Олег Кулагин: О сущности и принципах управления

Олег Кулагин

Хочу поделиться с вами некоторыми соображениями об управлении вообще и управлении организацией в частности. Чтобы лучше разбираться в менеджменте, важно понимать сущность и закономерности любого управления. Ведь менеджмент по определению – это управление организацией, то есть всего лишь частный случай управленческой деятельности людей и не только людей, так как, например, в системах автоматического управления одна техническая система (скажем, автопилот) может управлять другой технической системой (самолетом) без участия человека.

Но, если менеджмент – это частный (хотя и наиболее сложный) случай управления, значит, он должен подчиняться неким общим законам управления. И знание этих законов еще никому не помешало. Почему же в разнообразных учебниках и курсах по менеджменту об этом почти ничего не говорится? Почему так называемые теоретики и практики менеджмента на первый план выпячивают какие-то частные вопросы управления, забывая об основах? Не понимаю. В результате у людей, постигающих науку и искусство управления, формируется калейдоскопическая картина мира, состоящая из несвязанных между собой «фрагментов» управленческой деятельности.

И менеджмент как наука и практика разбивается на множество «обломков», например, управление персоналом, управление финансами, управление производством, управление маркетингом, управление качеством, управление проектами, управление рисками и так далее. Честное слово, уже голова идет кругом от многообразия частных теорий и практик управления, не имеющих под собой прочного фундамента. Складывается впечатление, что в каждом из этих «управлений» действуют свои собственные законы и принципы управления. Специфика, конечно, есть везде, но законы все-таки остаются общими.

Прежде, чем говорить о менеджменте, надо понять: что же такое управление? И секрета здесь никакого нет. В кибернетике дано четкое определение этого процесса. Управление – это процесс целенаправленного воздействия со стороны органа управления на объект управления. Вот и все. То есть, чтобы управление состоялось, должно быть хотя бы две системы. Одна из них управляющая (орган управления), другая – управляемая (объект управления). И сущность управления состоит в том, что орган управления каким-то образом оказывает влияние на объект управления, чтобы перевести его в некоторое желаемое (или нежелаемое, но требуемое) состояние. Проще говоря, для достижения какой-то цели. Это влияние называется управляющим воздействием. Управляющее воздействие необходимо для достижения цели, ибо на объект и орган управления влияет еще и внешняя среда. Жизнь так устроена, что внешняя среда обычно сознательно или несознательно противодействует нашим целям. Это могут быть другие люди, погодные условия, отказы технических систем и так далее. Влияние внешней среды называют возмущающим воздействием или шумом. Так вот, последовательность управляющих воздействий во времени составляет процесс управления. В зависимости от ситуации управляющее воздействие может иметь разную природу – материальную или информационную.

Например, если вы идете по дороге и встречаете препятствие (например, камень), вы можете пнуть его ногой (физическое управляющее воздействие), чтобы устранить препятствие и освободить путь (цель управления). В этом случае вы управляете камнем. Если же вы решили камень обойти, значит, он управляет вами. Но это будет уже информационное воздействие. Когда врач назначает больному таблетки, это будет химическое управляющее воздействие. Такую же химическую природу имеет утреннее похмелье пьяницы, чтобы вернуть свой рассудок в относительно нормальное состояние. В социальном управлении (когда одни люди управляют другими людьми) управляющее воздействие имеет, в основном, информационную природу. Разумеется, если отношения не доходят до рукоприкладства.

По каким правилам может происходить процесс управления? В чистом виде таких правил всего три. Их еще называют принципами управления. Первый – принцип программного управления. В этом случае от органа управления на объект управления поступает «жесткая» последовательность управляющих воздействий (команд, сигналов), привязанных к определенным моментам времени. Эта последовательность команд называется программой управления. Например, если вы включаете стиральную машину, запускается определенная программа управления. И машина работает строго по этой программе, несмотря на состояние вашего белья. То есть это управление без обратной связи. Программу управления изменить нельзя. Ее можно только отменить и запустить другую. Возможно ли программное управление в менеджменте? Наверное, да, если от работника требуется точное выполнение рабочей инструкции или регламента бизнес-процесса (делай раз, делай два и так далее), невзирая на текущую ситуацию. Также можно представить себе начальника-«робота», требующего от своих подчиненных строгого исполнения плана работы даже, если этот план уже давно устарел. В общем, программное управление не учитывает возмущающих воздействий. И это плохо.

