Денис Скирневский: Управление персоналом на промышленных предприятиях в кризисный период

Денис Скирневский

Персонал является важнейшей составляющей современного предприятия и представляет собой ценнейший ресурс развития. В современных российских условиях подходы к управлению персонала на промышленных предприятиях претерпевают значительные перемены. В период кризиса и ограниченности финансовых ресурсов неправильное определение наибольших угроз и имеющихся возможностей, а так же неверное использование имеющихся средств и ресурсов может приводить к значительным сокращениям персонала, снижению эффективности работы и активности развития предприятий.

Существующие подходы во взаимоотношении собственников и руководства предприятия с персоналом в условиях недостаточности финансовых ресурсов в большинстве случаев заключаются в сохранении наиболее квалифицированной и адаптируемой к новым условиям части специалистов путем предварительного разделения на 3-и категории:

·        Не подлежащие сокращению;

·        Подлежащие первоочередному сокращению;

·        Подлежащие сокращению во вторую очередь.

Формы реализации подходов в управлении персоналом в условиях недостаточности финансовых ресурсов в основном сводятся к следующему:

·        Сокращение персонала;

·        Неполная занятость персонала;

·        Механизм временного найма.

В большинстве случаев существующие методы управления работой персонала на российских промышленных предприятиях в условиях кризиса сводятся к сокращению штатного состава, отказу от не приносящих быструю прибыль направлений деятельности, перераспределению неотложных работ между «заслуживших остаться» специалистами, снижению затрат на деятельность по продвижению продукции, ликвидации систем материального стимулирования и премирования специалистов, а так же сокращению фонда заработной платы.

При таком подходе мотивация и производительность труда «заслуживших остаться» специалистов резко падает, что приводит к многократному повторению цикла работ руководства предприятия в сторону уменьшения качественного и количественного состава персонала до момента случайной само нормализации финансовой ситуации. К сожалению, такой распространенный процесс можно отнести только к категории преднамеренного саморазрушения собственниками и руководителями своих предприятий за счет «бездумного» избавления от специалистов и сворачивания перспективных, но не прибыльных в краткосрочном периоде направлений деятельности.

Пока еще в России недостаточно распространены методики расчета и оценки социальной и экономической эффективности проектов создания и изменения системы управления работой персонала, а также практических и методических рекомендаций по созданию оптимальных трудовых коллективов и алгоритмов организации труда, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей развития предприятия в условиях кризиса. Поэтому для более эффективного управления работой персонала на предприятиях в условиях ограниченных финансовых ресурсов предлагается к рассмотрению следующую модель, основанную на выполнении 3-х этапов работ:

·        Проведение SWOT анализа;

·        Оптимизация работы персонала;

·        Передача части работ на аутсортнг.

Одной из причин сложившейся кризисной ситуации в российской экономике является то, что многие руководители даже близко не знакомы с более успешными технологиями и методами построения эффективной системы управления персоналом и организации работ для выхода из сложных экономических условий. Поэтому во избежание чрезмерного увеличения объема данной статьи описание указанных инструментов построения эффективной деятельности будут приведены в кратком и обобщенном виде. Для более детального знакомства с применением каждой из указанных технологий и методик можно свободно обратиться к распространенной методической и учебной литературе.

Проведение SWOT анализа (SWOT – аббревиатура из английских слов strengths, weaknesses, opportunities, threats – силы, слабости, возможности, угрозы) осуществляется руководством предприятия для выявления наиболее весомых и сильных угроз деятельности, а так же рейтинга возможностей развития перспективных направлений активности. Одним из самых слабых мест SWOT анализа является та степень субъективности, которую несет в себе оценка возможностей, угроз, исходящих из внешней среды. Рейтинг возможностей определяется с помощью метода экспертных оценок, который базируется на суммировании отдельных оценок, хотя за результат отдельной оценки несет полную ответственность только руководство предприятия.

Основная идея методики SWOT анализа заключается в попытке расчетным путем определить, насколько каждый из возможных путей развития сможет повлиять на успех текущих, тактических и стратегических бизнес процессов предприятия. При ранжировании угроз в матрице SWOT анализа по степени воздействия предполагается определить расчетное время, при котором предприятие достигнет определенной степени разрушения, и чем скорее будут ухудшаться показатели экономической деятельности, тем следует больше внимания обратить на устранение данной угрозы.

