Ерлан Сейтимов: Технология креатива: драйв + немного шизофрении + много работы

Ерлан Сейтимов

«…я с гордостью ощутил,

что сам не понимаю

написанного до конца».

В. Пелевин

«EMPIRE V»

 

Креатив. Востребованное сегодня слово. Нужны креативные решения, креативные идеи, даже должность есть такая - «креативный директор». Как же делать его - креатив? Пить кофе, как Бальзак, дебоширить по Есенину, быть ловеласом, как Гюго и несносным в быту, подобно Эйнштейну? Что-то мне подсказывает, что такое внешнее повторение Мастеров еще не гарантирует появление творческих решений. А может, надо повторить их внутри, на уровне мозга? Достаточно просто попытки: «Шаганэ», возможно, не все напишут, но повышение эффективности работы на своем участке более чем вероятно.

«Креатив» родственен со словом «творчество» (creativity), но не идентичен, творчество - это еще и искусство (поэзия, музыка) и наука, а «креатив» больше подходит к суровому миру бизнеса, и меряется он (креатив) очень просто - деньгами. Если реклама креативна, она лучше продает, если менеджер креативен, он более эффективен.

Многие рекламные ролики, получившие приз на международных конкурсах, не используются на практике. Да, они оригинальны, да, сделаны творчески, с искусством, но они не продают. Но это отдельная тема, а здесь мне хочется обсудить тему творчества, креатива вообще, в самом общем, совпадающем смысле, как рождение, делание новых, оригинальных идей и решений.

Экономика должна быть экономной. Но не физиология

В обыденной жизни большинство умственных операций идут повторяющимися, одинаковыми циклами. Возьмем, к примеру, работу менеджера торговой сети: он отслеживает продажу товаров своей категории, следит за оплатой поставщикам, старается поднять продажи в «отстающих» магазинах. И в основном все идет однообразно, хотя можно посмотреть, как эти же товары продаются в других сетях, попытаться сделать более эффективную рекламу, и т.д. Или в турфирме: дана стандартная реклама (море, пальмы, пляж, телефоны фирмы), сидят, ждут клиента, клиент пришел, берут документы, деньги, заказ билетов и т.д.

Много клиентов приходит - хорошо, мало клиентов - всегда есть объяснение: конкурентов много, не сезон, работников мало…

Конечно, на определенном уровне в компании все должно идти по прописанной технологии, но топ-менеджменту, особенно маркетологам, желательно постоянно искать более эффективные решения для успешной конкуренции.

Особенно показательно отсутствие креатива в рекламе. Возьмем, к примеру, рекламный ролик международной связи «Казахтелекома», вызвавший справедливую критику на форуме маркетологов «Центра Тяжести». Банальность замысла буквально читается: «Надо сделать рекламу международной связи. Давайте, покажем пожилых родителей и как они разговаривают со своими детьми, которые находятся за границей. Дочь пусть будет в Париже, в окно покажем Эйфелеву башню, один сын будет звонить из Америки, другой из Лондона на фоне Биг Бена. Короче, они все созвонились и вместе встречают Новый Год. Все довольны, все смеются». Скучно, девушки! И конечно, эмоции у телезрителя такой ролик вызывает соответственно креативу.

И сравните это с рекламным роликом знаменитой обувной фирмы, позиционирующей свой брэнд, как изделие из очень мягкой кожи. Представьте: девушка приходит с работы домой и видит на стене ползущего паука. Она с брезгливостью и отвращением снимает туфлю и с размаху ударяет ею по пауку. Тот в ответ заигрывает с девушкой: «Бэби, шлепни меня еще раз!». Девушка бьет его снова и снова, но поскольку туфли супермягкие, паук балдеет еще больше…

Как говорится: «Почувствуйте разницу». Или: «Почувствуйте розницу», ведь связь креативной рекламы с уровнем продаж очень прямая.

Мысли по каждодневно повторяющимся схемам и такие же действия преобладают не потому, что мы специально, сознательно «тормозим». Это обьясняется физиологией: мышление - очень энергозатратно, и поэтому организм подсознательно сопротивляется дополнительной, и на первый взгляд, необязательной трате энергии. Кстати, один из стереотипов, что копать яму или махать кувалдой - это настоящая работа, а придумать что-нибудь - стоит очень мало калорий. Кто играл в карты или шахматы часами, знают, что после такой «рубки» чувствуешь себя, как выжатый лимон и теряешь вес не меньше грузчика.

И если сказать себе: «Здесь надо придумать что-то новое, буду думать, пыхтеть, стараться, но более эффективное решение я найду…» то первый шаг к креативу, можно сказать, сделан.

