10 привычек успешных людей, которые помогают преодолевать кризисы

На протяжении трех лет я взяла 90 подробных интервью у успешных предпринимателей, владельцев бизнеса и топ-менеджеров об их жизни, привычках и хобби. Среди интервьюируемых были как мужчины, так и женщины разного возраста – самому взрослому было 76 лет, самым молодым около 25. В большинстве своем это были россияне, руководители или владельцы бизнеса из Москвы, а также из регионов России, и управленцы, которые возглавляют итальянский, американский, канадский, немецкий, японский и шведский бизнес.

За это время герои интервью успели пережить и коронакризис, и санкционную ситуацию этого года, также многие преодолевали финансовые кризисы 2008 и 1998 года. Были и такие патриархи бизнеса, кто рассказывал, как повлиял на их работу распад Советского Союза.

Проанализировав все беседы, я выделила 10 привычек успешных людей, которые помогают проходить многочисленные кризисы и трудности, и при этом оставаться в лидерах бизнеса. Что это за привычки?

1. Воспринимать кризис как возможность

Такой подход отличает выдающихся предпринимателей и позволяет им покорять новые вершины. Быть готовым к кризисам, поскольку они случаются регулярно, и воспринимать их как поиск новых путей для развития себя и своего бизнеса.

Например, коронакризис. Владелец и основатель компании «Медэк Старз» Никита Корыстин рассказал, как его предусмотрительность в автоматизации своего бизнеса и вложения в облачные технологии помогли ему в 2020 году удвоить оборот своей компании до 1,5 млрд рублей. В 23 года он создал инновационную компанию по дистрибуции медицинского оборудования и смог выйти на миллиардные обороты. При этом у него всегда была высокая мечта – он думает о создании научного кластера врачей, ученых, которые будут делать разработки для улучшения человеческой жизни, он грезит о бессмертии для людей, и это ему помогает в развитии бизнеса.

2. Идти к своей высокой цели

Наличие мечты, реализация своей идеи – важное свойство людей бизнеса, некоторые предприниматели называют это своей миссией. Многие герои интервью создали бизнесы для того, чтобы сделать что-то полезное для людей, для общества. При этом деньги приходят к ним как следствие.

Приведу в пример основателя и генерального директора компании «Виватон» Александра Савелова-Дерябина, цель которого – спасать жизни людей, улучшать их здоровье. Ему более 70 лет, у него собственное успешное научно-производственное объединение, а еще он академик семи академий мира, оперный певец и актер. И именно он в Советском Союзе получил удостоверение №1 кооператора в СССР. Очень разносторонний человек.

3. Постоянно учиться

Третья привычка – наличие множества интересов, когда человек непрерывно учится, развивается в разных сферах жизни, получает не одно, а несколько разных образований. Для большинства успешных людей знания в самых разных сферах дают возможность смотреть на мир с различных сторон и искать самые неожиданные решения для своего бизнеса.

Когда я задавала вопрос: «Нужно ли учиться тем, кто достиг успеха?», многие предприниматели отвечали, что продолжают учиться, получают второе, третье образование, проходят курсы, тренинги, мастер-классы.

4. Не бояться идти против правил

Справедливости ради отмечу, что среди героев интервью были и люди без высшего образования. Один из таких ярких примеров – президент компании FinnFlare Ксения Рясова, входившая в список Forbes самых богатых женщин России. Она рассказала, что и сама не получила высшее образование, и сына своего отговаривала от «дуракаваляния» в вузе, и на работу предпочтет нанять человека без диплома. Но это не значит, что она не учится, просто система российского высшего образования не очень подходит для ее деятельности и бизнеса в сфере одежды. Тут важно отметить смелость человека – даже если все говорят, что нужно идти учиться в институт, настоящий лидер не побоится пойти своим путем и обязательно найдет свои способы получить нужные ему знания.

Еще один пример нестандартного подхода к делу: совладелица архитектурного бюро Lux Interiors Ксения Круглова решила получить к себе в клиенты известных людей – блогеров и звезд эстрады. Многие ей говорили, что тогда нужно будет делать проекты таким людям бесплатно, для портфолио. При этом у нее уже были награды на профессиональных конкурсах архитектуры и дизайна, что подтверждало ее экспертность, о чем она и стала писать в социальных сетях интересным ей знаменитостям. Ксения решила, что не будет предлагать им свои услуги бесплатно – она давала приятную скидку известным людям и просила написать хороший отзыв, если клиент останется довольным ее работой. Результат не заставил себя ждать – все у нее получилось.

5. Изучать международный опыт

Занимаясь бизнесом, всегда полезно смотреть по сторонам – изучать, как в твоей сфере обстоят дела в разных странах: читать книги, следить за новостями, смотреть видеообзоры, посещать зарубежные компании, проходить стажировки. Тогда предприниматель может перенять что-то новое, что еще не используют в его стране, или увидеть проблемы, о которых он пока не подозревает, благодаря чему «подложить соломку» в своем бизнесе.

Здесь опять можно вспомнить пример президента компании FinnFlare. Ксения Рясова рассказала, что изучала, как устроен бизнес в сфере моды и одежды в Италии, где есть многолетняя выстроенная система и интересные технологии в этой области. И поскольку в нашей стране дизайнеры часто относятся к своему делу как к творческому хобби, то ей очень помог вырваться вперед системный подход, который она переняла в итальянских компаниях. Результаты впечатляют – она стала одной из самых влиятельных женщин российского ритейла и построила заметную карьеру в модном бизнесе.

