Когда собственник устал. Что делать?

Коллеги, вот такой "кейс". Подскажите решение, кто уже умудрен опытом. Текста много :(
Вводные...
На дворе 2018 год.
Есть производственная компания, учредитель/генеральный стоит у руля уже больше ***дцати лет. Продажи идут не по прайсу, каждый расчет индивидуален, т.к. по сути речь идет об услуге, результатом которой является огромное количество разных продуктов. Численность сотрудников "оптимизировали" на 50%. Рентабельность продаж снизилась, в целом по всей отрасли, и в компании в частности. Количество операций и бумажной работы только возросло. "Оптимизация" расходов за счет персонала большого эффекта не дала, но ударила по производительности компании, снизив ее не менее чем на 30-40%. Расходная часть которую нужно гасить - выросла (аренда, сырье, текущие расходы на функционирование).
Исходя из этой расходной части формируются планы продаж, призванные ее перекрывать с хорошим запасом. Планы продаж доводятся до подразделений, и никак не связаны с численностью персонала, сезонностью и т.п. Они фиксированы. Автоматизация процессов практически стоит на месте - руководство ждет "золотого парашюта" для инноваций + собственник уже просто устал.
Проблемы...
Компания тратит бюджеты на привлечение новых клиентов через интернет, активно привлекает компании традиционными способами, но не успевает качественно обрабатывать входящие запросы и своевременно коммуницировать с клиентами. Объясню почему: менеджеры не могут одновременно быть в офисе, на производстве, на складе, сопровождать отгрузки, выезжать на встречи и при этом производить расчеты в офисе. Люди систематически не выполняют планы, работают в постоянном аврале, в результате текучка кадров - 150% за год. На обучение сотрудника компания тратит порядка 3-4-х месяцев. Как следствие компания теряет репутацию, клиентов и долю рынка. Выручка снижается 4-й год подряд. ВИП клиенты уходят т.к. увеличены сроки ответов и расчетов, есть срывы сроков производства и поставок, постоянная ротация менеджеров.

Вопрос:
Как донести собственнику, что нужны дополнительно люди или автоматизация и повышение производительности, что бы просто делать больший объем работы для выполнения плановых показателей?

Для тех кто хочет спросить, а как было раньше? Сразу оговорюсь, плановые показатели никогда не выполнялись более чем на 70%. Эпизодически, по отдельному подразделению - да. В целом за квартал/год больше 70% по компании никогда не было.

P.S. Что сделано:
1) Попытка внедрить CRM, для повышения производительности менеджеров. В рамках компании провалена, существует в одном отделе. Собственник не поддержал.
2) Автоматизация расчетов - частично, в рамках одного отдела. Собственник не поддержал.
3) Детальные анализы прошлых лет, с привязкой к численности персонала, доказывающие, что нужное количество заказов имеющимся количеством людей не выполнить - во внимание не принимаются
4) Поминутный разбор распорядка дня менеджеров, исходя из типовых задач, из которого видно, что штат для выполнения планов нужно как минимум утроить - не принято.
5) Анализ потерь клиентской базы, и график размещения повторных заказов + отзывов от клиентов с жалобами на сервис - не принято.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Коллеги, 500 просмотров вопроса, ни у кого никаких идей?

Директор по логистике, Казахстан

Евгений, возможно помогу, но не достаточно информации. Задам дополнительные вопросы , можно на почту.

Генеральный директор, Великобритания

Евгений, спасибо вам за живой кейс. Появилась наконец- то возможность собраться с мыслями и ответить.

Прежде всего мне очень импонирует ваш уважительный тон по отношению к собственнику. Такая этичность не часто встречается и на мой взгляд очень дорого стоит.

Правильно ли я поняла, что версию «уйти» вы не рассматриваете? Значит Вы видите шанс испоавить ситуацию. Это главное.

Напишу свои мысли по поводу и может быть это вам как- то пригодится.

