Алексей Дудин: Зачем нужно корпоративное издание

Алексей Дудин

Корпоративные издания для отечественных компаний не новость, крупные советские предприятия имели свои производственные газеты, многие учреждения выпускали стенгазеты. В то же время в 90-е года прошлого столетия многие крупные заводы прекратили издание своих газет и журналов, а вновь создаваемые фирмы и кооперативы считали это далеко не первостепенным делом. И только сейчас, когда российский бизнес вышел на более стабильный уровень, менеджмент предприятий стал обращать внимание на формирование корпоративной культуры и решение социальных вопросов своих работников. В рамках обозначенной тенденции во многих российских компаниях вновь была возобновлена практика издания корпоративных газет и журналов.

Зачем козе баян?

При поверхностном взгляде на вопрос о выпуске корпоративного издания может показаться, что создание собственной газеты или журнала ведет только к появлению у предприятия дополнительных расходов. При более детальном анализе становиться понятно, что затраты, связанные с выпуском собственного корпоративного издания с лихвой окупаются и приносят предприятию ощутимую пользу.

Во-первых, издание корпоративной газеты или журнала позволяет решить проблему с искажением информации в процессе ее циркуляции по внутрифирменным информационным каналам. Как правило, при отсутствии корпоративного издания информирование работников о новостях предприятия, итогах работы и планах на будущее осуществляется через оперативные совещания и/или в процессе личного общения по стандартной цепочке:

1. от руководства к менеджерам среднего звена,

2. от менеджеров среднего звена к менеджерам нижнего звена,

3. от менеджеров нижнего звена к исполнителям.

Данная модель хорошо работает, когда в компании трудится 30-40 человек и все сотрудники аппарата управления хорошо понимают необходимость доведения до подчиненного персонала соответствующей информации. В тех же случаях, когда штат предприятия исчисляется несколькими сотнями или тысячами человек рано или поздно появляются пробелы в информированности работников по тем или иным общефирменным вопросам, которые затем приводят к появлению всевозможных домыслов и различных сплетен.

Во-вторых, корпоративное издание позволяет давать происходящим событиям необходимую официальную трактовку и формировать соответствующее отношение коллектива к данным событиям. В противном случае, можно столкнуться с ситуацией, когда из-за отсутствия достоверной информации о положении дел, резкое снижение объемов производства или продаж приведет к возникновению в коллективе мнения о возможном банкротстве компании и необходимости поиска новой работы, что соответственно скажется на психологическом климате и эффективности работы персонала.

В-третьих, корпоративное издание позволяет использовать его ресурсы для обучения работников (посредством размещения статей и заметок соответствующей тематики), дополнительного стимулирования работников (посредством размещения информации о лучших сотрудниках месяца, года; поздравления сотрудников со знаменательными датами и т.п.).

Правовая основа

Как и любое другое издание, корпоративная газета или журнал должны соответствовать требованиям действующего законодательства. Правовой основой для средств массовой информации в первую очередь является Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-I, который содержит основные понятия, принципы, а также порядок создания, регистрации и выпуска средств массовой информации.

По своей природе, корпоративная газета или журнал является средством массовой информации, а именно периодическим печатным изданием, т.е. изданием, выходящим в свет не реже одного раза в год, а предприятие решившее создать свое корпоративное издание – учредителем.

Исходя из содержания Закона РФ «О средствах массовой информации» предприятие, принявшее решение об учреждении и выпуске корпоративного издания, должно также решить несколько важных вопросов:

  • о тираже корпоративного издания,
  • о редакции и главном редакторе корпоративного издания,
  • о порядке, способах и условиях распространения корпоративного издания.

Решение вопроса о тираже корпоративного издания тесно связано с необходимостью государственной регистрации периодического печатного издания, либо отсутствием таковой необходимости. Так, в соответствии со статьей 8 Закона РФ «О средствах массовой информации» осуществление деятельности редакции средства массовой информации, возможно только после его регистрации. В то же время, как это следует из статьи 12 Закона РФ «О средствах массовой информации» не требуется регистрация периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров. При этом, хотя законодательство говорит, что все требования к периодическим печатным изданиям, которые предъявляются Законом РФ «О средствах массовой информации» подлежат применению в отношении тех изданий, тираж которых превышает тысячу экземпляров, соблюдать общие требования к периодическим печатным изданиям стоит и тем, кто имеет тираж менее тысячи экземпляров.

