Готов ли ваш бизнес стать франшизой?

Франчайзинг – сегодня очень востребованное направление. Каждый бизнес примеряет к своему бизнесу этот инструмент, и новых франшиз появляется множество – во всех отраслях, на любых рынках, с различным стартовым бюджетом, для любой аудитории партнеров и клиентов. Очень соблазнительны те преимущества, которые предлагает франчайзинг.

На первый взгляд кажется, что запустить свою франшизу очень легко: написать бренд-бук, собрать заявки от потенциальных партнеров и можно получать миллионы за счет паушального взноса и роялти. Но оказывается, что далеко не всякий бизнес способен и готов стать франшизой. Как диагностировать свой бизнес на готовность к франчайзингу, чтобы избежать рисков финансовых и репутационных. Чтобы понять это, задайте себя семь главных вопросов.

1. Ваш собственный бизнес умеет зарабатывать деньги?

Часто бизнес создается с изначальной ориентированностью на франчайзинг. Успешность и стабильность основателя такой франшизы отходит на второй план. Он нацелен как можно быстрее начинать получать паушальные взносы от новых партнеров. Это рискованный рост за счет партнеров и в ущерб своим партнерам, которые ожидают возврата вложенных инвестиций.

Излишне добавлять, что подобный подход – авантюра и грозит разорением обеим сторонам сделки. Задумайтесь, можно ли считать ваш бизнес выгодным и приносящим реальную прибыль. Может ли ваша система стать фундаментом для новой сети, или ваш бренд – колос на глиняных ногах?

2. Сколько у вас собственных успешных объектов?

Предпринимателю не терпится стать крупным федеральным сетевым брендом, хотя открыт только один объект. Он успешен. Чего ждать? Но рентабельность вашей модели не может быть подтверждена одним кейсом. Успешная система – это хотя бы два и более объектов. Компании на основе вашей франшизы будут запускаться и управляться не вами, а партнерами. Новые партнерские объекты будут находиться не в «домашнем» регионе, а на других территориях со своей спецификой и своими правилами игры. Если вы не можете сами открыть вторую точку и успешно ею управлять, то весь сложный и тернистый путь франчайзинговой сети принесет вам только поражения.

3. Как давно на рынке ваш бренд?

Вместе с увеличением количества собственных объектов, ваш бизнес должен выдержать минимальную проверку временем. Возможно, ваш бизнес проработал два месяца, а на третий закроется. Основание считать модель рентабельной – успешная работа хотя бы в течение 6-12 месяцев. Опытный и знающий партнер обратит на этот критерий внимание в первую очередь и скорее всего не купит франшизу, которой два-три месяца от роду. По примеру общепита, иногда такой срок необходим торговой точке только для того, чтобы выйти на операционную прибыль.

4. У Вас есть налаженный менеджмент?

Вашей компании предстоит продавать франшизу, подписывать соглашения, открывать новые объекты и сопровождать уже открытые, осуществлять контроль, постоянную модернизацию и еще множество процессов, инструкций и штатных единиц. Нужно позаботиться заранее, кто и как будет развивать вашу франчайзинговую сеть.

Часто предприниматель руководствуется идеей: «Давайте найдем партнеров, а там решим что делать с ними делать». А затем становится понятно, что нет команды открытия, или в этой команде нет нужных сотрудников, в подписанном договоре не хватает нужных пунктов, не готовы инструкции, бренд-бук, мануалы и приходится на пальцах рассказывать новому партнеру о системе и правилах работы сети. Такой подход похож на попытку починить автомобиль, который уже едет с горы. Шансов остаться целым у этого бизнеса крайне мало. Когда я говорю о системе менеджмента, я имею в виду и команду, и налаженные процессы.

5. Вы располагаете минимальным бюджетом 10 млн рублей?

Чтобы эффективно развивать вашу франшизу, требуются деньги. Вам потребуется создать команду, вести продвижение франшизы, постоянно модернизировать сеть, выстроить систему открытия, сопровождения новых объектов и проверять в процессе множество гипотез. Без бюджета это затруднительно осуществить. Очень ошибочно думать, что паушальный взнос – это плата, которая покроет все ваши издержки. Запустив франшизу без необходимого минимального бюджета, предприниматель будет вынужден латать дыры, постоянно сокращая расходы, от которых зависит успех его франшизы.

6. У вас в штате есть юрист с соответствующей специализацией?

Франчайзинг – система взаимоотношений основателя франшизы и партнера. Эти отношения должны быть тщательно описаны, регламентированы и в нужный момент защищены. Без штатного юриста с опытом решения подобных задач не обойтись.

7. Готовы ли вы заниматься франчайзингом фулл-тайм?

Например, у вас ресторан. В тот момент, когда вы запускаете франшизу, вы перестаете заниматься ресторанным бизнесом, вы начинаете заниматься франчайзинговым бизнесом. И франшиза потребует от вас сто процентов внимания. Франчайзинг – это не дополнительный бизнес, на него будет уходить все ваше время. Слишком большой круг вопросов потребует вашей вовлеченности на первых этапах.

Ответственный и успешный основатель создает сеть на долгие годы. Франчайзинговый бизнес – это модель, которая одинаково успешна в любом регионе в течение пяти, десяти, ста лет. Вам нужна подтвержденная система, бюджет и менеджмент, и если чего-то недостает, лучше с запуском франшизы подождать.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Владислав Пестриков
Руководитель управления, Москва

Мне кажется, что слишком мрачно все описал автор, например та же самая НИС РФ имеет свою платформу для создания интернет магазинов https://instella.ru/internet-magazin/ , и фактически они могут продавать франшизу по созданию сайтов, как это делают umi и т.д. Однако они этого не делают, почему? Не знаю, скорей всего стратегические задачи несколько иные. А по заданным параметры автора вроде подходят. И таких примеров я могу десятки привести, когда франшиза не есть цель №1

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.