Прежде всего нужно определиться с ресурсами. На что можно опереться? Есть ли шанс выстроить отношения с Собственником таким образом, чтобы у вас было не только право предлагать выходы из ситуации, но и полномочия их внедрять?

Есть ли возможность прояснить позицию Собственника, понять каково его или её видение, есть ли стратегия, которой он/она намерены придерживаться?

Но главное, как вы совершенно точно подметили, это нужно чтобы вас услышали. Как это сделать?

Принимаем во внимание, что человек стоит у руля более ..дцати лет, несет ответственность, принимает решения и удерживает контроль, хотя и ощущает усталость. Важно донести ваши решения таким образом, чтобы у Собственника не сложилось ощущение, что в сложившейся ситуации вы знаете, что делать в то время как он нет. Если нечаянно задеть самолюбие человека, то он может блокировать все идеи именно по этой причине. Этого нужно избегать. Нужно дать ему почувствовать, что решения за ним и это не оспаривается.

А что если при формулировке предложений в следующий раз начать с того, что

1) «уважаемый ФИО я работаю под вашим началом уже столько - то лет и вижу, что благодаря вам у фирмы хорошая репутация, преданные партнёры или клиенты, свой сегмент рынка, который мы держим и все такое хорошее прочее.»

2) Прошу вас рассмотреть некоторые идеи, которые позволили бы улучшишь ситуацию в том что касается того и этого для того, чтобы ситуация стала ещё лучше и у нас появилась возможность выполнять свои обязательства, планы и тому подобное. Излагайте предложения и попросите принять решение.

3) Если «лёд тронется», а вы это почувствуете по тону ответа, то изложите мысли поподробнее и попросите дать вам необходимые полномочия, чтобы действовать.

Главное, чтобы у собственника сохранялось ощущение, что эти идеи если и не принадлежат ему, то благодаря ему имеют шанс внедриться.

Руководитель, Москва

пи пи пи .....оставлю кейс на выходные.....с наскоку в середине рабочей недели писать бестолково....здесь стоит забить махорочку....присесть на заваленку....выпить самогончика и....помедитировать)

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

Хорошо видно, что владелец играется в менеджера, при этом он менеджер он очень слабый - установление планов, которые систематически не выполняются, является грубейшей ошибкой. В результате никто не верит в эти планы, само планирование становится профанацией со всеми вытекающими последствиями.

А старшими и средними менеджерами в такой компании оказываются весьма специфические люди, которые либо получают сильно больше, чем смогли бы получить на рынке, либо не хотят вообще ничего. И даже если реализовать те меры, о которых сказано в кейсе, результата не будет - менеджмент не обладает компетенциями, даже если они чего-то хотели, с таким владельцем быстро гасится инициатива и желание.

Из моей практики - можно попробовать показать, как компания теряет стоимость. Правда, стоимость компании сложно оценивать, но всеиже можно. Тогда, может быть, владелец поймёт, что его игры ему обходятся слишком дорого. Раньше у меня такое не получалось, но последнее время стало проходить - изменилось соотношение доходов владельцев, получаемых в виде дивидендного потока и в виде изменения стоимости бизнеса. Попробуйте, может, получится

Руководитель проекта, Москва
Александр Туранов пишет:
Евгений, возможно помогу, но не достаточно информации. Задам дополнительные вопросы , можно на почту.

Александр, спасибо за проявленный интерес. Личная почта: tendercomby@mail.ru

Готов к диалогу

Руководитель проекта, Москва
Ирина Да Роза пишет:
Прежде всего нужно определиться с ресурсами. На что можно опереться? Есть ли шанс выстроить отношения с Собственником таким образом, чтобы у вас было не только право предлагать выходы из ситуации, но и полномочия их внедрять?

Ресурсов на которые можно опереться нет. Сотрудников нанимать не дают. "Костяка" компании по сути уже нет. Полномочия внедрять у меня есть, но на уровне себя и своего отдела, без источников финансирования и без отрыва от производства :) В масштабе компании нужно иметь или локомотив в лице генерального или команду из ТОПов, которые если не поддержат, то хотя бы не будут саботировать.