Решение вопроса о редакции и главном редакторе корпоративного издания с одной стороны требуется в силу соответствующих положений действующего законодательства, а с другой стороны необходимо, поскольку неясность в столь важном вопросе не позволит что-либо создать вообще. Под редакцией средства массовой информации Закон РФ «О средствах массовой информации» понимает организацию, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющих производство и выпуск средства массовой информации. Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации. Редакция осуществляет свою деятельность на основе устава, который в силу статьи 20 Закона РФ «О средствах массовой информации» принимается на общем собрании штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

В уставе редакции должны быть определены:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

2) полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

До утверждения устава редакции, а также, если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1 - 5, могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет соответствующего издания.

Решение вопроса о порядке, способах и условиях распространения корпоративного издания в большей степени имеет целью решение организационных вопросов. В тоже время стоит учитывать положения статьи 25 Закона РФ «О средствах массовой информации» которая гласит, что в случае, если средство массовой информации распространяется в некоммерческих целях, то оно должно иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения.

И в заключение, говоря о правовых основах, стоит отметить, что каждое периодическое печатное может направлять в печать и затем распространяться среди читателей только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в соответствующего выпуска издания в свет. При этом главный редактор должен обеспечить соблюдение требований действующего законодательства, в том числе в части соблюдения авторских прав. Кроме того, в соответствии со статьей 27 Закона РФ «О средствах массовой информации» каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

1) название издания;

2) учредитель (соучредители);

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);

5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи;

6) тираж;

7) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;

8) адреса редакции, издателя, типографии.

О чем писать?

Преимуществом корпоративного издания, по сравнению с другими средствами массовой информации является то, что у него уже есть сформированная читательская аудитория и, следовательно, не возникает проблем с распространением тиража. Однако при наличии таких преимуществ имеется и серьезная трудность. Для того, что бы корпоративное издание выполняло свои функции, необходимо обеспечить интерес и внимание читательской аудитории к содержанию издания. Обеспечить интерес к изданию может обеспечить только правильный подбор рубрик, публикация статей и заметок на актуальные для предприятия темы, а также адекватная читательской аудитории подача информации.

В любом случае, для работников интересно знать что происходит с предприятием в настоящий момент, чего стоит ожидать в ближайшем будущем. В связи с этим, одним из основных разделов корпоративного издания должны стать рубрики освещающие итоги работы компании, перспективы текущего квартала (полугодия, года), информация о новых внутрифирменных стандартах, правилах, приказах, интервью с топ – менеджерами о стратегии развития предприятия и т.п.

Не менее интересной для персонала предприятия оказывается информация о коллегах. Помимо удовлетворения любопытства сотрудников о том, что за люди работают рядом с ними, размещение информации о лучших работниках является отличным способом нематериальной мотивации. Как бы не говорили работники, что лучшее средство мотивации это повышении оплаты – размещении фотографии отличившегося сотрудника в корпоративном издании и написание соответствующих дифирамб в его адрес, вызывает у сотрудника чувство гордости за достигнутые успехи и собственный профессионализм, что естественно сказывается на лояльности сотрудника к фирме и стремлении человека и впредь работать достойно.

Полезными и интересными для работников оказываются также различные материалы, посвященные либо профессиональным темам (например, статьи про продажи, грамотную подготовку конструкторской документации, эффективное общение и т.п.), либо актуальным социальным и бытовым темам (например, статьи про права потребителей, о том когда лучше отдать ребенка в садик и т.п.).

