Творческий бизнес – как научиться видеть красоту

Для начала определимся с тем, что мы называем креативным бизнесом. Под этим термином мы имеем ввиду сферы бизнеса, монетизирующие творческий потенциал людей. В первую очередь это такие индустрии, как: арт, фэшн, реклама, дизайн, архитектура, кино, музыка и т.д.

Объем такого рынка даже в России исчисляется миллиардами долларов. Но работают там все еще по-наитию, а число профессионалов высокого уровня составляет не более десятка. Почему складывается такая ситуация? Как мне кажется, это во многом связано и с экономикой России в целом, и с ментальностью русского народа в частности.

Что касается экономики, то ее сырьевая составляющая довела всех до безумной лени и нежелания вообще тратить время на проекты с рентабельностью менее 100%.

А вот второй и очень важный момент – это неумение видеть красоту. У нас нет чувства вкуса. Сама по себе культура визуального восприятия у нас напрочь отсутствует, а ведь именно она, во многом, лежит в основе многих направлений креативного бизнеса.

Немаловажно иметь и творческую смелость (со стороны творца), и умение ее оценить (со стороны потребителя), а все это требует воспитания. Одно только специализированное образование никогда не сможет решить всех этих проблем. Все последние столетия мы были окружены полным визуальным коллапсом – у нас не было возможности наблюдать ничего красивого, и такое ощущение, что это отразилось на генетическом уровне. Хотя, наверное, не стоит так сгущать краски: у нас были и есть хорошие художники, и даже сама художественная школа, вопреки всему, заслуживает внимания.

Переходя от лирики к конкретике, я хочу в двух словах рассказать вам, что произошло в сфере образования в 2010 году и что ожидается в 2011 году касательно такого направления, как креативный бизнес.

Все, что связано с креативом в Москве, становится все более модным в среде от 19 до 30 лет. Само собой, учебные заведения отвечают на это предложением соответствующего образования. Некоторые образовательные проекты становятся настолько модными, что превращаются в «тусовку». Однако сама креативная среда весьма тесно связана с «тусовкой», так что ничего порочного в этом нет.

Первые образовательные проекты в этом направлении появились еще четыре-пять лет назад, и теперь уже имеют некоторое имя (для молодой России и это уже срок). Правда, стоит отметить, что из множества таких проектов внимания заслуживают не более пяти. Количество специалистов, способных сказать что-то важное в этой сфере, весьма ограничено, а потому и число учебных заведений, способных привлекать таких людей также весьма невелико.

Больше всего внимания уделяется таким направлениям, как дизайн и реклама. Они же подразумевают и больше всего специализаций. Этими направлениями занимаются все, кому не лень, но, как я и писал ранее, серьезных школ допобразования есть только две-три по дизайну и одна-две по рекламе. И, насколько мне известно, в будущем году планируется запуск еще одной школы с очень серьезной поддержкой, ориентированной на креативный бизнес.

Вообще, надо отметить, что сам фактор «поддержки» является очень важным. Речь идет о поддержке профессиональным сообществом – крупными компаниями, ассоциациями, западными ВУЗами и т.д. Именно эта поддержка, личность руководителя и ответственное отношение к своей работе (как к миссии, а не способу побольше заработать) определяет возможности школы привлекать лучших спикеров.

А лучшие спикеры – это одна из самых главных ценностей любой школы. Именно на это надо обращать внимание при оценке того или иного образовательного проекта. Причем, надо отличать спикеров на регулярной основе (тех, кто ведет курс) и привлекаемых на мастер-классы. Признак сильной школы – это наличие хороших спикеров на регулярной основе.

Бизнес все чаще начинает говорить о нехватке квалифицированных кадров и все плотнее сближается с образованием для решения этой проблемы. Так что, в будущем году мы должны сделать еще один шаг в этом направлении. И именно в этом процессе я вижу основной потенциал развития программ образования.

Фото: freeimages.com





Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Здравствуйте, Олег. Спасибо за статью. Действительно очень точно звучит - ''неумение видеть красоту''. От этого грустно... Но в чувстве неудовлетворенности есть большой ресурс

Директор по рекламе, Москва

как ни странно выпускники пары тройки оставшихся по природной случайности высших школ искусства в РФ бодро драпают за рубеж и выигрывают всевозможные международные конкурсы.
Но статья не об этом.

''Новая креативная среда'' в РФ это очень интересный феномен, здесь огромное количество безруких (от лени) но богатых людей пытается приобрести креативность или в розницу (покупая дизайнерское) или мелким оптом на ''креативных факультетах и курсах''
Этот новый мир кураторов и спикеров приятен для праздной публики, которой очень нравится все креативное вызван к жизни переживаниями от просмотра арт хауса и чтения новой литературы.
Но ни в коем случае не систематической школой в искусстве и тяжелым трудом в ней.

