Как не быть уволенным в кризис: пять советов

Марина Сипатова,
редактор журналистского агентства СС 20

Более 20 тыс. новых безработных в неделю. Почти 90 тыс. в месяц. Такова печальная статистика безработицы за февраль 2015 года. Число безработных в России стабильно растет с конца 2014 года, сообщает портал исследовательской группы W-City Community Research. Рост численности безработных сограждан отмечен в 80 субъектах Российской Федерации.

Как не получить путевку на биржу труда и удержаться на любимой работе – читайте советы.

1. Станьте не трудоголиком, а результатоголиком

карьера

К трудоголикам отношение работодателей такое же настороженное, как и к алкоголикам, говорит Юлия Ольховская

Трудоголик, по мнению психологов, не умеет радоваться достигнутой цели. Достигнув одной цели, он тут же ставит себе другую. Для него жизнь – это процесс работы, в который он вовлечен настолько, что не умеет отдыхать. Если он формально отдыхает, то фактически и в это время все его мысли о работе. Современным же работодателям нужны не трудоголики, которые ориентированы на процесс, а сотрудники, ориентированные на результат.

«Трудоголизм определяют как психологическую зависимость или разновидность невроза, которому свойственны уход от реальности, ригидность мышления, гипертрофированная вовлеченность в процесс, – объясняет исполнительный директор сети детских центров «Пампа Грин» Юлия Ольховская. – Трудоголизм подобен алкоголизму, наркомании, зависимости от компьютеров или еды». Мотивом истинного трудоголика является времяпровождение или стремление к снижению тревожности и защите от страхов посредством поиска некоторого «псевдоувлечения», которое заполнит все его время. Таким увлечением оказывается работа.

«Социальные связи трудоголика с окружающим миром зачастую нарушены: у него может не быть семьи, друзей, других интересов, – комментирует Юлия Ольховская. – Он не умеет отдыхать и расслабляться, а временное отсутствие работы выбивает его из колеи и может привести к депрессивным настроениям». Современные работодатели начинают избегать таких людей и даже увольнять их, так как они тяжело адаптируются к кризисам, быстро эмоционально выгорают – и это может случиться в самый неподходящий для компании момент. Это действительно проблема, которую помогут решить коучи и психологи.

Как избавиться от этой зависимости? Первое и самое главное – это осознание проблемы, которая мешает вам полноценно жить. Дальше нужно понять: вы хотите избавляться своими силами, или все-таки требуется помощь специалиста? С данной проблемой можно обратиться к психологу или коучу. Если проблема лежит в детстве – то к психотерапевту. Если вы решили сами решать эту проблему, то после ее осознания нужно написать сочинение на тему: «Почему мне выгодно быть трудоголиком?». «Писать нужно честно: что рука пишет – то и записывайте, – говорит коуч, бизнес-тренер Лариса Воронова. – Записывайте все, что пришло в голову, не анализируя: подсознание сидит на кончике ручки. И пишите без литературности – грамотность в данном случае неважна». И вдруг вы поймете, что вас не тянет домой, так как вам там нечем заняться – вам скучно, и даже стены навевают тоску и уныние.

Когда сочинение будет написано, необходимо осознать, что за радость вам дает пребывание на работе. Например, человек боится брать ответственность за воспитание детей. И тогда он честно признается себе, что не хочет проводить время с детьми. Когда вы вытащите проблему наружу, надо понять, чем бы вы занимались с удовольствием, если бы у вас было свободное время. Когда вы перестаете быть трудоголиком – вы начинаете эффективнее работать: стараетесь сделать ту же самую работу в более короткие сроки, чтобы не задерживаться на рабочем месте. И сражу же такой человек начинает отстаивать свои права: делать только то, за что отвечает. Такой сотрудник-нетрудоголик учится делегировать полномочия – это первые и главные признаки оздоровления.

2. Работайте с душой

карьера

«Только если это настоящая любовь», а иначе вам с этой работой не по пути, утверждает Лариса Воронова

Руководство быстро определяет, нравится ли человеку его работа, или он делает ее механически, ради денег, без удовольствия. Особенно быстро этот недостаток всплывает у менеджмента – такой человек не может заряжать энергией других, вести за собой, так как ему неинтересно дело. В кризис от таких сотрудников стараются избавляться, ведь они становятся мощными демотиваторами.

