Чем аутсорсер выгоднее штатника?

Аутсорсинг – это реализация принципа специализации на уровне рыночных отношений. Глядя на опыт зарубежных аутсорсинговых компаний, можно сказать, что отечественный рынок находится на начальном этапе развития и имеет большие перспективы. В процессе развития и становления любого бизнеса, возникает необходимость в упорядочении корпоративной структуры, растут требования к квалификации сотрудников. Гораздо проще передать на обслуживание профессиональной компании те процессы, которые не несут ключевых компетенций. Так чем аутсорсер выгоднее и удобнее штатника? Какие мифы об аутсорсинге наиболее распространены в России и как с ними бороться? Что мешает передать на аутсорсинг предприятие целиком?На вопросы E-xecutive отвечает Сергей Тиунов, генеральный директор аутсорсингового подразделения группы BDO в России.

Тиунов-2.jpgE-xecutive: В чем вы видите причины растущего интереса к аутсорсингу на российском рынке?

С.Т.: Зрелая рыночная экономика требует высокой степени специализации, как основного фактора эффективности. Аутсорсинг – это реализация принципа специализации на уровне рыночных отношений. Молодость рыночной экономики в России, нестабильность законодательства, ангажированность судебной системы, высокая доля государства в экономики и коррупция… все это является причинами того, что в России аутсорсинг все еще в зачаточном состоянии, но рыночные механизмы все-таки начинают кое-где работать, что сразу видно по росту интереса к аутсорсингу.

E-xecutive: Недавно вы были избраны сопредседателем российского филиала IAOP. Что это за организация, и в чем вы видите свою основную задачу в новой роли?

С.Т.: IAOP – это международная ассоциация профессионалов аутсорсинга, имеющая свои подразделения во многих странах мира. По сути, во всем мире аутсорсинг уже стал отдельной отраслью экономики, и ассоциация работает над внедрением системы сертификации сотрудников, работающих в аутсорсинговых компаниях, проводит многочисленные семинары, разработала различные методологии, позволяющие провайдерам и клиентам лучше понимать друг друга. В России подразделение IAOP было создано только в прошлом году. Я буду сопредседателем IAOP Russia Chapter и возглавлять работу в области аутсорсинга бизнес-процессов. С одной стороны, полезно будет использовать наработки зарубежных коллег, чтобы «не изобретать велосипед», с другой стороны, как обычно, потребуется серьезная адаптация этих наработок с учетом нашей, российской специфики.

E-xecutive: Так чем аутсорсер выгоднее и удобнее штатника?

С.Т.: Как определить выгодность и удобство? Если говорить об операционной эффективности, то здесь работает общий принцип узкой специализации. Купить батон хлеба в магазине дешевле, чем испечь самому, но некоторые предпочитают печь хлеб сами, хотя это не выгодно и не удобно. Значит, есть еще и другие соображения. Наши клиенты говорят о том, что благодаря нам они несут меньше рисков, им удобно, когда мы общаемся с налоговой инспекцией, аудиторами и другими органами, когда мы быстро выполняем их запросы, поскольку уже имеем соответствующие наработки и т.д. и т.п.

Аутсорсинг позволяет не просто снизить затраты, но, прежде всего, сконцентрировать внимание и усилия топ-менеджмента на ключевых задачах бизнеса, а прочие функции передать в управление подрядчиков, обладающих готовыми эффективными решениями для каждого типа бизнеса.

E-xecutive: Как предприниматель должен строить свои отношения с аутсорсером?

С.Т.: Есть хорошая формула в западной деловой практике - win-win. Стороны договора должны заботиться не только своей выгоде в контракте. Это несколько необычно для российской деловой среды, но в развитой экономике принято учитывать взаимную пользу от сотрудничества. К сожалению, у нас все еще превалирует психология дикого капитализма 90-х – как «перехитрить» партнера. Не все понимают, что это недальновидная позиция. Ведь партнер, получающий выгоду от сотрудничества, будет ценить такие отношения, заботиться об их сохранении, повышая эффективность и стараясь увеличить собственную ценность и значимость для контрагента.

E-xecutive: Какие компании больше пользуются аутсорсингом, российские или иностранные?

С.Т.: Мы проводили исследование рынка аутсорсинга совместно с «РБК.Рейтинг», опрашивали российский и иностранный бизнес. Результаты подтвердили, что иностранцы в большей степени готовы передавать свои функции на аутсорсинг. Соотношение иностранных и российских компаний среди наших клиентов также подтверждает, что аутсорсингом в большей степени пользуются иностранные компании.

Это происходит, потому что иностранные компании ориентируются на сложившиеся экономические отношения и традиции, присущие развитой экономике. Кроме того, аутсорсинг – логичная мера для снижения рисков в незнакомой бизнес-среде, - зачем им рисковать и брать на себя ответственность за бухгалтерскую и налоговую отчетность?

