Как использовать технологии NFT в бизнесе

В этой статье не будет хвалебной оды NFT (non-fungible token – уникальный, коллекционный токен) как средству заработка. Расскажу свое видение, как технология может помочь бизнесу. Невероятная популярность NFT и радует, и пугает, ведь самые громкие новости индустрии связаны с покупкой странных картинок за бешеные деньги. Неудивительно, что технология приобрела репутацию дорогой игрушки. Но если посмотреть глубже, в NFT можно увидеть возможности для реального бизнеса и обычных людей.

Что мы знаем об использовании NFT

Многие думают, что уникальные токены – краткосрочное развлечение, на котором, если повезет, можно неплохо заработать. Ведь именно благодаря громким продажам цифровых картин за несколько миллионов долларов о технологии заговорили. Отчасти это правда. NFT стал способом заработка для художников, иногда неожиданным для них самих, или средством инвестирования для тех, кто надеется перепродать цифровое искусство подороже. Мои наблюдения это подтверждают: многие клиенты нашего криптообменника заработали именно на продаже NFT. Довольно много криптовалюты направляют именно на NFT-маркетплейсы. И я вижу, что растет спрос на хранение NFT в нашем кошельке.

По прогнозам MarketsandMarkets, к 2027 году рынок NFT вырастет до $13,6 млрд. Но и сегодня он оценивается неплохо – в $3 млрд. Как любая быстрорастущая сфера, индустрия NFT получает много внимания, причем не всегда лестного. NFT называют пузырем, искусственно созданным хайпом. В то же время об использовании NFT заявили многие крупные компании, начиная от Nike, Adidas, Gucci и заканчивая IT-гигантами: TikTok, Microsoft, Alibaba и Meta. NBA продает лучшие моменты игр в виде токенов, Coca-Cola и Pepsi наливают виртуальные напитки в метавселенных, McDonalds в Китае устраивает розыгрыш токенов в честь годовщины открытия сети ресторанов в стране.

Так почему же устойчивый, крупный бизнес не обходит стороной технологию, которая приобрела репутацию пузыря? Возможно, сейчас это и пузырь, но в будущем технология NFT имеет все шансы решать реальные проблемы пользователей и бизнеса.

Потенциальная ценность NFT

Эту технологию используют в основном для создания картинок забавных котиков или скучающих обезьян, которые продают за миллионы долларов. Что выглядит смешно и глупо для тех, кто работает в консервативной нише. Но что если я скажу, что благодаря этой технологии будущие сделки с недвижимостью могут проходить без участия нотариусов, кадастровых агентств и всевозможных бюро, а владельцы интеллектуальной собственности быстрее и проще смогут закреплять за собой права и патенты на свои произведения? Ведь главная ценность NFT вовсе не в том, чтобы продавать картинки, а в уникальности токена и невозможности подделать информацию, записанную в нем. Становится интереснее, верно?

Возможности NFT в будущем

Есть множество предполагаемых сценариев, как технология NFT может изменить наш мир.

  1. Упрощение процесса покупки дорогих вещей, начиная от автомобилей и заканчивая недвижимостью. Не нужно будет обращаться к нотариусу и юристу, запрашивать справки в госорганах, чтобы подтвердить владение предметом и законность продажи. Подобная сделка уже проводилась: в 2017 году основатель TechCrunch продал свою квартиру как NFT: покупатель токена автоматически стал владельцем квартиры.
  2. Royalty для автора. Блокчейн содержит данные о первом владельце или авторе, в нем можно установить автоматическое отчисление процента от перепродажи. Такую схему можно применить в любой сфере, где нужны авторские отчисления: литература, искусство, музыка, создание и дистрибуция ПО и так далее.
  3. Подтверждение интеллектуальной собственности. NFT содержит информацию не только о первом владельце, но и обо всех продажах и передаче прав собственности. Поэтому множества споров о правах на произведение, идею или технологию просто не станет.

Это лишь несколько примеров, которые не выглядят фантастикой. Можно придумать еще сотню идей, как NFT упростит наши жизни, но перед этим нужно решить важнейший вопрос – регулирование этой сферы.

Когда наступит NFT-будущее

Сама технология уже проверена, однако пока не появится глобального унифицированного механизма регулирования и признания NFT, массовое использование этой технологии за пределами игр и NFT-маркетплейсов невозможно.

  • Во-первых, владение NFT не равно владению объектом. В блокчейне и правда будет записано, что вы единственный владелец токена, можно посмотреть все транзакции и передачи прав собственности. Но если завтра сервер, на котором хранится картинка, перестанет существовать, исчезнет и ваша картинка. Права владения останутся, а объекта не будет.
  • Во-вторых, кто угодно может сделать сколько угодно копий токена. Вы будете единственным владельцем той самой, оригинальной картинки, но какой в этом смысл, если любой пользователь может сохранить ее себе и использовать как захочет?
  • В-третьих (и это самая большая проблема), NFT-маркетплейсы не проверяют авторство изображений. Вы можете найти в интернете любую картинку, заминтить ее (создать NFT) и выставить на продажу.

