Цена второго образования

Kniga3.jpgЕкатерина Румянцева «Руководство по поиску работы, самопрезентации и развитию карьеры», - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2008

Самое престижное, современное и дорогое обучение выбирают специалисты, которые проходят переподго­товку по программе MBA (Master of Business Administration, по-русски «мастер делового администрирования»). В Рос­сии первые бизнес-школы, осуществляющие обучение по программе МВА, появились не более двух десятков лет назад. Сегодня МВА стала самой известной и весьма престижной академической степенью в сфере управления бизнесом, которую получают в дополнение к уже имею­щемуся высшему образованию. Кстати, это обязательное условие для участия в обучении, которое соблюдают российские бизнес-школы.

Надо сказать, что содержание и истинный уровень знаний, получаемых в рамках этой программы в разных бизнес-школах России, может существенно различать­ся. Кроме того, обучение может проводиться как на рус­ском, так и на английском языке. О том, как правильно выбрать, где именно следует получать степень МВА, речь пойдет ниже. В некоторых школах вам могут предложить один универсальный вариант МВА, в то время как другие бизнес-школы предлагают семь и более программ. Например, MBA General – для управленцев, MBA HR – для специалистов в сфере управления персоналом, МВА Finances – для финансистов, МВА Marketing – для спе­циалистов в области маркетинга, и т. д. Кроме того, существует программа Executive MBA, которая предназначена для обучения топ-менеджеров с большим опытом рабо­ты. Обычно средний возраст слушателей этой програм­мы составляет 35-37 лет, а общий стаж работы не менее 10 лет.

Также существует программа DBA, Doctor of Business Administration, которая пока меньше распространена в России. Это следующий шаг после МВА, высшая про­фессиональная степень, которую могут иметь менед­жеры. Бизнес-школы, которые обучают по программам DBA, обычно зачисляют в учебные группы только тех, кто уже имеет степень МВА и является генеральным ди­ректором или собственником бизнеса. Если бы не отдель­ные учебные заведения, которые в погоне за прибылью обесценивают бизнес-образование вообще и обучение по программе DBA в частности, то можно было бы одно­значно говорить об эксклюзивности и элитарности этой программы.

Меня часто спрашивают, надо ли платить такие боль­шие деньги за обучение по программе МВА и/или DBA. Однозначного ответа нет. Если вы располагаете необхо­димыми финансовыми и временными ресурсами и по­нимаете, для чего вам нужно пройти это обучение, то, возможно, это следует сделать. Но прежде чем принимать решение, вы должны утвердительно ответить на следу­ющие вопросы.

1. Вы уверены, что ваша карьерная стратегия – «Ге­нерал» или «Предприниматель»? Во всех остальных случаях я не вижу смысла получать специализиро­ванное образование для топ-менеджеров.

2. Вы уверены, что потраченные вами деньги (вряд ли меньше 8 тыс. евро в год) окупятся? А если вам повезло и ваше обучение оплачивает работодатель, то в этом случае ответьте, готовы ли вы выполнить условия договора об обучении, который, скорее всего, подпишет с вами ваш работодатель?

3. Вы правильно выбрали учебное заведение, в ко­тором будете проходить обучение по программе МВА? Ни для кого не секрет, что далеко не все эти учреждения предлагают качественное образование. Я не буду рекламировать на страницах этой книги какие-либо вузы и программы. Но, пожалуйста, прежде чем принимать решение об обучении (кста­ти, не только по программе МВА), наведите справ­ки о разных учебных заведениях. Узнайте мнение тех, кто уже прошел это обучение, посетите день открытых дверей и открытые лекции. Выясните, какие преподаватели будут вас обучать, есть ли сре­ди них практики, добившиеся реальных успехов в своей основной работе.

4. Вы готовы потратить много времени на учебу, са­моподготовку, чтение специальной литературы, написание дипломной работы? У многих из нас есть иллюзия, что надо лишь заплатить деньги, и мы сразу получим новые знания и навыки без всяких усилий. Как-то забывается, что процесс обучения зависит не только от уровня преподавателя, но и от того, сколько усилий готов потратить обучаемый на то, чтобы поднять уровень собственной компе­тентности в какой-либо сфере. Короче, готовы ли вы много и серьезно заниматься?

5. Диплом МВА вам нужен только из соображений престижа? Тогда выберите самую дешевую про­грамму, а лучше просто договоритесь и оплатите получение диплома. Потому что обучение в серьез­ной бизес-школе потребует от вас гораздо больше усилий, времени и финансовых средств.

