Отвечает ли экономист за прибыль компании?

Несколько компаний холдинга не имеют прибыли и непонятны перспективы выхода компаний на прибыль. В компаниях есть экономисты, и они составляют прогнозы (бюджеты) с отрицательными результатами.

Собственно, вопрос - должен ли экономист отвечать за прибыль? Под ответственностью понимается:
а) активная составляющая - экономист стремится к росту прибыли (горизонтальные/вертикальные взаимоотношения с руководителями служб и подразделений с целью повышения эффективности компании)
б) пассивная составляющая - негативные последствия за отрицательный результат (прежде всего, материальные последствия - снижение премии), как и бонусы за положительный результат.

Ответ, что директор и акционеры отвечают за прибыль понятен. Однако, если акционер больше идейный предприниматель и сфокусирован на рынке и технологиях, а директор сфокусирован на слаженной работе команды (производство, кадры, внешнее окружение и т.п.), то кто отвечает за прибыль?

Если ответ - экономист отвечает за прибыль, то сразу 2 следующих вопроса:
1. Система мотивации экономиста? Как привязать к прибыли в рамках трудового законодательства, и чтобы была реальная мотивация в росте прибыли? Нужно ли менять экономиста, если через разумный плановый период тренд по прибыли не улучшается?
2. Как разрешать конфликты экономиста с руководителями Компании и в том числе с генеральным директором, если часть их решений не способствуют росту прибыли? Оговорюсь, что решения руководителей могут быть благими с их точки зрения - новая техника, больше рабочих для снижения простоев и т.п.

Понимаю, что в разных конкретных ситуациях - разные решения. Интересует - как "правильно"?

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Знатный трэшак.

Экономист отвечает за прибыль компании в том случае, если он является генеральным директором данной компании.

Игорь Володин +285 Игорь Володин Руководитель, Москва

В компании есть продажи и маркетинг, или все в одной структуре - только они делают план продаж, на основание этого производство делает план производства ит.д. вместе с планами делаются бюджеты по цетрам финансовой ответственности - бюджет доходов/расходов, бюджет движения д/с, баланс. В бюджете доходов/расходов - есть последняя строка - прибыль до выплаты дивидентов. Блок финансового менеджмента (по функциям)- планирования и бюджетирования/ управленческий учет, бухгалтерия, казначейство, аудит/контроллинг. Все планы сводятся в подразделении планирования и бюджетирования. Я так понимаю - Вы из этого функционала. Кто отвечает за прибыль по последней строке: - продажи/ маркетинг - отвечают за доходы компании + расходы по своему функционалу, производство - отвечает за расходы производства, все другие поддерживающие подразделения отвечают за расходы своих подразделений.

Как экономист может отвечать за прибыль= доходы - расходы ? Бред полный. Согласен с Константином Комшуковым - только генеральный директор отвечает за прибыль. Судя по Вашим вопросам Вы выполняете еще дополнительный функционал. Если взять чисто экономиста - то никакой премии от прибыли быть не может по определению. Обычно % от прибыли + оклад получает только гендиректор (наемный). Возможны часть бонусов в % прописано и у других топов - за коллективные достижения (все подразделения взаимосвязаны). Наверно у Вас нет процедуры принятия планов и бюджетов - где все руководители видят план/факт и утверждают бюджеты в том числе и с отрицателным доходом.

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва

Экономист занимается аналитикой. Если хотите, что бы аналитика была честной - освободите экономиста от ответственности за разультат.

Консультант по корп. финансам

Ответ очевиден: бред полный (Игорь Володин). Экономист может повлиять на прибыль, но нести ответственность за нее ему не положено. Это косвенное влияние, и косвенное влияние может оказывать каждый сотрудник - в том числе, и водители, и уборщики и другие сотрудники, напрямую не имеющие дела с прибылью.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Если директор сфокусирован на работе команды и не отвечает за прибыль, то это не генеральный директор, а, напр., операционный или исполнительный. В моей картине мира Ген. Директор по определению отвечает за два документа - баланс предприятия и отчёт о прибылях и убытках, остальное - индивидуально.

