Как цветочный бизнес переживает сложные времена?

Весьма расхожее мнение, что цветочный рынок — это неприглядные уличные палатки и московская артерия Рижского рынка, питающего чуть ли не всю страну. На самом деле это огромный и многообразный мир. От малых цветочных лавочек со своими страницами в соцсетях до международных компаний с сетями салонов и сервисами доставки цветов по Москве и в других городах — общий оборот рынка цветов в России примерно 220 млрд руб. за 2021 год.

Да, это до сих пор бизнес, который имеет ярко выраженные пики спроса, и максимальная выручка приходится на несколько праздников: День матери, 14 февраля и 8 марта. В остальное время спрос уступает пиковым дням, но он есть, он заметен и относительно стабилен.

Юлия Прушинская, директор по развитию сервиса по эстафетной доставке цветов «Русский Букет» рассказала Executive.ru, что происходит в отрасли и как бизнес переживает непростые времена. Компания уже более 10 лет успешно работает во всех регионах России и более чем 110 странах мира. Широкая география и палитра услуг компании позволяет оценить ситуацию от поставки цветов из-за рубежа до работы курьеров, вручающих букеты получателям.

Эстафетная доставка — система взаимодействия сервиса сборки и обработки заказов с сетью цветочных салонов, где происходит сборка букетов. Каждый филиал заранее обеспечен необходимыми материалами: цветами, аксессуарами и технологическими картами букетов. После сборки сервис контролирует качество букета и доставляет его получателю. Автором такого метода работы считается немецкий бизнесмен Макс Хюбнер, который в начале 20 века наладил систему телеграфной передачи заказов на доставку цветов в Германии.

Влияние последних событий, и чему мы научились

Большинство бизнесов могут убрать товары на склад и переждать сложные времена. Цветочный бизнес так сделать не может. Если говорить о емкости рынка, то весь рынок доставки цветов в России мы оцениваем примерно 11-14 млрд руб. Кроме двух-трех крупных сервисов по доставке цветов, заметная часть рынка — это небольшие компании в крупных и средних городах с исключительно локальной доставкой. Им, конечно, сейчас сложнее выдерживать время неопределенности, поскольку нет высокого запаса ресурса.

Несмотря на то, что спрос не упал так сильно, как, например, в строительстве или автопроме (по данным Ассоциации европейского бизнеса, спрос на легковые автомобили в России в мае снизился на 83,5% год к году), нам тоже пришлось пройти через многое. И мы многому научились! В первую очередь мы научились быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям ведения бизнеса – из-за различных ограничений, из-за высокого уровня неопределенности, из-за технологических и логистических сложностей, которые пришлось преодолевать.

Например, мы были вынуждены полностью перестраивать логистические цепочки в ряде городов. Так, салон в Краснодаре перестал получать цветы после временного закрытия неба над местным аэропортом. В Уфе возник дефицит роз из-за отсутствия цветов местного производства, но мы смогли оперативно найти поставщиков из других регионов России.

Размер компании помогает нам быстро масштабировать локальный опыт и максимально оптимизировать затраты. При этом, вне зависимости от нестабильной ситуации на рынке, для нас всегда было важно сохранить рабочие места для всех сотрудников — кроме 80 человек в головном офисе, в ежедневных процессах (от получения цветов на складе до вручения букета получателю) занято более 3 тыс. специалистов во всех городах присутствия.

Если говорить про технологические потери, то, в первую очередь, это проблемы с трансграничными платежами. Во-вторых, многие IT-сервисы, которыми мы пользовались, стали недоступны для резидентов РФ. Это блокирует часть внутренних бизнес-процессов. Поиск альтернативных вариантов отнимает много времени.

Безусловно, ощутил сложности и маркетинг. Изменились рекламные каналы, цена на рекламные услуги растет, меняется поведение потребителей, в ряде регионов все сложнее продвигать свои услуги, так как конкуренция ужесточилась. Мы стремимся завоевать доверие каждого клиента - постоянно работаем над расширением ассортимента, улучшением наших онлайн-сервисов и общей IT-инфраструктуры, улучшением клиентского опыта на всех этапах взаимодействия с компанией. Мы хотим, чтобы клиенты, которые воспользовались нашим сервисом по доставке цветов, возвращались к нам снова и снова.

