Четыре способа предсказать провал успешного руководителя

Эффективность – одно из самых распространенных качеств, которым должен обладать современный руководитель – Лидер!

При этом часто считается, что эффективный управленец и успешный управленец – это практически синонимы, отражающие одни и те же качества руководителя. И в этом состоит главный подвох.

Эффективный и Успешный руководитель – это совершенно разные руководители, с разными ценностями, с разными представления о построении бизнес-процессов, по-разному выстраивающие коммуникации с персоналом, коллегами и начальством.

Весь предыдущий период, до финансового кризиса 2008 года, основным идеалом руководителя был именно – успешный руководитель.

Руководитель, который мог получать максимум результата в максимально короткий срок, при этом вопрос затрат и качества использования ресурсов не был главным.

Главным была прибыль, доля рынка, то есть материальные выражения успеха!

Постановка проблемы

Большинство компаний, как за рубежом, так и в России росли экстенсивно, неорганично, мы получали гигантов на глиняных ногах. Вместо того чтобы развиваться за счет внутреннего роста, компании просто скупали конкурентов и открывали новые торговые точки, не учитывая их рентабельность.

Важно было застолбить рынок.

Пример такой тактики – компания «Евросеть», имевшая на 2009 год более 5400 салонов и более 800 млн. $ долгов! И это Успех?

Кстати, и тогда, и сейчас, многие компании путают стратегию и тактику, не может быть стратегией завоевание доли рынка! Это всего лишь тактическая задача, для реализации другой стратегии, например, продать бизнес задорого! Хотя это и ущербная стратегия.

Такой процесс не мог продолжаться долго, потому что был, по сути, пирамидой, без отрегулированных бизнес-процессов и главное без Стратегии.

Успешный бизнес и успешный руководитель – это, прежде всего, тактика! Быстрый результат сейчас, но никого не волнует, за счет чего будет идти развитие и что будет дальше.

Рухнувший финансовый рынок, рухнувший рынок недвижимости, гигантские холдинги, не сумевшие поддержать себя без помощи государства: все это характерно как для запада, так и для нашего российского бизнеса.

Ведь, к сожалению, такая модель «успешного бизнеса» была интернациональна. Она была не просто интернациональна, она упорно вдалбливалась в мозги как Единственно правильная!

Успех, как желание получить все и сейчас воспринималась как активная жизненная позиция. И напротив, желание понять детали и предотвратить последствия считалось критериями менеджеров старой школы, это воспринималось как атавизм.

При этом также важно было демонстрировать внешние признаки Успеха: машина, квартира, окружение.

Теперь, хотим мы того или нет, во всем мировом бизнес-сообществе зреет новая идея ведения бизнеса, а именно Эффективный бизнес и Эффективный руководитель.

Другого варианта нет!

Только эффективный бизнес может быть интересен современным людям и отвечать потребностям современного мира, где вопросы социальной ответственности бизнеса, экологичности уже не дань моде и личного желания бизнеса, а тенденция, с которой приходится считаться.

Именно поэтому вопросы эффективного бизнеса и эффективного руководства будут теперь определяющими.

Конечно, все это не может измениться быстро, но, как нелепо сейчас выглядят любители гламура, так и прежние бизнес-модели успешного бизнеса, сейчас выглядят более чем странно.

Успешный руководитель и успешный бизнес в прежней концепции – также несовременны, как малиновые пиджаки!

Итак, давайте дадим определение и конкретные критерии, что такое эффективное руководство, и чем оно отличается от успешного руководства.

Эффективный руководитель – это руководитель, для которого важно дело, а не он сам.

Это не значит, что эффективный руководитель лишен амбиций и абсолютный альтруист. Нет, ни в коем случае, просто амбиции и самореализация эффективного руководителя происходит через реализацию бизнес-задач, за счет успеха всей компании!

Для эффективного руководителя, важно не просто личное признание окружающими, что является определяющим для успешного руководителя, а признание через долгосрочную эффективность бизнеса!

Поэтому одним из основных критериев отличия Успеха от Эффективности как раз и является время!

Успех и Успешный руководитель ориентированы на быстрый результат.

Эффективность и Эффективный руководитель ориентированы на долгий путь и стабильный результат.

Успешный руководитель всегда тактик. Эффективный руководитель всегда стратег

Только стратег думает о завтрашнем дне и готов работать без очевидных сейчас, но гарантированных в будущем по-настоящему экстраординарных результатов.

Экстраординарные результаты, принципиально меняющие мир и обеспечивающие настоящее лидерство, возможны только при стратегическом мышлении эффективного руководителя!