Дизайн, реклама какая разница, главное, чтобы у спикеров были фамилии вроде Лазарус-Микельшторхель и история о занятии исследованиями влияния культуры сезонного перелетного постмодернизма на ростки идей в головах контемпорари анонимных граффити провокаторов (во имя добра и позитивной городской инфраструктуры самодостаточного дизайна разумеется)

Партнер, Москва
Дмитрий Федоров пишет: Дизайн, реклама какая разница, главное, чтобы у спикеров были фамилии вроде Лазарус-Микельшторхель и история о занятии исследованиями влияния культуры сезонного перелетного постмодернизма на ростки идей в головах контемпорари анонимных граффити провокаторов (во имя добра и позитивной городской инфраструктуры самодостаточного дизайна разумеется)
А с фамилией ШТРУДЕЛЬ-ЗАБУБЕНСКИЙ, есть ли шансы на ВНЕМОЗГОВОЙ КРАЕТИВ?
Адм. директор, Москва

Дмитрий, судя по Вашему профилю, мы с Вами коллеги.
Ситуация действительно больше про лень и праздность. Во многом оттого так все и плохо.

Генеральный директор, Москва

Олег, как Ваш Коллега, с радостью и удовольствием приветствую Вас!
Вы правы, к сожалению у людей практически нет времени на то, чтобы пройтись по музеям и выставочным залам, полюбоваться сохранившейся архитектурой своего города...
А то и просто поднять голову для того, чтобы несколько минут зачарованно смотреть на бегущие по небу облака причудливых форм и расцветок...
Или остановиться на минуту на краю лесной тропинки, чтобы полюбоваться распустившимся зеленым ростком или узорной снежинкой, упавшей на покрывшуюся толстым слоем льда и снега ветку...
Или неспешно и пристально попытаться заглянуть ''за горизонт'', чтобы несколько минут, вдохнув полной грудью чистого, свежего, зимнего воздуха, полюбоваться как заходит Солнце...
А если, например, каждый, по дороге на работу, найдет возможность остановиться и покормить встречную бездомную собаку, то, наблюдая за вилящим Чудом, он может испытать настоящий приток давно забытых добрых эмоций! Многим, увы, практически некогда сосредоточиться, чтобы насладиться и порадоваться этому маленькому и живому, природному счастью!
Люди перестают читать, гулять и ходить в театры, откладывая всё вышеописанное ''на потом'', на время отпуска, на поездку в чужие страны.
Кстати, я сейчас пишу это, а за окном моего рабочего кабинета из облаков, старательно выползает Солнце!) И знаете, это меня очень радует!
И я всегда внутренне мысленно улыбаюсь, искренне жалею и сразу же заочно прощаю всех критиков и злопыхателей, открывающих рот только для извержения негативного словесного потока...
Критиковать, ненавидеть и судить других - это то, что лучше всего получается у некоторых из нас.
Но я верю, что дома, они - душевные, чуткие и ласковые люди, так же как и я, замечающие Красоты и испытывающие эстетическое наслажение и возвышенные чувства от соприкосновения с Прекрасным!
Но так как для многих из них подобные рассуждения считаются ''телячьими нежностями'', ''розовыми соплями'' и рассуждениями, достойными только женского пола, то не каждый из них найдет в себе смелость признаться окружающим в получении благостных чувств от восторженного восприятия мира, чтобы не упать в их глазах! Но ведь сила Человека как и состоит в умении признавать свои Слабости, к тому же такие приятные!)))
Многие из наших читателей скажут, что нет времени на всё это, начальство давит ''давай-давай''..
Но ведь каждый человек - ''Сам себе Режиссер'', сам ''Кузнец своего счастья''!
Спешите жить, Друзья, ведь жизнь так коротка, но так прекрасна!)
Олег, я так же могу Вам сказать, что мои наблюдатели уже побывали и на Вашем открытом уроке и первой встрече со студентами, и ознакомившись с их докладами, я уверовал, что у Вас всё получится - я желаю вам в этом удачи!
Мы со своей стороны также готовы по мере возможностей содействовать развитию Вашей программы для студентов. Наши усилия и приобретенный опыт по развитию творческих способностей наших слушателей маркетинговых программ профпереподготовки и МВА также показывают, что Вы на правильном пути!
Самое главное, что ничего не нужно специально придумывать и изобретать!
Всё необходимое уже есть вокруг нас!
Главное суметь увидеть это самим и привлечь внимание других в том числе и для того, чтобы научить их, руководствуясь здравым смыслом, познавать и впитывать в себя Настоящую Красоту!
Ну а как сообщить о Прекрасном и Полезном окружающим, как полноценно донести до них Всё Настоящее Великолепие Действительности, так этому как раз и учит Маркетинг!
Удачи Вам Олег, спасибо за прекрасный и актуальный материал и возможность высказаться!
Пользуясь случаем, попробую развить эту мысль в своем блоге на этом уважаемом ресурсе!
С уважением
Директор Центра ''Бизнес и маркетинг''
РАНХиГС при Президенте РФ
И.В. Сапрыкин

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперты ВШБ НИУ ВШЭ обсудили результаты исследования о корпоративной среде

Экспертный диалог состоялся в рамках XXVIII ежегодного коммуникационного форума РАСО «Дни PR – 2024».

ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.

Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.