Продвижение в социальных сетях – достаточно новая, но необыкновенно актуальная для российской рекламы тема. На Западе PR всевозможных брендов в интернет-сообществах начался давно и достиг уже достаточно «продвинутого» уровня. В России процесс продвижения на сайтах по типу «Вконтакте» и «Одноклассников» до сих пор остается во многих отношениях экспериментальным.
Но если теория раскрутки компании с помощью российской социальной сети стремительно развивается, то вопрос о подборе настоящих профессионалов в сфере SMO (от английского «Social Media Optimization») до сих пор остается проблемным.
Какие личности должны заниматься социальными медиа, чтобы поднимать данную сферу на новый уровень? Ответ на этот вопрос пока что висит где-то в воздухе, так как бизнес SMO в России очень молод и до «идеала» нам еще далеко.
Дабы восполнить досадный пробел, мы решили проконсультироваться с западными продвиженцами, чей опыт в SMO уже значительно богаче, чем российский. Конкретно мы задались вопросом: каким критериям должен соответствовать специалист по социальным медиа, чтобы взять его в свою команду? Наши заморские коллеги, в попытках найти ответ на тот же вопрос, решили следовать методу «от противного». Они обсуждают, какого человека не следует нанимать на должность менеджера по SMO. Мы рассмотрели их аргументы и добавили к ним комментарии специалистов из отдела найма компании Ingate.
1. Он прислал резюме в вашу компанию, но вы не нашли его аккаунт Вконтакте с Одноклассниками, он не может похвастаться собственными твитами, а Facebook, ЖЖ и разные блоги не знают о нем и в помине. И что дальше? И кто он после этого? В смысле, кто он вообще для мира социальных медиа, если он не «светится» в них более-менее регулярно? Под этим «более-менее» мы подразумеваем список из 300-500 друзей, фолловеров, кумиров и тому подобное. Если, тем не менее, соискатель настаивает на своей интернет-общительности, обязательно проверьте активность его аккаунта – хоть где-нибудь!
Анна Лобанова, специалист по подбору персонала:Чтобы составить полное впечатление о кандидате, мы действительно ищем его аккаунт в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, МойКруг, МойМир и так далее). Мы обращаем внимание на странички кандидатов (активность, круг интересов, внешний вид – если это важно для вакансии). На мнение рекрутера может повлиять неприятное впечатление от личной странички, но в любом случае, все гипотезы о кандидате проверяются на собеседовании.
2. Он говорит, что создал неплохой блог, но с трудом может объяснить, какой стратегией при этом руководствовался. Контролировать результаты трудов хорошей команды разработчиков – это, конечно, важно. Но помимо отслеживания результатов продвижения блога, специалист по SMO должен уметь еще кое-что. А именно, он должен принимать непосредственное участие в развитии своего ресурса. Несомненно, есть такие сферы, которые можно освоить, управляя командой исполнителей и не участвуя в рутинной работе. Социальные медиа – совсем другое дело. Это как учиться плавать: все равно рано или поздно придется залезть в воду и побарахтаться. И еще, загляните в блог, созданный командой вашего претендента: «призрачное» состояние блога и отсутствие посетителей наверняка наведет вас на некоторые сомнения.
Анна Васильевская, рекрутер:Профессиональные навыки оценивает не рекрутер, а непосредственный руководитель, который разбирается в специфике данной работы и легко может вычислить «обманщика». Рекрутер получает общие сведения от кандидата и оценивает их правдивость на собеседовании. Если возникает подозрение, что кандидат лжет, об этом предупреждается руководитель отдела, и впоследствии он уделяет этому большое внимание при общении с кандидатом.
3. Он хорошо пиарит самого себя, но не более того. Возможно, это самая популярная проблема среди тех, кто нанимает специалистов по социальным медиа. Кадровики размышляют так: если он преуспел в ведении личного блога, если у него множество друзей и фолловеров, то и нашу компанию он раскрутит с пол-оборота! Общительность и умение быть «своим в доску» – это, конечно, важные качества, но на них одних в более серьезных проектах не «выедешь». В большом бизнесе SMO нужно знать тренды рынка, уметь считать и анализировать – в общем, тащить за собой целый воз коллег, клиентов, партнеров и деловых отношений.
Елена Чернецова, рекрутер:Это правда. Кандидаты, активно себя нахваливающие, встречаются довольно часто. Профессиональному рекрутеру не составляет труда определить, насколько точно красивые слова соответствуют реальности. Когда кандидат преувеличивает свои достижения, он говорит обобщенно, размыто, уклоняясь от ответа на конкретизирующие его успешную деятельность вопросы. И наоборот, если кандидат принижает свои достижения – это не значит, что он не является профессионалом в своем деле. Скорее всего, человек самокритичен и видит области своего дальнейшего самосовершенствования.
4. Он отличный профессионал, но в своей узкой специализации. И эта специализация вам не нужна. Послужной список кандидата на должность может звучать очень хорошо. Например, он создал свой блог, или он отлично справляется с формированием клиентского спроса в Facebook… Но вам-то он нужен для создания и поддержания b2b-коммуникаций! И то, что он мастерски освоил общение в Twitter, не является гарантией того, что он сможет грамотно и коммерчески хитро постить в ЖЖ. Но возможно, если он отлично освоил одну сферу, он без проблем освоит и другую, схожую с ней. Для вас главное – самим разобраться со всей спецификой задач, которыми вы займете нового работника. После этого сами решайте, справится он с ними или нет.
Валентина Челяпина, руководитель отдела найма:Прежде чем начать поиск и отбор кандидата, рекрутер тщательным образом знакомится со списком должностных обязанностей и вместе с руководителем составляет портрет идеального кандидата. В портрете указываются психологические характеристики и некоторые специальные компетенции, которые можно проверить на первичном собеседовании. Данный этап играет решающую роль, так как от взаимопонимания между рекрутером и руководителем вакансии во многом зависит скорость и качество закрытия позиции. Каждый из подобранных нами сотрудников – это идеал, соответствующий всем параметрам. :)
5. Он проводит знак «=» между понятиями «список задач на неделю» и «поддержание активности в соцмедиа». Подобно тому, как домохозяйки составляют список работ по дому, многие «эксперты» разрабатывают свою профессиональную стратегию. У них все расписано аккуратно, но только лишь по пунктам: создать страничку здесь, разместить пост там. Если кандидат во время собеседования, разрабатывая импровизированный план работы, поступает именно так, побеседуйте с кем-нибудь другим. SMO-эксперт должен понимать, что его первоначальная задача – создать интерес, активность, привлечь аудиторию. Именно о вовлечении людей в процесс общения будет говорить настоящий знаток социальных медиа.«Список обязанностей» оставьте для какого-нибудь другого исполнителя.
Собственно, тут и за комментариями обращаться необязательно: «расписание уроков» всем уже должно было поднадоесть со времен школы.
Вот примерно так выглядит собирательный образ «антигероя» из мира соцмедиа. А о том, каким должен быть герой социальной сети, можно спросить у любого активного ее пользователя. Он с большим удовольствием опишет портрет этого героя! На своем примере…
Интересная заметка. Задумался, кто из знакомых фигур может оказаться SMO))) И что осознание этого факта даст мне? как себя с ним вести дальше? где стратегия его личного продвижения переплелась с его работой? Или мы уже все немножко SMO?)))