Битва против столицы за кадры

Мы хотели бы поделиться с читателями примером решения проблемы нехватки кадров на одном из градообразующих предприятий в Центральном федеральном округе.

Главным фактором, обусловливающим сложности с кадрами на предприятии, является территориальная близость к Москве. Несмотря на то, что в городе имеется несколько учебных заведений, выпускающих кадры необходимых специальностей, привлечь их на работу составляет достаточно серьезную проблему, так как большинство специалистов предпочитают уезжать работать вахтовым методом в более крупные города.

Стратегия работы с персоналом на предприятии ранее не разрабатывалась, деятельность кадровой службы и заместителя директора по подбору и развитию персонала сводилась к решению текущих задач и постоянному поиску недостающих сотрудников.

Обсуждение с сотрудниками кадровой службы существующих проблем привело к разработке кадровой стратегии на основе подхода к поиску сотрудников как к процессу продажи вакантных мест. Ключевым элементом такой стратегии являются активные действия по продвижению, аналогичные процессу реализации продукции:

  • анализ рынка;
  • определение целевой аудитории;
  • выявление потребностей потенциальных работников, которые могут быть реализованы на имеющихся у предприятия вакантных должностях;
  • презентация соискателям рабочего места с акцентированием внимания на выгодах;
  • обработка сомнений (возражений) соискателей.

Чтобы получить возможность рассматривать вакантное рабочее место как товар, следовало определить его характеристики, а также их соответствие потребностям работников. Мы исходили из того, что несоответствие потребностей и возможностей приводит к возникновению скрытого конфликта интересов, который может проявляться в некачественном выполнении работы, сокрытии или игнорировании информации, откладывании принятия решений и их исполнения, в выдаче недостоверной информации, намеренно ошибочных распоряжениях, нарушении инструкций, отвлечении ресурсов на другие цели, интригах.

Не претендуя на составление исчерпывающего перечня, были выделены следующие потребности сотрудников, которые могут быть реализованы на рабочем месте:

  • материальные потребности;
  • профессиональное развитие;
  • сохранение здоровья;
  • обеспечение личного комфорта.

Для менеджеров различного звена отдельно учитывалась потребность в карьерном росте.

В качестве критерия удовлетворения каждой из потребностей был установлен уровень, позволяющий обеспечивать простое воспроизводство рабочей силы. Другим критерием была выбрана степень удовлетворения этих же потребностей у основных конкурентов за рабочую силу – в близлежащем областном городе и Москве.

Совместно со специалистами кадровой службы предприятия была проведена аттестация рабочих мест по различным критериям и определено, насколько конкретное рабочее место может удовлетворить тот или иной интерес соискателя. Так, например, работа специалистов по ремонту оборудования позволяла обеспечивать профессиональное развитие, однако мешала сохранению здоровья, так как работы проводились на открытом воздухе и, зачастую, сопровождались ненастными погодными условиями. Работа же сметчика на данном предприятии была достаточно монотонной и потому не предоставляла профессионального развития, но была комфортна с точки зрения условий труда.

Разработанная нами технология количественной оценки личностных характеристик человека (физическая сила, сила воли, способность к мышлению, моральный уровень, возможное доверие) позволила выявлять соответствие кандидата рабочему месту и конкретизировала направления поиска, а также дала возможность объективно сравнивать соискателей между собой.

Конечно же, лучшим соискателем любого рабочего места будет являться профессионал, обладающий достаточно высокими личностными характеристиками. В жизни, к сожалению, зачастую приходится выбирать – или профессиональные качества, или личностные. Как показывает практика, акцент делается на профессиональных качествах, что приводит в дальнейшем к возникновению серьезных проблем. Предлагаемый нами подход, помимо профессионализма, позволяет учесть такие характеристики сотрудников, как ответственность, добросовестность, отсутствие ярко выраженных вредных привычек, а также оценить насколько эффективным будет взаимодействие отдельных людей в команде и команды с руководителем.

Реалии сегодняшнего дня заключаются в общем снижении среднего уровня квалификации сотрудников. Чтобы компенсировать недостающий уровень квалификации, на предприятии была начата работа по созданию «базы знаний рабочего места». Такую базу знаний формируют опытные сотрудники, работающие на предприятии более двух лет. Она включает перечень возникавших в прошлом критических ситуаций и направлений их решения, разбитых на последовательность простых операций. Обращение к базе знаний при возникновении проблем позволяет находить верное решение и тем работникам, которые не имеют достаточного опыта или квалификации для самостоятельного выхода из сложных ситуаций.

В условиях конкурирования с работодателями Москвы за рабочую силу было понятно, что компания небольшого города будет проигрывать по уровню оплаты труда, а также по возможностям карьерного роста.

Как показал проведенный анализ рынка, в Москве специалистам за аналогичный объем работ предлагали заработную плату выше на 40%, а в областном городе – выше на 20%. Из этой суммы вычиталась оплата предоставляемого работодателем жилья или жилье было необходимо находить и оплачивать самостоятельно.

Несмотря на то, что на поиски работы уезжают в основном молодые мужчины, зачастую выездная работа сопровождается возникновением проблем со здоровьем. Это обусловлено как стремлением сэкономить деньги путем ухудшения условий проживания и питания, также стремлением увеличить выработку без учета физиологических возможностей организма, так и несоблюдением работодателем условий труда и техники безопасности. Поэтому основное внимание кадровой политики было сосредоточено на профессиональном развитии работников, сохранении и поддержании их здоровья и обеспечении личного комфорта, а также на создании и удержании репутации предприятия как ответственного работодателя.

Для повышения привлекательности предлагаемых вакансий были разработаны по несколько (от двух до четырех) вариантов, отличающихся условиями труда, степенью удовлетворения потребностей и размером оплаты труда. Так, за худшие условия труда (работа во вторую смену, самостоятельное прибытие к рабочему месту, возможность командировок) была установлена более высокая заработная плата. Несмотря на то, что трудовое законодательство в любом случае гарантирует повышение оплаты за ухудшение условий труда, раскрытие этой информации в явном виде позволило предоставить соискателям альтернативы для выбора. В свою очередь, для предприятия такая работа с кадрами потребовала разработки системы более точного планирования рабочего времени каждого работника.

Для более полного информирования потенциальных соискателей об условиях труда кадровой службой предприятия были разработаны и распространены печатные материалы, содержащие сравнения оплаты на московском рынке и на предприятии с учетом дополнительных трат (на проезд, на съем жилья, на качественное питание вне дома, на некачественное питание с учетом расходов на здравоохранение). В материалах также были оставлены пустые графы, куда предлагалось внести плату за нематериальные выгоды жизни с семьей – плата за игру с сыном в футбол, плата за посещение выпускного дочери и т.д.

Так как работы в рамках реализации стратегии кадровой работы в настоящее время еще не окончены, давать оценку успешности подхода, на наш взгляд, рано. Можно только привести полученные краткосрочные результаты проведенных действий – текучесть кадров уменьшилась на 28%, людей, откликающихся на объявления о вакансиях, стало больше в 1,4 раза. И кадровой службе предприятия, и нам, как консультантам, они кажутся достаточно вдохновляющими.


В литературном конкурсе «Большая игра-2014», организованном редакцией E-xecutive.ru и издательством «Альпина Паблишер», приняло участие 40 публикаций в номинациях «Менеджмент», «Маркетинг», «Карьера» и «Финансы». Трафик проекта составил более 200 тыс. хитов. В феврале 2015 года судейские коллегии подвели итог.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород
Очень приятная публикация, лишний раз подтверждающая появление нового тренда - реальной конкурентной борьбы за персонал, сравнимой с борьбой за потребителя. Жаль, что редакция Е-хе не включила в перечень под статьей мою публикацию о продаже вакансии - http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1856016/index.php?page=0 Здесь есть один важный момент, продажа вакансии - это не только продажа реальной вакансии, это еще продажа и тех вакансий, которые сейчас заняты, поскольку человек в любой день может придти с заявлением об уходе. К автору публикации первый вопрос - можно ли в лицах рассказать о том, как именно проходила продажа вакансий? Да, еще один важный момент - у нас подавляющее большинство продавцов не применяет современные техники продаж (и тренинги этому пока не очень помогают) и продают как получится. (Причины этого - особая тема). И потому второй вопрос - продавцы вакансии как обучались продавать? Применяли они современные техники продаж или нет?
Аналитик, США

