Оценка стоимости малого бизнеса

Собственно перед созданием нового микробизнеса хочу понять за сколько его смогу потом продать.
Есть такой вариант 5% от оборота за 3 года (помимо оборудования и товарных запасов), но при такой оценке, точнее результате и смысла продавать нет, проще держать как вяло текущий.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Николай Мешков пишет: Собственно перед созданием нового микробизнеса хочу понять за сколько его смогу потом продать.
Составьте картину полного жизненного цикла бизнеса, по таблице СХ. Она даст ориентир стоимости продажи. Конечно, на сумму стоимости продажи могут повлиять и неэкономические факторы.
Директор по продажам, Украина
Николай Мешков пишет: Есть такой вариант 5% от оборота за 3 года (помимо оборудования и товарных запасов), но при такой оценке, точнее результате и смысла продавать нет, проще держать как вяло текущий.
Николай, предложенный вами вариант - это очень хорошая цена для малых и микробизнесов. Продал уже два малых бизнеса, если пользоваться вашей схемой, то за 4%, сам пользовался схемой 100% дохода за 12 месяцев. Так же нужно смотреть на тот факт: есть ли спрос на ваш бизнес? В том плане, что выставлять на продажу можно по любой цене, а вот по какой цене у Вас его захотят купить....? И так же Вам решать, кем вы хотите себя видеть: - я владелец вялотекущего бизнеса..... - я делаю и продаю, и снова делаю.... "Паниковский Вас продаст, купит с снова продаст, но уже дороже" (С) х/ф "Золотой теленок"
Директор по продажам, Украина
Владимир Зонзов пишет: Составьте картину полного жизненного цикла бизнеса, по таблице СХ. Она даст ориентир стоимости продажи.
Очень интересно было бы глянуть на нечто подобное???? Как составить ТАКУЮ картину для, к примеру: - свадебный салон - ветеринарная клиника - свино-комплекс на 120 голов Вернее, составить можно и как раз в этом я не сомневаюсь! Но на сколько данная картина СЕГОДНЯ будет отражать реальность ЧЕРЕЗ ГОД (минимум через год, потому как вряд ли кто-то будет покупать "сырой" бизнес)
Управляющий директор, Великобритания

Оценка стоимости бизнеса не зависит от его размеров.
При небольшом бизнесе проще, т.к. скрытых рисков и нарисованных цифр в отчетности меньше,
можно все вещи, определяющие продажи и затраты, глазами посмотреть.

Методики оценки (основные) в зависимости от мотивов покупки:
- принцип замещения (создания подобного функционала с нуля);
- стоимость клиентской базы (стоимость привлечения+Live Time Value= срок активности покупателя*средний размер покупки);
- дисконтированные потоки (DCF).

Надо понимать бизнес-логику покупателя - зачем он будет покупать Ваш бизнес и его лучшую альтернативу покупке.
Цена альтернативного решения с учетом времени его реализации дает обычно максимальную планку цены.

Подход через мультипликаторы по своей сути кривой и очень не советую на него ориентироваться.

Управляющий директор, Великобритания

Андрей,

если действительно важно могу прислать базовые модели (excel) для вет.клиники и салона.
Их надо подправить под особенности Вашего бизнеса и добавить прогнозы относительно Вашего видения рынка.
В принципе можем вместе сделать и для комплекса.
Это много времени не занимает.

Директор по R&D, Санкт-Петербург

Все достаточно банально. Поставьте себя на место инвестора (покупателя)

1. Какие затраты он понесет на создание такого бизнеса с нуля? Учитывая найм всех необходимых сотрудников, затраты на организацию и т.д.
2. Какой доход будут приносить ему вложения, например, за 3-5 лет? Учитывая, что он может альтернативно получить за свои деньги порядка 80-100% за этот срок.
3. Каковы риски того, что он за 3-5 лет потеряет этот бизнес, не окупив вложений?
4. Каковы риски того, что он за 3-5 лет лишь окупит вложения и не получит даже 30% доходности?
5. Каковы риски того, что он через 3-5 лет понесет только убытки в размере вложений или больше?

