Учителя: недолеченные гуры

- Сема, немедленно прекрати мучить кошку и займись, наконец, скрипкой!
- Но мама, я уже занимаюсь!
- Тогда немедленно перестань и иди кушать!
Анекдот

Со всем пылом профессиональной юности мы мечтаем о Наставнике. Опытном, мудром и проницательном, как богатый папа Роберта Кийосаки. Он должен нас провести через все подводные камни профессии, вправить наши наивные детские мозги, научить жизни и помочь заработать первый миллион. Благо, популярная деловая литература пестрит всевозможными историями на эту тему.

Но не надо путать туризм с эмиграцией. Как только вы озаботитесь поиском настоящего наставника, реальность повернется к вам совсем другим боком. Не таким, как в книжках по менеджменту.

Мой первый учитель из сферы консалтинга был очень расстроен, когда я увольнялся из его компании.

− Ты хороший станок, Саша, − говорил он мне проникновенно, − и я рассчитывал еще много на тебе заработать.

Второй мой учитель очень хотел, чтобы я написал книжку о разработанной в его коллективе «совершенно новой революционной методике». Ради этого он даже попытался мною манипулировать. Но после того, как я начал эту книгу писать и требовать материалы по методике и отчеты о результатах, через полгода молчания меня из этого коллектива изгнали.

Поначалу я думал, что дурак здесь – я. Но потом посмотрел по сторонам. М-да. Похоже, с отношениями «учитель-ученик» у нас творится что-то не то. Рассмотрим, что именно.

Во-первых, отношения «учитель-ученик», благодаря особенностям нашей психики, являются отражением и повторением отношений «родитель-ребенок». Учителя, наставники и прочие коучи в нашем сознании воспринимаются как фигуры отца (если это мужчина) или матери (если женщина).

Ежели отношения с родителями проработаны, и человек стал полностью взрослым, учителя перестают быть великими и становятся равными. Но если вам требуется Учитель, причем с большой буквы, значит, на самом деле вам нужен не он. А хороший психолог для проработки проблем с родителями.

Во-вторых, любой специалист, который не дурак, понимает, что он один всему научить не в состоянии. Человеку нужно набраться самого разнообразного опыта, прежде чем он вырастит в себе что-то по-настоящему свое и по-настоящему сильное. После того, как учитель передал ученику все, что мог, он должен отпустить его двигаться дальше. А в некоторых случаях – и отвесить пинка, дабы тот не засиживался.

Но куда же вы отпустите ученика в бизнесе? А кто будет для вас деньги зарабатывать? Или приносить в виде платы за обучение? Здесь интересы профессионального роста ученика входят в противоречие с финансовыми интересами учителя. Немногие учителя окажутся достаточно сильны, чтобы победил профессиональный рост. И достаточно дальновидны, чтобы получить от этого другую, иногда гораздо большую выгоду [1].

А в-третьих, передать другому можно только то, что у тебя уже есть. Того, чего нет, передать нельзя. Поэтому если учитель страдает от той же проблемы, что и ученик, то помочь ему он сможет лишь после того, как сам с ней справится. Три раза объяснит, поймет сам, глядишь, на четвертый и до ученика дойдет.

Если же проблемы и болячки учителя не решаются (особенно – когда не хотят решаться), он передает их ученикам. Целиком. Есть еще наблюдение, что к таким учителям изначально притягиваются ученики с аналогичными проблемами и аналогичным же нежеланием их решать, - но это только облегчает работу по передаче.

Если же учитель хочет поставить передачу своих проблем на поток – он не разменивается по мелочам, а создает Школу имени себя. Любая «школа одного учителя», что бы там не говорили в рекламных листовках, создается с единственной целью: вылечить ее основателя. Причем вылечить его именно так, как он сам считает правильным. Он же Гуру, ему лучше знать. Он сам разрабатывает Методику, сам ее рекламирует, проводит вебинары, продает книги и компакт-диски, - ну и так далее.

Понятно, что те слова, которые вам помогут, вы сами себе никогда не скажете. Поэтому ни одна школа своего основателя еще ни разу не вылечила. Но зато ее последователи все как один напоминают своего учителя. Одинаковыми, словно сделанными под копирку, тараканами. Причем за попытку указать на них вы можете запросто схлопотать по физиономии.