Екатерина Морозова пишет:
''В качестве критерия удовлетворения каждой из потребностей был установлен уровень, позволяющий обеспечивать простое воспроизводство рабочей силы. ''

И рабов кормили , чтобы не умерли .
Почему в качестве критерия взято ''простое воспроизводство'' , а не расширенное?

. . . . Директор по развитию, Москва

Если уж действительно говорить о кадровой стратегии, то задумайтесь лучше насчет дистанционной работы в своей компании. Благодаря такому подходу все лучшие специалисты доже столичные, через некоторое время окажутся у вас. Одно плохо - здесь нужно дейсчтвительно строить стратегию и модель, которая будет ее реализовывать. А это работа головой, в большей степени.

Нач. отдела, зам. руководителя, Литва
Михаил Кузнецов пишет: сли уж действительно говорить о кадровой стратегии, то задумайтесь лучше насчет дистанционной работы в своей компании. Благодаря такому подходу все лучшие специалисты доже столичные, через некоторое время окажутся у вас. Одно плохо - здесь нужно дейсчтвительно строить стратегию и модель, которая будет ее реализовывать. А это работа головой, в большей степени.
очень хорошее предложение, но здесь как и с дистанционным обучением надо иметь модель, а всем лень ее строить и плюс психология, ведь как можно дома работать думают собственники:)
Нач. отдела, зам. руководителя, Беларусь
Спасибо за оценку нашего материала!
Владимир Токарев пишет: продавцы вакансии как обучались продавать? Применяли они современные техники продаж или нет?
Владимир, на данный момент разработана организационная часть технологии, которая, как описано в статье, включает аттестацию рабочих мест, разработку вариантов существующих вакансий и т.д. Что же касается разработки непосредственных технологий продаж - работа в этом направлении еще ведется. Но уже очевидны отличия от существующих техник продаж товаров или продукции. Эти отличия связаны с тем, что продажа продукции или товаров требует высокой профессиональной рефлекии (которая включает и знание современных методов продаж, и опыт работы, и знание продаваемого товара), в то время как продажа вакансии требует в первую очередь высокой рефлексии взаимоотношений.
Виктор Большаков пишет: Почему в качестве критерия взято ''простое воспроизводство'' , а не расширенное?
Конечно же, понятие ''простое воспроизводство'' было применено не в полном соотвествии с экономической теорией. Спорным, в контексте статьи, является использование термина как ''простое воспроизводство'', так и ''расширенное воспроизводство''. Но, на мой взгляд, для отражения сути нашего подхода, этот термин подходил больше, так как границы ''расширенного воспроизводства'' размыты намного сильнее.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Любопытный опыт. Спасибо.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Екатерина Морозова пишет: Что же касается разработки непосредственных технологий продаж - работа в этом направлении еще ведется.
Спасибо за ответ. Быть может, Вам будет полезной публикация ''про СУП'' - http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1893568/index.php?PAGE_NAME=read&FID=14&TID=16641
. . . . Директор по развитию, Москва
'' Токарев - Быть может, Вам будет полезной публикация ''про СУП'' '' Вы как хотите но суповод заслужил памятник...
Председатель совета директоров, Москва
Виктор Большаков пишет: ...Почему в качестве критерия взято ''простое воспроизводство'' , а не расширенное?
Согласен с Маратом-статья продуманная, а расширенное ''воспроизводство'' это задача второго (третьего) этапа после решения вопроса потребности в первоочередных кадрах...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.