Игреки на грани выживания. Почему это опасно для вашей компании?

Анна Солдатова, Executive.ru

Екатерине Ивановой 25 лет. Она работает в небольшой российской компании, получает среднюю зарплату, треть которой уходит на погашение кредита, и треть – на оплату съемной комнаты. Работодатель Екатериной очень доволен, она третий раз за год получила премию за отличную работу. Все бы шло своим чередом, но в спокойную жизнь Екатерины ворвался кризис. Как он повлияет на ее жизнь и трудоспособность?

Задумывались ли вы о том, стало ли сегодня труднее жить вашим молодым сотрудникам? Как их заботы и волнения могут отразиться на вашей компании? Что можете изменить вы, чтобы помочь им и вашему бизнесу? Executive.ru решил разобраться в этих вопросах вместе с экспертами.

мотивация

Кризис прошелся по всем, в том числе сказавшись и на качестве жизни и поведении поколения Y. В глобальном исследовании агентства Initiative, проведенном в 2014 году, на тему того, как российские миллениумы ведут себя в период экономической нестабильности (в опросе приняло участие несколько сотен тысяч человек со всей России), говорится, что у 58% российских миллениумов снизились доходы, 31% потеряли работу, многие были вынуждены устроиться на вторую работу ради дополнительного заработка (32%). И лишь малая часть (18%) из них пережила кризис без существенных неудач.

мотивация

Теперь понятно, почему у игреков начал зашкаливать уровень беспокойства о своем материальном положении, который продолжает активно расти (с 13% в 2010 году до 26% в 2014 году). Главная головная боль российских миллениумов сегодня – будет ли им хватать на ежедневные расходы (81%). О том, что могут возникнуть различные долги в виде кредитов и ипотек, и о том, как их потом гасить, беспокоятся 57% молодых респондентов. И не зря, если вспомнить тот факт, что просрочка по кредитам физлиц увеличивалась в первом квартале 2015 года рекордными темпами (объем просроченных кредитов с 1 января по 31 марта вырос на 13,4% до 755 млрд руб.). 

Кредиты, долги, безработица кусают игреков за пятки, а они упорно продолжают беспокоиться и о своем далеком будущем. Согласно исследованию, в кризис 61% молодого поколения озаботилось и вопросом будущей пенсии.

мотивация

Сложившаяся картина удручает, ведь трудоспособность сотрудника, на которого навалилось такое количество проблем, по понятным причинам, может упасть. «В условиях кризиса игреки, как и все другие сотрудники, проявляют беспокойство по поводу будущего, - говорит руководитель организационно-кадрового департамента банка ИТБ Эльдар Салахетдинов. - Для многих их них этот кризис – первый подобный негативный опыт в жизни. При этом, на мой взгляд, игрекам, благодаря их гибкости, способности быстро меняться, проще подстраиваться к окружающей среде и ситуации. Имея доступ к колоссальному объему информации, они видят много разных возможностей, часто принимают эффективные нестандартные решения». В интересах самих компаний помочь своим сотрудникам, поддержать их. Но как?

Не одними деньгами…

В кризис компании, как правило, только урезают свои расходы. Как быть с материальной мотивацией игреков в это время?

Помнить, что, несмотря на кризис, зарплатные ожидания многих молодых специалистов растут, - советует консультант Luxoft Peronnel Алина Вокорина. Отчасти это может быть обусловлено тем, что многие работодатели заинтересованы в сотрудниках «до 30», поскольку представители поколения Y обладают повышенной гибкостью. Особенно это касается сферы IT: современные, постоянно меняющиеся технологии – и кандидаты им под стать. Они нередко соглашаются на краткосрочные проекты, готовы менять компании, если их что-то не устраивает на текущем месте.

Екатерина Моисеева, старший менеджер продвижения бренда работодателя в «Альфа-Банке», напротив, отмечает некоторое снижение амбиций кандидатов-миллениумов. «В 2015 году, в связи с изменениями в стране и, в частности, в структуре рынка труда, подход к поиску работы стал чуть более утилитарным: работа теперь нужна больше для опыта, меньше для самореализации. Эту тенденцию можно назвать, скорее, положительной, так как кандидаты таким образом приблизились к реалиям рынка», - говорит эксперт.

мотивация

Сегодня за те же деньги, что и раньше, сотрудники работают даже более эффективно, говорит Инна Алексеева

Это подтверждает и Инна Алексеева, генеральный директор PR-агентства PR Partner. В 2015 году компания впервые не смогла проиндексировать заработную плату, так как в декабре 2014 года ощутила на себе отток российских клиентов, завязанных на импорт различных составляющих для своего бизнеса. Однако сегодня, за те же деньги, что и раньше, сотрудники работают более интенсивно, так как никто не хочет в кризис потерять оставшихся клиентов, и активно стараются привлекать новых, в основном, западные компании.

Шесть способов нематериально мотивировать Y

Однако расслабляться компаниям не стоит. Если молодой сотрудник поймет, что работать у вас для него стало невыносимо тяжело, и минусы перевесят плюсы, будет уже поздно пытаться его мотивировать. Он уйдет, а вы, возможно, потеряете основную трудовую единицу. Как не допустить такой ситуации? Как поддерживать лояльность молодого поколения в кризис? Эксперты Executive.ru предлагают обратить внимание на следующие варианты:

1. Увеличить образовательный бюджет. Эта рекомендация не зря стоит на первом месте. Ведь то, что кризис – лучшее время инвестировать в свое образование, считают 55% российских Y. С этим согласна и Екатерина Моисеева. «Около 65% сотрудников нашего банка – это молодые люди до 29 лет, те самые игреки, поэтому все изменения в их поколенческой жизни происходят у нас на глазах. Даже в новой экономической реальности какие-то категории остаются неизменными. На мой взгляд, это, в первую очередь, отношение «миллениумов» к образованию. Те ребята, которых мы условно относим к категории high potential, придают ему большее значение, чем работодатели», - отмечает эксперт.

Большинству сотрудников PR Partner — а их 34 человека — от 22 до 34 лет, то есть 80% персонала — то самое поколение Y, отмечает Алексеева. Так как компания не смогла повысить зарплаты, то должна была усилить другой тип мотивации. «В этом году мы увеличили образовательный бюджет, направив его на удержание лучших коллег. В 2015 году пиарщиков PR Partner ждет обучение английскому, стажировки по пиар в США, Великобритании, Германии в партнерских агентствах, конференции в Италии и США. Также мы делаем несколько внутренних образовательных проектов (конференция «PR в сфере IT», тренинг по медиатренингам), в которых ребята могут бесплатно участвовать».

2. Увеличить бюджет на развлечения. Регулярным проведением различных мероприятий компания может значительно повысить боевой настрой команды. Данная рекомендация еще более актуальна тем, что кризис вынудил самих Y сократить эту графу расходов. В PR Partner учли и это, и в 2015 году увеличили «тусовочный» бюджет. «Агентству исполняется 9 лет. В сентябре мы хотим выбраться всей командой, возможно, не в Вену, как прошлый раз, а в Петербург. Также стали больше денег тратить на совместные походы в кино, в театр, на каток — ребята выигрывают их во внутренних конкурсах», - говорит Инна Алексеева.

3. Проявить больше внимания к карьерным и профессиональным стремлениям игреков. Эта рекомендация актуальна всегда, а в кризис – тем более. «Несмотря на мнения, что поколение Y живет якобы сегодняшним днем, многие ребята планируют карьеру, - отмечает эксперт. - Они понимают, что сейчас хорошее время для инвестиций в свое развитие, а также безопасного расширения проектов, в которых они заняты».

«Финансовая организация для «игрека» — это, как правило, достаточно консервативный работодатель, - отмечает Эльдар Салахетдинов. - Мы не используем квесты, геймификацию для привлечения и удержания молодежи. Но для проактивных амбициозных «миллениалов» мы предлагаем очень хорошие стартовые возможности и перспективы. Регулярно приглашаем выпускников вузовов на стажировки, чтобы студенты могли погрузиться в специфику работы и сделать осознанный выбор своего первого работодателя».

4. Проявить заботу о сотрудниках. Чтобы помочь игрекам пережить нелегкое время, не обязательно иметь серьезный бюджет. Как считает Екатерина Моисеева, поколению Y в данное время нужна, скорее, поддержка со стороны работодателя. Это может выражаться в смене некоторых форматов и инструментов работы, в командообразующих мероприятиях (их можно проводить и своими силами), в различных проявлениях обычной заботы о сотрудниках.

