Как обучать бизнес-лидеров России

В Высшей школе менеджмента НИУ ВШЭ появилась программа «Школа лидерства», разработанная с ориентацией на участников конкурса «Лидеры России» – амбициозных и образованных людей. Об особенностях программы, о навыках необходимых современным лидерам и о том, почему формат MBA и EMBA подходит не всегда, – рассказывает профессор Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ.

Почему не MBA?

Executive.ru: Почему для программы по лидерству избрана программа особого формата: не MBA и не Executive MBA? Чем в данном случае «помешал» формат «обычного EMBA», традиционно понимаемого как программа для лидеров?

Сергей Филонович: Мы получили специальный запрос от участников полуфинала конкурса «Лидеры России» на подобную программу. Двухгодичная программа ЕМВА для них слишком велика по продолжительности. Кроме того, не у всех участников конкурса «Лидеры России» есть достаточный опыт менеджмента, чтобы учиться на программе ЕМВА. Новая программа в большей степени ориентирована на развитие практических навыков.

Executive.ru: Существуют ли у программы зарубежные аналоги?

С.Ф.: Возможно, что такие аналоги существуют, но мы не ориентировались на зарубежный опыт, а предпочли реализовать свое видение потребностей участников программы.

Executive.ru: Учебный план наводит на следующие мысли: абитуриент имеет представление о «рутинных» процессах компании, они его не интересуют, потому что представляют собой пройденный этап. Соответственно, поэтому «рутинных» предметов нет в учебном плане? Я имею в виду общий менеджмент, финансовый учет и другие традиционные дисциплины MBA.

С.Ф.: Лидерство предполагает, прежде всего, определенные навыки поведения, поэтому программа отчетливо ориентирована на soft skills и когнитивные навыки.

Executive.ru: В программе виден осознанный акцент на soft skills: люди, команды, вИдении будущего. Как поведет себя школа, если слушатель обнаружит потребность в том, чтобы уточнить свои представления о тех или иных hard skills? Школа порекомендует слушателю присоединиться к потоку MBA и прослушать курс с «чужой» группой?

С.Ф.: Конечно, если у участников возникнут получить дополнительные знания из конкретных функциональных областей менеджмента, им будет предоставлена такая возможность путем прослушивания курсов с регулярными группами МВА.

Портрет абитуриента

Executive.ru: Каков портрет абитуриента? Сколько лет абитуриенту программы, в какой отрасли он работает, каков его статус в бизнесе?

С.Ф.: Своеобразие конкурса «Лидеры России» состоит в том, что возрастной диапазон его участников очень широк: от 25 до 50 лет. Отраслевая принадлежность участников не имеет значения, не предполагается также, что все участники занимаются бизнесом. Многие участники первого конкурса работают, например, в сфере образования. Важен хотя бы минимальный лидерский опыт.

Executive.ru: В чем главный мотив? Абитуриента интересуют драйверы, которые позволят выйти на новый горизонт? Это программа для тех, кто хочет развивать – что? Перспективное направление внутри компании? Собственный стартап?

С.Ф.: Конечно, каждый человек, решивший испытать себя в конкурсе, имеет собственные цели. Нам представляется, что цель большинства – личностный и профессиональный рост. При этом когда мы говорим о профессиональном росте, мы имеем в виду общеуправленческие компетенции, такие как межличностные коммуникации, умение вести переговоры, способность построить команду, реализовать проект и пр.

Эти компетенции можно использовать для решения широкого спектра задач, в том числе и при создании стартапов. Хотя эта программа не направлена на развитие предпринимательских навыков в узком смысле слова.

Сверхзадача программы

Executive.ru: В учебный план заложена идея прорыва из «сегодня» в «завтра». Правильно ли интерпретировать эту идею как прорыв в «цифровое завтра», в новую экономику?

С.Ф.: Конечно, тема цифровизации будет рассматриваться почти во всех модулях программы. Ведь даже межличностные коммуникации сейчас сильно трансформировались в связи с развитием информационных технологий. Однако вряд ли эту тему можно считать основной темой программы. Будущее человека связано с технологиями, но, согласитесь, будет очень печально, если человек будет чувствовать себя заложником технологий. Именно выработка видения собственного будущего свободного человека, понимающего технологические изменения и способного их использовать – сверхзадача программы.

Мне представляется, что сейчас представления о будущем человека слишком непосредственно увязывают с «цифровым завтра». Есть много проблем, касающихся развития человека, непосредственно с цифровизацией не связанных. Примером такой области является эмоциональный интеллект и, шире, навык самопознания. Прогресс человека в этой области может обеспечить ему успех в не меньшей степени, чем грамотное использование технологий.

