Два закона управления в стиле woman

Нет никакого женского красивого бизнеса. Не существует женского стиля и подхода в управлении. В бизнесе есть только бизнесмены, не имеет значения, в галстуке или на каблуках. Бизнес и управление – это суровая мужская игра с простыми, порой жесткими и жестокими правилами. Вступая в нее, мы идем против женской природы и женской сути. При этом я настаиваю, что можно остаться женщиной, супругой и мамой, и быть счастливой. Как?

Пограничная ситуация

Времена директоров типа «Людмила Прокопьевна» уходят в прошлое. Таких раритетов все меньше и меньше. Женщина-руководитель сейчас ухожена, стильно одета и выглядит женственно. Да, именно выглядит. Руководя компанией (отделом, коллективом), нужно принимать решения, брать ответственность, уметь спрашивать с подчиненных – это главные качества руководителя по Владимиру Тарасову. А каблуки и сумочки – лишь бутафория, реквизит, который в бизнесе не работает.

99% женщин нырнули в бизнес в 1990-х, чтобы выжить, поднять детей или помогать партнеру. Нравится – не нравится, хочу – не хочу, жизнь не спрашивала. Должна и все, могу и делаю. А именно здесь, между «должен» и «хочу», проходит граница между женским и мужским миром. Для мужчины «должен» и «могу» – ведущие, заложенные природой стратегии: стиснуть зубы и делать – это нормально. Для женщины «должна и могу» убивает ее природу на клеточном уровне, разрушает веками заложенные программы материнства и партнерства. Для нас «я хочу», «мне нравится», «я люблю» – основа всей жизни. На предвыборном баннере женщина-политик говорит нам: «Думаю сердцем, работаю с душой». И это правда на все сто.

Закон первый: работа должна нравиться

Даже если это, на первый взгляд, чисто мужская территория: торговля цветными металлами, строительство, таможенное оформление или транспортная логистика. Горите, творите, отдавайтесь на все 100%. Рано или поздно наступит момент, когда обнаруживаешь, что нет времени и сил на себя, на семью, на какие-то отношения. Я называю это «заигралась»: слишком увлеклась захватывающей и взрослой игрой под названием «бизнес». Значит, наступает время, чтобы честно спросить себя: я этого хотела, к этому стремилась? Если ответ «нет», тогда идем дальше.

Есть базовые, природой в нас заложенные потребности, которые определяют все поведение. У мужчин – стремление быть нужным, свободным, принятым таким, какой есть. И это естественные, биологические мотиваторы к достижению цели, конкуренции, активному действию. У женщин ведущими являются потребность в близости, безопасности, благодарности. Я подчеркну, что это первоначальные, природные потребности, то, с чего все начинается. Еще нагляднее выглядит сравнение женских и мужских качеств, которые сами диктуют область своего применения.

Типичные мужские и женские качества

Мужские

Женские

Активность

Слабость (потребность в защите)

Сдержанность

Эмоциональность

Сила

Обаятельность

Уверенность

Красота

Упорство

Внимательность к людям

Ответственность

Открытость

Справедливость

Хозяйственность

Целеустремленность

Вера

Дух соперничества

Надежность

Точность

Контактность

Благородство

Нежность

Но это было бы слишком просто, если бы все мужчины были похожи на людей из первого столбца, а женщины – из второго. Мы все прекрасно знаем, что личность несет в себе набор всех качеств, независимо от гендерной принадлежности. Все качества одновременно присутствуют и в женщинах, и в мужчинах. Они запускаются в течение жизни и проявляются по-разному, гармоничным считается соотношение 80/20. В нашей жизни есть место для проявления и женских, и мужских качеств.

Закон второй: соответствие контекстов

Есть одна деталь, которая все ставит на свои места и дает ответ на многие вопросы. Все вышеперечисленные свойства дают результаты только в том случае, когда проявляются и используются в соответствующем контексте.

Пример из консультационной практики. Клиентка А.Е., 57 лет, руководитель и собственник оптово-розничной компании. На рынке более двадцати лет. Она обратилась с запросом на аудит корпоративной культуры, улучшение командного духа компании. Живет одна, муж умер, дети взрослые и живут самостоятельно. В ходе работы выяснилось, что приоритетом в оценке работы является лояльность и приверженность сотрудников, а не результат. В коллективе есть выделенные вниманием «любимчики», которым прощается то, за что наказывают других. Отношение к компании А.Е. описывает эмоционально окрашенными терминами «одна семья», «мои дети». Увольнение со стороны сотрудников расценивается как предательство и измена. Обсуждение ситуации в рамках «цели – задачи – результат» воспринимается неполным и недостаточным.

Мои выводы и рекомендации

Клиенткой переносится нереализованный семейный контекст на организацию. В данном случае, для нее это единственно возможный способ наполнения жизни, проявления базовых женских потребностей. Какие-либо мероприятия по командообразованию или формированию корпоративной культуры в ее восприятии будут недостаточно эффективны, ее потребности в эмоциональной отдаче со стороны сотрудников всегда будут удовлетворены не полностью. В целом, конкурентоспособность компании будет страдать. Мои рекомендации касались ее личного времени, расстановки приоритетов.

Есть и обратная сторона медали – когда мама забывает снять директорские доспехи и с грохотом приносит их в семью. Знакомо? Когда дети становятся подчиненными, и должны быть исполнительными и лояльными. Когда общение со второй половиной проходит в форме управленческих поединков, когда дом перестает быть очагом, а становится лагерем для отдыха перед очередным военным походом.

Где вы можете увидеть несоответствие контекстов «Дом – Работа», ролей «Директор – Супруга / Мама»? Подсказка: вы найдете их именно там, где больше напряжения, повышена эмоциональность и конфликтность. В этом исследовании вполне может помочь консультант, психолог. Даже сильным и успешным иногда нужно слегка настроить съехавший компас.

Итак, два непреложных закона: «я люблю свою работу» и контексты. В моей практике были женщины, которые смогли качественно поменять свою деятельность в компании, отношения с близкими. И вы можете сделать это прямо сейчас!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России вырос спрос на специалистов, работающих с животными

За год число размещенных вакансий, предполагающих работу с животными, выросло на 14%.

Соискатели стали отказываться от оффера в полтора раза чаще, чем до пандемии

В чем причины и почему соискатели не становятся сотрудниками?

«Улыбка радуги» запустила первый в ритейле HR-канал в Tiktok

Работать над контентом для TikTok будут 5 команд сотрудников из магазинов, победители конкурса, проведенного в компании для выявления талантливых корпоративных видео-блогеров.

«Сколково» опубликовало рейтинг самых инновационных банков

Исследование проводилось по 20 критериям, сгруппированным в три тематических блока: «Инновационное развитие», «Цифровые сервисы» и «Мобильные приложения».