Успешный руководитель с его ориентацией на быстрый результат, и зависимость от общественного признания просто не может быть стратегом, он вечный тактик…

И кстати, есть очень простые способы отличить Успешного руководителя от Эффективного руководителя.

Способ первый – публичность

Во-первых, если руководитель очень известен на публике и практически уже стал медийной фигурой, можно с большой определенностью сказать, что это успешный руководитель.

Эффективный руководитель меньше всего занят продвижением себя как товара, он занят делом, а не PR-ом.

При этом я говорю именно о широкой известности, а не известности в профессиональных кругах. Профессиональное сообщество всегда знает, кто чего по-настоящему стоит.

Настоящие профессионалы редко ходят на ток-шоу! К сожалению…

Способ второй – проверка уходом

Второй – критерий, для которого требуется время, но который является очень четким критерием – это то, что происходит с компанией, бизнесом, когда руководитель уходит или отсутствует.

Если после ухода руководителя компания разваливается или ее эффективность падает, можно с уверенность сказать, что руководитель был Успешным. Он все сфокусировал на себе, ему было важно чувствовать себя Главным, Значимым, вопросы бизнеса были для него не главными.

Если же после ухода руководителя компания не теряет эффективности и развивается стабильно хорошо, то это был по-настоящему Эффективный руководитель, для которого было главное – дело!

Очень часто руководители жалуются, что они не могут уйти в отпуск, уйти вовремя с работы и вообще без них все развалится.

Это, безусловно, тешит их самолюбие, даже если они это отрицают, ведь очень приятно быть нужным, востребованным, но это никак не связанно с эффективностью бизнеса, это означает лишь то, что руководитель все замыкает на себе. Он может быть Успешным, но никогда Эффективным руководителем!

В подтверждении этих двух критериев можно привести всех известных бизнес-гуру менеджмента, например, Ли Якокка, Дональда Трампа и т.д. Все они очень известны и все их компании после их ухода разваливались…

В этом отношении интересен Стив Джобс, человек который начинал как типичный успешный руководитель, плюс к тому же сильный харизматик, но который во время своего второго пришествия в Apple смог изменить свой стиль управления бизнесом и стиль общения с людьми, и стать Эффективным руководителем, создавшим самую дорогую компанию (по капитализации) мира!

Удалось ли Стиву Джобсу в полной мере построить эффективный бизнес, способный работать и без него мы увидим сейчас, после смерти Стива Джобса.

Сможет ли Тим Кук вести компанию Apple в нужном направлении? – будет понятно уже скоро.

Появление нового IPad немного разочаровало в этом отношении, ведь конечно имея уникальный по разрешению экран Retina, IPad стал толще. Да, на немного, но это отход от идеи – стратегии Стива Джобса, что продукция Apple, не самая технологичная и инновационная, а самая удобная и стильная.

Может, конечно, это увеличение толщины всего лишь техническая необходимость для данного типа экрана, но не приведет ли это к потере главного принципа – стратегии компании Apple?

Очень не хотелось бы, ведь это будет означать не только потерю уникальной концепции компании Apple, но и признание того, что Стиву Джобсу не получилось подобрать и оставить эффективную команду после себя, а значит, Стиву Джобсу не получилось стать по-настоящему эффективным руководителем.

Будет очень жаль.

Способ третий – расходование используемых ресурсов

Еще один критерий, который позволяет понять Эффективный руководитель или Успешный – это то, как и какими усилиями решаются поставленные перед руководителем задачи.

Эффективный руководитель всегда решает поставленную задачу с использованием минимального количества возможный ресурсов! Ведь Эффективный руководитель стратег, он думает и просчитывает, что будет завтра!

Успешный руководитель, для которого важен результат именно сейчас, использует максимальное количество ресурсов, ведь он тактик, а что будет завтра, его не волнует!

При этом под ресурсами я подразумеваю все виды ресурсов и прежде всего – персонал.

Именно по работе и отношению к персоналу проявляется принципиальное различие Эффективного и Успешного руководителя.

Эффективный руководитель всегда уважительно относится к своим сотрудникам, они для него личности и коллеги, а не средство реализации его целей.

Это ни в коем случае не означает, что эффективный руководитель сторонник неформальных отношений, скорее даже наоборот. Эффективный руководитель поддерживает дистанцию с подчиненными, но это очень уважительная дистанция, построенная на ровном уважительном отношении к людям, когда оцениваются сотрудники по их деловым, профессиональным качествам, а не по степени личной преданности.