Executive.ru: Если да, то предполагаются ли в рамках модулей мастер-классы с теми, кто уже находится в цифровой экономике – с успешными предпринимателями, работающими в цифровой среде?

С.Ф.: Такие мастер-классы будут, если они вписываются в тематику модуля. Предполагается, что практически все преподаватели будут по мере необходимости затрагивать тему цифровизации. К примеру, рассматривая межличностные коммуникации, сейчас невозможно обойти вопрос о возможностях и проблемах, порождаемых интенсивным использованием дистанционных средств коммуникаций.

Другим примером может служить управление виртуальными командами. Иными словами, даже в самых «гуманитарных» областях в наши дни приходится учитывать влияние технологий. Все это мы по мере возможности постарались учесть при проектировании программы.

Executive.ru: Какие именно события будут проходить между модулями? Насколько интенсивными будут эти события?

С.Ф.: Между модулями предусмотрено проведение двух вебинаров по теме состоявшегося модуля. Осмысленное участие в вебинарах зачастую будет предполагать специальную подготовку. Например, некоторые вебинары будут построены вокруг обсуждения художественных фильмов, которые участникам придется предварительно просмотреть.

Кроме того, участникам программы придется выполнять межмодульные домашние задания, для чего необходимо будет познакомиться с соответствующей литературой. Мы предложим участникам программы перечень дополнительной литературы, к которой можно обратиться, если какая-то тема вызовет у них особый интерес. В целом мы рассчитываем, что участники программы творчески отнесутся к процессу обучения.

Executive.ru: Один модуль на тему финансов – не мало ли? Каково содержание этого модуля? Бизнес-планирование? Поиск инвестиций? Повышение стоимости бизнеса? ICO?

С.Ф.: О том, много или мало времени выделяется на конкретную тему, можно судить лишь отталкиваясь от цели программы. Если вы хотите научить человека конкретным методам, приемам или расчетам, для этого нужно строить специальную программу, в том числе, растянутую по времени, поскольку для освоения новых понятий на рабочем уровне требуется время. Если вы ставите цель познакомить слушателей в общих чертах с какой-то проблемной областью, нужен другой подход. В данном случае модуль «Управление финансами» ставит задачу второго типа и носит обзорный, а не навыковый характер, и для решения этой задачи одного модуля вполне достаточно.

Executive.ru: Что понимается в данном случае под аттестационной работой? Какова предполагаемая тематика? Как эта тематика увязана с мотивами?

С.Ф.: Каждый участник программы должен будет выполнить какой-либо проект, в котором возьмет на себя роль лидера. Описание этого проекта и его реализации и будет аттестационной работой. К какой области будет относиться этот проект как раз и зависит от того, каков мотив человека для обучения на данной программе.

Узнать больше о программе и оставить заявку на обучение вы можете на сайте Школы лидерства

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Сначала нужно определить, ЧЕМУ учить бизнес-лидеров, а потом решать, КАК обучать и Кто будет обучать

Консультант, Москва

Развивать лидерство в человеке и развивать компетенции лидера.
В тексте - развитие компетенций "амбициозных и образованных людей", ... имеющих "хотя бы минимальный лидерский опыт".
Маленький лидер, с большими амбициями и образованием - тот ещё интриган. :)
Что-то не додумано - это не люди больших шагов , соответственно и по существу - подмена.

Аналитик, Москва

"Искусству быть лидером нельзя научить, ему можно только научиться"(с).Гарольд Дженин

Руководитель проекта, Москва

Проблема "лидерства" в том, что ему нельзя научить:

  • Если вы не обладаете талантами "вести за собой", можно прочитать тонну книг и прослушать тонну лекций - талант не возникнет.
  • Если вы руководитель без лидерских качеств и должны "вести за собой" - поступите как грамотный руководитель и наймите себе лидера.
  • Наконец если вы лидер - вам всего лишь нужно отточить приёмы лидерства. Это не требует двух лет и "ознакомительных" курсов.
  • Если же вам требуется академический рост как руководителю (не путать с лидером) то тогда надо идти в магистратуру либо МВА.

Интересна сама идея того, чтобы "выявлять и обучать лидеров". Просто потому, что способность к самодостаточности, самовыявляемости и самообучаемости - черты лидера. Таким образом обучая людей лидерству мы получаем какой-то сублимированный продукт.

По статье. Создаётся впечатление, что коллеги решили заработать денег на том, чего нельзя сделать. При этом они не вполне понимают, чему, собственно, должны научить.

Впрочем это их право, как и право слушателей заплатить за это деньги.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.