Олег Банных: О пастухах и пастырях

Олег Банных

Что лежит в основе глубинной мотивации предпринимателя русской культуры

Есть ли отличие русского предпринимателя от других?

Мы будем говорить о феномене именно русского предпринимателя, а не русского капиталиста и русского менеджера, у которых русскость проявляется особым образом. Напомним, что призвание предпринимателя - творить новые и улучшать существующие социальные формы, в том числе, бизнес-организации. Потому нашу задачу я бы обозначил так: есть ли нечто особо русское в создании деловых организаций? Общий наш подход будет в том, чтобы сопоставить русскую предпринимательскую установку с двумя другими - западной и восточной

Похоже, для этого придется всерьез углубиться в культурные отличия разных цивилизаций...

Слово «культура» есть производное от «культа». Всякий человек - даже атеист - все свои культурные привычки унаследовал от своего символа веры. Один верует во Христа, другой - в деньги, есть даже смельчаки верующие в самих себя. У каждого человека и народа есть некое доминантное ядро, задающее базовые смыслы их существования. Вот, скажем, меня никто не спрашивал появляться мне на этот свет или нет. Точно так же никто не спросит о желании его покинуть. Кто же это так невесело пошутил, без спроса вбросив меня в трагедию этой жизни? В чем смысл моего существования, труда, страданий? Подобных проклятых вопросов не так много и ответы на них и составляют символ веры каждого человека и народа...

Почему - веры? Разве нельзя на них ответить рационально?

Бывают несчастные времена, вроде нынешних, когда люди именно так и делают. Не место здесь раскрывать причину этой печальной глупости, отметим только, что всерьез ответы на главные вопросы жизни дает только Откровение, а не научный поиск. У разных народов - разное Откровение и именно оно определяет народный дух. Этот дух выражается как в самых глубинных психологических доминантах, так и в бытовых реакциях простолюдина. Потому, чтобы понять чем отличается мотивация в творении бизнесов в трех существенно разных культурных вселенных - западной, восточной и русской - нам придется хотя бы вкратце разобраться в их мировоззренческих основах, выросших из религиозных представлений...

Начнем с западной установки?

В качестве исходной модели возьмем вот такую нехитрую триаду: человек - мир-бизнес. Есть человек, который живет в мире. И вдруг он решил сделать бизнес. Спрашивается: для чего создает бизнес западный человек?

В бизнес-школах дают вполне ясный ответ: бизнес-организации нужны для того, чтобы объединить труд разных людей для более эффективного производства товаров с целью максимизации прибыли...

Это есть определение экономистов, которые последние лет тридцать даже зачатие и рождение ребенка объясняют через сходимость финансовых потоков. Как выпускник экономфака университета свидетельствую, что таким ощущением мира заражаешься на первом курсе и это уже ничем не лечится. А нынче, как говорил Достоевский – «все экономисты». Для нормального же человека, отдающего лучшие куски своей жизни своему бизнесу, и «производство», и «прибыль» - это только средства для чего-то, что никак не вставишь в экономическую формулу...

Ради чего же, кроме прибыли, отдает свою жизнь западный предприниматель, строя бизнесы?

Базовая западная установка в социальном творчестве заложена в догматах протестантской веры и ее смысл может быть извлечен из самого названия: рожденный в недрах протестантской культуры человек обязательно против чего-то протестует. Он недоволен мирозданием и это отнюдь не позиция брюзги.

Протестантская вера исходит из следующего: человек по природе своей - это насквозь прогнившее существо. Но воплотившийся Бог спас его и только по одной вере в это спасение человек исцеляется, становится нормальным, здоровым. Тогда вопрос: что делать на земле до момента исхода в райские кущи уже спасенному в молодости человеку?

