнес-тренеров, авторов Программы. Они основаны на следующей концепции. Есть абсолютно объективные знания, допустим, любой маркетолог может рассказать, что такое SWOT-анализ. И большая часть вопросов в этих тестах ориентирована на знание базовых основ шести направлений бизнес-теории. Есть, конечно, такие вещи, которые достаточно субъективны и касаются именно содержания самой Программы. Но мы старались делать тесты не столько на знания каких-то классических или неклассических моделей, сколько на понимание смысла процессов, происходящих в бизнесе. Некоторые из них похожи на кейсы: даётся задачка, которую человек должен решить, и существуют правильные и неправильные ответы, т.е. структура тестов – это классический multi-choice. Если человек даёт неправильный ответ, Программа ему выдаёт правильный ответ и его обоснование. Это позволяет не просто запомнить, но понять и усвоить информацию. Таким образом, мы стараемся внести элемент обратной связи. Конечно, она ограничена возможностями мультимедийной программы, но для самоучителя эта обратная связь – очень хорошее качество.

Executive: Как вы искали авторов для «Портфеля Директора»?

М.А.. Мы решили искать преподавателей MBA в российских ВУЗах, переговорили с преподавателями экономики, но быстро поняли, что они недостаточно хорошо владеют практической информацией – все больше теорией. После этого мы обратились к консультантам-практикам, авторам наших курсов и семинаров. Некоторые из них преподают по программе МВА в МГУ, МИРБИСе, Государственном университете управления.

Executive: Не могли бы вы рассказать об этих людях подробнее?

М.А. Большинство из них владеют собственным бизнесом, а кроме того, они постоянно работают с различными российскими компаниями в консалтинговых проектах. Первый из соавторов, главный идейный вдохновитель Программы и автор блока по стратегическому менеджменту – Александр Кузнецов , инвестор и президент компании SRC. Кроме нашей компании, он владеет большим количеством бизнесов, начиная от строительного и медицинского, заканчивая детскими фондами. В свои 33 года он имеет 4 высших образования, в 27 лет защитил кандидатскую по экономике, в 22 года он был самым молодым руководителем крупного строительного предприятия. Получив большой опыт в руководстве собственным бизнесом, Александр Владимирович занялся консалтингом, и на сегодняшний день уже в течение шести лет проводит семинары и тренинги для руководителей бизнеса, создал методологию, которая позволяет за короткий срок изложить очень большой объём информации. Эта методология использована и в «Портфеле Директора». Помня о том, как он начинал, зная, с какими проблемами сталкиваются его коллеги-руководители, он постарался вложить в Программу всё, что реально может помочь в работе.

Второй автор Сергей Ковалёв , генеральный директор консалтинговой фирмы «Бизнес-инжиниринговые технологии», консультант по реструктуризации предприятий. Основная специализация: стратегическое управление, построение бизнес-процессов и организационной структуры. Он является соавтором модуля «Стратегический менеджмент».

Леонид Иванов – достаточно известная личность, владелец собственной консалтинговой компании «Иванов и партнёры». Кроме этого, он является членом гильдии маркетологов России. Консультант по маркетингу, преподаватель MBA в МГУ и МИРБИСе, один из самых ярких участников данной Программы, умеет донести даже достаточно сложную информацию очень доступно.

Андрей Ильдеменов – кандидат экономических наук, сейчас является финансовым директором крупного российского машиностроительного холдинга, достаточно большое количество времени он уделяет консалтинговым проектам в сфере финансов, преподаёт MBA в Государственном университете управления.

Владимир Пигалов – ведущий консультант по человеческим ресурсам, проводит тренинги по мотивации персонала. В данном курсе он рассказывает о том, как построить систему управления персоналом, включая найм, увольнение, перемещение, мотивацию сотрудников. Сейчас он является независимым консультантом, работает с нами по консалтинговым проектам.

И, наконец, Кирилл Гуленков , президент кадрово-консалтинговой компании «Топ-кадр», опытный консультант по вопросам менеджмента. Основная специализация: управление персоналом, личная эффективность менеджера, техники публичного выступления.

Executive: То есть работа между авторами распределялась по специализации?

И.Т. Именно так: работа распределялась по дисциплинарному подходу, каждый работал над своим разделом, рассказывал то, что он лучше всего знает, а системность и связь между разделами обеспечивало научное руководство Александра Кузнецова. Мы постарались исключить все возможные пересечения и в то же время сделать эту Программу максимально системной, чтобы одна тема плавно перетекала в другую.

Executive: Легко ли проходила работа с авторами?