Просто информации о выручке (обороте) за прошлые годы - недостаточно. Как недостаточно даже полной финансовой информации (баланс, движение денежных средств, прибыли и убытки).

Нужна качественная оценка ожидаемых рисков и возможностей. Разумеется, это проблема покупателя. Но если есть желание продать, а не втюхать, то есть смысл в этом покупателю помочь.

Обычно стратегия предпродажки - другая. Максимально приукрасить бизнес впечатляющими фантиками, бантиками и рюшечками.

Если Вы выращиваете бизнесы на потоке, тогда главное - вложения в маркетинг. Найти масштабную возможность, протестировать ее на самых простых и наглядных примерах, подготовить большой бизнес-план по превращению теста в крупный бизнес и продать стратегу.

Реально на рынке готового бизнеса много даже не мусора, отстоя. То, что можно открыть с нуля за десятые доли запрашиваемой стоимости, в считанные часы, но даже это не имеет смысла, по причине отсутствия реальной возможности создать денежный поток или капитализацию.

При достаточно серьезных намерениях с Вашей стороны, при создании качественного микробизнеса, реально можете рассчитывать на выручку от продажи бизнеса в диапазоне 3-5 летней чистой прибыли. То есть ROI покупателя будет составлять 20-30% годовых.

Директор по R&D, Санкт-Петербург

Собственно, здесь все, что нужно понять, это консенсус в цене денег и противоположные интересы в ликвидности.

Покупатель ищет ROI от 20 до 30% годовых. Продавец отказывается от ROI 20-30% годовых. Покупателю нужен длинный актив, продавцу нужны короткие деньги.

Руководитель проекта, Новосибирск

Не забудьте про клиентскую базу, базу поставщиков, партнеров и так далее. Вычислить их стоимость в денежном эквиваленте невозможно, но она есть. :)

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Стоимость бизнеса в России, оценивается - очень просто! Сколько "живых денег" в кассе, на момент покупки действующего предприятия, столько оно и стоит. Все остальное ваши фантазии и хотелки :D. Грубо! Но по другому очень трудно все оценить, практически не возможно. А деньги - это не плохой показатель надежности и стоимости. 8)

Руководитель проекта, Новосибирск
Александр Жаманаков, надо уходить от такого. Я кстати забыла про обученный персонал сказать. Это тоже стоит по-разному - купить полностью лысое предприятие или уже с работающим персоналом, где каждый знает свое место.
Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

За 10 лет, только пришли к такому)))... не думаю, что кто то уйдет к другому... не заменимых людей - нет, особенно обслуживающий персонал.

Генеральный директор, Москва

Николой, ещё существует замечательный американский метод оценки малого бизнеса http://offline.business-magazine.ru/2009/160/320266
и эмпиричесике правила http://offline.business-magazine.ru/2011/181/337366

Юрист, Москва
Константин Тряпицын пишет: Методики оценки (основные) в зависимости от мотивов покупки: - принцип замещения (создания подобного функционала с нуля); - стоимость клиентской базы (стоимость привлечения+Live Time Value= срок активности покупателя*средний размер покупки); - дисконтированные потоки (DCF).
Полностью согласен... Добавлю еще, то только после этого производится оценка рисков и расчет мультипликаторов...
Глава филиала, регион. директор, Владивосток
Константин Валентинович, а Вы не можете мне также влет, на концептуальном уровне, вместо свинофермы рассчитать стоимость социальной сети в сейсмоопасных странах (или хотя бы Япония, США, Новая Зеландия)? Перо бизнес-ангела гарантирую :-)
Управляющий директор, Великобритания

Доброе утро Борис,

Просмотрел Ваш проект. К сожалению он находится на стадии исследования гипотезы, а не бизнес-идеи.
На этой стадии финансирования, как Вы абсолютно правильно отметили,
может быть только от бизнес-ангелов или 3F (friends, family, fools).
На финансовые расчеты они не смотрят.

В том, как проект описан, мне показалось,
что основной является задача под номером 2.
К сожалению, это не мой профиль.

Успехов и открытий.

КТ

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.