После полного завершения работ, основанного на SWOT анализе и связанного с выявлением наибольших угроз деятельности предприятия и определения приоритетных направлений развития, сулящего наибольший экономический эффект при имеющихся финансовых и людских ресурсах, начинается следующий этап по оптимизации работ персонала. Оптимизация работы персонала производится на основании выявленных угроз и возможностей и сводится к следующим этапам работ:

·        Стратегическое планирование деятельности;

·        Аудит существующей деятельности;

·        Реинжиниринга деятельности.

В настоящее время многие российские предприятия применяя методы стратегического планирования, определяют сильные и слабые стороны, формулируют цели и задачи развития. Однако не всегда анализ сложившейся ситуации проводится должным образом, из внимания упускаются серьезные аспекты, такие как оценка действующей бизнес-модели, рассмотрение результатов деятельности по развитию предприятия. В большинстве случаев руководители предприятия ограничиваются рассмотрением ключевых показателей деятельности за предшествующий краткосрочный период, как правило, за 1-2 года.

Процесс стратегического планирования начинается со стратегического анализа, который состоит из анализа внутренней и внешней среды предприятия. Формулирование стратегических целей и задач должно опираться на предметный анализ сложившейся ситуации внутри и вовне предприятия, учитывая прогноз ее развития. Конечным этапом стратегического планирования должно стать формирование четкого планы работы персонала по выводу предприятия из сложившейся сложной финансовой ситуации и дальнейших шагов по развитию наиболее экономически выгодных направлений деятельности.

Проблема Аудита, связанного с анализом деятельности персонала возникает не только в связи с наступлением кризисных для предприятия условий. Она появляется всякий раз, когда руководство предприятие стоит перед непростым выбором. Поэтому организация такого обследования должна стать основной задачей, направленной одновременно на повышение информативности результатов и на снижение затрат собственной деятельности.

С точки зрения целей, аудиты деятельности разделяются на: проводимые для получения начальных оценок, предназначенных для принятия решений, как правило, стратегических, и на мониторинг текущего состояния. Первая цель порождает проблемы, обусловленные новизной ситуации для основных участников, вторая – связана с главной задачей управления предприятием: с принятием оперативных решений на основе сбора (учета) информации  и ее непрерывного анализа. Эти решения должны систематически направляться на снижение всех видов потерь и нерациональных затрат.

Применительно к промышленным предприятиям, реинжиниринг деятельности персонала можно определить, как перепроектирование деловых процессов для достижения радикального улучшения их хозяйственной деятельности. Целью реинжиниринга должно является совершенствование хозяйственных механизмов структуры, направленный на сокращение затрат и повышение эффективности деятельности персонала.

Основные этапы внедрения реинжиниринга деятельности персонала включают:

·        Создание модели существующего персонала. Производится детальное описание основных операций персонала и оценивается его эффективность.

·        Формирование желаемого образа персонала. Создание будущего образа происходит в рамках разработки стратегии, основных ориентиров и способов их достижения.

·        Разработка и внедрение новой модели персонала.

После того как с помощью методов стратегического планирования, аудита и реинжиниринга деятельности были проведены, ориентация, систематизация, учет и как следствие оптимизация всей деятельности и работ, производимых персоналом. Встает вопрос высвобождения ресурсов деятельности персонала за счет снижении загруженности с применением методов передачи части выполняемых работ под управление сторонних организаций – аутсортинг.

Концепция аутсорсинга в последнее время находит всё более широкое распространение, поскольку отражает в себе общепризнанные глобальные тенденции разделения и сохранения ресурсов. Но аутсорсинг не панацея при снижении затрат предприятия в деятельности персонала, а один из инструментов ведения бизнеса, и неумелое его использование может привести к негативным последствиям. На практике в деятельности предприятий возможна оптимизация форм и способов передачи выполнения части работ сторонней организации, что действительно позволяет снизить издержки деятельности персонала и повысить эффективность предприятия в целом.

В современных российских условиях особенно остро выступает вопрос организации труда персонала, способного эффективно решать задачи в крайне сложных, нестабильных и быстро меняющихся экономических условиях и трудно предсказуемой финансовой обстановке. Главным направлением в работе с персоналом в кризисный период следует считать комплексный подход, основанный на постоянном анализе факторов внешних и внутренних угроз с применением таких методов как SWOT-анализ, разработке стратегических планов по выходу из кризисных ситуации и развитию перспективных направлений, оптимизации деятельности персонала при помощи аудита и реинжинирига деятельности, а так же максимальная концентрация на приоритетных направлениях за счет снижения загруженности и уменьшения финансовых затрат при помощи передачи части выполняемых работ, по причине высокой затратности или низкой эффективности, под управление сторонних организации - аутсортинг.

Статья опубликована в журнале Промышленный Маркетинг №5 от 2010 г. стр. 27

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Виктория Белова, . .
Менеджер, Москва
Производится детальное описание основных операций персонала и оценивается его эффективность. · Формирование желаемого образа персонала. Создание будущего образа происходит в рамках разработки стратегии, основных ориентиров и способов их достижения. · Разработка и внедрение новой модели персонала
А как быть с проблемой брака? Только что обсуждали эту тему. Брак и человеческий фактор, - это слова, который уже образовали устойчивое словосочетание. Модель персонала может быть идеальной, а люди приходят и гонят брак, сваливая собственную невнимательность на сырьё и оборудование, и так в текстильной промышленности, например, происходит столетиями. Советский ситец по 60 копеек, - превращается в бесценный полиэстер, которой теперь и за тряпочку не сойдёт, потому что теперь в моде специализированные материалы для бытовых тряпочек-то. Брак из года в год становится всё более непростительным, а станки всё более сложными, и производить бракованную продукции становится всё легче, а продать её всё сложнее. Можно выдать зарплату браком, можно создать коллектив по художественной переработке брака, но как создать модель управления производством, которая гарантирована от социальной защиты бракоделов? Почитайте ТК, а потом попытайтесь уволить с производства дизайнера, который создаёт брак уже на уровне эскиза, не понимая, что даже идеальное исполнение ничего не исправит. Ткань, которая не понравится людям, - нет смысла производить. Решение: в первую очередь, уволить дизайнера. Правильно? А теперь читаем ТК и до нас медленно начинает доходить, что даже очень бездарного дизайнера трудно уволить, если он вовремя приходит на работу.. Надо ждать причины для дисциплинарного взыскания и терпеть убытки. А рабочие, какие чудеса могут творить, если они вовремя приходят на работу? Да, вдобавок ещё не пьют на рабочем месте? Иногда, - полезнее, когда они пьют ;) Хотя бы есть стимул лучше работать, чтобы не уволили. Серьёзно. :(
. . . . Директор по развитию, Москва
Применительно к промышленным предприятиям, реинжиниринг деятельности персонала можно определить, как перепроектирование деловых процессов для достижения радикального улучшения их хозяйственной деятельности. Целью реинжиниринга должно является совершенствование хозяйственных механизмов структуры, направленный на сокращение затрат и повышение эффективности деятельности персонала.
Очень важно при реинжиниринге, особенно промышленного предприятия, переходить на понятие бизнес-роль. Так как понятие должность не позволяет принимать гибких решений, особенно в вопросах перераспределения функционала. Да и задачи управления знаниями, становятся более логичными. Подробнее о бизнес-ролях.
Менеджер, Москва
Михаил Кузнецов пишет: переходить на понятие бизнес-роль. Так как понятие должность не позволяет принимать гибких решений, особенно в вопросах перераспределения функционала. Да и задачи управления знаниями, становятся более логичными.
Да, - это важное замечание, - спасибо. Во многом это и наши производственные проблемы проясняет.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие. 

Владелец «Л’Этуаль» полностью выкупил сеть магазинов косметики «Подружка»

В России работает 287 магазинов сети «Подружка».

Стать предпринимателем пробовал каждый третий в мире

Доля заинтересованных в развитии своего бизнеса выше в странах Латинской Америки и в Индии, ниже — в Японии, Нидерландах, Бельгии, Швеции.

Названы самые дефицитные профессии в промышленности

Спрос на представителей некоторых специальностей за полгода вырос на 58%.