Скорее, именно Успешный руководитель склонен к неформальным отношениям, так ему легче это использовать и манипулировать подчиненными.

При этом, так как для Успешного руководителя важны именно он сам и его успех, то и сотрудники оцениваются по преданности лично ему и по тому, как он их может использовать в своих личных целях.

Способ четвертый – подход к оптимизации

Успешный руководитель «любит» оптимизировать бизнес-процессы за счет сокращения персонала, он ведь тактик и не думает, что увольняя сотрудников, компания экономит сейчас, но потратит намного больше потом, когда придется искать новых сотрудников и тратить время и средства на их адаптацию и обучение.

Главное отчитаться сейчас, что ему удалось сэкономить!

Все это очень ярко появилось в кризис, когда многие компании кинулись сокращать персонал и увольняли наиболее дорогих сотрудников, не думая, что при этом будет очевидное снижение эффективности работы компании.

Сейчас эти же компании опять кинулись набирать персонал, который теперь стоит дороже.

При этом набирают еще больше сотрудников, чем было… Чтобы потом, в новый кризис, опять заняться псевдооптимизацией.

Кстати, если бизнесу приходится оптимизировать бизнес-процессы за счет сокращения персонала – это один из индикаторов того, что бизнес-процессы в компании поставлены неэффективно и присутствует явный переизбыток персонала.

Это происходит из-за того, что Успешный руководитель любит окружать себя большим числом подчиненных, это придает ему вес в собственных и общественных глазах.

Эффективный же руководитель всегда до последнего пытается сохранить персонал. Во-первых, персонала как раз столько, чтобы эффективно выполнять поставленные перед бизнесом задачи.

Во-вторых, Эффективный руководитель как стратег понимает, что за кризисом придет новый подъем и тогда сотрудники, обладающие опытом и знаниями и при этом по-настоящему лояльные, смогут сделать больше и качественнее свою работу, чем нанятые новички.

Выводы

Видите? – опять ничего личного, только бизнес.

При этом следует отметить интересный парадокс: Успешный руководитель не может быть Эффективным, а Эффективный руководитель может быть Успешным.

Эффективность руководителя, конечно, не есть врожденная способность, хотя, несомненно, личностные особенности руководителя здесь важны. Но при этом эффективность нужно и главное можно развить!


Этот текст опубликован в рамках конкурса «Большая игра-2013» (Номинация: Менеджмент) ― литературного состязания авторов, работающих в сфере Non fiction.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Региональный менеджер, Санкт-Петербург

Радует то, что успешный руководитель может стать эффективным, при желании. Так происходит с молодыми руководителями. Сначала все стараются быть успешными для самоутверждения.
Очень жизненная статья. Спасибо автору.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
В следующей публикации можно ожидать очередного выдающегося достижения неоконсалтинга: ''эФФективный менеджер'' и ''эФФФективный менеджер'' - это ''две большие разницы''.
Управляющий директор, Москва

Рекомендую автору почитать Адизеса и не путать краткосрочные и долгосрочные эффективность и результативность. Так как эти понятия в не зависимости от желания автора возвысить одно и принизить другое - были, есть и будут.
Краткосрочная результативность просто становиться ярче в моменты нестабильности. А долгосрочная результативность - это то, что автор называет успешностью эффективного менеджера.
И кстати краткосрочная эффективность может привести также к негативным последствиям в долгосрочной перспективе)))
В общем господа - к Адизесу, читается кстати легко...

Генеральный директор, Кемерово

Автор сам дал понятия двум типам руководителей, в принципе попал в точку, что один тактик, другой стратег. На этом все и закончилось. Стратегия без тактики, это цель без дороги. Успешному руководителю, так же интересны и краткосрочные результаты, иначе вообще не сможешь оставаться руководителем, акционерам нужны результаты и сегодня тоже, а будешь кормить будущим, вряд ли долго протянешь. Для этого существует стратегия развития компании на 3 - 5, лет с промежуточными результатами. Согласовал с Акционерами и в перед. Программу развития напишешь и будет видно, кто ты, стратег или тактик. А все остальное это личностные качества руководителя. Примеры иностранных компаний не уместны, мы работаем совершенно в разных средах, как внутренних, так и внешних.