Другое дело, что директор может нагрузить экономиста функционалом по моделированию бюджета: на сколько нужно увеличить продажи, или сократить издержки, или изменить цены, чтобы выйти в плюс по прибыли. И использовать посчитанные сценарии для постановки задач всем подразделениям. Ибо если отдел продаж сам себе делает план продаж, а снабжение - само себе план затрат на закупки сырья, то дебет с кредитом могут сойтись только чудом. А задача директора как руководителя команды в том числе и в том, чтобы ставить перед командой амбициозные задачи.

Что касается привязки оплаты труда к прибыли предприятия, то тут никаких проблем нет. Утверждаете положение о премировании, включаете в него KPI для каждой (или не каждой) должности, один из KPI - выполнение предприятием плана по прибыли, и размер премии в зависимости от % выполнения. И все:, хоть все до уборщицы включительно зависят от выполнения плана. На мой взгляд, совершенно нормально, если офисные и штабные сотрудники имеют такой KPI, но в таком случае премия должна составлять не основную часть дохода - скажем, процентов 15. И хорошо если в плюс к ранее назначенное окладу.

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

Экономист ведь не управленец. Если он отвечает за прибыль, то это неправильно. Он не управляет тем, за что отвечает.

Его нужно оценивать по другим критериям, которые ближе к его работе. Например, за поиск возможностей для увеличения прибыли и внесение предложений руководству. Если он это делает - работает хорошо. Если пассивен, то не работает.

Вот это и надо цифровать. А будут приняты предложения экономиста или нет - у него обычно и нет компетенций, чтобы он мог все стороны вопроса рассмотреть. Так что это на суд руководителей.

Директор по развитию, Москва

Отвечать может лишь тот, кто прямо , иногда косвенно влияет на результат, и заинтересован в нем

Партнер, Украина

Вопрос правильный и в тему.
Экономист действительно отвечает за то, чтобы прибыль в проектах была. Но он не создает ее своими усилиями.
Экономист отвечает за то, что
1) Прибыль/убыток в проекте своевременно посчитан и проанализирован экономистом.
2) Размер прибыли и факторы на нее влияющие доложены соответствующему начальству, чтобы оно знало какие действия и в какой области можно совершить чтобы прибыль увеличить (убыток уменьшить).
3) Если прибыли нет, то экономист отвечает за то, чтобы поднять крик и донести до всех заинтересованных сторон (акционер, директор и т.п.) что прибыли нет, а есть убыток и с этим нужно что-то делать (воздействия на факторы указанные им в п.2)

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва
Татьяна Лапшина пишет:
В моей картине мира Ген. Директор по определению отвечает за два документа - баланс предприятия и отчёт о прибылях и убытках, остальное - индивидуально.

Татьяна, как же расширится Ваш мир, когда Вы узнаете о существовании отчета о движении денежных средств :).

Экономист - это специальность, как правило, образовательная, а не роль в бизнесе, поэтому вопрос выглядит хоть и не совсем бессмысленным, но не вполне корректным. Даже в бизнесе экономисты обитают в различных вольерах отделах, и на них возложены различные функции.

В формулировке есть изумительный подвопрос: "Нужно ли менять экономиста, если тренд по прибыли не улучшается?" На мой взгляд, это вопрос звучит как "Что с моим компьютером - мне не нравится результат вычислений".

Попытка сделать экономиста (в более широком понимании - эксперта) ответственным за прибыль приводит к тому, что они начинают ее "создавать" - см.выше абсолютно разумный комментарий г-на Кузнецова. У меня был случай, когда ко мне подошла коллега, рассматривавшая очередной инвестиционный проект. В финансовой модели один из параметров был взят без каких-либо обоснований, так как это касалось того, чем занимался я, то она решила посоветоваться со мной. Так как рыночное значение параметра не существовало - не было рынка, то я предложил просто спросить у экономиста, создавшего финансовую модель. Мы ему позвонили, и он честно сказал, что если поставить меньшее значение, то показатели рентабельности проекта не позволят ему претендовать на финансирование. "Значит, не получит финансирования ... - Как, Вы не знаете, кто этот проект поддерживает, да это же сам <очень-очень большой начальник> - А что, поддержка таким человеком автоматически делает проект прибыльным?"