Второй – принцип компенсации. В этом случае мы пытаемся учесть влияние внешней среды. Каким образом? Очень просто. Управляющие воздействия изменяются так, чтобы компенсировать нежелательные возмущения со стороны внешней среды. Например, выходя из дома, мы раскрываем зонтик, если видим, что идет дождь. Или водитель обычно снижает скорость, проезжая мимо поста ДПС. Если этого не сделать, то внешняя среда (т.е. дождь или инспектор ДПС) тотчас вмешается и помешает достижению наших целей (остаться сухим или доехать до места назначения без финансовых потерь). Более того, компенсация может происходить заблаговременно, то есть с некоторым упреждением. Скажем, открыть зонтик или снизить скорость можно заранее, если вероятность угрозы достаточно велика. Используется ли этот принцип в менеджменте? Безусловно. Например, директор фирмы из двух равноценных выпускников университета – юноши и девушки – берет на работу юношу, поскольку маловероятно, что он уйдет в декрет, и фирма на несколько лет потеряет ценного работника. Или предприятие начинает освоение новой ниши на рынке, предполагая, что в будущем спрос может измениться. Да таких примеров сколько угодно!

Третий – принцип обратной связи. Вообще, обратная связь – ключевое понятие управления. В кибернетике оно означает влияние следствия на причину. Мы часто путаем обратную связь с обычной реакцией объекта управления на управляющее воздействие. Если мы щелкнули кобылу по носу, и она вильнула хвостом, то это еще не обратная связь. Если мы дернули собаку за хвост, и она нас укусила, то это еще не обратная связь. Если мы кому-то нахамили, и в ответ также услышали пару ласковых выражений, то это еще не обратная связь. Если начальник дал подчиненному задание, он его выполнил (или не выполнил) и доложил об исполнении, то это еще не обратная связь. Это все примеры естественных реакций или отклика объекта управления. Обратная связь возникает в том случае, когда новое состояние объекта управления влияет на управляющее воздействие со стороны органа управления! Вот в чем дело. Причем, это влияние может быть двоякое. Если объект управления отклоняется от цели, то управляющие воздействия пытаются вернуть его в желаемое состояние или хотя бы направить в «нужное русло». Такая обратная связь называется отрицательной (или стабилизирующей). Например, если фирма не выполняет план продаж, то руководители принимают какие-то «меры»: увольняют, наказывают, оптимизируют, обучают и так далее. Если же объект управления, наоборот, успешно приближается к цели, то управляющие воздействия как бы «подстегивают» его, то есть стимулируют скорейшее достижение цели и дальнейшее движение к еще более высоким целям и так далее. Такая обратная связь называется положительной (или усиливающей). Так, если план продаж успешно выполняется, то руководители фирмы поощряют сотрудников (бывает и такое), обеспечивают их дополнительными ресурсами, ставят новые цели и задачи, нанимают новых сотрудников и так далее. Так происходит развитие.

В менеджменте в разных управленческих ситуациях используются все три принципа управления в различных сочетаниях между собой. Попробуйте подобрать реальные примеры с применением комбинированных принципов управления. В общем, об этом можно долго и много говорить. В небольшой статье обо всех тонкостях не напишешь. Если хотите, можем продолжить обсуждение этой темы.

Оставляйте свои комментарии!
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель управления, Украина

''Почему же в разнообразных учебниках и курсах по менеджменту об этом почти ничего не говорится? ''
Мне в МАУП г. Киев читали дисциплины со словом управление профессора
Гаевский, Курочкин, Чернявский.
Профессор Гаевский говорил , что теоретически есть два типа управления :
непосредственный и опосредованный (через управляющих).
Но на самом деле в практике есть только один тип управления - непосредственный.

