Конкуренция набирает обороты. Часть 2

Как укомплектовать информационно-аналитическое подразделение, чтобы не содержать его в убыток?

В первой части статьи мы говорили об инструментарии, вернее, о функциональных требованиях, которые необходимо учитывать при выборе информационно-аналитических систем. В этой статье речь пойдет о требованиях к формированию штата сотрудников, функцией которых является исследование социально-политического и бизнес окружения компании.

Многие руководители компаний из-за своей занятости просто не имеют возможности постоянно следить за всеми новостями. Они требуют, чтобы соответствующие специалисты каждое утро готовили им краткие обзоры происшедшего за предыдущий день, а также по итогам недели и месяца. Опытный руководитель получает возможность быстро реагировать на изменяющуюся обстановку, прочитав краткую информацию о происходящем на рынке ― только факты, а не полные статьи или документы, и принимать соответствующее решение. Редкий руководитель найдет время для чтения пусть даже 20 статей по теме. Для этого есть соответствующие специалисты, которые, прочитав тексты и выделив из них наиболее важные объекты и события, сформируют краткую аналитическую справку.

Теперь же давайте коснемся вопроса о том, как же все-таки формируются эти аналитические справки. Грамотный руководитель, снабдивший своих сотрудников подходящим инструментом, всегда будет получать четкую, удобную и своевременную информацию о ситуации вокруг своего бизнеса. Однако, к сожалению, подобная ситуация редкость в российском бизнесе. «Я им плачу зарплату ― и все, пусть как хотят, так и достают мне информацию», ― при этих словах у многих специалистов возникает горькая усмешка.

Но если сделать простой математический расчет, то можно выяснить следующее ― средняя заработная плата среднего специалиста обходится компаниям в 1-1,5 тыс. у.е. (московские цены). Для генерации однодневного дайджеста событий специалисту необходимо перечитать порядка 60-70 новостных документов, при этом маркируя упоминаемые объекты и обводя карандашом факты. Сегодня, при доступности новостей в электронном виде, специалист то же самое делает на компьютере. Далее создается новый документ, куда переносится выделенное, затем все приводится к единому формату, анализируется и уже с выводами предоставляется руководству.

На все это сотрудник тратит практически весь свой рабочий день, причем минимум три часа из восьми своего рабочего времени он тратит на перенос выделенной информации в новый документ и на общее редактирование. После созданный документ сохраняется в определенной папке на компьютере и постепенно забывается. Дальнейший поиск этого документа зачастую невозможен, так как подобных отчетов в памяти компьютера тысячи. И в следующий раз, когда придет задание на формирование отчета по одному из объектов, ранее уже анализированных, сотрудник вынужден будет делать все сначала, при этом объем информации, необходимой для изучения, значительно возрастет. Сизифов труд! И специалист получает за это деньги ― за то, что он тратит немалую часть рабочего времени на поиск ранее сделанных отчетов или на редактирование нового.

Итак, на примере формирования простейшего отчета мы увидели, что в итоге сотрудник получает примерно 1/3 дневной зарплаты не за аналитическую работу, а за редакторскую! И это при условии, что он достаточно усидчив и ответственен, чтобы тратить на это три часа рабочего времени. На практике известно, что зачастую это, увы, не так.

Теперь разберем формирование более сложного отчета. Тут мы добавим новый термин: визуализацию знаний или графическое представление фактов, то есть семантическая сеть (схема), смысловая карта. Известно, что человеческое сознание намного легче воспринимает графически представленную информацию. Руководители тому не исключение. Даже объясняя что-то собеседнику, мы берем чистый лист бумаги и начинаем рисовать кружочки и стрелочки между ними для показа связей. Эта технология, именуемая mind-mapping, позволяет путем визуализации собственных и сторонних знаний обнаружить ту информацию, которую даже опытный аналитик, держа все в голове, не мог собрать воедино. Ведь очень сложно держать в голове единую схему со связями второго и третьего уровня. По отдельности ― да, но вот в совокупности связей и фактов это практически невозможно. Карта с ключевыми игроками рынка и их связями в политических кругах, аффилированность участников объявленного тендера друг с другом ― таких примеров много, и все это держать в памяти просто невозможно, а в текстовом виде ― абсолютно неэффективно. Поэтому практически все компании платят своим сотрудникам зарплату за то, что они сидят и рисуют в специализированных программах эти схемы. В итоге получается подробный рисунок с изображенными на нем объектами и фактами ― результат однодневной работы (рисования) сотрудника, который должен до этого собрать всю необходимую информацию, обработать ее путем выделения из нее в отдельный документ ключевых смысловых фрагментов. Полученная в итоге схема представляет собой карту событий, но никак не карту знаний, так как это просто рисунок. Сегодня он важен, но завтра он уже будет неактуален по времени, и для его обновления или дополнения необходимо будет проделать весь этап формирования отчета заново.

Математическую неэффективность этой работы относительно заработной платы сотрудника при этом, думаю, высчитывать излишне. Аналитик, тратящий весь свой рабочий день на «рисование» своих знаний. Считайте сами. И если честно, то многим специалистам все равно, рисуют ли они схемы от руки или делают в специализированных системах. Ведь они получают зарплату и все! Проигрывает при этом лишь руководитель и владелец бизнеса, который несвоевременно получает итоговые отчеты, которые зачастую не всегда точные и полные. Ведь путем ручной обработки информации очень сложно выявить связь между объектом, упомянутым, скажем, в третьем изучаемом документе и фактом в сорок девятом. Поэтому сотрудник просто упускает такие тонкости. По словам ведущих специалистов крупных компаний, просто невозможно держать в голове все цепочки связей без использования специальной системы.

