За что можно получить штрафы в рекламе: случаи из практики

Как и где размещать рекламу, за какие действия можно получить штраф – регулирует закон «О рекламе». Он принят в 2006 году и направлен на защиту прав потребителей, сохранение добросовестной конкуренции и пресечение ненадлежащей рекламы.  

Что такое реклама?

Реклама – это предложение, направленное неопределенному кругу лиц, любым способом, с призывом что-то сделать: купить, сходить, скачать и т.п.

Кто следит за нарушениями?

Соблюдение закона о рекламе контролирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

При размещении рекламы, многие думают: «Вокруг так много нарушений, меня не заметят». Но нарушения может заметить, не только ФАС, но и конкуренты, сообщив о нарушениях проверяющим органам.

Какой штраф возможен за нарушение в рекламе?

Штраф для самозанятых начинается от 2 тыс. рублей, для ИП — 4‒20 тыс. рублей, для юридических лиц – 100‒500 тыс. рублей.

Но размер штрафа может превышать указанные суммы, например, незаконное размещение рекламных конструкций – вывесок, билбордов – приведет к штрафу до 1 млн рублей.

Какие нарушения в рекламе бывают?

Разобраться в законе и понять, как избежать штрафов за незаконную рекламу проще на реальных примерах. Итак, пять показательных случаев.

1. Нарушение принципов достоверности и добросовестности, которые вмещают в себя всевозможные нарушения: введение в заблуждение и обман. Реклама должна соответствовать действительности.

Яндекс.Такси в рекламе указал стоимость поездки «от 30 рублей». При этом мелкий шрифт указывал, что 30 рублей – это только стоимость посадки, а общую сумму поездки пассажир узнавал только по прибытии в пункт назначения. ФАС посчитал подобную рекламу недостоверной и наложил на агрегатора штраф 100 тыс. рублей.

В другом случае Яндекс.Такси ввел в заблуждение рекламой, согласно которой клиент получал скидку 500 рублей при оплате поездки картой и использовании промокода. В реальности скидку получали пассажиры только при первом использовании сервиса. В этот раз штраф был уже больше – 200 тыс. рублей.

2. Неэтичная реклама, содержащая оскорбление. При этом не важно – реклама оскорбила одного человека или группу лиц.

Газета с объявлениями, решила привлечь внимание и указала в рекламе лозунг: «Раньше покупать квартиру любовнице было неудобно. Теперь удобно». Проверяющие органы посчитали, что подобный лозунг оскорбляет институт брака и оштрафовали газету на 110 тыс. рублей.

Или реклама, в которой используются непристойные картинки.

Штраф 2 млн рублей пришлось заплатить предпринимателям за рекламу кондиционеров, с изображением мужчины и женщины в откровенных позах.

3. Использование иностранных слов без перевода. Даже безобидные иностранные слова без перевода на русский могут привести к штрафу.

Привычное для многих слово Sale в рекламе может означать самые разные вещи: на итальянском языке — «соль» или «остроумие», на испанском — «солить» или «засаливать», а следовательно, ввести в заблуждение. Так посчитал суд в одном из судебных дел.

Запрещено также использовать слова, которые не имеют лексического значения в русском языке, например, «Дабл Комбо».

4. Отсутствие существенной информации о предложении или ее размещение мелким шрифтом.

В июне 2021 года Совкомбанк был оштрафован на 300 тыс. рублей за рекламу карты Халвы. Реклама содержала привлекательные условия «...Кредит до 1 млн рублей с возвратом процентов». А условия, влияющие на стоимость кредита, условия его получения, размещены так, что невозможно воспринять важную информацию и сделать осознанный выбор. ФАС признала подобную рекламу ненадлежащей.

5. Призыв к противоправным действиям.

Банк ХоумКредит в рекламе кредита на ремонт квартиры использовал слоган «И пусть весь дом не уснет». По мнению проверяющих, реклама Хоум Кредит, может вызывать у людей чувство вседозволенности и привести к тому, что используемый в ней слоган будет воспринят как призыв к действию.

Что еще нельзя в рекламе?

1. Рекламировать лицензируемые товары и услуги без лицензии.

Услуги по лазерной эпиляции – лицензируемый вид деятельности, однако реклама была размещена до получения лицензии.

2. Использовать образ врача в рекламе немедицинских услуг.

Оператор связи разместил рекламу с изображением мужчины в белом халате и надписью: «Подцепил вирус дорогих тарифов? это излечимо!», но закон разрешает использовать образ врача только в рекламе медицинских услуг.

3. Использовать некорректные сравнения.

Стоит отказаться от слов «лучший», «самый», «№1» и т.п. Используя подобные сравнения, приведите ссылки на исследования, подтверждающие данный факт.

4. Предлагать рассрочку, без указания кредитной организации.

В рекламе информация о рассрочке должна содержать условия ее получения и наименование кредитной организации, предоставляющую рассрочку.

5. Не предупреждать о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста в рекламе медицинских услуг.

Закон о рекламе содержит еще множество ограничений и запретов, поэтому перед размещением любой рекламы, лучше изучить все нормы или проконсультироваться со специалистами, чем после тратить время на разбирательства и деньги на штрафы.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер, Москва

Не только конкуренты, но и простые граждане любят жаловаться. 

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Текст написан юристом. Информационно, полезно. Спасибо. Жаль про Евросеть с её "сосу за копейки" кейсом не вспомнили. 
Из практики знаю, иногда идут на нарушения осознанно, соотнося сумму штрафа и сверхприбыль. Об этом тоже интересно было узнать...

Генеральный директор, Москва
Максим Литвинов пишет:
Жаль про Евросеть с её "сосу за копейки" кейсом не вспомнили. 

Это слоган не "Евросети". У них было "цены просто о...".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.