Собственно говоря, так и создаются всевозможные психокульты и секты имени духовного роста и сетевого маркетинга. Вот приблизительный алгоритм.

1. Заявляется некая недоработанная методика (или там средство для похудения). Поскольку они сразу выставляются на рынок, то заявляются как готовые и приносящие чудесные результаты (жрать же хочется, а денег нет).

2. От использования методики или средства кратковременные результаты есть. Это и эйфория, и эффект плацебо, ну и надо же перед учителем прогнуться. Но, увы – никто не может похвастаться ни одним результатом, который был бы устойчивым и проверяемым на практике.

3. Чтобы удержать набежавших на новенькое клиентов, им говорится, что их случай тяжелее, чем ожидалось. Но! Скоро выйдут следующие ступени (более сильные средства), с помощью которых все обязательно решится.

4. Шаги 1-3 повторяются с добавлением все более и более высоких ступеней и повышением цены на них.

5. Чтобы удержаться на рынке, упор делается на продажи. На доработку и исследования не выделяется ни малейшего усилия. Все методики/технологии/препараты сделаны 1-2 авторами непонятно как или привезены неизвестно откуда. Наработки не пускаются в научное сообщество, защищаются авторским/патентным правом, а некоторые – засекречиваются.

6. Вместо научно-ориентированной сети строится продажно-ориентированная пирамида с жестким централизованным управлением. Чтобы не разбежались.

7. И эта пирамида в едином порыве атакует рынок в поисках новых жертв. Простите, учеников.

Впрочем, большинство учителей все же не психопаты и не собираются действовать столь радикально. Они даже стремятся делать что-то хорошее и полезное людям. Поэтому они создают более нежные культы по более мягкому сценарию:

1. Есть некая организация, работающая в рамках одной школы (психологии, консалтинга и т.п.)

2. В эту организацию приходят клиенты для того, чтобы решить какие-то свои конкретные проблемы

3. Что-то из этих проблем решается. А что-то нет, потому, что для этого требуются другие методики, другие школы. Но организация очень не хочет потерять этого клиента…

4. Поэтому она постепенно подменяет цели. Сначала для себя: вместо четкой фокусировки на решении конкретных задач (решил – и свободен), они начинают фокусироваться на удержании клиентов.

5. Решая задачу удержания клиентов, их привлекают другими целями, отличными от тех, с которыми они пришли:

  • Возможностью приятного общения с единомышленниками (клуб, тусовка, семья, в которой гораздо лучше, чем в жизни)
  • Обучением в рамках этой школы и получением сертификатов (а задачи решатся где-то ближе к концу этого обучения… или на следующем уровне)
  • Привлечением их под свои знамена (развивать людей, помогать бизнесу и т.п.)

Все это вещи пока безобидные, и часто необходимые – ибо удержать клиента в трехлетней программе иначе чем ожиданием диплома бывает просто невозможно. Главное – отдавать себе отчет о целях и о методах.

6. Если же отчета не отдавать, то подмена целей происходит неосознанно и повально. У всех. Появляются темы, о которых лучше не говорить. Вопросы, которые лучше не задавать. И толпа людей, которые долго ходят по кругу и все никак не могут решить ту проблему, с которой пришли.

7. Далее у них начнет нарастать неудовлетворенность и назревать кризис.

8. И вот тут-то большинство учителей не выдерживают. Не в силах признать ограниченность школы и неспособность помочь этим людям, они впадают в буйство, валят вину на клиентов, закручивают гайки и прочими способами пытаются воспроизвести первый сценарий.

Все-таки хорошо, что они не психопаты. Потому, что после пары-тройки таких всплесков вся эта организация рассыпается быстро и относительно безболезненно для лиц, в нее вовлеченных. В крайнем случае, сходят к психологу пролечат отношения с родителями.

Ну что же. Как вы уже поняли, работа учителя тяжела, неблагодарна и требует хорошей квалификации и здоровья. Психологической квалификации и психологического же здоровья. Что для большинства из учителей вещь совершенно недосягаемая. Ведь стоит Великому Учителю пойти учиться/лечиться, как его сразу же начнут преследовать неприятности.