«Работать надо внимательно, вдумчиво, а в идеале – получать кайф от каждой минуты, даже если вы собираете цифры к отчету, – говорит Лариса Воронова. – Найдите пользу для себя: наглядно видя отчет по работе, можете оценить свою эффективность как сотрудника. Важно вкладывать в работу душу, не делать ее на автомате: без души ничего не живет». Если у менеджера, руководителя глаза горят – он сумеет заряжать своей энергией других. Если ему скучно делать свою работу, если он подходит к ней формально, то и результат получается формальный. Развивайте в себе самомотивацию. Во время кризиса компании делают акцент на нематериальную мотивацию. В такие времена важно уметь самому себя мотивировать: уметь ставить цели и прописывать путь к ним.

карьера

Мотивация – занятие самостоятельное, учитесь, советует Мария Жиркова

Коуч, бизнес-тренер Мария Жиркова рассказала о том, как развивать самомотивацию.

1) Для развития самомотивации следует научиться брать ответственность за свои решения и поступки.

2) Следует осознать, что любая задача требует затрат энергии и времени. Когда поставите цель – обозначьте путь к ней и сроки ее достижения. И начинайте действовать в ее направлении сразу же, не откладывая дело в долгий ящик.

3) Учитесь конкурировать сами с собой. Или же выберите достойных, личностно и профессионально сильных коллег, на которых можно равняться.

4) Отмечайте каждую маленькую победу на пути к поставленной цели – выпейте любимый кофе, сходите в кино. Чем значительнее цель достигнута – тем больший подарок себе подарите. И можете сами назначить себе конечную награду в конце пути – например, если в конце года вы займете позицию начальника отдела, вы позволите себе отпуск на море.

3. Будьте мобильны и гибки в профессиональном и личностном плане

карьера

Будьте полезными для коллег, это эффективней, чем простое выполнение обязанностей, комментирует Максим Пескин

Учитесь новым навыкам, совмещайте несколько функций. Компании избавляются от тех, кто хронически не выполняет поставленных целей и не справляется с порученными задачами на одном и том же уровне – и при этом не демонстрирует значительного потенциала к развитию, к наращиванию новых навыков. В кризис особенно важно уметь быстро получать новые знания, опыт, чтобы иметь возможность совмещать в себе сразу несколько функций.

«Компания не увольняет сотрудников, которые ставят себе с каждым разом все более сложные и амбициозные цели, готовы учиться и брать на себя больше разнообразной работы, – говорит специалист по продуктам, консультант отдела R&D SHL Russia & CIS Максим Пескин. – И увольняет тех, кто попросту «не тянет», не готов быстро учиться, и поэтому становится источником лишних затрат и общей неэффективности».

Идеальный сотрудник будущего – это «человек эпохи Возрождения». Чтобы приносить ощутимую пользу для бизнеса, ему мало быть экспертом в своей функциональной области. Не менее важны уверенные и обширные знания в других, смежных сферах. «А также способность поддержать профессиональный разговор с самыми разными специалистами, умение с равной эффективностью общаться с представителями самых разных культур, формировать команды, управлять их деятельностью, превращая различия в источник творческих решений. И, наконец, добиваться результата, не сдаваясь на полпути», – говорит Максим Пескин.

4. Умейте создавать вокруг себя команду и добиваться «сетевого результата»

Учтите, что в последние годы от любых сотрудников требуется несколько больше, чем простое выполнение своих обязанностей и достижение поставленных целей. Все чаще можно услышать, что вклад любого работника в успех компании складывается из двух частей: собственно рабочей деятельности, ее результативности и эффективности. И «сетевого результата» – той пользы, которую сотрудник приносит за счет того, что помогает другим и/или подключает других к собственным проектам и задачам.

Если у вас и были конфликты с коллегами или руководством, клиентами – постарайтесь наладить с ними контакт. Компании увольняют тех, кто находится в состоянии активного или даже тлеющего конфликта с коллегами из других отделов. Опыт показывает, что этот фактор даже более важен, чем отношения с непосредственным руководителем: решения об увольнениях практически всегда становятся результатом сложных политических торгов, и мнения менеджеров соседних функций могут сыграть решающую роль. «Поэтому наиболее вероятно, что уволены будут именно те сотрудники, которые не смогли установить по-настоящему партнерские отношения со всеми сторонами, заинтересованными в их работе, и со всеми коллегами, с которыми они взаимодействуют на регулярной основе», – комментирует Максим Пескин.