E-xecutive: Существует масса мифов об аутсорсинге (отсутствие у поставщика квалифицированного персонала для оказания услуг; нарушение договоренностей, из-за которых снижается качество услуги; снижение информационной безопасности; невозможность контроля, достаточно высокая стоимость услуг…). С какими из них вам приходится сталкиваться наиболее часто и как боретесь?

С.Т.: Со всеми. Это результат незрелости рынка. Отсутствуют критерии оценки квалифицированности поставщика, нет устоявшихся ориентиров по составу услуг, их качеству, стоимости. Рынок полон новичков, которые нащупывают принципы взаимодействия, степень толерантности клиентов к компромиссам в области состава и качества услуги, нащупывают уровень цен. Новые компании готовы набираться опыта, работая ниже себестоимости и тренируясь на клиентах. В условиях, когда отсутствуют сложившиеся ориентиры по составу услуг, довольно распространен подход продать услугу по любой цене, потом уже определять состав услуги.

Наша работа в рамках IAOP как раз призвана привести рынок в более цивилизованное состояние – согласовать перечень и состав услуг, ввести унифицированную терминологию, установить стандарты качества и ввести сертификацию участников рынка.

E-xecutive: При выборе провайдера по аутсорсингу, на что важно обратить внимание? Организация какого рода может заниматься выполнением аутсорсерских функций?

С.Т.: Безусловно, имеет смысл работать с опытными компаниями, имеющими большое количество клиентов. Стоит обращать внимание на участие компании в рейтингах, на наличие сертификатов системы качества, на рекомендации клиентов. Лучше всего самому связаться и пообщаться с клиентами, это поможет лучше понять, как работает провайдер.

E-xecutive: В России укоренилось мнение, что аутсорсинг – прерогатива малого и среднего бизнеса. Как обстоят дела с крупными корпорациями?

С.Т.: Крупные корпорации могут работать только с крупными аутсорсерами, которых у нас на рынке пока нет. Рынок аутсорсинга в сегменте крупных компаний на Западе развивался через этап создания Shared Service Centers – центров общего обслуживания, которые организационно и юридически объединяли схожие компетенции в рамках корпорации. Только после создания таких центров начался процесс их акционирования и коммерциализации. Сейчас в России крупные компании находятся на стадии создания таких центров. Так что их акционирование и быстрый рост рынка за счет их коммерциализации не за горами.

E-xecutive: Что, на ваш взгляд, мешает передать на аутсорсинг предприятие целиком?

С.Т.: Бизнес можно передать в траст, но при этом вы фактически отказываетесь от любого участия в управлении бизнесом и в его развитии, становясь только финансовым бенефициаром. На аутсорсинг можно передать только те функции, которые не несут ключевых компетенций и бизнес идей, создающих добавленную стоимость, востребованную рынком, иначе вы просто отдаете свой бизнес.

E-xecutive: Какую роль в вашей карьере сыграло MBA и EMBA? Насколько, по вашему мнению, современному руководителю необходимо MBA-образование?

Сергей Тиунов: EMBA – EuroMBA – дополнительный сертификат к диплому MBA, который выдала London Chamber of Commerce. Этот сертификат выдается, если, помимо обязательных курсов, пройден курс по Евросоюзу, и дипломная работа затрагивает тематику ЕС. По сути, сертификат EuroMBA означает, что в дополнение обычному курсу MBA я получил знания по регулированию бизнеса в Евросоюзе. Это было полезно, поскольку давало понимание государственного регулирования многих аспектов бизнеса в Евросоюзе, касающихся аутсорсинга.

Думаю, не окажусь оригинальным, если замечу, что MBA мало что дает вчерашнему студенту. Однако, когда снова становишься слушателем, имея при этом определенный опыт работы в бизнесе, это дает значительный толчок в обобщении и применении накопленного опыта во всех аспектах бизнеса – финансах, маркетинге, управлении кадрами, организационном развитии и корпоративном управлении. Кроме того, курс MBA в хорошей школе построен вокруг конкретных кейсов. Поэтому обучение по программе MBA – это своего рода сублимация практического опыта в разных областях бизнеса с одновременной теоретической подготовкой. Это дает значительный толчок роста компетенций, кругозора и общей эрудиции.

Фото в анонсе: Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, Москва

Интересное интервью. Позиция Сергея мне показалась очень верной. Ответы чёткие и интересные, нет детских восторгов по поводу перспективности российского рынка. А то у нас уже лет десять читаешь про ''растущий интерес к аутсорсингу на российском рынке''.

Мне ''посчастливилось'' заниматься этой темой много лет с обеих сторон, пытался вывести некоторые общие факторы для малых и средних компаний. Согласен с Сергеем: ''К сожалению, у нас все еще превалирует психология дикого капитализма 90-х – как «перехитрить» партнера''. С этим сталкивался постоянно. Мотивирование заказчика на серьёзные отношения приводит к ещё большей хитрости. А вот аутсорсеры, на мой взгляд, стали работать гораздо честнее.