Во-первых, с головы спадет корона. И собратья-нарциссы тут же начнут орать, что Акелла наконец промахнулся, король-то голый, а учитель этот не такой уж и великий.

Во-вторых, с таким трудом созданная и раскрученная школа станет не нужна, как только учитель выздоровеет. Чтобы превратить ее (для начала) в коллектив, в котором уживаются разные авторы и разные подходы даже в рамках одного течения (как это делается в некоторых гештальт-сообществах), придется сильно постараться.

А в-третьих, у них начнут появляться устойчивые и предсказуемые результаты. И это самое худшее. Потому, что за ожидание результата массовый рынок платит гораздо больше (и гораздо дольше), чем за сам результат.

Продолжение следует…


[1] В McKinsey уволившихся консультантов считают «выпускниками», всячески поддерживают отношения с ними и благодаря этому получают от них новые заказы, когда те занимают посты управленцев в реальном секторе. Ряд предпринимателей, видя, что их подчиненные выросли и готовы уволиться и начать собственное дело, сами предлагают им это сделать и выступают их первыми инвесторами и партнерами.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Если вы всерьез мечтаете о Наставнике, то на самом деле вам нужен не он. А хороший психолог, потому что один специалист всему научить не может, но, даже если вам нравится эта иллюзия, задумайтесь, что потом? Изначально неверно поставлен вопрос. Наставник – это именно наставник или иное лицо, выполняющие функции учителя. В то время как специалист – это специалист, который учительством занимается только в той части и в том отношении применительно к своим подчиненным, чтобы обеспечить безошибочную реализацию ими своих функций и должностных обязанностей. Одновременно с этим, как то ни парадоксально, наставник чаще всего не учит непосредственно специальности. Он учит отношению к делу и правильности организации работы, контролю, самоконтролю, организованности, педантичности, дисциплине, самодисциплине, ответственности и иным качествам, которыми должен обладать уже готовый специалист. Вот, для чего нужен наставник. В чем-то мелочный, такой человек формирует у специалиста, - и в первую очередь у молодого, - чувству ответственности, скрупулезности в работе и критичности в отношении всего того, что он делает. К наставнику под руководство специалист приходит лишь частично сформировавшимся. Вот окончательным его внутренним формированием в виде представленного выше набора идеализированных качеств, собственно, и занимается наставник. Собственно, в этом и заключается сам «институт» наставничества или учительства в организации. При том, что наставник может быть как специалистом в профильной деятельности, так чаще всего даже не имеет к ней никакого непосредственного отношения, выполняя руководящие и организационные функции. В то время как собственно профессиональной подготовкой, доподготовкой, адаптацией и передачей профессионального мастерства занимается лицо из числа старых сотрудников, к которому назначается новичок. Помимо наставника. Как результат, наставничество в организации обычно приобретает двойное содержание. Организационно-дисциплинарного характера в лице руководителя, формирующего внутреннюю культуру специалистов на предприятии. И профессионально-специального характера в лице старого сотрудника, передающего новичку свое непосредственное профессиональное мастерство. Т.е. молодым сотрудником занимаются два лица. Собственно, как это происходит сегодня в серьезном западном бизнесе. Только в этом случае можно рассчитывать на успех подготовки полноценного сотрудника в штате организации. Поскольку крайне редко когда наставник и старый специалист успешно сочетаются в лице одного человека. При том, что наставник сохраняет за собой функции учительства, а старый специалист – нет. >- Тогда немедленно перестань и иди кушать! Более распространен вариант: «Тогда немедленно прекрати мучить скрипку и займись, наконец, кошкой !» >Человеку нужно набраться самого разнообразного опыта, прежде чем он вырастит в себе что-то по-настоящему свое и по-настоящему сильное. Не всем, а только тем, кому это нужно, и кто чувствует к себе в этом потребность. Обычно большинству людей достаточно и важно получить максимум возможного и просто работать, не задумываясь больше о попытках подняться еще выше. Тратя свободные в это время силы на создание семьи, на детей, жену, досуг, на обзаведение имуществом и т.