Хочу предупредить вас об одной опасности, которая подстерегает всех, кто проходит обучение по программе МВА. Существует мнение, что если менеджер становится мастером делового администрирования, то уровень опла­ты его труда должен автоматически возрасти сразу на пару тысяч долларов в месяц. Честно говоря, в настоящее время я не вижу оснований, подтверждающих этот миф, хотя еще несколько лет назад это было гораздо больше похоже на правду. Дело в том, что сейчас все большее число людей получают такое образование, и оно стано­вится весьма доступным. Катастрофического дефицита специалистов, имеющих степень МВА, сейчас уже нет, по крайней мере, в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому я должна предупредить вас: не надо верить, если вам будут рассказывать, что если вы пройдете полноценное обуче­ние по программе МВА, то работодатели буквально вста­нут в очередь, чтобы предложить вам интересную и вы­сокооплачиваемую работу. Помните, что степень МВА – лишь один из факторов, который, безусловно, повышает вашу профессиональную компетентность, но далеко не единственный.

Второе высшее образование. Его, как правило, получают те, кто разочаровался в своей профессии и понял, что зани­мается не своим делом. Если говорить о вариантах постро­ения карьеры, то это, скорее всего, «Авантюрист», «Экспе­риментатор» или «Исполнитель». Кстати, кроме разочаро­вания, причиной смены специальности в зрелом возрасте может стать, напротив, увлечение другой профессией.

Возможны другие мотивы, по которым взрослые люди снова на несколько лет становятся студентами. Многие топ-менеджеры понимают, что им не хватает знаний в области экономики, права, маркетинга и менеджмента. С моей точки зрения, очень правильно поступают люди, которые получают базовую профессию, а потом, порабо­тав несколько лет по основной специальности и оценив свой управленческий потенциал, принимают взвешенное решение о необходимости получить второе высшее обра­зование в области менеджмента.

Президентская программа подготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации – это просто уникальная возможность для многих специали­стов существенно повысить свою квалификацию в области экономики, менеджмента, маркетинга, логистики, управ­ления персоналом. В течение первых десяти лет своего су­ществования она полностью оплачивалась за счет государ­ственного бюджета. В настоящее время структура финан­сирования программы претерпела некоторые изменения. Теперь, помимо средств федерального бюджета (33%) и регионов (33%), также предусмотрена частичная оплата обучения менеджеров за счет средств организаций (34%), направляющих их на обучение. Ежегодно в рамках Пре­зидентской программы в России проходят обучение более 5 тыс. менеджеров высшего и среднего звена управления. Президентская программа подготовки управленче­ских кадров основана на принципах проектного обуче­ния. Каждый слушатель должен в процессе обучения раз­работать проект, предназначенный для предприятия, на котором он работает. Обучение занимает обычно девять месяцев, а по окончании программы все слушатели име­ют возможность пройти стажировку за рубежом на про­фильных предприятиях. Наиболее часто стажировка про­водится в Германии, Голландии, Норвегии, Японии, Ита­лии, Финляндии, Франции. Если незнание иностранного языка затрудняет общение с зарубежными коллегами, слушатель программы может пройти такую же практику на одном из ведущих российских предприятий.

Однако не все желающие имеют возможность пройти обучение в рамках Президентской программы. При набо­ре слушателей существуют определенные ограничения. Но если вам меньше 40 лет, вы имеете диплом о высшем образовании, ваш общий стаж работы составляет не ме­нее пяти лет, три из которых вы занимали какую-либо управленческую должность, а кроме того, вы владеете иностранным языком, то вы можете претендовать на про­хождение этого обучения.

Профессиональная переподготовка. Эта форма получе­ния новой специализации в рамках основной профессии. Например, бухгалтер может пройти профессиональную переподготовку в области управления финансами, по­сле этого он сможет работать финансовым менеджером, а со временем стать финансовым директором. Это очень разумный способ повышения своей профессиональной капитализации, так как он обычно дешевле и занимает меньше времени, чем получение второго высшего об­разования или обучение по программе МВА. Это также хороший способ развития своей карьеры для тех, чья специальность не очень востребована на рынке труда. В этом случае человек может пройти профессиональную переподготовку по родственной специальности, которая будет пользоваться большим спросом у работодателей.

Краткосрочные курсы направлены чаще всего на повы­шение квалификации какого-либо специалиста в рамках основной профессии. Я бы посоветовала специалистам не отказываться от их посещения в том случае, если их руко­водители готовы оплатить это обучение. Вы можете сами найти информацию о необходимых вам курсах повыше­ния квалификации и обратиться к руководству с просьбой направить вас на обучение.