мотивация

У двадцатилетних и тридцатилетних игреков мотивация и ценностные ориентации различаются, напоминает Эльдар Салахетдинов

Стоит учитывать один из главных приоритетов этого поколения – поиск баланса между работой и личной жизнью, считает Эльдар Салахетдинов. Карьера часто не является основной ценностью, поэтому экономические трудности воспринимаются не так остро. Помимо этого необходимо учитывать и возрастные задачи. Мотивация и ценностные ориентации у молодых людей в возрасте чуть больше двадцати лет и тех, кто приближается к тридцатилетнему рубежу, могут быть совершенно разными. Если человек обзавелся семьей, детьми, ипотекой, то, несмотря на возраст и формальную принадлежность к игрекам, его поведение в кризисной ситуации гораздо более стандартно и предсказуемо.

5. Хвалить за достижения. Многим людям поколения Y недостаточно просто заниматься любимым и интересным делом, и кризис этому не помеха, считает Николай Охитин, директор рекламного агентства «Доктор Юнг». «Постперестроечное общество воспитало их эгоцентричными, они ждут от окружающих институтов (работодателя, сервисных компаний, государства) повышенного внимания к себе, плохо переносят критику. Для работодателя это означает постоянный запрос на карьерный и зарплатный рост и похвалу достижений. В малом бизнесе карьерный рост далеко не всегда возможен, и уж точно ограничен. Зарплатный рост притормозился кризисом. А вот на похвалу достижений не стоит скупиться. Конечно, не призываю хвалить за все подряд. Но вместо скупого «спасибо» за нормально выполненную работу можно красочно описать, как это важно для компании; при случае поставить другим в пример; вывесить на корпоративную страницу в социальной сети и т.п. Такой эмоциональный фон помогает поддерживать высокую работоспособность и нацеленность на результат. Но если для сотрудников более старшего возраста имеет значение фактический бизнес-результат (например, выигрыш тендера), то игрекам удовлетворение доставляет и любой промежуточный результат (например, выход в финал тендера). Похвала достижений и есть такой промежуточный результат», - заключает эксперт.

6. Поддержать лидерские стремления игреков. Согласно проведенному исследованию, 59% российских миллениумов, не смотря на кризис, привлекает открытие своего бизнеса. «Сегодня игреки открыты для всестороннего и самого разнообразного дополнительного образования, будь то различные языки программирования или изучение основ предпринимательства. Всевозможные стартапы сейчас наиболее интересны недавним выпускникам вузов, - констатирует Алина Вокорина. - Несмотря на то, что далеко не все из них коммерчески успешны, желание попробовать себя в бизнесе, работать на себя и в свое удовольствие стремятся реализовать многие представители поколения Y». О чем это говорит? Если сотрудник готов начать свое дело – вполне возможно, что настало самое время открывать в нем новые качества. Это лидерство, умение брать на себя ответственность не только за свои действия, но и за действия других, способность решить более сложные задачи, вести проекты и т.д. Доверьте таким людям более ответственную работу, дайте больше самостоятельности – и у вас будет больше шансов удержать в компании талантливых лидеров.  

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Нужно ли в одной компании создавать различные условия работы для сотрудников разных поколений???

Системный администратор, Москва

Урежьте мне зарплату вдвое и похвалите меня :) Считайте, что автоматически я просиживаю штаны и ищу того, кто даст задачу и денег за неё :)

Директор по маркетингу, Нижний Новгород

Какая-то странная статья. То уж Y - это такие крутые спецы во всем и компаниям надо бояться, что они не слишком хороши для этих молодых гениев, а как кризис, так сразу они такие маленькие, беспомощные и давайте окажем им особенную поддержку.
В общем, я опять не поняла, причем здесь возраст. Почему нужно поддерживать 20-летних только из-за возраста, а не из-за того, что они чего-то стоят? И, главное, за счет кого? За счет тех, кому сейчас 40-50-60 лет? Т.е. те, кому 40, рассчитали свои силы, кредиты брать не стали - продержатся дольше, их можно не поддерживать. А 20-летние кредитов набрали, того и гляди им кушать будет нечего - давайте им поможем? Т.е. 40-летний выиграл тендер и принес прибыль компании - это нормально. А 20-летний и до середины не дошел, но это уже подвиг, давайте похвалим, а то он расстроится и повесится?
И что это, если не демотивация опытных и эффективных сотрудников?
А эти 20-летние, которые ничего толком не умеют и за оплату менее, чем необходима им для красивой жизни, делать ничего не хотят - может они лучше на шее у родителей пусть висят и они (родители) за свой счет им объясняют что к чему, а не компании за счет более квалифицированных сотрудников?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.