д. Поскольку стоит в этот период начать двигаться дальше, как времени на семью, досуг, дом, а также на посторонние приятные дела уже оставаться не будет. Работа и учеба будут съедать все силы. Как и адаптация в новом коллективе. А в дальнейшем гарантированно случится так, что время на заведение той же семьи уже будет упущено. И у человека останется лишь не имеющая прикладной жизненной цели работа и ее материально-денежный результат и стремление в итоге пытаться подняться еще выше, не имея уже возможности самореализоваться в тех областях, для которых уже упущено время. Именно поэтому люди и «застревают» в определенном возрасте на определенном уровне, кажущемся им достаточным для некоего фундамента в жизни, и начинают заниматься посторонними применительно к карьере и учебе иными жизненно важными вопросами. «Выращивание» чего-либо в себе становится самоцелью лишь в том случае, когда человек упускает время для чего-то иного, жизненно важного, - например, для создания семьи. Т.е. становится в этом плане пустоцветом, последствия чего не способны заменить или исправить уже никакая карьера, никакие деньги и никакие достижения вместе с образованием. >После того, как учитель передал ученику все, что мог, он должен отпустить его двигаться дальше. Отпустить ? Должен ? Да он такую рекомендацию/репутацию пустит вслед за учеником, что тот не то даже, что к другому учителю не устроится, а вообще часто со специальностью может расстаться. >8. И вот тут-то большинство учителей не выдерживают. Не в силах признать ограниченность школы и неспособность помочь этим людям, они впадают в буйство, валят вину на клиентов, закручивают гайки и прочими способами пытаются воспроизвести первый сценарий. Все приведенное выше – очень хорошо и грамотно разобрано. Что называется, здесь ни добавить, ни прибавить. Подобную последовательность хорошо было бы давать предварительно читать различным лицам, как собирающимся поступать на курсы имени кого-то или в некую школу полузакрытого типа, так и лицам, активно пропагандирующим чужие методики и подходы от своего лица. Например, как то демонстрировало здесь уже продолжительное время назад некое лицо, специализирующееся на пропаганде псевдопрактических «авторских» подходов Адизеса, Фламгольца и ряда иных, не менее сомнительных авторов, использующих наиболее эффективные обрывки чужих методик и выдающих всю эту совокупность за свои уникальные авторские разработки. Любой подобный «гуру» на поверку оказывается лицом, осуществляющим беспринципными заимствованиями у специалистов, работавших до него. Что в особенности проявилось в период с конца 60-х по начало 90-х, когда период «гуру» во всем мире переживал особенный расцвет в связи с облегченным распространением самой различной информации, ранее традиционно ограничивавшейся рамками той или иной страны или субкультуры. >Во-первых, с головы спадет корона. И собратья-нарциссы тут же начнут орать, что Акелла наконец промахнулся, король-то голый, а учитель этот не такой уж и великий. А вот это все происходит с любым из «гуру» совсем по другими причинам. В их жизни и профессиональной карьере раньше или позже наступает момент, когда они устаревают. Как и устаревают пропагандируемые ими подходы и разработки. Время меняется, и тот период, для которого они были особенно актуальны, уходит в прошлое. А на смену ему приходит новый … мир. Для которого требуются новые разработки. А старые, - сколько их ни дорабатывай и ни модернизируй, уже оказываются не в состоянии решить возникающих новых проблем или хотя бы объяснить их. Как результат, «гуру» и его школа устаревают. И даже самые преданные ученики и последователи не в состоянии продлить жизнь такой школы в своих работах в новом мире. Поскольку сама основа такой школы теряется в новом окружении, уходя в историю науки делового мира. Это – неизбежно. Просто в силу различий в скорости эволюции различных областей бизнеса и практической жизни, - одни школы существуют дольше, а другие – меньше. И, соответственно, память об одних «гуру» сохраняется дольше, потому что их успевает запомнить одно-два поколения, а другие забываются вместе с рекламками с их изображениями, заклеиваемыми новыми афишами. Классический пример такого расслоения – баптистские проповедники в США в ХХ веке. Так что здесь не в великости «гуру» дело. А в том, что мир меняется. Раньше или позже. А что до самих «гуру» и их школ, то они, как основное правило, возникают вокруг некоторой ключевой или ряда косвенных проблем, характерных для данного исторического отрезка времени в развитии общества или бизнес-сообщества, предлагая их решение в строго ограниченном окружении, в котором данные проблемы развиваются. Стоит этим проблемам со временем исчезнуть, утратить актуальность или притупиться, как потребность в «гуру» и их школах, решающих или декларирующих то, что ими решаются данные проблемы, пропадает. И о них забывают, сдавая в «исторический чулан» соответствующей группы научных дисциплин. Так что каждый «гуру» и его школа актуальны лишь для своего времени. Для «потомков» они интересны лишь как фрагмент истории эволюции и развития научной мысли и не более того. И «реанимировать» данные подходы, школы и идеи «гуру» может лишь вновь изменившаяся ситуация, когда вновь станут актуальными вопросы, на которые данная школа давала ответ в прошлом или решением которых успешно или безуспешно занималась. И сразу же начнутся новые ученики, продолжатели и т.