6. Позитивно относиться к неудачам: это не провал – это опыт

Еще я узнала от Ксении Рясовой – чем отличается мышление обычного человека от мышления успешных и состоятельных людей. Одно из важных отличий – это отношение к деньгам, особенно к их утрате. Для большинства потеря денег, неудачи в бизнесе – это трагедия. А вот Ксения к возможной потере денег относится как к игре, а не как к трагедии – без такого подхода не стоит начинать никакой бизнес.

Это важная привычка успешных людей: не бояться рисковать, не бояться потерять деньги и не опускать руки после серьезных неудач, поскольку это не приговор и не препятствие к дальнейшему успеху. Ведь если у человека есть опыт, пусть и негативный, уверенность в себе и связи, то деньги он всегда заработает, пусть даже придется начать новое дело. Успешные предприниматели готовы провалиться и снова подняться, сломать их невозможно.

7. Легко относиться к деньгам

Если случились кризис и неудачи, и человек потерял свой бизнес или работу, если он наемный руководитель, то стоит ли начинать новое дело без денег, без инвестиций? Этот вопрос я неоднократно задавала героям интервью, и часто ответ звучал так: деньги – это не самое главное для начала своего бизнеса, и этот подход выделю как седьмую привычку.

Например, предприниматель Гусейн Иманов, который создал множество бизнесов в России и еще в 14 странах мира, заявил во время интервью, что деньги для начала бизнеса не нужны, и он сам всегда следует этому совету. По его мнению, деньги – это только шестой пункт, который нужен предпринимателю при создании бизнеса. Поначалу гораздо важнее другие пять – идея бизнеса, команда единомышленников, финансовая модель, бизнес-план и понимание точек роста. Только когда есть эти пять пунктов, тогда уже могут понадобиться деньги для развития бизнеса.

8. Следить за трендами и инновациями

Понимание, чувствование зарождающихся трендов, применение инновационных методов – это важная восьмая привычка для успешных людей. Поэтому постоянно стоит смотреть, что происходит в сфере IT, автоматизации бизнеса, следить, какие инновационные продукты появляются на рынке.

Основатель и совладелец компании «ПЦ» Рустем Богданов одним из первых начал продвигать TikTok в России, когда еще у нас в стране никто об этой соцсети и не помышлял. Но он узнал об этом тренде Китая, стал изучать, как быстро развивается эта сеть по всему миру, и начал предлагать отечественным компаниям, известным людям и блогерам попробовать поработать в ней и создать там свои ролики. В результате его агентство объединило несколько сотен ставших успешными блогеров-тиктокеров и некоторых даже сделало звездами.

9. Изобретать и творить

В нашей стране сейчас непростые времена – множество санкций, ограничений. Как действовать? По словам Алены Лейнер, генерального директора и владелицы «Мастерской классического костюма» и международного бренда одежды Mastersuit, ограничения и во время советских времен, и во время пандемии помогли ей проявлять свой творческий потенциал по максимуму. «Некомфорт помогает рождать новый поток», – говорит она. И это девятая привычка успешных людей – ограничения в бизнесе и творчестве для них не повод опустить руки, а возможность для проявления креатива и фантазии и выхода на новый более высокий уровень профессионализма.

10. Заниматься нетворкингом

Чтобы кризис и различные ограничения несли не только множество неприятностей, но и помогали бы придумывать новые идеи, направления бизнеса, даже если приходится переворачивать свою жизнь на 180 градусов, стоит искать помощи единомышленников и строить новые социальные связи, тем самым растить свой социальный капитал. Способность знакомиться и обмениваться опытом и знаниями со множеством людей – десятая полезная привычка.

Многие предприниматели советуют посещать конференции, бизнес-мероприятия, вступать в клубы, где есть интересные вам люди. Некоторые идут учиться в бизнес-школы, чтобы познакомиться с нужными им людьми, добившимися успеха. Есть также и те, кто создает собственные сообщества, чтобы иметь возможность приглашать туда тех, кто может быть им полезен в бизнесе.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

0. Знать зачем вам нужено быть успешным и что именно это значит для вас.

Директор по развитию, Новосибирск

Кроме пунктов 3 и 10, остальное стоит рассматривать в парадигме "Ошибки выжившего" (с). Если получилось именно так у кого-то, это не означает, что получится именно так у следующего. Следить за трендами? Ну да, а сколько их ушло в песок за эти годы во всех областях деятельности, часть доже не дошла до нашего рынка...

Генеральный директор, Москва
Михаил Шерман пишет:

Кроме пунктов 3 и 10, остальное стоит рассматривать в парадигме "Ошибки выжившего" (с). Если получилось именно так у кого-то, это не означает, что получится именно так у следующего. Следить за трендами? Ну да, а сколько их ушло в песок за эти годы во всех областях деятельности, часть доже не дошла до нашего рынка...

Согласна, не факт, что одна, или даже несколько попыток приведут к результату. Можно конечно вообще ничего не делать, и не работать, и за трендами не следить....., но успешные люди как раз и понимают, что не каждый тренд приведет их к задуманному результату. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а успешные люди не бояться ошибок.

Генеральный директор, Москва
Максим Часовиков пишет:

0. Знать зачем вам нужено быть успешным и что именно это значит для вас.

Хорошее замечание про пункт 0)) Для меня этот пункт пересекается с наличием миссии (2)

Руководитель, Москва
Ольга Васильева пишет:
Хорошее замечание про пункт 0)) Для меня этот пункт пересекается с наличием миссии (2)

Ну многи пункты их перечисленного выше - пересекаются. Но все-таки (0) не равен (2), как и с наличием миссии. Скорее (0) это про то, как усепшность поможет эту миссию релаизовать. Может быть ни как, а может быть еще как...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.