Что общего между обучением руководителей и слесарей

Как учат руководителей сегодня?

Корпоративные университеты (далее КУ) в большинстве своем продолжают учить слушателей по принципу ПТУ (профессионального технического училища):стандартно передавать стандартизированные знания и навыки работы со стандартным оборудованием и заготовками (например, деятельность слесаря, в которой все определено, взвешенно и жестко прописано).

По отношению ко многим современным корпоративным учебным центрам это выглядит так: сбор лучших бизнес-практик (далее ЛБП) и передача этого как стандарт работы слушателям.

Таким образом, принцип современного КУ: учить стандартизированным ЛБП, по стандартным программам, сертифицированными тренерами.

И главная ошибка здесь в том, что в отличие от рабочего, которого учат работать со станком и заготовками, руководитель будет работать с живыми людьми. При этом во время обучения (или в учебной программе) стандартизируется поведение не только руководителя, но и сотрудника, на которого направлено управленческое воздействие.

Проблема в том, что ЛБП, это не что иное, как некий опыт принятый кем-то как лучший, который далее как-то обобщается и передается, кто-то и как-то его принимает, в итоге ЛБП попадает в систему, что влечет за собой следующие недостатки:

  • В ходе передачи знаний, от автора до слушателя через множество посредников, происходит искажение информации. Таким образом, принятые ЛБП не могут быть образцовыми.
  • В реальности и сотрудники, и рабочие ситуации могут сильно отличаться от изученного в теории, поэтому любая ЛБП без доработки эффективна только в одном из десяти случаев.
  • Соответственно, руководитель, сделавший ошибки, «набьет шишки» и, скорее всего, откажется от использования ЛБП.

Представим, что руководитель понял, что ЛБП не работает, что нужно что-то изменить, но он не знает, как это сделать, так как этому его не учили: руководителей учат только применять ЛБП, дают рыбу, а не удочку.

Как надо учить руководителей?

Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте,

а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!

Чарльз Лютвидж Доджсон

На протяжении почти трех лет работы в Корпоративном университете ОАО «РЖД» автор статьи проводил теоретические исследования в рамках темы «Повышение эффективности систем корпоративного обучения». На основе собранного материала был сделан вывод, что повышение эффективности систем обучения будет происходить по двум направлениям:

1. Существующие (современные) системы обучения будут совершенствоваться от мертвых и формальных систем до живых (подробнее можно прочитать в статье «Почему слушателей корпоративных университетов «мелют» на фарш?»).

2. Новые системы обучения будут создаваться интегрированными в бизнес.

Огромные усилия исследователей и практиков всего мира вкладываются в развитие систем обучения на рабочем месте. Основная идея – интегрировать обучение в процесс трудовой деятельности.

Интегрированное (в бизнес) обучение – это процесс, с одной стороны, формально организованный, с планомерным развитием знаний, умений и навыков сотрудников, с другой стороны, неформальный – ориентированный на проблемы и задачи слушателей, без отрыва от рабочего процесса. Интегрированное обучение включает в себя формальное обучение в части планирования, организации, контроля, и неформальное в части проведения обучения.

На практике это может выглядеть следующим образом: допустим, сотрудник решает определенную рабочую задачу и что-то не понимает. Он, не покидая своего рабочего места, запрашивает помощь в системе обучения, получает знание, навык и т.д. для ее решения (либо сразу, либо в актуальное для задачи время).

Ключевое отличие интегрированного обучения в том, что слушатели не получают уже готовые знания, они «вытягивают» информацию для решения своих рабочих задач, они «кровно» заинтересованы в результате.

Алан Беллинджер из Learning and Performance Institute в Ковентри (Англия) говорит, что необходимо подлинное сочетание формального и неформального обучения, а не просто добавлять элементы электронного обучения в формальные обучающие мероприятия. Она называет такую систему «смешанное обучение».

О том, что основное обучение должно быть на рабочем месте утверждают последователи подхода «70:20:10». Майкл Ломбардо и Роберт Эйчингер описали подход к обучению «70:20:10» в своей книге «The Career Architect Development Planner».

Основное обучение происходит, когда сотрудник решает каждодневные рабочие задачи, это 70% знаний и умений. В ходе наставничества (обучение на рабочем месте с более опытным сотрудником) слушатель получает еще 20% знаний и умений. И только 10% слушатель получает в ходе формального обучения (курсы, семинары, тренинги).

На практике такой подход используют SAP, Ernst & Young, PwC, Nike, Microsoft, Dell, BAT, Oracle, HP, Morgan Stanley, Standard Chartered, Coca-Cola Amatil, American Express, Bank of America, Mars, Coca-Cola и многие другие компании.

Развитие коммуникативных возможностей сети Интернет способствовало возникновению термина Web 2.0 и появлению новой парадигмы знания – обучение 2.0. Основные принципы обучения 2.0:

  • ориентированность на рабочие задачи;
  • эффективность, поскольку слушатели выбирают только то, что помогает им выполнять свою работу;
  • своевременность, потому что слушателям не нужно ждать очередного курса обучения в аудиторных условиях.

Обучение 2.0 и подход «70:20:10» могут и должны быть использованы при организации интегрированного в бизнес обучения руководителей.

К примеру, в Корпоративном университете ОАО «РЖД» для каждого слушателя создано специальное виртуальное пространство на портале университета, где часть материалов они могут изучить дистанционно по своему выбору и в удобное для себя время. Также на портале создана площадка для организации проектной групповой работа слушателей в рамках темы «Управление проектами».

П. Безручко генеральный директор ЗАО «ЭКОПСИ» в статье «Ступени мастерства» показывает высокую значимость неформального обучения для имеющих опыт руководителей.

Рис. 1. Методы развития в зависимости от уровня мастерства слушателя

Интегрированная система обучения должна уметь предоставлять слушателям необходимые им знания, причем в такой форме, в которой они способны усвоить и применить их на практике. Также система должна:

  • вовлекать сотрудников в процессы обучения, обмена и создания знаний,
  • приумножать, сохранять, обрабатывать знания для своих слушателей,
  • помогать в планировании самостоятельного обучения слушателей,
  • оценивать эффективность процесса обучения.

В интегрированной системе сотрудники учатся в процессе выполнения каждодневных рабочих задач. Данная система занимает место между формальным и неформальным обучением, поэтому несет элементы обоих систем. Слушатели учатся добровольно, эффективность системы определяется полезностью, которую сотрудники оценивают ногами.

Запуск подобной системы будет успешным, если бизнес станет «нетерпимым» к негативным результатам деятельности сотрудников, если система обучения будет готова предоставить сотруднику знания, опыт, по его запросу. Тогда сотрудник учится сам, растет его самостоятельность.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШБ НИУ ВШЭ стали победителями конкурса стратегических коммуникаций «Интеграф»

Жюри высоко оценили решения студенческих команд, аналитический подход в решении задач и умение отстаивать свою позицию.

Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.