Да, человек, силой веры уже здоров, он нормален, но ведь мир-то ненормален! Мир лежит во зле, а «нормальный человек» должен за время своей земной жизни реализовать свою личную миссию: улучшить хотя бы кусочек этого ненормального мира. Отсюда принципиально миссионерский настрой предпринимателя-протестанта: он кряхтит, но не гнется под бременем белого человека, ответственного за спасение всего, что поручило ему провидение...

Желание обязательно сочинить для бизнеса миссию - это отсюда?

Да, вся миссионерская культура бизнеса родом из протестантского мира. Например, миссия Levi’s: «Мы оденем весь мир» свидетельствует, что работники Levi’s не могут спокойно шить обычные штаны, они движимы духом ликвидации голоштанности во всей вселенной. При этом они до последних глубин сердца убеждены, что их вариант штанов самый правильный. Или, Disney: «Сделать людей счастливыми». Чем ни коммунистическая мечта о новом счастливом человеке? Представления о сути человеческого счастья у большевичков и киношников Disney, разумеется, разные, но подход к жизни одинаков: мы знаем в чем счастье людей и потому, кто не спрятался, мы не виноваты...

Ты считаешь, что протестантизм все еще жив в крови нынешних, давно уже нерелигиозных людей Запада?

Всякая формула миссии бизнеса или внутренняя установка предпринимателя, выражаемые в лозунге: «нагни этот поганый мир!» есть установка протестантская. И сам протестантизм, как религия здесь уже ни при чем... Кроме того, не нужно в наше время привязывать базовые предпринимательские мотивы к карте мира. Протестантизм, как установка на улучшение ненормального мира нормальным человеком хотя и родился в Западной Европе, в 20 веке стал доминирующим и в других культурах. Так, коммунистический проект и все связанные с ним попытки изменить мир по партийным лекалам - это протестантский европейский проект, рожденный выкрестом-лютеранином Карлом Марксом. Этими идеями мы заразились, но изжив их в коммунистической форме, отнюдь не избавились совсем: у нас сегодня полно предпринимателей, сочиняющих миссии по «нагибанию мира». Это есть так же следствие обучения наших людей на программах МВА, которые сплошь родом из протестантской среды...

Похоже, протестантско-миссионерская установка никак не соответствует восточному духу?

Прежде, чем мы обратимся к «восточному духу», кратко остановимся на еще одной базовой установке родом с Запада, которая была бы забавной, если бы не угробила столько людских судеб. На языке нашей триады «предприниматель - мир - бизнес» она звучит так: «я - нормален, мир - нормален, бизнес- ненормален». И цель предпринимателя - в создании великой компании, «компании - совершенства»...

Что в этом опасного для судеб людей?

В том, что средство становится целью и это всегда ведет к несчастью. Если человек строит «великую компанию» с самой большой капитализацией ради самого ее величия (за которым, разумеется, стоит почти всегда собственная маниа грандиозо), то это приводит к созданию всех тех нынешних корпораций-монстров, имеющих капитализацию за $100 млрд., в которых люди изнывают лучшую часть своей жизни, производя какую-нибудь газированную отраву...

Но капитализация за $100 млрд - это отнюдь не иллюзия, а объективный показатель того, что проект бизнеса был удачен...

$100 млрд. капитализации может быть следствием исполнения нормального предпринимательского закона, выраженного Генри Фордом: «Делай нужное людям и деньги появятся в избытке сами собой». Здесь капитализация не цель, а следствие. Но, как только создание «великой компании» становится самоцелью, тогда в средство превращаются и ее клиенты, и ее сотрудники, и, в конце концов, и сам ее создатель-предприниматель.

Не могу согласиться с тем, что мечта о великой компании так уж портит людей...

Возможно, такое убеждение есть следствие распространения идей Джима Коллинза, выраженных в его бестселлерах «Построенные навечно» и «От хорошего к великому». Спорить с нынешними гуру - это уже почти проявление личной нескромности. Потому готов отказаться от публичного выражения личных оценок относительно установки «на великую компанию». В конце концов, можно понять человека, который за неимением других надежд, хочет построить на этой земле нечто, что переживет его в веках. А может художник творит бизнес-организацию ради одной только любви к искусству, а таковых вообще очень легко обидеть...