Финансовый контролер, Москва

Сергей все правильно написал: именно так все должно выглядеть в идеале. Но, к сожалению, пока это только в теории. А на практике я лично наблюдала, что многие компании, пользующиеся услугами аутсорсинга, через некоторое время отказываются от этого ввиду того, что услуги им оказывают не самым должным образом. И распутывать последствия - не самое увлекательное занятие. И именно поэтому, в том числе, бизнес настороженно относится к аутсорсингу. Вы можете сказать: ''Так выбирайте профессионалов!'' Но из личной практики: уважаемые международные компании пользовались услугами бухгалтерии на аутсорсе в именитых организациях - лидерах рынка, и сотрудники этих компаний даже не знали, как правильно оформить платежное поручение нерезиденту и разбирались в этом хорошо если не с нуля. В итоге этот незатейливый процесс оплаты мог растянуться на неделю! И это не единичный случай. Ни разу не попался сотрудник аутсорса, который хотя бы отдаленно имел представление о валютном законодательсте. Ситуации - исключительно из личного опыта общения (как представитель банка с представителями клиента). Не обобщаю, наверняка есть исключения, но нам с коллегами было искренне жаль те компании, которые отдав ''скучную бухгалтерию'' на сторону, заплатив им немалые деньги, получали вот такое обслуживание ''по высшему классу''.

Аналитик, Москва

Елена, дело, на мой взгляд, в следующем. Можно продолжить и таким образом оспорить логику Сергея: ''Если говорить об операционной эффективности, то здесь работает общий принцип узкой специализации''. Да, он прав, если говорить в отношении заказчика, заказчик ищет узкую специализацию. Но исполнителю совершенно не нужно или невыгодно держать узких специалистов, ему бы 2-3, но чтоб на все случаи жизни. Если брать знакомую вам финансовую сферу, то аутсорсеры хорошо работают по типичным фискальным случаям, но чуть в сторону и всё, аут. За границами их опыта может быть величина оборота, количество консолидированных бюджетов, разная фрма собственности. Лично я долго искал бухгалера для НКО. Кончилось тем, что я сам стал этим заниматься.

В сфере ИТ чуть по-другому: аутсорсинг - почти единственный вариант получить узкого специалиста.

Финансовый контролер, Москва

Анатолий, безусловно, многое зависит от сферы. Не могу сказать, как обстоит дело с аутсорсом в ИТ, HR и т.д. Автор в статье делает акцент на бухгалтерию, вот тут я бы не сказала, что у компании минимизируются риски. Разве что в случае определенных разбирательств и отвечать будет аутсорсинговая компания. Может, если у компании совсем простой документооборот и вид деятельности, тогда да, это оправдано, хотя и в этом не уверена. Знаю компанию, которая до сих пор разгребает последствия аутсорсинга, услугами которого они пользовались первый год работы, прошло 2 года, а кое-что и по сей день всплывает.

. . . . Директор по развитию, Москва
Елена Шварева, А на практике я лично наблюдала, что многие компании, пользующиеся услугами аутсорсинга, через некоторое время отказываются от этого ввиду того, что услуги им оказывают не самым должным образом.
На практике и своих бухгалтеров часто увольняют. Да и сами эти бухгалтера уходят, прихватив с собой все ''секреты фирмы''. Вопрос в том, кто более ответственный. Выясняется, что скрыть косяки наемному менеджеру (специалисту) сложнее, чем аутсортсеру. Следовательно и профессионализм последних, должен быть выше по определению.
Специалист

Передав бухгалтерию на аутсорсинг, клиенты несут меньше рисков.

Весьма спорное (мягко говоря) утверждение. В России почти нет фирм, которым можно доверить свою бухгалтерию. В Грузии их вообще нет. Пока. Увы.

Генеральный директор, Москва

Не имеет смысла противопоставлять штатную бухгалтерию и аутсерсинг. Для аутсерсинга есть свои ниши в разные периоды развития компании.
Начало работы компании: директор возлагает на себя обязанности главбуха и как правило берет аутсерсера (физическое или юридическое лицо, официально или по-серому). Бизнес растет, появляется необходимость и финансовая возможность держать в офисе бухгалтера на ставку. Аутсерсинг отходит в сторону и ждет своего часа. У активно работающей компании появляются участки рутинного бухучета, которые можно отдать на аутсерсинг (расчет зарплаты, сверка взаиморасчетов и пр.).
В условиях российской налоговой системы отдать более-менее крупному бизнесу бухучет на сторону рискованно и неудобно. Отрыв бухгалтерского/налогового учета от управленческого настолько велик, что понадобится отдельный штат для выборки и передачи информации аутсерсеру.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.