Продвигайте себя в профессиональных кругах. За вас будет держаться настоящий работодатель, если у вас как у профессионала есть имя. Даже если вы и будете уволены – вам будет проще найти работу. Важно, чтобы вас знали в профессиональных кругах. Для этого нужно выступать на конференциях, писать материалы. Пусть их даже сегодня никто не публикует, но можно их выкладывать у себя в блоге. Или же выставлять свои заметки – ваше профессиональное мнение об определенном событии на вашем рынке – в социальных сетях. И приглашать на свою страницу людей, чтобы они обсуждали эту статью.

Сформируйте вокруг себя профессиональное сообщество – и станьте его модератором. Посещайте конференции, круглые столы, бизнес-завтраки, активно общайтесь с журналистами, которые пишут на профессиональные темы. Больше читайте деловых СМИ, чтобы понять, какие темы сейчас актуальны – и сами предлагайте изданиям обсудить эти темы, пишите о них их в социальных сетях. Важно грамотно выбрать издания, с которыми вы будете сотрудничать. Все эти качества реально наработать. И тогда и в кризис вы будете востребованы, так как эффективные и результативные профессионалы нужны всем.

5. Станьте эффективным сотрудником

карьера

Ваша результативность должна соответствовать величине затраченных на вас ресурсов, утверждает Денис Родионов

Эффективность для работодателя – это набор характеристик человека (его опыт, навыки, знания, темперамент и так далее), необходимых для конкретной компании и должности. «На самом деле, это отношение результата к ресурсам, которые были на него потрачены, – поясняет коуч, бизнес-тренер Денис Родионов. – Чем легче, быстрее достигается цель, тем более эффективен сотрудник. И наоборот». Это вполне измеримое понятие. Эффективность можно наработать.

Учитесь навыкам тайм-менеджмента: сдавайте работу в срок. Сюда же входит и умение расставлять приоритеты: отличать второстепенное от главного. В кризис следует в четко поставленное время стремиться к положительному результату. Очень часто сотрудникам мешает сдавать проекты, задачи в срок расфокусированность.«Когда перед сотрудником стоит очень много задач, а он не может распределить приоритеты, он оказывается втянутым в процесс и никак не добьется результата», – говорит Ильгиз Валинуров. Разделите свою задачу на маленькие подпункты – опишите их. И поставьте по каждому сроки выполнения.

Будьте лояльны компании. Компании избавляются в кризис от тех, кто достигает поставленных целей и даже добивается выдающихся результатов, но при этом действует вразрез с принятыми в организации правилами и порядками. «Несоответствие ценностям, культурным и психологическим установкам, писанным и неписаным законам, действующим в компании – важнейший потенциальный источник конфликтов, – комментирует Максим Пескин. – С точки зрения руководства, в тучные годы такие «неформалы» могут быть полезны – в первую очередь, как источник неординарных подходов и ресурс для решения сложных задач, требующих умения пойти на риск и взять на себя персональную ответственность. Но в кризисной ситуации гораздо важнее и ценнее принадлежность сотрудника к коллективу, его соответствие стандартам и ожиданиям».

Комментарии
Участники дискуссии: Виктория Белова, Дмитрий Желевский
Менеджер, Москва

Да, всё правильно. Не играть в эти корпоративные игры нельзя! А вот всегда играть НА стороне Генерального босса можно, и для этого необходимо очень хорошо знать Его
политику и понимать Его цели,..причем это Важно на любой должности, даже к станку встать незазорно, если надо.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Давно не читал ничего более банального! Можно было бы еще указать возможность расчета собственой доли участия в результате компании и стремиться к ее увеличению. Столь же очевидно и бессмысленно.

Менеджер, Москва

Очевидные вещи всегда трудны для восприятия. Это как псалтырь читать... какой там сюжет? А полезно ведь ..

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
280 тысяч человек зарегистрировались как самозанятые в 2019 году

Подключиться к новому налоговому режиму можно в мобильном приложении «Мой налог».

Эксперты: 4-дневная рабочая неделя приведет к снижению зарплат

Закон не препятствует пропорциональному снижению ФОТ при переходе на четырехдневную рабочую неделю.

75% россиян не верят в пенсии

Три четверти россиян не верят в пенсии, показал опрос Райффайзенбанка. А те кто верят, полагают, что она составит всего 10-20 тыс. руб.

Японцы доказали, что при четырехдневной рабочей неделе производительность растет. В Microsoft сообщили о росте на 40%

Японское подразделение Microsoft подвело положительные итоги месячного эксперимента по переходу на четырехдневную рабочую неделю.