Чтобы технология NFT приносила пользу, нужна серьезная проработка законодательной базы во всех странах мира, где ее планируют применять. В большинстве стран NFT пока не урегулированы или подчиняются законам, которые применяются к традиционным видам искусства. Например, в Беларуси NFT носят такой же статус, как и криптовалюта. Положительная сторона: при продаже токенов не нужно платить налог. Звучит заманчиво, но использовать этот подход для продажи квартиры не получится.

Очевидно, что реализация описанных выше сценариев займет немало времени. Как минимум, для этого должны быть решены многие регуляторные, технологические и организационные задачи. Но нет сомнений, что при наличии желания и спроса эту систему можно создать, как всего-то 40 лет назад объединили усилия патентные бюро мира.

Как применить NFT в бизнесе

На мой взгляд, возможности применения технологии сводятся к одному – упоминание NFT хорошо продает.

Есть большой потенциал в том, чтобы использовать NFT в программах лояльности. Например, начислять токены за активность. Эта концепция называется «X to earn» – пользователь получает награду после совершения действия (прошел обучающий модуль, завершил тур в игре, принял участие в челлендже). Компании могут выдавать NFT за покупки, регулярность заказов, заказ в определенный день, скачивание приложения и так далее. Эту тему можно развить и обменивать выданные NFT на скидку или продукт, использовать как подарочные сертификаты, предоставлять дополнительные сервисы любимым клиентам с наибольшим рейтингом или формировать community или закрытые клубы. Например, приложение для трекинга сна Sleep Future выдает NFT как награду за то, что пользователь вовремя лег спать.

Еще один удачный пример – Bored Apes, сообщество, доступ в которое открывается после покупки NFT обезьянки за несколько тысяч (и миллионов) долларов. Организаторы устраивают закрытые вечеринки для членов своего клуба, в котором уже состоит немало знаменитостей.

Неудивительно, что одними из первых NFT стали использовать компании из gamedev. Для них NFT может становиться игровой валютой или применяться для идентификации пользователей, в виде токенов можно продавать уникальные скины или навыки.

На первый взгляд, использование NFT в маркетинге может показаться сложным решением простой задачи, ведь многие эффективные механики работают без применения блокчейна. Но вот вопрос: писали ли СМИ о вашей уникальной бонусной системе? А вот о коллекции NFT-марок от почты Австралии – писали.

Что для бизнеса значат метавселенные?

Метавселенная – это виртуальное пространство, в котором пользователь становится аватаром и может взаимодействовать с самой вселенной и другими людьми. В отличие от компьютерных игр, там нет сценария взаимодействия, каждый может делать все, что захочет.

Конечно, повторить любое действие там пока сложно. Но если вы, например, не найдете в метавселенной любимое кафе, то вполне можете «открыть» его сами. Земля в метавселенной уже стоит почти как настоящая, цены доходят до $2 тыс. за «квадратный метр». Там же сможете запустить рекламу, а продавать еду и напитки можно за криптовалюту, которая при желании превратится для вас в фиатные деньги, если вывести их через криптообменник.

Столько внимания и интереса метавселенные получают именно потому, что можно зайти в виртуальный мир и просто жить, а не выполнять ограниченный набор миссий, как в игре.

Многие известные бренды уже вошли в метавселенные. Модные дома продемонстрировали результат своей работы, проведя весной этого года первую в истории VR-Fashion week в метавселенной Decentraland, а IT-гиганты начали проводить там свои рабочие совещания.

Представьте, что через несколько лет весь мир будет заходить в одну и ту же метавселенную и проводить там, скажем, пару часов в день. Она может стать, пожалуй, самой окупаемой рекламной площадкой. Хотя, вероятно, и самой дорогой.

Так стоит ли компаниям смотреть в сторону NFT?

Да, стоит. Попробуйте для начала использовать NFT для маркетинга, особенно, если у вас молодая аудитория. Это может стать ценным продающим инструментом, который положительно повлияет на имидж компании и продукта.

Я бы рекомендовал также присмотреться к метавселенным и подумать, как интегрировать туда свой бизнес, хотя бы на перспективу. Это поможет найти новый способ коммуникации с текущими и потенциальными клиентами и занять место в новом цифровом пространстве.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Researcher, Москва
Есть хороший анекдот на тему NFT.
NFT -- это как свидетельство о браке с вашей женой.
Свидетельство есть только у вас, а воспользоваться ей (вашей женой) может любой :)

99% рынка NFT -- это фиктивная торговля, когда участники рынка продают NFT токены сами себе. Напрямую или через посредников -- это уже технический вопрос.
Все это делается с целью привлечь интерес доверчивых покупателей и вызвать повышение стоимости этого актива.
На этом рынке орудует группа из 100-200 участников рынка, которые действуя сообща, вводят всех остальных в заблуждение относительно реальной ценности NFT.