Ну и, наконец, возможности корпоративного издания можно и даже нужно использовать для формирования необходимого морально-психологического климата, создания возможности для общения членов коллектива и реализации тех талантов и умений сотрудников, которые напрямую не связаны с выполнением трудовых обязанностей. В этом смысле отлично подходит проведение корпоративным изданием различных конкурсов, викторин, публикация статей о корпоративном досуге, спортивных победах и художественных талантах сотрудников, поздравление работников с праздниками, знаменательными датами и событиями. В любом случае, подобные материалы, с одной стороны, привлекают внимание читательской аудитории, с другой стороны, побуждают людей принимать участие в жизни предприятия и коллектива и получать от этого позитивные эмоции. Из опыта ООО «Волгоградсервис» могу сказать, что из материалов подобного рода наибольший интерес и активность читателей корпоративной газеты «Ремонтник» вызвал конкурс на самую интересную и яркую фотографию.

Главное не стоять на месте

Какой бы формат, тираж и способ распространения корпоративного издания не были выбраны, успешность издания газеты или журнала будет напрямую зависеть от правильной организации процесса, а также от людей, задействованных в нем.

Привлечь внимание аудитории и выполнять предназначавшиеся корпоративному изданию функции (информационную, мотивационную, обучающую и т.п.) можно только планомерно занимаясь развитием учрежденного издания и отслеживая обратную связь с читателями. В противном случае, можно через некоторое время столкнуться с ситуацией, что издание есть, но его никто не читает и оно, по большому счету никому не нужно, либо с ситуацией, когда издание нужно, но из-за недостатка внимания руководства к проблемам издания, либо недостатка финансирования энтузиазм редакции будет угасать и они, в конечном счете, начнут саботировать работу, тем самым, сводя на нет достигнутый ранее позитивный эффект.

Одним словом, начав выпуск корпоративного издания важно идти вперед, адекватно и оперативно реагируя на пожелания читателей, с тем, что бы созданное издание стало со временем неотъемлемой частью жизни коллектива и корпоративной культуры предприятия.

Статья опубликована:

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Елена Рыжкова, Алексей Дудин
Генеральный директор, Нижний Новгород

Мимо бы прошла, кабы не эта фразочка

'' ...затраты, связанные с выпуском собственной газеты или журнала с лихвой окупаются''.

Механизм окупаемости в студию, плиз. С циферками, ессна)

Консультант, Волгоград

Окупаемость затрат связана в данном случае с тем эффектом который дает выпуск корпоративного издания в виде повышения лояльности сотрудников к компании, усиления командного духа, повышения производительности труда и т.п. Прямого получения дохода на корпоративном издании добиться сложно. Но ведь корпоративное издание это способ создать среду для эффективности бизнеса, а не дополнительное бизнес-направление компании для прямого зарабатывания денег.

Хотя ряд крупных корпоративных изданий помимо получения финансирования от учредителя также зарабатывают деньги на распространении издания по почтовой подписке, размещении информационных и рекламных материалов сторонних организаций и т.п.
В качестве примера могу привести газету ''Волга и Дон'' - корпоративное издание дочерних обществ ЛУКОЙЛа в Нижневолжском регионе. Данная газета помимо освещения событий и действий сотрудников ЛУКОЙЛа также публикует на коммерческой основе пресс-релизы, статьи, рекламу, поздравления и т.п. подрядчиков, поставщиков ЛУКОЙЛа, а также иных заинтересованны лиц.

Для небольшой компании в дополнении к тому позитивному эффекту который даст корпоративное издание будет целесообразным искать пути снижения затрат. Например, можно рассмотреть возможность выпуска издания не печатном виде, а в электронном виде (в формате PDF с последующей рассылкой издания по электронной почте). Также стоит попробовать запустить издание с минимальными финансовыми вложениями. Во многих компаниях можно найти активных и инициативных сотрудников, которые будут заниматься выпуском корпоративной газеты за символические деньги или вообще бесплатно, за идею так сказать. Одному будет интересно поучаствовать в новом деле, другому самому хотелось этим заняться, третьему будет достаточно публичного признания и благодарности руководства, четвертому - почетной грамоты в красивой рамочке, пятому - официального статуса главного редактора корпоративного издания, шестому - права взять отпуск в удобное для него время года и т.п.
В итоге может получиться что затрат не очень много, а эффект от корпоративного издания весьма ощутимый. Вот и окупаемость затрат.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.