Традиции японской архитектуры
В японском доме соединены две великие религии: синтоизм призывает искать гармонию в природе, а дзен-буддизм предлагает уйти от суеты и познать духовное просветление через созерцание красоты. Необычная архитектура домов страны Восходящего солнца подчинена природе, постройки гармонично вписываются в местные пейзажи. Этот принцип был заимствован японцами в Китае, так же как и многоярусные вогнутые формы крыш «доу-гун». Такая крыша, как зонт, защищает дом от дождя и солнца, создает приятную полутень. И хотя со временем изящные деревянные постройки уступили место монолитным небоскребам, знать традицию японской архитектуры стоит хотя бы для того, чтобы понять концепцию современного японского интерьера и функциональное назначение отдельных его элементов.
Традиционный японский дом имеет квадратную или прямоугольную форму, немного приподнят на столбах над землей. Стены не являются опорными, могут раздвигаться и даже сниматься, если хозяин пожелает объединиться с природой. Этот стиль японской архитектуры называется «сёин-дзукури», и берет свое начало еще в XII-XIV веках. Слово «сёин» переводится как окно с широким подоконником, которое в древности служило местом для чтения и письма. В глубину в японском доме было два пролета, пространство могло увеличиваться за счет присоединения кубических конструкций, которые соприкасались углами, образовывая зигзагообразное строение. Все постройки выходили в сад и были равномерно освещены. Стиль «сёин-дзукури» окончательно нашел свое воплощение в конце XV века, а в сельской местности сохранился и по сей день. Преимущества такого стиля — простота и естественность.
Японский дом часто состоит из одной комнаты и делится на отдельные помещения раздвижными перегородками «фусима». Фусима представляет собой деревянную раму с обеих сторон затянутую плотной бумагой. Вместо окон используются перегородки сёдзи из рисовой бумаги, пропускающие свет. Такая конструкция помогает с легкостью менять оформление. Бумагу расписывают, и тогда какое-то одно яркое пятно становится главным акцентом в интерьере.
Японский дом — гармоничное продолжение природного пейзажа, тут нет разделения на внутреннее и внешнее пространство, в интерьере используется дерево, неокрашенное, и лишь изредка покрытое тонким слоем черного лака. Это позволяет подчеркнуть естественную текстуру древесины.
Как писал японский архитектор XX века Тангэ Кэндзо, в японской архитектуре «есть постоянное движение пространства, тонкие переходы от места к месту... Все меняется вместе с вашим движением».