Как же повысить эффективность работы аналитиков и не содержать их в убыток компании? Следует отметить, что на российском рынке имеются специализированные информационно-аналитические инструменты, решающие весь спектр вышеуказанных задач, а также полностью автоматизирующие все сопутствующие этапы работы с информационным потоком.

Компания приобретает программы, автоматизирующие деятельность отделов продаж и бухгалтерии, а том, что автоматизированная информационно-аналитическая разведка является залогом развития компании, ее руководство даже и не задумывается, и продолжает тратить на ручной труд аналитиков большие деньги. Итогом, как уже упоминалось выше, будет несвоевременное реагирование на изменения в политико-законодательной и экономическо-социальной информационной среде. Как следствие, для большинства российских компаний кризис оказывается сюрпризом.

Чтобы определить пути решения этих проблем, давайте рассмотрим деятельность информационно-аналитических подразделений различного направления ― службы экономической безопасности, отдела маркетинга и PR-службы. Подразделение конкурентной разведки мы не включаем в этот список, поскольку это служба для российского рынка довольно новая, и ее функции зачастую выполняются названными отделами.

На западе практически все компании находятся в постоянном состоянии информационной войны и формируют у себя целые направления по конкурентной разведке. На российский рынок они приходят в виде различных фондов, некоммерческих организаций, главной функцией которых является поиск информации и ее передача в информационные центры, где информация обрабатывается и после анализа используется. И поверьте, все это полностью автоматизировано. Каждый сотрудник получает оплату в зависимости от эффективности его работы. Никогда западный руководитель не будет заставлять аналитика вручную рисовать информационные схемы. Это делается автоматически, при помощи специализированной системы.

Конечно, не все так плохо и на российском рынке. Многие российские компании, осознав важность информационно-аналитической разведки, начинают проекты по поиску и внедрению подходящих решений. И таких компаний становится все больше и больше. Они понимают, что, автоматизировав такие этапы, как сбор, обработка и дальнейшая визуализация информации, быстрое и качественное представление отчетности в едином и удобном формате, они не только сокращают издержки по повышению эффективности сотрудников, но и за счет более качественного анализа значительно увеличивают свое конкурентное преимущество.

Представьте себе компанию, в которой бухгалтеры вручную заполняют бланки, считая при этом на калькуляторе. Таких компаний, наверное, уже не существует. К бухгалтерам относятся уважительно. Они имеют все необходимые для работы инструменты. И это правильно: ведь они следят за финансами всей компании. Руководство готово выделить любые средства на то, чтобы финансовый сектор был полностью автоматизирован.

Однако, как тогда быть сотрудникам структур экономической безопасности, маркетологам и специалистам информационно-аналитического направления, выполняющим функции подразделения конкурентной разведки? Без качественного изучения рынка, деятельности конкурентов и контрагентов, без знания законодательства и быстрого реагирования на его изменения ― как будет развиваться весь бизнес? И что тогда придется считать бухгалтерам ― кредиторскую задолженность?

Итак, подводя итоги, можно сделать вывод, что информационно-аналитическая разведка являются одним из ключевых факторов, влияющих на развитие бизнеса компании.

Сегодня век космических технологий, что подразумевает изменение рынка с космической скоростью, и компании, не сумевшие предвидеть будущее или даже отслеживать настоящее, рискуют потерять свой бизнес. Мы постоянно находимся в гуще информационного потока, за которым порой просто невозможно уследить, так как информации очень много. Эпоха беспредельных войн осталась позади, впереди век информационных войн. И те компании, вовремя осознавшие важность качественной работы с информацией и внедрившие профессиональные решения, получат конкурентное преимущество в этих цивилизованных джунглях бизнеса. Удачи.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Дмитрий Столыпин, Николай Кукушин
Директор по маркетингу, Астрахань

Автор с удивительным упорством продолжает гнуть свою линию и запрягать телегу впереди лошади.

Очнитесь!!!!!!!!!!! Сначала необходимо понять, какая информация нужна о рынке для принятия решений, потом определить как её собирать и обрабатывать, а уж потом думать как это автоматизировать.

Снова название статьи не имеет ничего общего с содержанием, где нам продалжают объяснять какое это ''счастье'' автоматизация.

Директор по маркетингу, Астрахань

Интересно, в первой части статьи автор говорил, что с конкурентной разведкой справится один человек, а сейчас уже ведёт речь об оптимизации сотрудников этим занимающимися. Видимо к третьей части стоит ожидать, что автор поймёт, что нужна система сбора данных :D

Генеральный директор, Новгород

1) Большинство компаний не знают, что происходит у них внутри. Даже на крупных заводах до сих пор носят бумажки с этажа на этаж. А уж о том, чтобы мониторить конкурентов даже и помыслов нет.
Просто нет еще экономики, нет и законов, составляющих основу настоящей экономики.

2) Хотелось бы поподробнее узнать, каким образом автоматизируется иезуитская деятельность разведки. 8)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бизнес OBI в России продали за 600 рублей

До пандемии бизнес OBI в России оценивали в €100 млн.

В Санкт-Петербурге на месте закрывшегося кинотеатра в ТЦ открыли фуд-холл

За полгода количество кинозалов в России сократилось на 12,4%.

Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

В строительной отрасли растет дефицит кадров

По данным Минстроя России, сектору сегодня не хватает около 3 млн человек.