Семинары и тренинги бывают как открытые (их посеща­ют специалисты из разных организаций), так и закрытые (обучение проводится с сотрудниками только одной фир­мы). Старайтесь не упускать возможности пройти это до­полнительное обучение, даже если учиться приходится в выходные дни. Помните, что таким образом вы увеличи­ваете свой профессиональный капитал. Кроме того, обыч­но после проведения закрытых корпоративных тренингов преподаватель делится с работодателем своими впечатле­ниями об участниках обучения. Бывает так, что мнение тренера становится важным фактором при принятии ра­ботодателем решения о повышении в должности того или иного сотрудника. Поэтому вместо того, чтобы сожалеть о пропавших выходных, лучше подумайте, какие бонусы вы можете получить от активного участия во внутрифир­менном обучении.

Участие в работе круглых столов и конференций боль­ше нужно, как уже говорилось выше, для совершенствова­ния своего профессионального имиджа, хотя в процессе участия в подобных мероприятиях можно почерпнуть и новую для себя информацию, непосредственно связанную с вашей работой. Так что, молодые специалисты, пользуй­тесь случаем послушать своих более опытных коллег. Самообразование – самый дешевый и весьма надежный способ повысить свой профессиональный уровень. Коли­чество специализированной литературы, которое доступ­но нам сейчас, и не снилось в самом розовом сне вашему коллеге из 1980-х гг. Пользуйтесь, читайте, анализируйте. Только не откладывайте это «на потом». Как говорил ныне покойный В.В. Лоскутов, горячо любимый и уважаемый студентами преподаватель общей психологии Ленинград­ского государственного университета, «не оставляйте ре­фераты на конец месяца, а любовь – на конец жизни».

В последнее время все большее распространение по­лучает система e-learning, или обучение через Интернет. E-learning один из видов дистанционного обучения, ко­торое появилось еще в XIX веке. Тогда рассылка учебных материалов осуществлялась по почте. Справедливости ради нужно заметить, что этим старинным способом свя­зи до сих пор пользуются, но с развитием Интернета все меньше. Сейчас с помощью электронных средств связи студенты получают учебные материалы и пересылают преподавателям тестовые и контрольные работы, задают вопросы, сдают экзамены. Такое обучение, осуществля­ющееся посредством современных компьютерных техно­логий, и называется e-learning. Назовем достоинства:

1. для e-learning не надо ехать в другой город, тратить время и деньги на дорогу, отрываться от дома и работы;

2. обучающийся сам определяет время и интенсивность процесса получения новых знаний;

3. этот метод особенно хорош для удаленных от центра и труднодоступных регионов страны, где пока нет развитой системы профессионального обучения.

Но имеются и недостатки:

1. отсутствие непосредственного, личного контакта с преподавателем;

2. невозможность попасть в реальную студенческую среду, которая играет очень важную роль при любом обучении.

Разумеется, не следует забывать и о самообразовании. Читайте – это самый дешевый и весьма эффективный способ повысить свой профессиональный уровень. На­учитесь работать не только с офисными приложения­ми Word и Excel. Расширьте свой кругозор хотя бы до PowerPoint, а еще лучше – до MS Project. Изучите прин­ципы работы программы 1С, чтобы в случае надобности вы могли быстро освоить ту ее модификацию, которая будет использоваться на новом месте работы.

Совершенствуйте владение иностранными языками. Я часто слышу жалобы на высокую стоимость занятий с преподавателями. Хорошо, но ведь существуют бесплат­ные способы обучения языкам: смотрите иностранные фильмы без перевода, читайте книги или статьи. Если вы скажете, что не знаете, где их взять, загляните в Интернет. Там есть действительно все, что нужно. Если, конечно, уметь искать. Я с удивлением для себя обнаружила, что далеко не все пользователи персональных компьютеров умеют правильно искать информацию во Всемирной па­утине. А этот навык очень важен для многих профессий, поэтому его нужно совершенствовать.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Аркадий Пасерба, Борис Зверев
Партнер, Москва

«Руководство по поиску работы, самопрезентации и развитию карьеры» - вот нравятся мне такие ''руководства'', в которых компетенция автора видна уже в названии. Дальше можно не читать. Хоть бы Альпина Бизнес Букс поправила бы ей стилистику, что ли - а то ведь так и будет теперь вести свой ''поиск... самопрезентации'' на просторах книжных магазинов :)

Консультант, Москва
Коли­чество специализированной литературы, которое доступ­но нам сейчас, и не снилось в самом розовом сне вашему коллеге из 1980-х гг. Пользуйтесь, читайте, анализируйте.
Да, такого количества наукообразных помоев и низкопробной ''пробы пера'' амбициозных дилетантов в печатном виде во времена моего студенчества (конец 1980-х - начало 90-х) трудно было себе даже представить.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

Microsoft сокращает расходы на сотрудников, обучение и корпоративы

Компания пытается сократить расходы всеми доступными способами.

Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие.