«Вас найдут»: Мир гораздо прозрачнее, чем вы думаете

То, что менеджеры понимают под цифровизацией, является только видимой вершиной айсберга, полагают авторы исследования Technology Vision-2015, проведенного компанией Accenture: «Скорее всего, в вашей компании, как и в большинстве других, внимание руководства в последние годы было сфокусировано на превращении компании в «цифровой бизнес» с использованием социальных, мобильных, аналитических и облачных технологий. Сегодняшний же вызов звучит примерно так: хорошо, пусть мы и наши клиенты во многом «оцифровались». Это открывает новые возможности. Но как именно теперь реализовать это «цифровое преимущество»? Об этом Executive.ru беседует с руководителем российской практики Accenture Technology Марией Григорьевой.

Executive.ru: Почему вы решили провести это исследование именно сейчас? Какие события убеждают вас в том, что это нужно сделать именно сейчас, а не год назад или, наоборот, через год?

Мария Григорьева: Accenture постоянно исследует ключевые тенденции в сфере информационных технологий. Ежегодно компания опрашивает более 2000 руководителей IT-департаментов и бизнес-подразделений крупнейших мировых компаний. По результатам опроса Accenture проводит анализ, выявляет новые технологические направления, которые способны повлиять на рынки и бизнес. Таким образом, уже на протяжении пятнадцати лет выходит исследование Technology Vision, которое рассказывает о том, что может повлиять на жизнь и работу компаний в ближайшем будущем. Главной тенденцией исследования 2014 года была цифровизация – в том числе и бизнеса крупнейших корпораций. Мы одни из первых заметили эту тенденцию. А в новом исследовании 2015 года мы увидели, что сегодня созрели все предпосылки для создания принципиально новых цифровых экосистем, способных изменить традиционные рынки. Потому что они теперь создаются не только технологическими компаниями (в нашем исследовании интересны примеры Philips и Home Depot) – и часто объединяют весьма разнородные индустрии.

Executive.ru: Какие отрасли будут втянуты в цифровизацию раньше других, какие – позже?

М.Г.: Цифровизация – уже повсеместная реальность. Примеры зарождения «экономики всех нас» через создание новых цифровых экосистем сегодня появляются в самых разных индустриях. Наиболее продвинутыми являются компании в медийной, розничной и банковской сфере. Например, розничные магазины создают для нас новые наборы товаров в соответствии с нашими вкусами при помощи анализа нашего присутствия в социальных сетях. Владельцы банковских счетов осуществляют операции через решения, созданные банками вместе с ведущими интернет-компаниями. При этом цифровизация проникает и в такие традиционные отрасли, как добыча нефти и газа. Уже сейчас компании ресурсной сферы анализируют цифровую информацию с беспилотных летательных устройств, контролирующих нефтяные поля, используя новейшие средства обработки больших данных в «облаках» для прогнозирования критических ситуаций. Многие крупные международные нефтегазовые компании уже давно реализуют программы «Интеллектуальных месторождений», которые не просто направлены на повышение эффективности производства и качества продукции, а ориентированы на конкретные результаты на тех или иных производственных участках.

Executive.ru: Каковы темпы преобразований? Вы можете составить эскиз «дорожной карты», показывающей, как преобразования, о которых вы пишете, будут происходить в масштабах экономики планеты?

М.Г.: Уже сейчас цифровизация имеет глобальные масштабы – примеры «цифровых экосистем» есть в самых разных отраслях и компаниях. С каждым годом мы будем приближаться к тому, что вся наша жизнь и работа будет существовать в рамках этих систем. Если говорить о дорожной карте, то, во-первых, в мире интернета вещей все больше и больше ожиданий от изменившихся привычек: «нас найдут» преобладает над «мы будем искать». Поэтому компании, формирующие бренды будущего, должны задуматься о технологиях, позволяющих персонифицировать предложение для своих клиентов в нужном месте и в нужное время.

Возьмем такую сферу как энергосбережение. Разработаны «умные термостаты», регулирующие подачу газа для обогрева дома, в тот момент, когда владелец уезжает из дома. Их имеет смысл предлагать владельцам частных вилл, но не владельцам квартир в 20-этажных домах (в многоэтажных домах эта технология неприменима). Однако если мы говорим о регулировании освещенности помещения с вашего мобильного устройства, то иногда экономия электричества не повредит и жителям многоэтажек. Таким образом, чтобы не тратить ресурсы на контакты с непрофильными клиентами, компания с помощью персональных настроек таргетирует предложение с точностью до конкретного человека. Этот эффект достигается при использовании интеллектуальных систем, объединяющих данные о ваших операциях, действиях ваших партнеров, предпочтениях ваших клиентов. Объединение данных умных сенсоров, приложений и самообучающихся систем позволит развить бизнес в новом направлении.

Executive.ru: Эту связанность вы в исследовании определяете как «экономика для всех»?

М.Г.: Сегодня наблюдается сдвиг в экономике, заметно меняющий отношения между компаниями на рынке. Надвигающийся на нас интернет вещей осуществляет перенос в единый мир всех участников рынка – от компаний, до потребителя, продукты, сервисы, процессы… Это происходит благодаря появлению новых «цифровых экосистем», объединяющих производителей, платформы, приложения, производителей устройств и поставщиков услуг. Компании меняют взгляд на себя, переходя от «Я – Компания» к «Мы все вместе». Обмен данными, опытом, подходом размывает границы традиционных индустрий. Например, экосистема, созданная Phillips, позволяет объединить медицинское оборудование, приложения, собирающие электронные медицинские карты с данными о диагностике и лечении для визуализации и мониторинга больного.

Executive.ru: Какие бизнесы не смогут осуществить цифровую трансформацию? Те, у которых не хватит финансовых ресурсов, воли? Компетенций?

М.Г.: Необходимо найти себя в изменяющемся мире и «подружиться» с новыми партнерами. Вы должны стать незаменимой частью экосистемы или создать ее сами. И дело не в финансах и компетенции, а в доверии между партнерами, объединении усилий, новом взгляде на предоставляемые услуги или товар. Найти то, что вы можете использовать из других индустрий, или дать вашим партнерам, чтобы преумножить результат для себя и для них в этом мире «экономики для всех нас».

менеджмент

Чтобы скачать презентацию исследования, кликните по картинке

Комментарии
Консультант, Красноярск

Вопрос оцифровки бизнеса, особенно на уровне низших звеньев- это больше вопрос развития инфраструктуры, а не желания участников. Многие даже частные хозяева начинают использовать ошейники для позиционирования животных. Но это стало возможным, когда появилась устойчивая сотовая связь.
Разрабатываются и внедряются в скотоводстве системы управления организацией кормления, когда смешивание кормов и их раздача контролируются в режиме онлайн. Но часто бывают ситуации, когда комплекс оборудования для коммуникаций составляет до 40-50 % стоимости. Оцифровка напрямую связана с прогрессом.

Руководитель проекта, Мурманск

экономика для всех очередная утопия

Генеральный директор, Москва

Я, безусловно уважаю коллег, но был бы весьма признателен за правильное использование терминологии. Например: ''Разработаны «умные термостаты», регулирующие подачу газа для обогрева дома, в тот момент, когда владелец уезжает из дома''. Термостатные вентили регулирует исключительно теплоноситель. Давление газа регулируется другим устройством. В усмном доме подача газа не регулируется, просто при уменьшении нагрузки на котел от отопления, этот котел будет включаться реже. Это объяснение, конечно же, примитивно, но хоть избавит несведущих собеседников от ложных представлений, что и как в нашей стране регулируется для сокращения затрат на отопление, которые и так, по сравнению с западными странами, не дорого.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Уважаю компанию Accenture за инновационные подходы и разумное отношение к трендам.
Но каждый раз, когда я слышу или рассказываю сам про дигитализацию бизнеса, облака и мобильность я вспоминаю свою старушку-соседку. Ее дом находится в черте не самого маленького города в 70 километрах от Москвы. Из всех удобств - электричество. Выгребной туалет в пяти метрах от дома, воду нужно набирать из колонки, находящейся на расстоянии 400 метров. Отопление -дровяная печь. Конечно, рядом есть дома со всеми удобствами, спутниковым телевидением и оптоволоконным интернетом. Но домов родом из XIX века – сотни, а по Подмосковью, вероятно, десятки тысяч. Там некуда пристроить умные датчики, а основная энергосберегающая технология – заделка щелей в стенах и ремонт кровли.

«Экономика для всех» подразумевает взаимодействие, в том числе, и с такими потребителями. Начинать эту работу можно и нужно уже сейчас. Только инструменты для этого должны быть очень простыми и понятными. Например – доступ к банковскому обслуживанию при помощи самого простого телефона. Пару лет назад сделали такой проект в Южной Африке, мобильная платформа работает на текстовых сообщениях – в первый год банк подключал в среднем 7000 новых клиентов ежедневно. В прошлом году был запущен похожий проект в Киргизии, тоже с очень неплохими результатами.
Поэтому к глобальным трендам, упомянутым Марией, я бы обязательно добавил «упрощение» (simplification). Тем более, что «проще», как правило, означает еще и «дешевле».

Директор по развитию, Екатеринбург
Дмитрий Абрамов пишет: В усмном доме подача газа не регулируется, просто при уменьшении нагрузки на котел от отопления, этот котел будет включаться реже.
Не обязательно. Довольно часто котлы могут ступенчато или плавно менять производительность... что изменяет и потребление газа... Вообще, примеры из управление зданиями и домами приведены неудачные... Автор не имеет предметных знаний, а руководствуется скорее мифами... Дело в том, что сенсоры сами по себе только получают информацию о внешних воздействиях (внешняя среда, человек и прочее)... ничего другого они делать не умеют... В примере с освещением мобильное устройство выступает в роли такого же сенсора, причем, очень не надежного... и чтобы получить действительную экономию, освещение должно регулироваться автоматически, с учетом сигналов от различных сенсоров... а возможность управлять освещением со смартфона, это так, дополнительная опция, не более... Еще веселее утверждение о многоквартирном доме... Дом имеет свой тепловой баланс, поэтому задача его оптимизации вполне решаема... в этом случае показания температурных сенсоров нам как раз и необходимы... Впрочем, такие заблуждения типичны для продвиженцев интернета вещей... той его части, которая представляет традиционные ИТ...
Директор по развитию, Екатеринбург
Михаил Логинов пишет: Там некуда пристроить умные датчики, а основная энергосберегающая технология – заделка щелей в стенах и ремонт кровли.
Ну, управление освещением и другими электрическими нагрузками никто не отменял... А так, тут затронута несколько другая тема... Старый деревянный дом, с печным отоплением... им и управлять не нужно. Там отлично справляются силы природы... а оптимизацию провели наши предки... опыт эксплуатации в несколько веков что-то стоит... там за комфорт отвечает природа... поэтому, регулярного ремонта вполне достаточно... Другое дело - современные строительные технологии. Там уже законы природы не работают. Современное строение представляет собой термос, если качественно построено... а это значит, что забота о комфорте ложится на человека, хозяина этого дома... или управляющую компанию...
Researcher, Москва

На мой взгляд, термин ''цифровизация'' очень неудачный, по крайней мере в контексте статьи.

В некоторых случаях ''цифровизация'' не может использоваться вообще при этом обрабатывается большие объемы информации.

Чувствуется. что автор явно ''не в теме'' когда говорит о беспилотниках, нефте химии... Для специалистов в области информационных технологий известно, что кроме ''цифровизации'' широко используются аналоговые ''вычислительные'' системы. В тех же беспилотниках применяются ''системы управления движением'' которые базируются (моделируются) сложными диф. уравнениями в частных производных. Математики знают, что решение этих уравнений на цифровый вычислительных устройствах очень трудоемки и продолжттельны во времени, что. естественно, недопустимо в военной техники да и в других устройствах.

Статья явно бы выиграла бы если термин ''цифровизация'' был бы заменен на, например, на ''информатизацию''.

Полностью согласен с В.Крысовым, что автор в плену интернет мышления.

Генеральный директор, Екатеринбург

Статья не понравилась и оставила осадок. Ничего конкретного. Наиболее общие рассуждения. Меня всегда это напрягает. Цепляют конкретные вещи и примеры. Скорее всего, посетители сайта запомнят дискуссию и только поэтому статью.

Директор по производству, Украина
Читая ответы «руководителя российской практики», нетрудно заметить, что если она имеет прямое отношение к тому, что говорит, то по ней «тюрьма скучает». К примеру, читаем: >>> Например, розничные магазины создают для нас новые наборы товаров в соответствии с нашими вкусами при помощи анализа нашего присутствия в социальных сетях. >>>… компания с помощью персональных настроек таргетирует предложение с точностью до конкретного человека. Этот эффект достигается при использовании интеллектуальных систем, объединяющих данные о ваших операциях, действиях ваших партнеров, предпочтениях ваших клиентов >>> Обмен данными, опытом, подходом размывает границы традиционных индустрий. Например, экосистема, созданная Phillips, позволяет объединить медицинское оборудование, приложения, собирающие электронные медицинские карты с данными о диагностике и лечении для визуализации и мониторинга больного :)
Генеральный директор, Екатеринбург
Владимир Зонзов пишет: по ней «тюрьма скучает».
Скучает, томится, ожидает, плачет. Вот если бы в гости ждала... Право же... неприятно. На какой-нибудь 12 странице в поисковике вдруг нахожу инфу о себе из прошлого века, когда еще ГАИ было. И ничего сама не могу удалить. Ничего такого особенного нет. Просто не хочу, чтобы какая-то, не согласованная со мной информация была в сети. Анализируется любая покупка, где в чеке все написано... Какая гадость... Какая кому разница, какой сок я люблю! В общем, мы все под колпаком. Думать надо каждый момент времени, а не повредит ли в жизни любой последующий шаг. Я уже не говорю о том, что мы еще рискуем писать и высказывать свое мнение...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
«Нетология» инвестирует $10 млн в стартапы

«Нетология-групп» запустит акселератор Startup.EdMarket.

Информацию о работниках - в электронном виде

С 1 января 2020 года сведения о трудовой деятельности работников в Пенсионный фонд РФ нужно подавать в электронном виде.

Бизнес против четырехдневной рабочей недели

Более 80% российских компаний не считают переход на четырехдневную рабочую неделю экономически оправданным

В РФ не хватает рабочих рук

В России снижается численность рабочей силы.