И.Т. Могу откровенно сказать, что мы очень долго мучили авторов, потому что выдвигали очень высокие требования. По несколько раз переписывались все тесты и конспекты до тех пор, пока это не стало соответствовать заданному нами уровню.

Executive: Много ли отзывов о Программе поступает от ваших покупателей?

И.Т. К нам поступила уже масса отзывов и мы ими очень довольны: они даже превзошли наши ожидания. Многие из наших клиентов находят ещё более интересные возможности применения этой Программы, о которых мы и не задумывались. Выяснилось, что многие наши клиенты хотят использовать эту программу для обучения своих сотрудников, причём массового обучения, с участием целых отделов. Например, устраивают групповой просмотр видео-лекции и групповое обсуждение после него.

Executive: Не возникало ли необходимости модифицировать программу для организации системного корпоративного обучения?

И.Т. Основная модификация уже сделана: по просьбам наших клиентов мы создали сетевую версию Программы. Она позволяет сохранять данные о просмотрах определённых лекций и о результатах прохождения тестирования сотрудниками на сервере администратора. Таким образом, компании получили аналог дистанционной корпоративной системы обучения, и сейчас по такой системе они стараются обучать большое количество своих сотрудников. Хорошо то, что появляется возможность дать всем вовлечённым в процесс управления компанией людям одни и те же знания, чтобы они понимали друг друга, говорили на одном и том же языке. Чтобы не получалось так, что, к примеру, финансовый директор просит у коммерческого директора бюджет продаж, а последний не понимает, о чём речь. В курсе финансового менеджмента очень хорошо рассказана вся система бюджетирования, управленческого учёта в компании. Это понятно любому человеку, не только финансовому директору. Поэтому получается, что эта Программа для многих компаний стала единым профессиональным стандартом.

Executive: Есть ли онлайн-вариант курса?

И.Т. «Портфель Директора» в настоящее время не может быть доступен через Интернет, потому что возможности наших сетей не позволяют получать видео-информацию с такой скоростью, чтобы Программа качественно работала. Но мы разрабатываем целую систему дистанционных онлайн-курсов и надеемся выпустить их через год. Некоторые из них будут дополнять то, что есть в «Портфеле Директора», другие будут касаться совершенно других тем, которые здесь даже не затронуты, например, таких, как логистика. Эти дистанционные курсы будут продаваться как отдельно, так и входить в пакет. Для покупателей «Портфеля Директора» некоторые курсы будут предоставляться бесплатно, остальные – в зависимости от себестоимости. Скорее всего, мы проведем акции, в рамках которых покупатели «Портфеля» получат ограниченный во времени доступ к определённым курсам.

Executive: Осуществляется ли через Интернет поддержка пользователям мультимедийного курса?

И.Т. Для всех покупателей Программы предоставлена информационная поддержка через сайт, где можно задать вопросы по материалу непосредственно автору.

Executive: Будут ли на основе «Портфеля Директора» создаваться новые разработки?

И.Т. «Портфель Директора» - это удачный продукт, и мы видим тому множество подтверждений. Поэтому мы будем продолжать работу над подобными самоучителями. Это будут «Портфели Директора» по разным направлениям: «Портфель коммерческого Директора», «Портфель финансового Директора» и так далее. Вполне возможно, что будут отраслевые «Портфели», например, «Портфель Директора магазина». С другой стороны, мы работаем и над проектами дистанционного обучения через Интернет. Там используется несколько другая технология, но итоговые продукты тоже можно будет назвать мультимедийными. Они будут предоставляться компаниям для собственных корпоративных систем дистанционного обучения, и будут доступны на нашем сайте по специальным паролям. Это уже несколько другой подход: если «Портфель Директора» представляет собой единый системный продукт, то эти курсы будут достаточно самостоятельные. Пользователь по мере необходимости сможет сам выбирать то количество курсов, которое ему нужно.

Executive: Можно ли сформулировать в одной-двух фразах миссию продукта?

И.Т. Мы постарались сформулировать её в заставке этой Программы: «Независимость и практичность». Возможность получать знания в любом месте, в любое время, в удобном темпе, получать именно те знания, которые необходимы руководителю для реального управления своим бизнесом.

Партнерский материал

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бизнес OBI в России продали за 600 рублей

До пандемии бизнес OBI в России оценивали в €100 млн.

В Санкт-Петербурге на месте закрывшегося кинотеатра в ТЦ открыли фуд-холл

За полгода количество кинозалов в России сократилось на 12,4%.

Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

В строительной отрасли растет дефицит кадров

По данным Минстроя России, сектору сегодня не хватает около 3 млн человек.