д., занимающиеся развитием старых идей на новом историческом окружении. >[1] В McKinsey уволившихся консультантов считают «выпускниками», всячески поддерживают отношения с ними и благодаря этому получают от них новые заказы, когда те занимают посты управленцев в реальном секторе. Пример неудачен. Во-первых, подобные аудиторско-консалтинговые компании формируют в своих молодых сотрудниках чувство полусектантской верности и преданности такой компании, которое они проносят через всю жизнь, в дальнейшем занимаясь в том числе и коммерческим шпионажем в пользу своей подобной деловой «альма-матер». А во-вторых, за время работы в таких компаниях на их сотрудников накапливается очень большой объем компрометирующей информации, которые легко пустить в дело, о чем такие сотрудники ставятся в известность своей бывшей «альма-матер», стоит им получить хоть какую-нибудь значимую должность, с которой их незамедлительно снимут в случае обнародования такой информации. В результате чего на любой карьере можно будет ставить крест. И они вынужденно идут на сотрудничество. Впрочем, и не жалеют особенно об этом, потому что подобные аудиторы и консультанты заинтересованы в том, чтобы их бывшие сотрудники активно продвигались по служебным лестницам в самых разных компаниях и областях бизнеса, за счет этого обеспечивая их не только заказами, но и давая возможность зарабатывать на областях деятельности, отнюдь не связанных с аудитом или консалтингом. Включая и программирование рыночных и иных ожиданий. Обеспечивая по каналам своих протеже возможность подобного продвижения более молодых кадров из числа выходцев из таких аудиторско-консалтинговых компаний. Не говоря уже об искусственном влиянии на деловое окружение и результаты его деятельности, включая и механизм и результаты принятия решений. Так что здесь отношения носят хоть и специфический, но вполне просчитываемый характер. Включая и самые изощренные элементы нечестной и откровенной грязной игры в отношении своих бывших сотрудников и компаний, в которых те работают и стремятся постепенно захватить власть и влияние. Именно поэтому выходцев из аудиторских и консалтинговых компаний крайне не любят в серьезном бизнесе принимать на работу и уж тем более допускать до высших, старших и даже средних руководящих или исполнительских должностей. Потому что с их стороны гарантирован «слив» информации в пользу бывших работодателей и попытки различного рода тонких интриг против компании или за ее счет. О чем все прекрасно осведомлены. Собственно, об этом можно в деталях написать много, но отдельно и в других темах. Чтобы не занимать зря место. Николай Ю.Романов -----
Руководитель проекта, Беларусь
УПС.
>[1] В McKinsey уволившихся консультантов считают «выпускниками», всячески поддерживают отношения с ними и благодаря этому получают от них новые заказы, когда те занимают посты управленцев в реальном секторе. Пример неудачен. Во-первых, подобные аудиторско-консалтинговые компании формируют в своих молодых сотрудниках чувство полусектантской верности и преданности такой компании, которое они проносят через всю жизнь, в дальнейшем занимаясь в том числе и коммерческим шпионажем в пользу своей подобной деловой «альма-матер». А во-вторых, за время работы в таких компаниях на их сотрудников накапливается очень большой объем компрометирующей информации, которые легко пустить в дело, о чем такие сотрудники ставятся в известность своей бывшей «альма-матер», стоит им получить хоть какую-нибудь значимую должность, с которой их незамедлительно снимут в случае обнародования такой информации. В результате чего на любой карьере можно будет ставить крест. И они вынужденно идут на сотрудничество.
я догадывался, что не так все просто с этими выпускниками. Было бы интересно прочитать про это подробнее. Однако саму логику поддержания хороших отношений с собственными учениками/выпускниками, что оборачивается новыми выгодами, я думаю, не стоит сбрасывать со счетов даже при наличии таких над ней надругательств, как Вы, Николай, описываете.
Партнер