К основам я бы добавил статическое и астатическое управление.

Преподаватель, Красноярск

[COLOR=green=green]Вообще, обратная связь – ключевое понятие управления. В кибернетике оно означает влияние следствия на причину. Мы часто путаем обратную связь с обычной реакцией объекта управления на управляющее воздействие. Если мы щелкнули кобылу по носу, и она вильнула хвостом, то это еще не обратная связь.[/COLOR] До этого места об обратной связи верно:) [COLOR=green=green]Если мы дернули собаку за хвост, и она нас укусила, то это еще не обратная связь[/COLOR]. А вот насчёт собаки автор глубоко неправ - это как раз-таки очень наглядный пример отрицательной ОС. Действие отрицательной обратной связи и его значение легко проиллюстрировать на бытовом примере поражения человека электрическим током. Если человек как управляющий орган (например, государственный чиновник или любой другой менеджер) принимает управленческое решение о помещении своих пальцев в розетку, находящуюся под напряжением, он должен в ходе реализации данного решения получить в свой мозг сигнал о боли. Такой сигнал является ничем иным как примером действия отрицательной обратной связи. Если сигнал о боли в организме блокируется из-за использования каналов, непригодных для его передачи, возникает ситуация, когда мозгу менеджера комфортно даже тогда, когда организм (в смысле экономика страны, например, или предприятия) обугливается.
Скорее всего автор как раз-таки хочет жить в комфорте :-! , оттого и рассказывает всем, что ''[COLOR=green=green]Обратная связь возникает в том случае, когда новое состояние объекта управления влияет на управляющее воздействие со стороны органа управления![/COLOR]''...

Руководитель управления, Украина
Андрей Лазуткин пишет: ''Обратная связь возникает в том случае, когда новое состояние объекта управления влияет на управляющее воздействие со стороны органа управления!''
Точность влияния может быть статической и астатической.
Председатель совета директоров, Москва

No comment!
Определения, во всем многообразии:
1.Жук И.Н. Управление: словарь-справочник.-М.: Анкил, 2008.-1024с.
2.Управление организацией: энциклопедический словарь.-М.: ИНФРА-М, 2001.-822с.
Практика-классика (навскидку):
1.П..Друкер Менеджмент: задачи, обязанности, практика.-М.: И.Д.Вильямс, 2008.-992с.
2.П.Ф.Друкер и Д.А.Макьярелло Менежмент.-М., СПб., К.: И.Д.Вильямс, 2010.-704с. (переработанная в 2008 году кн.1).
3.Ф.Малик Управлять, работать, жить: эффективный менеджмент для нового тысячелия.-М.: Добрая книга, 2008.-472с.
Д.Майстерс Управление фирмой оказывающей профессиональные услуги.-М.: Альпина Паблишер, 2003.-414с.
4.Г.Минцберг. Действуй эффективно: лучшая практика менеджмента.-М.: Питер, 2011.-288с.

Директор по развитию, Беларусь

Если же объект управления, наоборот, успешно приближается к цели, то управляющие воздействия как бы «подстегивают» его, то есть стимулируют скорейшее достижение цели и дальнейшее движение к еще более высоким целям и так далее. Такая обратная связь называется положительной (или усиливающей). :oops: Неужели где- то так и написано :?:
А вообще положительная обратная связь это типа: продажи не идут, управляющий на всех орет, всех увольняет, продажи падают, а он все орет и увольняет, упали совсем продолжает орать, увольнять уже не приходится, сами разбегаются, фирма разорилась, тчк.