NFT токен -- это запись в реестре о том, кто является владельцем цифрового актива.
И что там написано не значит ровным счетом ничего.
На заборе тоже написано XXX, а там дрова лежат :)

Почитайте отчет от Chainalysis о том, как весь этот скам работает, чтобы лучше разбираться в предмете. Chainalysis -- это крутые ребята, они хорошо понимают, что пишут.

https://www.forbes.com/companies/chainalysis/?sh=a53db5c5e3bd
https://en.wikipedia.org/wiki/Chainalysis
Консультант, Москва

Ели бы я захотела использовать технологию NFT  для закреплеия своего авторства на свои художественные произведения, то я не стала бы выбирать картинку в виде кошки или обезьянки, я бы выбрала золотую черепаху - символ богатства и удачи ( фен - шуй),  и хранила бы этот знак не на сервере, а в банке из под майонеза. 

Генеральный директор, Москва

Уникальные токены – это не только торговля картинками, как с помощью блокчейна решать реальные потребности людей и усовершенствовать маркетинговую стратегию.

Да уж, все смешалось в "доме Облонских" (определение через "как" , хотя бы расшифровали базовые понятия для аудитории, в чем отличия от обычных токенов и т.п.)

Эту технологию используют в основном для создания картинок забавных котиков или скучающих обезьян, которые продают за миллионы долларов.

Было бы прекрасно если вы привели топ-5 или 10 продаж NFT для общего развития.

В-третьих (и это самая большая проблема), NFT-маркетплейсы не проверяют авторство изображений. Вы можете найти в интернете любую картинку, заминтить ее (создать NFT) и выставить на продажу.

Американский NFT-стартап Optic основателей из России привлек первые $11 млн, решение Optic поможет контролировать авторские права в Web 3.0, распознавать NFT-контент.  https://rb.ru/news/optic-first-round/

Метавселенная – это виртуальное пространство

Вот через это (метавселенные) прекрасная статья про NFT получится.

Директор по правовым вопросам, Москва

как я понимаю ценность представляет не NFT , а технология блокчейна. разве нет? именно она и обкатывается уже несколько лет "на кошках". 

Генеральный директор, Москва

Мы используем nft как цифровой пай, свидетельство единого электронного реестра прав на активы. Тоесть цель нашего проекта оцифровать права на реальные активы и дать возможность упрощённого управления ими через взаимодействие с nft. Чтоб покупать бизнес, недвижимость и прочее. 

Картинки, котики это хайп. Просто одно из ответвлений nft которое зашло по приколу, в силу того что донести новую технологию до сознания людей, а так же её перспективы и преимущества очень тяжело.

Вот и пошёл хайп на картинки, вещи и прочее.

 

Менеджер, Москва

Пока юридически и законодательно не форсят, юристов и нотариусов не заменить. Пока это мечты. 

Researcher, Москва
Юрий Новиков пишет:

Мы используем nft как цифровой пай, свидетельство единого электронного реестра прав на активы.

То есть, ключевые слова все-таки реестр и блокчейн.
По сути это просто новая форма учета прав. Ну, ХЗ. Старая тоже неплохо работает пока.
99% все публикаций касаются инвестиций в цифровые активы с NFT -- что чистый разводняк, мое мнение. Почему -- написал выше в самом первом комментарии треда.

IT-менеджер, Украина

Мое мнение - торговля NFT как картинками для вложений и перепродажи со временем вымрет. Король-то голый это всего лишь пустая цифра, котрую ни съесть ни выпить.

НО! Автор правильно увидел нюансы - смесь блокчейна и уникальности и вот оно - универсальное подтверждение прав на владение уже не цировым активом, а реальным объектом недвижимости. Да надо законодательно все оформить вызвать дискуссии, в общем окна Овертона начали работать. И лет через 20 нотариусы вымирают как профессия.

Да в принципе все что требует подтверждения авторства или уникальности реализуется по этой схеме.

Что до безопасности - так это ж блокчейн, по нашему распределенный реестр, даже если полмира сгорит в третьей мировой у кого-то на диске да останется вся цепочка транзакций. Так что тут все норм.

Идея зачетная, однозначно плюс.

Генеральный директор, Москва

В тему:

Netflix создал лабиринт из «Серого человека» в метавселенной (https://www.thegraymanmission.com/index.php/en#how-to-play)

В честь выхода своего нового фильма «Серый человек» Netflix объединился с Decentraland и воссоздал лабиринт из фильма в метавселенной. Для прохождения лабиринта игрокам нужно будет использовать свои знания о фильме, а после прохождения финалисты получат награды в виде костюмов для своих аватаров.

Lamborghini запускает коллекцию NFT  (https://nftnewstoday.com/2022/08/08/lamborghini-launches-the-epic-road-trip-nft-collection/)

«The Epic Road Trip» — коллекция NFT, состоящая из 40-секундных анимаций. В течение восьми месяцев, начиная с сегодняшнего, компания будет проводить ежемесячный дроп. Велью коллекции заключается в доступе к специальным серверам Discord и сообществам в социальных сетях. Владельцы всех ежемесячных NFT получат специальную награду. Обычный токен будет стоить $196, а редкий — $1963.

Генеральный директор, Великобритания

Отличный материал!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.