Менеджер ли я заурядный, или право (на креатив) имею?

И следующий, главный, на мой взгляд, шаг к креативу это разрыв стереотипных связей в своем сознании, в своем мозгу.

Если ориентироваться на высшие образцы креатива, то видно, что у их производителей, образы и понятия не так жестко связаны, как у нас, обычных людей.

Когда предлагаются новые идеи и решения (в рекламе, в менеджменте), часто говорят: «Так не бывает, так не делают» и мышление идет по накатанной колее, принимаются тривиальные решения. Красных коней тоже не бывает, но один «криэйтор» его увидел:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

А другой «дизайнер» нарисовал «Купание красного коня». И от впечатления, которое оказали эти шедевры, не откажется ни один креативный директор.

От настоящего творчества, будь это в искусстве или рекламе, всегда впечатление чего-то нового, удивление и восхищение. И это новое у Мастеров получается, когда сломаны стереотипные связи. Есть гипотеза, что настоящие таланты всегда немного шизофреничны. Не в смысле поведения в быту (хотя и такое бывает), а в смысле необычного мышления. Кстати, больные шизофренией в некоторых случаях лучше делают оригинальные связки. В одном из опытов испытуемым предложили составить предложение со словами «керосин» и «мелодия». Большинство здоровых людей не смогли это сделать, а шизофреник легко составил: «Керосин проливался с мелодичным звуком». Прошу прощения у профессиональных психологов, если детали этого опыта я вспомнил неточно, но смысл его был таков, что в некоторых случаях шизофрении подобная «легкость мысли» присутствует. В обыденном сознании стереотипы с керосином - это горючая жидкость, нефтепродукт, а мелодия - это музыка, композиторы и т.д., так что обычному человеку трудно связать их в сознании, а мышлению, не связанному жесткими схемами, сделать это легче.

Значит, чтобы мыслить оригинально и находить новые решения, надо попытаться разорвать устоявшиеся связи в своем мозгу. И в этом очень хорошо помогут всевозможные игры. Надо играть в самые различные игры: шахматы, преферанс, домино, нарды и т.п. Шахматы - стратегическая игра, фигуры у игроков одинаковы и побеждает тот, кто лучше рассчитывает варианты и позиционно мыслит. «Преф» тоже требует расчета вариантов, но здесь уже есть элемент неопределенности («Знал бы прикуп, жил бы в Сочи») и надо учитывать психологию партнеров («Этот всегда недозаказывает, значит вистовать не надо, а тот всегда надеется на прикуп…). И в картах надо думать не так, как в шахматах. А в нарды или бильярд - вообще по-другому. Вот где умственная нагрузка, вот где ломка стереотипных связей в мозге! А если еще ходить в кино на серьезные фильмы, читать самые разные книги, короче дать своему мозгу нагрузку в совершенно в разных направлениях, в тех, которых он раньше не работал, то думаю, результат не заставит себя ждать. И то, что не нравится, не надо отвергать с ходу, лучше постараться понять, что этим хотели сказать. Недавно в киноклубе Борецкого показывали фильм Кшиштофа Кислевского «Двойная жизнь Вероники». Я его вообще не понял: какой-то разорванный сюжет, туманные разговоры и на обсуждении приготовил весь свой сарказм (бендеровское «Побольше непонятного» и т.д.), но после обьяснения Олега Борецкого и других зрителей, увидел замысел режиссера и сам немного поразмышлял в этом направлении. В моем засохшем мозгу крутнулось какое-то колесико, какой-то стереотип был сломан и надеюсь, что это пригодится мне в будущем.

Еще древние (и умные) греки говорили: «Движение и мысль - две части одного целого», так что полезную для креатива нагрузку дают не только чисто умственные игры, но подвижные. Баскетбол, футбол, бадминтон и другие игры нагружают самые различные участки мозга, тоже выполняя задачу «растаскивания, разрыва» стереотипов. Это подтверждает и эксперимент, когда пожилых крыс обучали новым играм, то затем у них наблюдалось увеличение активности умственной деятельности и образование новых связей в мозгу.

Также ученые советуют, что при решении творческой задачи полезно попробовать какие-то новые блюда: новый вкус, новые впечатления, образуются новые связи и есть вероятность получения нового решения.

* Проблема креатива вообще, и в менеджменте в частности, очень актуальна, уверен, что многие читатели тоже задумывались над этим и им есть, что сказать по этому поводу.

В общем, как пела в свое время одна певица:

Надо, надо,

Надо, надо,

Па-па-думать!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.