Самое смешное (и грустное), что написанное в статье - правда :D

Нет-нет, психопаты не все, но их много... некоторых можно встретить и здесь. Совершенно не понимаю, как может чему-то учить человек, который называет всех инакомыслящих (осмеливающихся иметь своё, отличное от профессора мнение) идиотами? По-моему идиотами могут стать именно ученики такого профессора: даже если до встречи с профессором они и думали, то после встречи с ним имеют все шансы превратиться в говорящих попугаев.

Партнер, Украина

В статье просматривается личный печальный опыт и один конкретный руководитель в одной конкретной области и компании.
Но, мне кажется, формировать какие-то обобщения и выстраивать теории на основании ограниченного опыта было бы неправильно.
Просто личные обиды вывалили в Интернет.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Рубен Мелконян пишет: Просто личные обиды вывалили в Интернет.
Ну надо признать , что у Александра неплохо получается описывать ситуации,будь они личные или общественные,идя от частного к общему...
Генеральный директор, Уфа
В отличие от Рубена, я считаю, что статьи, построенные на личном опыте, наиболее яркие и интересные. Поэтому статья очень понравилась в целом. Но вот некоторые тезисы автора очень бы обсудить.
...передать другому можно только то, что у тебя уже есть. Того, чего нет, передать нельзя.... ...Понятно, что те слова, которые вам помогут, вы сами себе никогда не скажете...
Есть такая теория в психотерпии, называется ''клиентцентрированная (или клиенториентированная) психотерапия. Ее смысл в том, что психотерапевт ничего пациенту (которого уважительно называет клиентом) не передает, ничему не учит, а выступает просто в роли собеседника и зеркала. Его задача - растолковать клиенту, что все свои проблемы он может и должен решить сам, а доктор просто поможет их осознать, задавая вопросы. Поэтому меня особенно удивило, что автор, безусловно придерживаясь такой же технологии на бизнес-тренингах, которые проводит, считает, что бизнес-консультанты не могут научить тому, чего сами не знают. Еще как могут! Кроме того, лучшие учителя те, кто вообще не понимает проблем клиента. Они задают так много ''тупых'' вопросов, что клиент, отвечая на них, сам начинает себя лучше понимать. Поэтому спор о школах - неавжный, важно, чтобы хоть кто-то был. Хот астролог :)
Руководитель проекта, Беларусь

Даже не разбираясь в проблемах клиента, терапевт, конскльтант и т.п. все равно дает ему что-то, что клиенту не хватает. Поддержки, уверенности, понимания, здоровья в той области, в которой у клиента болезнь.

Вы не можете навести порядок в бизнесе клиента, если у вас беспорядок в своем. Я не мог проводить клиентов через кризисы, пока не научился проходить через них сам.

Остальное - иллюзии начинающих специалистов.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Кстати говоря, многие еще в подобных критических сиутациях обращаются кто - к попам, кто - к колдунам, предсказателям или экстрасенсам. Тем более, когда те обещают их обучить вести бизнес на бессознательном уровне, на уровне наитий, получая необходимые ответы в виде озарений и откровений, поступающих прямо из энергоинформационного поля Земли или даже Вселенной в целом. Минуя критическую осознанность своих действий и предпринимаемых поступков. Но это уже экстремизм. В особенности, когда на основе подобных практик формируется некая школа или сообщество людей, именующих себя школой или группой последователей ее основателя в лице некого ''гуру'', которые первым ''открыл способ'' ... ну, а дальше по принадлежности.