Ирина Да Роза пишет:
Есть ли возможность прояснить позицию Собственника, понять каково его или её видение, есть ли стратегия, которой он/она намерены придерживаться?

Позиция следующая. 5-10 лет назад, 1 штатная единица могла принести прибыль скажем в 1 000 000. Хочу что бы было так и сейчас. Выбранная стратегия - ожидание "золотого парашюта", что-то да залетит, расходную часть покроет, а там глядишь и заработаем.

По поводу разъяснений, писем и просьб принять решение.

Разговариваю с собственником каждую неделю. Выкладки и письма присылаю раз 2-3 недели. Эффект нулевой. Из разряда, вы мне сказки-то не рассказывайте, проблема может и есть, но не только в этом. С остальным разберитесь сначала.

Идея "поместить" в голову человека мысль так, что бы он думал что она его принимается. Спасибо.

Есть срок, который я для себя определил на разрешение ситуации, после которого рассматриваю вариант "уйти", т.к. это бизнес и все мы пришли в него зарабатывать. Уйти сразу - самый простой вариант. Но он не даст ни знаний, ни опыта, ничего кроме гипотетического выигрыша в финансах.

Руководитель проекта, Москва
Михаил Ободовский пишет:
А старшими и средними менеджерами в такой компании оказываются весьма специфические люди, которые либо получают сильно больше, чем смогли бы получить на рынке, либо не хотят вообще ничего. И даже если реализовать те меры, о которых сказано в кейсе, результата не будет - менеджмент не обладает компетенциями, даже если они чего-то хотели, с таким владельцем быстро гасится инициатива и желание.

Как в воду смотрите.

За идею зайти с точки зрения стоимости компании - спасибо. Не думал в такой плоскости.

Несколько раз пытался сосредоточить внимание генерального на неэффективности и издержках, в ответ на что получил обратную связь в виде того, что у него бизнес диверсифицирован. Компания не является единственным активом, и он может себе позволить такое положение вещей с перспективой на будущий рост рынка, покрывая издержки за счет других направлений.

Проблема в том что люди приходят к нему зарабатывать, а ввиду сложившегося положения вещей, они такой возможности не имеют. Как следствие они довольно быстро уходят, остаются те, кто не хочет совсем ничего.

Инициатива периодически гасится самим собственником, тут Вы правы, но я так предполагаю что схожее положение дел во многих компаниях...

Руководитель проекта, Москва
Андрей Баландин пишет:
пи пи пи .....оставлю кейс на выходные.....с наскоку в середине рабочей недели писать бестолково....здесь стоит забить махорочку....присесть на заваленку....выпить самогончика и....помедитировать)

Андрей, если я буду так медитировать после каждого похода к генеральному, у меня печень быстро закончится :)

Руководитель проекта, Москва

Ситуация сложная. Если можно,то по какой причине хотите компанию поднять,а не уйти и насколько у Вас широкие полномочия в принятии ключевых решений?

Адм. директор, Санкт-Петербург

Есть производственная компания, учредитель/генеральный стоит у руля уже больше лет

И за эти ***дцать лет так и не определился - собственник он или Генеральный директор - правильно я понял ситуацию?

Если "да", то вижу только два пути решения задачи:

1. Отобрать доступным способом (контракт, долговые обязательства) у собственника функционал ГД - и реализовать эффективный механизм управления процессом! Собственник получит за год (а это минимальный срок, о котором можно думать) результаты НЕ ХУЖЕ (судя по материалу) года предыдущего, директор получит реальные инструменты в руки и имеет возможность ими воспользоваться! Не сумеет - будет отвечать в рамках взятых обязательств!

2. "Разбавить" влияние собственника другими собственниками - чтобы стратегические решения рождались коллегиально! Это сложно и зависит от специфики деятельности компании

В ситуации, близкой к описываемой, был около 15 лет назад, она заканчивается - поскольку Собственник един во всех лицах, советчиков, консультантов, претендентов на должность ГД, способных нормализовать ситуацию - было достаточно, но - всё шло так, как хотелось Собственнику...