А восточная предпринимательская установка основана на чем-то мистическом?

В отличие от западного восприятия мира, всегда очень оптимистичного , восточное мировоззрение довольно мрачно. Индуизм видит в этом мире ловушку и тюрьму для страдающего человеческого духа и потому конечная задача человека - в освобождении от бремени материи. А буддизм вообще считает, что бытие каждого из нас - это трагическое недоразумение, которое нужно исправить уходом в полное небытие-нирвану. У восточных людей нет претензий к миру, он либо совершенен, как эманация бога (у индуистов), либо его попросту нет, он - иллюзия (у буддистов). Но в любом случае, человек в этом «нормальном» мире страдает, ибо он для этого мира «ненормален». И потому задача земной жизни и всех земных дел в том, чтобы уменьшить эти страдания. Соответственно, базовая установка восточных предпринимателей - создать компанию, в которой ее сотрудникам было бы хорошо...

И эта установка тоже выражена в миссиях восточных компаний?

Реальный дух восточных корпораций нужно искать не в их миссиях (писанных, как правило, вследствие господства в мире бизнеса протестантской «моды на миссионерство»), а во внутренних корпоративных кодексах и философиях и реальной практике. Так, например, Toyota придерживается системы внутренних ценностей, которые наиболее ясно раскрывают типично восточную установку. Перечислю некоторые из них: «Работая, служить обществу. Работая, реализовывать себя. Быть оригинальными, позитивными, инициативными. Приносить пользу людям - это радостно».

Не очень ясно, что в этих ценностях типично восточного...

То, что в них нет призыва менять мир и строить великие компании. В них речь - исключительно о самих членах корпорации, которые собрались вместе для улучшения собственной жизни. Заметь разницу: «Работая, служить обществу», а не «Служить обществу, работая». То есть мы служим обществу и приносим пользу людям, но только потому, что это нам радостно. Отсюда знаменитый «семейный дух» восточных корпораций, система пожизненного найма, глубочайшая ответственность сотрудников, как перед компанией, так и друг перед другом...

Но желание самореализации - это один из важнейших мотивов не только в восточной культуре...

Возьмем любой западный учебник по менеджменту и прочитаем, как там называют людей: человеческим ресурсом или человеческим капиталом. Ресурс - это то, что используют для каких-то целей. Капитал - это то, что инвестируют, чтобы в конце что-то приросло. В любом случае, это объект, которым пользуются, а не субъект, который только и может самореализоваться. Призывы к развитию человеческого капитала - даже если они все приправлены самыми ласковыми словами - это всего лишь желание оптимизировать ресурс через поиск в нем внутренних резервов. Все это можно выразить так: вы там, ребята, в порядке самореализации можете в перерыве между делом и крестиком вышивать, главное, чтобы у вас нужные для дела коэффициенты не падали...

Перейдем к загадочной русской душе?

Сначала некоторый итог. Мы выделили три базовые предпринимательские установки, которые определяют мотивы создания бизнеса. Первая позиция «протестантская»: «я нормален - мир ненормален» и я делаю бизнес ради того, чтобы изменить в мире то, что мне не нравится. Вторая, позиция «свободного художника»: «я-нормален, мир - нормален» и я делаю бизнес ради него самого, я строю великую компанию, которая, как истинное произведение искусства переживет меня в веках. Наконец, позиция «восточного человека»: «мир - нормален, я - ненормален» и я создаю компанию, как средство минимизации страданий или максимизации счастья всех, кто будет рядом со мной. Эти три установки конкурируют между собой, одновременно дополняя друг друга, но какая-то из них в конкретном случае всегда главная...

Кажется, что все возможные сочетания «нормальности» и «ненормальности» исчерпаны. Что же остается для русского понимания целей предпринимательской деятельности?