Одним из таких улучшений стала разработка мобильного приложения, которая позволяет клиентам удобнее и быстрее найти нужный вариант подарка и совершить покупку. Сначала мы выпустили первую версию, но поняли, что она нуждается в улучшении. Сейчас работаем над обновленной версией и надеемся, что она станет незаменимым помощником при заказе цветов и подарков.

приложение сервиса по эстафетной доставке цветов «Русский Букет»

Ситуация на рынке в цифрах

Люди продолжают покупать цветы — это отличный способ отвлечься от напряженных новостей и поднять настроение. Но статистика показывает давление кризиса на рынок.

По данным нашей компании, с 24 февраля онлайн-спрос на доставку цветов упал на 19%, однако продажи 8 марта остались практически на уровне прошлого года, проиграв пару процентов. Поисковый спрос по ключевому слову «Доставка цветов» в октябре 2022 по данным Яндекс снизился на 33% по сравнению с октябрем 2021. Как уже говорилось выше, конкуренция не снижается, а только растет.

Сильно влияет и изменение логистических цепочек. Самый оптимальный по стоимости и оперативности способ транспортировки свежих цветов — авиадоставка.

В 2021 году импорт срезанных цветов занимал 70% рынка. Среди основных экспортеров в Россию — Эквадор (31,7% объема импорта), Нидерланды (29%), Кения (11,9%), Колумбия (9,3%). По данным Федеральной Таможенной службы, на долю роз приходится 63,3% в натуральном выражении от всего импорта цветов. После закрытия воздушного пространства Евросоюзом, поставки из Европы доставляют наземным транспортом. Логистика замедлилась и подорожала, но она пока реальна.

Импортозамещение

Кто-то может утверждать, что импорт из Южной Америки и цветы, выращенные в тепличных хозяйствах внутри страны, покрывают большую часть спроса на текущий момент. Да, так и есть, но есть и проблемные позиции. Например, это всеми любимые тюльпаны. Несмотря на то, что сейчас тюльпанов огромное количество и разнообразие сортов, и почти все они выращены в России (во многих регионах страны есть свои локальные тепличные хозяйства, поскольку тюльпан не нуждается в каких-то особых условиях), тем не менее, большая часть луковиц завозилась из Нидерландов, а сегодня ввоз тюльпанов из Голландии запрещен. Количество поставщиков луковиц сократилось, ввоз луковиц осуществляется через параллельный импорт, – таким образом, на выходе мы имеем повышение цен на тюльпаны для клиентов.

Конечно, это не универсальный пример. Многие цветы успешно выращиваются в стране, а каких-то видов пока не будет. В европейской части России выращивают достаточно роз. Они уступают эквадорским по размеру, но стоят дешевле и за счет этого выигрывают конкуренцию. А в Сибири их мало: расходы на выращивание в обогреваемой теплице кратно удорожают их стоимость. Здесь действует расчет экономической целесообразности. Важно понимать, что себестоимость цветов в любом случае вырастет, повысив конечную цену букета для покупателя.

Аналитики «Интерагро» прошлым летом публиковали подробный отчет, согласно которому валовый сбор свежесрезанных цветов в стране увеличился в три раза за последние пять лет и составил 270,78 млн штук за 2020 год. Основные площадки в Приволжском федеральном округе (34,7%) — Мордовия, Удмуртия, Пензенская область. На начало 2021 года в России зарегистрировано 80 тепличных предприятий. Если количество локальных производителей цветов увеличится, тогда логистические риски сведутся к минимуму, и мы сможем радовать клиентов прекрасными букетами, собранными из местных цветов.

Партнерский материал, рекламодатель ООО «РОСТ» ИНН 5410087501

Расскажите коллегам:
Комментарии
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.