Николай Ю.Романов
----

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Очень понравилась статья и я благодарна автору, что поднял эту тему. У меня собственный бизнес, команда 20 человек, в основном молодежь 24 - 26 лет. Задумалась о необходимости проведения тренингов для сотрудников по работе в команде и по искусству продаж. Стала обращаться в различные достаточно известные тренинговые агенства с хорошими списками клиентов и положительными отзывами (теперь сомневаюсь реальны ли отзывы десятками выкладываемые на сайты в интернете, сама недавно обнаружила свой восторженный отзыв на сайте компании от работы с которой осталось отвратное впечатление). Так вот, стали мне присылать замечательные резюме тренеров и предлагать с ними побеседовать. НО!!! Практически ни у одного тренера никакого опыта успешной работы в бизнесе или опыта успешной реализации хотя бы какого-то проекта. Все бла-бла-бла. Самовлюбленная истерика от собственной гениальности. В конце-концов выбрала одно резюме и пригласила тренера побеседовать. Пришел очень уверенный в себе джентельмен лет 30, долго сыпал шаблонными фразами из книжек типа ''10 способов продать себя'' и на мой вопрос, а есть ли личный успешный опыт которым можно и поделиться ответил: ВНИМАНИЕ! ''есть очень успешный опыт личных (т.е. беготня курьером) обалденных продаж пакетов-маек по торговым центрам города''. Без комментариев... На этом временно поиски приостановила, хотя надежды не теряю. Пока стараюсь передавать собственные знания полученные на бизнес-факультете одного из крупнейших американских университетов и собственный опыт работы более 10 лет в одной из крупнейших мировых торгово-производственных корпораций. Но я не вижу себя ни гуру ни тренером, мне больше нравится заниматься бизнесом, посему не теряю надежды, что ситуация с поиском настоящих тренеров изменится к лучшему... А Гуру... Мне кажется в нашем обывательском понимании мы перепутали гуру с нянькой которая ложечкой кашку в рот кладет. Ведь если повезет встрертить настоящего гуру, то он не будет давать готовых рецептов, а даст стимул во всем разобраться самостоятельно. Еще раз спасибо автору за поднятую тему!!! Очень интересно узнать мнение коллег.

Руководитель проекта, Украина
Елена Кириленко пишет: Пока стараюсь передавать собственные знания полученные на бизнес-факультете одного из крупнейших американских университетов и собственный опыт работы более 10 лет в одной из крупнейших мировых торгово-производственных корпораций. Но я не вижу себя ни гуру ни тренером, мне больше нравится заниматься бизнесом, посему не теряю надежды, что ситуация с поиском настоящих тренеров изменится к лучшему...
Елена, респект. В жизни доводилось встречаться с людьми разного уровня, и с гуру, и с пригурками...И чаще всего оказывалось, что те, кого можно было бы искренне причислить к Учителям с большой буквы, никого к себе в обучение не затаскивали. Это как правило довольно самодостаточные люди, которым никто для самоутверждения не нужен. Более того, чтобы чему-то поучиться, нужно довольно сильно попотеть и доказать, что ты этому чему-то учиться у него хочешь. Другое дело, что ''Гуру'' как маркетинговый ярлык стал очень популярным, это, если угодно, реклама, не имеющая ничего общего с содержанием, а, как верно подмечали коллеги, просто способ зарабатывать деньги. ...А кто гуру-то кормить будет, если не будет восторженного ореола и толпы ''гурят''?
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

 
В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ продолжает программу ППК по кейс-методу

В ВШБ стартовал второй поток программы «Разработка учебных кейсов и использование кейс-метода в преподавании бизнес-дисциплин».

МИРБИС принял участие в форуме FMCG & Retail Trade Marketing 2024

Преподаватели МИРБИС выступили на VII Ежегодном Всероссийском форуме по торговому маркетингу в сфере товаров повседневного спроса.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.