К сожалению - ЭТО встречается не так уж редко!

Руководитель проекта, Москва
Белов Андрей пишет:
Ситуация сложная. Если можно,то по какой причине хотите компанию поднять,а не уйти и насколько у Вас широкие полномочия в принятии ключевых решений?

Андрей, уйти можно всегда. В любой момент можно сказать что что-то не устраивает. Но почему бы не попробовать побороться за место под солнцем? "Поднять компанию" это Вы широко замахнулись. Я хочу выстроить процессы так, чтобы было более-менее комфортно работать и была возможность зарабатывать у всех. У компании, у меня, у сотрудников.

В голове есть определенные сроки на решение этой задачи, если не получится, то безусловно уйду. А пока улыбаемся и пашем :)

Полномочия у меня исключительно в рамках собственного отдела, который так же "порезали" и не хотят возвращать к штату, который бы худо-бедно обеспечивал если не клиентский сервис, то хотя бы выполнение плановых показателей. Финансировать любые расходы собственник не готов, если они сразу не приносят деньги в краткосрочной перспективе.

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва
Евгений Нагорный пишет:
Несколько раз пытался сосредоточить внимание генерального на неэффективности и издержках, в ответ на что получил обратную связь в виде того, что у него бизнес диверсифицирован. Компания не является единственным активом, и он может себе позволить такое положение вещей с перспективой на будущий рост рынка, покрывая издержки за счет других направлений.

А, так он ещё и стратег ...

Тут я бы попытался объяснить, что компания, которая должна начать зарабатывать, когда рынок начнёт расти - это, конечно, хорошо, но подобна автомобилю, который поедет быстрее, когда построят хорошую дорогу: во-первых, надо бы что-то сделать, чтобы после строительства дороги он поехал не просто быстрее, чем раньше, а ещё и быстрее других автомобилей, во-вторых, даже то, что машина едет медленно, не значит, что в неё не надо заливать бензин и проводить техобслуживание

Руководитель проекта, Москва
Сергей Алейников пишет:
И за эти ***дцать лет так и не определился - собственник он или Генеральный директор - правильно я понял ситуацию?

Все верно.

По Вашим предложениям:

1) Не реально. Зам генерального - родственник собственника. Отличный КАМ, но точно не управленец. Поставить человека со стороны - обидеть родственника + вопрос доверия к людям со стороны + "конская" расходная часть минимизировать которую не дадут, она автоматом ляжет баластом, который нужно тянуть без дополнительных оборотных средств, в здравом уме мало кто согласится. И если сейчас собственник под себя доп финансы выделяет, то в случае с наемным ГД этого финансирования уже не будет.

2) Разбавить не реально, если вы имеете ввиду войти в долю. Даже если рассмотреть вариант что часть бизнеса продадут, конечное решение будет за тем у кого доля больше. Если бы я располагал нужной финансовой подушкой, уже давно бы работал на себя. И как вы верно подметили, на базе одной компании функционирует еще несколько других направлений бизнеса, которые пересекаются, из-за чего разделить их непростая задача.

Т.к. ситуации во многих компаниях схожа, по этой причине и придерживаюсь пока позиции "решить проблему", а не собраться и уйти. Уйти никогда не поздно :)

Руководитель проекта, Москва
Михаил Ободовский пишет:
Тут я бы попытался объяснить, что компания, которая должна начать зарабатывать, когда рынок начнёт расти - это, конечно, хорошо, но подобна автомобилю, который поедет быстрее, когда построят хорошую дорогу: во-первых, надо бы что-то сделать, чтобы после строительства дороги он поехал не просто быстрее, чем раньше, а ещё и быстрее других автомобилей, во-вторых, даже то, что машина едет медленно, не значит, что в неё не надо заливать бензин и проводить техобслуживание

Михаил, чувствуется что у Вас опыта ведения подобных переговоров побольше моего :) Принимается.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии