Как «Росатом» развивает сотрудников

Тема выступления руководителя корпоративной академии «Росатома» Юлии Ужакиной на конференции «Яндекса» «HR-среда» вынесена в подзаголовок: «Обучение и развитие в «Росатоме» в эпоху глобальных изменений». Сложность задачи, стоящей перед компанией, состоит в том, что компания, в которой трудятся 250 тыс. сотрудников, выросла из советского атомного проекта, стартовавшего после Великой отечественной войны, и продолжает сохранять некоторые черты оборонного ведомства. Направления деятельности: атомная энергетика, оружие, медицина. Одно из подразделений – атомный ледокольный флот. Как адаптировать этот организм к условиям XXI века с его волатильностью и неопределенностью?

  1. Как развивалась компания
  2. В чем особенность «Росатома»
  3. Какие коммуникации используются
  4. Зачем компании изменения
  5. Какие качества востребованы
  6. Что такое корпоративная академия
  7. Как преодолевать «шахтное мышление»
  8. Как дополнять иерархию
  9. Как передавать знания в формате 1:1
  10. Зачем «Росатому» гуманитарии
Как развивалась компания

Атомный проект начался с закрытых КБ в системе МВД. Во второй половине ХХ века в СССР масштабно развивалась атомная энергетика, в т.ч. с использованием типовых решений. В настоящее время заказчики, в том числе зарубежные, хотят получать не типовые проекты АЭС, но «цифровые АЭС», адаптированные к климатическим, экономическим и другим условиям страны. «Росатом» должен научиться отвечать на эту потребность.

В чем особенность «Росатома»

Вертикальный менеджмент. Иерархия. «Шахтное мышление» в коммуникациях: узкий, сегментированный взгляд. Внутренней корпоративной сети в компании нет. При входе на предприятия сотрудники сдают телефоны, при выходе – получают. Многие работники живут в моногородах, где расположены предприятия «Росатома». Выходные они проводят не в «цифровом пространстве», а на огородах.

Какие коммуникации используются

«Росатом» использует в том числе и такие методы коммуникации как «Дни информирования», когда топ-менеджеры приезжают на предприятия или суда ледокольного флота и напрямую рассказывают о проектах компании напрямую, а не через сети цифровых коммуникаций.

Зачем компании изменения

Компания хочет перейти из статуса крупного локального игрока в статус глобального, для этого нужно развивать компетенции, связанные с работой на международных рынках. Другая важная цель – снижение себестоимости. Третья – разработка новых продуктов. Каждая из этих целей оцифрована – выражена в показателях.

Какие качества востребованы

«Росатом» ждет от своих сотрудников, во-первых, умения учиться и переучиваться. Во-вторых, осознанного отношения к деятельности. В-третьих, умения работать в условиях неопределенности. В-четвертых, системного подхода. В-пятых, проявления воли.

Что такое корпоративная академия

Один из драйверов перемен – корпоративная академия «Росатома». В год ее курсы проходят 65 тыс. человек. Обучение в академии должно быть evidence based: ссылки на «британских ученых» в среде сотрудников «Росатома» не проходят. Академия участвует в программах развития персонала.

Как преодолевать «шахтное мышление»

Один из примеров. Прежде в «Росатоме» проходили отдельные конференции для HRов, юристов, закупщиков… Теперь проводятся междисциплинарные конференции, например, на такие темы как «Строительство объектов за рубежом». В ходе конференции рассматриваются разные аспекты темы, в результате у участников формируется комплексное видение.

Как дополнять иерархию

Оргструктура в компании была и будет иерархической в силу специфики ее бизнеса. Однако для решения задач в «Росатоме» практикуется тиминг (не путать с тимбилдингом) – практика мгновенного вхождения сотрудников в команду для решения конкретной задачи. Цель тиминга – не формирование команд, а решение задач. Сразу после решения задачи команда может быть расформирована.

Как передавать знания в формате 1:1

В «Росатоме» практикуется система менторства. В год образуется 1800 пар менторов и их учеников (менти). Менторство не оплачивается. Оно базируется на желании мастера передать свою экспертизу. Ментор отстоит от менти на 2 уровня в корпоративной иерерахии: находится через одну ступеньку. Менторский проект длится год-полтора, не более. В ином случае он перерастает в психологическую зависимость

Зачем «Росатому» гуманитарии

Одно из важнейших треков корпоративной академии – гуманитарный. «Росатом» приглашает журнатиста Леонида Клейна, для проведения лекций, развивающих мышление. Примеры звездных тем: «Левша» и история инноваций в России». «Ежик в тумане»: анализ осознанного отношения к жизни».

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Респект коллегам в Академии Росатома. Каждый шаг (оргразвитие, обучение, пр.) в таких системах стоит десяти в других.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Любовь Гвоздилина пишет:
Респект коллегам в Академии Росатома.

Цитата - «Шахтное мышление» в коммуникациях: узкий, сегментированный взгляд.

Судя по странному термину (рассмотрение шахмат как узкого предмета, а это не так) - я бы не был таким оптимистом.

Аналитик, Москва
Из статьи: "...когда топ-менеджеры приезжают на предприятия и суда ледокольного флота и напрямую рассказывают о проектах компании напрямую..."

Да ну прям...:-)

Генеральный директор, Великобритания
Владимир Токарев пишет:
Цитата - «Шахтное мышление» в коммуникациях: узкий, сегментированный взгляд.
Судя по странному термину (рассмотрение шахмат как узкого предмета, а это не так) - я бы не был таким оптимистом.

Видимо подразумевается туннельное зрение, то ли перевод не верный, то ли что. Больше относится к шахте, чем к шахматам, конечно.

Аналитик, Москва
Ирина Да Роза пишет:
Владимир Токарев пишет:
Цитата - «Шахтное мышление» в коммуникациях: узкий, сегментированный взгляд.
Судя по странному термину (рассмотрение шахмат как узкого предмета, а это не так) - я бы не был таким оптимистом.
Видимо подразумевается туннельное зрение, то ли перевод не верный, то ли что. Больше относится к шахте, чем к шахматам, конечно.

Уран может добываться подземным способом, т.е. в шахте. Видимо, поэтому именно такой перевод более близок к сердцу. :-)

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Владимир Токарев пишет:
Любовь Гвоздилина пишет:
Респект коллегам в Академии Росатома.
Цитата - «Шахтное мышление» в коммуникациях: узкий, сегментированный взгляд.
Судя по странному термину (рассмотрение шахмат как узкого предмета, а это не так) - я бы не был таким оптимистом.

причём здесь "шахматы"?

Олег Анцев +639 Олег Анцев Руководитель проекта, Пенза

Хорошо что телефоны сдают на проходной, по крайней мере начальство телефонами не кидается на совещаниях. И про огороды мне очень понравилось - очень правильное занятие.

Аналитик, Москва

Пожалуй, есть один параметр по которому Росатом превзошел Эппл, Алибабу и Гугл вместе взятые...Этот параметр называется "штатная численность"...:-)

Сокращать еще и сокращать...Это про затраты.

Генеральный директор, Турция

Про уровень откатов и коррупции в госкорпорациях сказать что-нибудь…? :)

Или не будем разрушать светлый образ ? :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.