«Русское видение» так же вытекает из глубинных мировоззренческих установок русской культуры, которые в свою очередь, сформировались православием. Исходная позиция православия такая. Мир находится в глубоко ненормальном состоянии, он неизлечимо болен. Но причина этого в том, что смертельно заболел господин мира - человек. Согласно библейским представлениям, мир создан для человека, как «площадка» для проявления и развития его творческих потенций. Но в один несчастный день с человеком случилось беда, суть которой Библия называет грехопадением, в результате которого человеческая природа сильно исказилась и человек утерял способность господствовать над миром...

Для чего же тогда русскому бизнес: чтобы он - ненормальный - добил им ненормальный мир?

Бизнес, как таковой для православного не является ни средством, ни целью. Не является целью и спасение мира. Единственно реальной целью является личное спасение: если оно удается, то следом за ним в силу причинных связей меняется к лучшему и мир и все дела человека делаются с большей гармонией. Преп. Серафим Саровский выразил это правило следующим образом: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Изменись сам - и вокруг тебя начнет меняться мир именно в том направлении, в котором меняешься ты...

То есть сиди в своей келье, самосовершенствуйся, и мир будет спасен? Может тогда и бизнес сам будет строиться?

Если мы поглядим на Троицкую Лавру или на Валаам, как на мощные хозяйственные центры, каковым они были в свое время, то все было примерно так, как ты сказал. Вначале в леса и на острова уходили один-два молодых парня. И уходили не для строительства бизнеса, а для личного спасения. Потом по округе шел о них слух и близкие по духу шли к ним ради того, чтобы быть ближе к хорошим людям. Росла община - росло и хозяйство, которое в монастырях было не самоцелью и не средством покорения природы, а одним из способов совершенствования людей. В валаамских арбузах в два обхвата есть, конечно, и нечто былинное, но все историки согласны о выдающихся хозяйственных достижениях монастырей...

То бишь русский бизнес должен стать «монастырским»? Погляди вокруг: не слишком ли это благостно?

Русская установка на бизнес в том, что он создается не для изменения неправильного мира, не ради самого бизнеса и не для защиты страдающих людей корпоративными стенами. А для того, чтобы быть площадкой, где люди «тренируют» свои лучшие качества, быть средством для раскрытия лучших сторон всех, кто к бизнесу причастен: его создателя, сотрудников, клиентов, партнеров и даже налоговых инспекторов. «Монастырского» в этой установке только то, что здесь более явно выдержан вектор «изнутри-наружу».

Главная цель - совершенство человека и для движения к нему ничего особо внешнего не нужно. Но с какого-то момента, как писал Иван Ильин, «поющее сердце» человека требует, чтобы его пение было услышано и он начинает воплощать все свои чувства и мысли во внешних формах, в том числе, и хозяйственных. В реальной жизни, разумеется, все сложнее, но общая установка сохраняется: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Преп. Серафим Саровский никого не спасал и даже нотаций не читал. Просто всякий, кто видел его, невольно признавался себе: вот человек, на которого я хочу быть похожим...

Это что-то вроде: «а я Ленина видел»? Лидерство нового типа...

Есть два типа «лидера»: пастух и пастырь. Пастух идет сзади стада и гонит его хлыстом, куда считает нужным. Лидер-пастух пихает людей к светлому будущему, как он его понимает и перестраивает мир по своим лекалам, ибо уверен, что Бог здесь что-то недодумал. Пастырь никого никуда не гонит и даже не зовет. Он просто идет туда, куда он должен пойти. Очень ярко это было показано в последних «Утомленных солнцем»: комдив Котов, крепко хлебнув спирта, берет палку и, ни слова не говоря бойцам, шагает на цитадель. Над тем, что цитадель взорвалась «сама собой» интернет-тусовка, как обычно, гоготала, не понимая, что это вполне нормальная мистика пастырства: спасись сам и вокруг тебя начнутся чудеса спасения тысяч...