Руководитель управления, Украина
Виталий Амбалов пишет: Если же объект управления, наоборот, успешно приближается к цели, то управляющие воздействия как бы «подстегивают» его, то есть стимулируют скорейшее достижение цели и дальнейшее движение к еще более высоким целям и так далее. Такая обратная связь называется положительной (или усиливающей).
На самом деле к цели может привести как положительная обратная связь так и отрицательная обратная связь. Если определенная функция поручена работнику с низкими профессиональными и психологическими компетенциями, то положительная обратная связь может не привести к успеху. Если вовремя это обнаружить и заменить исполнителя на работника с высокими профессиональными и психологическими компетенциями, то такая отрицательная обратная связь может в требуемый срок получить результат.
Директор по развитию, Беларусь
Николай Денисенков пишет: На самом деле к цели может привести как положительная обратная связь так и отрицательная обратная связь.
Если Вы прочли статью, тема которой вообще для меня инетересна, то должны были обратить бы внимание, что то, что Вы цитировали как мои слова, это цитата из статьи. Причем крайне меня удивившая цитата. В связи эти и возник вопрос откуда взято определение[COLOR=blue=blue]:''Если же объект управления, наоборот, успешно приближается к цели, то управляющие воздействия как бы «подстегивают» его, то есть стимулируют скорейшее достижение цели и дальнейшее движение к еще более высоким целям и так далее. Такая обратная связь называется положительной (или усиливающей).''[/COLOR] То, что это, как утверждает автор, имеет какое-то отношение к киберненетике или теории систем, согласиться не могу. Вообще, принцип положительной обратной связи практически неприменим в бизнес системах.
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Очередной полуграмотный опус :oops:
Но писучесть автора даже вызывает определенного рода уважение - как и любое графоманство.

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Денисенков Николай пишет: ''Почему же в разнообразных учебниках и курсах по менеджменту об этом почти ничего не говорится? '' Мне в МАУП г. Киев читали дисциплины со словом управление профессора Гаевский, Курочкин, Чернявский....
Я тоже не понял почему автор считает, что ''в разнообразных учебниках и курсах по менеджменту'' - ничего не говорится об обратной связи, компенсации и т.д. Все это написано больше 40 лет назад: 1. Я н г С. Системное управление организацией. Пер. с англ. под ред. С. П. Никанорова, С. А. Батасова. М., «Советское радио», 1972 г. 2. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения проблем бизнеса и промышленности / Пер. с англ., всступ. статья С.П. Никанорова. – 3-е изд., стереотипное – М.: Концепт, 2006 г. (оригинал 1969 г.) и более свежее для популярного чтения: 3. Медоуз Д.Х. Азбука системного мышления, М., Бином. Лаборатория знаний. 2010 г. В аннотации написано:'' Книга носит научно-популярный характер и адресована школьникам старших классов, студентам, преподавателям ...'' :D Хотя про обратные связи в системах управления написано неплохо и весьма популярно. С уважением Виталий.
Преподаватель, Красноярск
Виталий Елиферов пишет: Хотя про обратные связи в системах управления написано неплохо и весьма популярно
Недаром говорят - сколько людей, столько и мнений ;) По моему мнению, классифицировать ОС можно ещё популярнее: если, после управленческого воздействия, в мозг субъекта управления от объекта управления (неважно страна это, фирма, или безымянный палец левой ноги) поступает сигнал о боли - это отрицательная ОС. В тех случаях, когда в мозг поступает сигнал об удовольствии, наслаждении, речь идёт о положительной ОС. Посмотрите, кстати, как ловко автор совершает подмену слова ''объект'' на слово ''орган''
Олег Кулагин пишет: ''Обратная связь возникает в том случае, когда новое состояние объекта управления влияет на управляющее воздействие со стороны органа управления!''
После такой подмены получается, что автор может смело дёргать за хвост любую собаку без каких-либо последствий для себя, потому что воздействовать на него будет не собака, а некий ''орган управления''. Хотя, возможно, собаку (или всё тот же безымянный палец своей левой ноги) он как раз и называет ''органом управления'' :) Из статьи, написанной ''неплохо и весьма популярно'' :|, понять это может не всякий :oops: ...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.