Руководитель проекта, Москва
Мария Авдиенко пишет: Так происходит с молодыми руководителями. Сначала все стараются быть успешными для самоутверждения.
Спасибо, Мария! Именно так и происходит, молодость должна утверждаться, просто не понятно когда это становится стилем руководства для бизнеса в целом. При этом это не только в нашей стране.
Руководитель проекта, Москва
Ольга Петрова пишет: кстати краткосрочная эффективность может привести также к негативным последствиям в долгосрочной перспективе))) В общем господа - к Адизесу, читается кстати легко...
Ольга это ОЧЕНЬ по Адизесу, много ''умных'' слов, когда можно сказать проще. Адизес мне вообще напоминает ученого-схоласта, чья казуистика выдается за научность. Наука это не сложно о простом, Это ПРОСТО о СЛОЖНОМ. А научность и теоретичность в применении к бизнесу, это как-то странно. Бизнес - это ПРАКТИКА. Это, конечно, мое мнение. НА Адизесе я заснул... А статья именно о этом, что краткосрочная эффективность и приводит к проблемам в долгосрочной перспективе. Потому, что нет стратегии, есть только тактика успеха.
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Михаил Боднарук пишет:

«Эффективный и Успешный руководитель – это совершенно разные руководители, с разными ценностями, с разными представления о построении бизнес-процессов, …
до финансового кризиса 2008 года, основным идеалом руководителя был именно – успешный руководитель.
Руководитель, который мог получать максимум результата в максимально короткий срок, при этом вопрос затрат и качества использования ресурсов не был главным.
Главным была прибыль, доля рынка, то есть материальные выражения успеха!»

Уважаемый Михаил!

Не очень удачный, на мой взгляд, выбор термина – успешный.

Вы его используете как синоним слов «не обращающий внимание на затраты, неэффективный».

Лучше было бы написать «продуктивный». То есть, тот кто дает много продукции.

А успешный, тем более, для которого, как Вы пишите: «Главным была прибыль…», вполне может и будет обращать внимание на сокращение расходов.

Прибыль= доход - расход

Успешный добивается успеха. То есть своих целей. А цели могут быть разными. В том числе и повышение эффективности.

Поэтому противопоставлять эффективность и успешность, на мой взгляд, не стоит. Они не ортогональны.
Лучше продуктивность и эффективность.

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Михаил Боднарук пишет:
'' многие компании путают стратегию и тактику, не может быть стратегией завоевание доли рынка! Это всего лишь тактическая задача, для реализации другой стратегии, например, продать бизнес задорого!''

Почему не может?

Если Вы признаете многоуровневость, вложенность, матрешечность стратегий (корпоративная, ниже -конкурентная, еще ниже - функциональная), то функциональная должна согласовываться с конкурентной и далее, с корпоративной.

И потом, уважаемый Михаил, понятие ''стратегия'' и ''тактика'' - субъективные понятия. Что для одного уровня менеджмента - стратегия, для более высокого - тактика. Вы согласны?

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Михаил Боднарук пишет:
«во всем мировом бизнес-сообществе зреет новая идея ведения бизнеса, а именно Эффективный бизнес и Эффективный руководитель.
Другого варианта нет!»

Почему же нет? Эффективность, безусловно, важная характеристика бизнеса, но взятая отдельно от других, не менее важных, доводит ситуацию до крайности. Иногда до абсурда.

Эффективность показывает умение на единицу затраченных ресурсов получать максимальный выход продукта. Но нам, важна и продуктивность бизнеса, как минимум.

Например, важной характеристикой автомобиля является расход топлива (эффективность), но нам важна и максимальная скорость, грузоподъемность и др. Иначе, надо принять ДЭУ Матис с его маленьким расходом топлива наиболее удачным грузовиком.

Пример, конечно, хромает, но мысль надеюсь, понятна.

Есть известная концепция 4Р для оценки результатов деятельности организации: эффективность, результативность, этичность и экономичность.

То есть, не только эффективность важна.

Старший консультант, Украина

Народ, а никого не тошнит от словосочетания ''эффективный менеджер''? Меня - уж очень сильно укачивает. До невозможности в очередной раз читать ''про это''... :)
А по существу... по существу статьи отвечу вот этой цитатой:
***
«Многолетний опыт показал, что даже самые обеспеченные коллективы, перед которыми поставлены целевые задачи по созданию новых систем, каким бы современным оборудованием их не оснащали и сколько бы средств из госбюджета им не давали, не способны решить задачу, если у коллектива в целом нет доверия к руководству. Вера в руководство на всех уровнях гораздо важнее для успеха в работе, чем уровень зарплаты, удобное рабочее место и перспектива получить жилплощадь...»

Борис Черток (соратник С.П.Королева),
«Ракеты и люди», 1992г.
***
Эффективность, говорите? Хех... (с)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.