Впервые опубликовано в журнале National Business

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Системный аналитик, Украина

Добрый день всем читающим.
Нужно, конечно, почитать очень внимательно, но исходная посылка зацепила...
Ведь пастух, идущий сзади, не просто гонит, у него есть Первый баран и овчарки. А Пастырь никого никуда не ведет - он только трактует, причем, в протестанской версии даже скорее коучингом занимается, чем консалтингом...
С уважением В.Петриченко

Партнер, Москва

Добрый день, Олег

Спасибо, хорошо сформулировал основные различия культур. Думаю это работает. Сам ощущаю необходимость в ''соборности и монастырстве'' но уже в области информации и управления. Построение компании как равноправного добровольного сообщества. И цели такого общества-компании помочь в самореализации каждому участнику. И глубинная цель каждого участника в первую очередь найти в себе изъян и исправить его либо довериться другому.

Теперь о практике

Для древних монастырей объединяющей инфраструктурой была религия, земля и устав. Для современного мира нужна другая объединяющая платформа, видимо вера и информация. Вера в одно и тоже, информация о действиях в рамках этой веры.

Можно ли создать ''современный монастырь''? как это делать? что будет лежать в основе? или это назвать как то по другому?

С уважением

Генеральный директор, Москва

Кто сказал что пастух это лидер??? Цербер - да, надзиратель - однозначно да, но лидер???

Директор по развитию, Украина

Пастух не лидер. Он Бог для всей отары или стада и живёт в другой системе. Овцы (коровы) не подозревают об его существовании. Они, вообще ничего не подозревают. Для них лидер - осел или козёл. Пастух никого никуда не гонит. Он лежит в тенёчке и все время получает молоко, шерсть и брынзу. Время от времени шкуры и мясо. В случае с табуном есть ньюансы:)
Пастырь всего лишь посредник, как он считает, между Богом и такими же как он. Возможности его влияния на ''стадо'' ограничены собственными догмами. Без админподдержки он не лидер.