К сожалению, описанная ситуация (холдинг и его компании) не нова, менеджмент компаний требует от бедного экономиста прибыли в будущих проектах, так как заинтересован в их реализации, а правда когда еще раскроется, да и наверняка можно будет на что-то свалить, мировая закулиса не дремлет, поэтому у нас яблони не плодоносят так, как запланировано (всего-то вдвое лучше, чем в Италии надо было, а они и вполовину не смогли - деревья, что тут скажешь). Вот и требуют от экономиста развивать "вертикальные и горизонтальные отношения", чтобы те эксперты, которые будут рецензировать проект, "не заметили", что он предусматривает урожайность яблок втрое выше, чем указывают в рекламных проспектах сорта продавцы саженцев ... а то придется экономиста менять, прибыли-то нет.

Игорь Володин +285 Игорь Володин Руководитель, Москва
Михаил Ободовский пишет:
Татьяна, как же расширится Ваш мир, когда Вы узнаете о существовании отчета о движении денежных средств :).

Я думаю что она просто не написала в спешке. А вообще, это наиболее частая ситуация - доход есть, а денег нет, т.е. происходят кассовые разрывы - самые страшные ситуации - когда собственник считает кассу своим карманом и когда инвестиции финансируются из оборотных средств. Но это уже другая тема.

Игорь Володин +285 Игорь Володин Руководитель, Москва
Михаил Ободовский пишет:
"Нужно ли менять экономиста, если тренд по прибыли не улучшается?" На мой взгляд, это вопрос звучит как "Что с моим компьютером - мне не нравится результат вычислений".

ОК, Лучше не скажешь!

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва
Игорь Володин пишет:
Михаил Ободовский пишет:
Татьяна, как же расширится Ваш мир, когда Вы узнаете о существовании отчета о движении денежных средств :).
Я думаю что она просто не написала в спешке. А вообще, это наиболее частая ситуация - доход есть, а денег нет, т.е. происходят кассовые разрывы - самые страшные ситуации - когда собственник считает кассу своим карманом и когда инвестиции финансируются из оборотных средств. Но это уже другая тема.

Уважаемый г-н Володин,

там перечислены два документа и отдельно написано числительное "два". Как сказано в известном анекдоте, "Когда я понял, что сейчас будет драка, я достал нож. Убитый бросился на меня и наткнулся на мой нож горлом ... и так четыре раза". Так что надо было очень спешить и куда-то не туда.

А про управление ликвидностью, как Вы совершенно справедливо заметили, как-нибудь в другой раз.

Игорь Володин +285 Игорь Володин Руководитель, Москва
Михаил Ободовский пишет:
там перечислены два документа и отдельно написано числительное "два". Как сказано в известном анекдоте, "Когда я понял, что сейчас будет драка, я достал нож. Убитый бросился на меня и наткнулся на мой нож горлом ... и так четыре раза". Так что надо было очень спешить и куда-то не туда.

Жестко, но справедливо. Тогда "Кю" г-же Лапшиной.

Консультант по корп. финансам
Игорь Володин пишет:
Жестко, но справедливо. Тогда "Кю" г-же Лапшиной.

Я так понимаю, управление ДС переложили на финансового директора. Вполне адекватный вариант

Игорь Володин +285 Игорь Володин Руководитель, Москва
Андрей Панахов пишет:
Игорь Володин пишет:
Жестко, но справедливо. Тогда "Кю" г-же Лапшиной.
Я так понимаю, управление ДС переложили на финансового директора. Вполне адекватный вариант

Компания может быть доходной и при этом разорится из-за кассовых разрывов. А ответственность несет за это Гендиректор, но никак не финансист. Но это другая тема.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.