Системный аналитик, Украина

Добрый день всем читающим.
Три предварительных замечания.
Преджде всего об Украине и России. Мне кажется, что здесь правильнее говорить не об этничных различиях (волжские и крымские татары, кавказцы, русские и украинцы), а именно национальных, т.е. СНГ-шных или русскоязычных. Они, я думаю, для всех нас на порядок меньше, чем этничные, поэтому мои украинские впечатления те же, во многом, что и у автора российские. И хотя это, конечно, намного сложнее, не будем углубляться, чтобы не утонуть.
И второе: об олигархическом и малом бизнесе. Насчет первого я не в курсе (ну, знаю то, что и все, по печати), поэтому не буду о нем. А второй мне известен хорошо: в лицах и событиях. О нем и буду говорить.
А третье - самое главное. Думаю, это очень важная тема. Бизнес (малый) освоил технику, ремесло - настало время копать глубже. Зачем все это нужно, что такое бизнес? Потому что вся техника и ремесленные приемы оказываются неработающими, если люди ''идут не туда в принципе''. Тут Олег очень прав и, как мне кажется, актуален.
И теперь по сути.
1. Восток и Запад - это одно измерение, а православие - это другое. Вперемежку, понятно, в реальной жизни, но нельзя перескакивать в рамках одного разговора из одной плоскости в другую. Будет каша. Запутаемся или будем запутаны теми, кто получает от этой путаницы выгоды. Потому что любая путаница кому-то выгодна. А ясность мешает.
2. СНГшный предприниматель стал таким потому, что нужно было есть. А завод (КБ, ВУЗ) развалился. Как система. И он пошел зарабатывать. А потом уже увидел: можно же сделать лучше, ''по уму'', правильно - и начал делать лучше, больше, правильнее, учиться чему-то или доставать из загашников то, чему научили на родном заводе. И все это в поле коррупционного климата, который делает любого предпринимателя с его идеями смешным. В глазах чиновника, выдающего самому себе (в лице своих родственников, конечно) лицензии, подряды, заказы и т.п. И желание учиться и делать что-то по-настоящему существенно вянет. Или уже вовсе завяло? Пусть тут социологи ответят. Теоретически не должно, но практически - инетерсно было бы знать.
3. Не культура часть религии, а религия часть культуры. Китай черпает из конфуцианства на фоне любой религии, Япония - из национальных особенностей, кавказцы - из привычки жить в горах по горским законам. Это все намного глубже, чем конфессиональное оформление, адаптация, шлифовка этничных особенностей.
4. Рационально нельзя ответить на вопрос, почему один бог триедин, а другой заведует громом. Но на вопрос о том, почему брать чужое нельзя, а врать нежелательно (без крайней необходимости), ответ вполне рационален. И все дорелигиозные правила жизни совершенно рациональны. Зародились еще в стае животных, развились и переживут религию. Заметим, что есть особенности, конечно, но не принципиальные, базовый набор один и тот же.
5. Организация бизнеса вышла из организации военного и государственного дела. Религия тут не принимала участия. Хотя внесла свой вклад. Как пример большой и сложной организации. С разделением труда, документооборотом и т.п. Но не более. Организация - это глобальный опыт цивилизации, а не откровение. Часть приобретенной трудом и мыслью всего человечества его общей культуры.
6. Не протестанство создало предпринимателя. Предприниматель переделал католическую религию под себя. Ну, не догматы, я думаю, потому что они, наверное, общие с католиками в основном. А, скорее, организацию культа, его ''пятно внимания'': не молиться, выпрашивая, выклянчивая у бога подачки, а трудиться, прославляя бога трудом и верой в добрые начала человеческой жизни на земле - не на небе. Там все точно так же, как и у католиков, насколько я знаю.
Кстати, были и в России обновленцы. Есть они и сейчас. Каждая православная церковь мечтает повторить успех реформации - адаптироваться, приобрести влияние на сегодняшние дела, а не на вчерашние. И католики (вспомним Войтылу) не сдаются, реформируются. Но вернемся к истории Европы.
Так совпало, а Вебер это заметил, что именно протестанство помогало предпринимателям. А православие - нет. Но никто не мешает этносам - насколько это возможно - избавиться от этого влияния именно в этой части вместе с прогрессивным клиром. Т.е. ходить в церковь, но не впадать в религиозный экстаз, забрасывая свои дела. А если не сможет православие реформироваться - расстаться с этой религией вообще как с важным фактором мировоззреческого характера. Оставить ей миссию этнографически-историческую, эстетическую, а уж дела вести по-деловому: честно, напористо, продуманно - не надеясь на бога. По примеру американцев, японцев, китайцев - у всех есть чему учиться. Только не у православных попов или индийских брахманов. Я не уверен, конечно, насчет брахманов, но насчет попов - знаю точно.
7. Желание сформулировать для себя миссию - это не из религии, это из психологии. Человек деятельный желает видеть перед началом деятельности смысл ее. И, естественно, формулу. Рождающийся желает есть, трудящийся - видеть смысл. В любой культурной или религиозной среде. Если религия, конечно, не требует, чтобы он сидел и медитировал день-деньской.
То же и с самореализацией. Она всегда есть потребоность личности. Только по-разному он это понимает: кто-то рисует, кто-то постит на Ексе, а кто-то торгует возле храма волшебными предметами - помогает людям.
8. Капитализация - экономический показатель, а не этический. Предприниматель, обеспечивший родное село товаром высокого качества и в ассортименте может быть доволен вполне. И намного больше даже, чем Абрамович и Ахметов, выстроившие миллиардные империи на имуществе СССР. Это уж они сами должны себе сказать: достигли удовлетворения, получили то, что хотели? Если да - значит да, если не довольны еще - нужно работать дальше. Только сам человек это может себе сказать. Никто ему тут не судья.
9. С трактовками особенностей различных кофессий я не согласен, но не буду спорить - это не влияет на основной вопрос.
10. Хозяйственная деятельность монастырей - далеко не единственный источник, и, конечно же, совсем не главный для русского (этнического) бизнеса. Были Демидовы на Урале, были Путиловы в Питере - да смешно просто перечислять, сколько было в России предпринимателей до 17 года. Православных? А если и католиков или старообрядцев? Или, скажем, лютеран, штундистов, адвентистов - какая разница для бизнеса? Кстати, иудеев и выкрестов было там, я думаю, тоже немало. Это уже если переходить от русского к российскому. А если об Украине говорить, то.. А если о Казахстане, Белоруси - вот и приехали, вот и запутались. Я говорил об этом в самом начале.
В целом, думаю, Олег не справился с задачей. Не ответил нам на вопрос об особенностях русского предпринимателя. Или русскоязычного (если брать СНГ, постсоветский простор). Думаю, дело в нечеткости постановки вопроса.
С уважением В.Петриченко

Партнер, Москва

Добрый день

Лично мне хотелось бы отойти от древних моделей (терминов) ''нация'' и ''религия'', за ними тянется огромное количество мусора заблуждений и интерпретаций. Термин ''вера'', ''культура'' актуальны, так же как и ''человек'', ''природа'', ''личность'', ''общество'' и многие другие.

Современные термины позволят не только более качественно понять модель но и создадут задел для развития исследований.

Обращаюсь прежде всего к Олегу.

С уважением

Преподаватель, Екатеринбург

Вадиму Петриченко

Вадим, Вы очень последовательно изложили свой личный символ веры, спорить с ним (как и со всяким символом веры) бессмысленно, поэтому спасибо за внимание к материалу

Сергею Трушкину

Сергей, удивлен, дружище, что тебя - такого ''кибер-человека'' :)) - заинтересовали эти вещи! Это ладно мы философы-недоучки вечно пыхтим о вечном :) извини, я не очень понимаю, как на интернет-форумах общаться на поднятые темы - для этого нужно глядеть в глаза друг другу, запершись за городом дня на два. Пиши если что, адрес прежний

Партнер, Москва
Олег Банных, А как же :) я же и над тем думаю, каким богам кибер мозг молиться будет... Я так полагаю, что символы веры закладываются с рождения вот и изучаю пока еще самое начало. И себя изучаю и исправляю, что бы за результаты жизни моей не краснеть. Встретимся, поговорим. С уважением
Генеральный директор, Москва
Сергей Трушкин пишет: А как же smile:) я же и над тем думаю, каким богам кибер мозг молиться будет...
Сергей, НИКАКИМ. Только себе. Но если эта мольба осознанна
Партнер, Москва
Алексей Мишин,
Сергей, НИКАКИМ. Только себе
Это тоже символ веры? :) Прочел замечательную книгу Рождение сложности Александра Маркова http://www.ozon.ru/context/detail/id/5115625/ Молятся ли белки, вирусы, бактерии? :) Но они действуют сообща. Растут ли нейроны сами по себе или в определенную, нужную сторону, решая совместно возникающие задачи? Но мы думаем, благодаря мириадам сущностей населяющих и растущих внутри нас в нужную сторону... Нужную для решения каких то задач. лежащая на поверхности - выживание человечества, более глубокая - выживание разума. Кибер мозг это то, что создаем мы все, своим разумом. Так что если и будет молиться себе, то значит человечеству, или жизни. В общем я оптимист в этом вопросе :) Если он себе, значит и мне и моим детям и внукам! С уважением
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

Microsoft сокращает расходы на сотрудников, обучение и корпоративы

Компания пытается сократить расходы всеми доступными способами.

Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие.