Как привлечь долевое финансирование проекта через кооперацию

Долевое финансирование – это финансирование проекта за счет продажи его доли. Доля проекта выступает в качестве товара, который приобретает партнер, то есть проводится операция обмена товара на деньги, которая не подразумевает под собой обязательств обратного выкупа, возврата средств за покупку или процентов за пользование деньгами. Выгода покупателя в том, что он получает дивидендную прибыль, как владелец бизнеса, пропорционально приобретенной доле.

Кооператив – юридическая форма собственности, созданная с целью законного объединения активов и средств своих участников, и выступающая в качестве единого представителя пайщиков в сделках. Взаимодействие пайщиков регламентируется уставом кооператива и условиями целевой программы, в рамках которой произошло объединение ресурсов и создание общего проекта. Долевое финансирование проектов через кооперацию дает возможность привлечь к участию в проекте неограниченное количество участников, тем самым позволяя аккумулировать любую необходимую бизнесу сумму.

Финансирование через кооперацию возможно двумя путями:

  1. Коллективный выкуп доли в действующем бизнесе или активе кооперативом, представляющим интересы своих пайщиков.
  2. Создание совместной целевой программы за счет объединения средств, активов или услуг пайщиков, которые вносятся ими в проект в качестве паевого взноса, тем самым закрепляя за собой долю. При осуществлении коммерческой деятельности прибыль, полученная в рамках реализации такой программы, распределяется между пайщиками программы пропорционально их взносам.

Следует помнить, что в обоих вариантах юридическим владельцем доли будет кооператив, который объединил участников, а сами пайщики станут долевыми собственниками. Но при этом каждый пайщик может выделить свою долю, и получить ее в виде долевого свидетельства, объема товара или части имущества, в зависимости от вида бизнес-проекта, в который он вступил.

Преимущества такого финансирования

Долевое финансирование через кооперацию в первую очередь позволяет сэкономить денежные средства на развитии, запуске или масштабировании бизнеса:

  1. Когда в кооперацию объединяются несколько предприятий и экспертов, оказывающих услуги, для создания какого-то общего продукта, то они имеют возможность передавать друг другу свои товары и услуги без налогообложения, что значительно сокращает издержки. Налог появляется только единожды при распределении общей прибыли от реализации созданного совместно продукта.
  2. Кроме того, кооператив и пайщики могут также рассчитываться друг с другом за оказываемые работы и внесенные паевые взносы взаимозачетом. Это позволяет сократить стоимость за счет исключения части налогов и снижения издержек.
  3. Еще одной особенностью такого вида финансирования является возможность перераспределения и перепродажи долей внутри кооператива между пайщиками, при этом для инициатора проекта это прямая возможность постепенно провести выкуп паев, выплатив их стоимостью продукцией или деньгами, тем самым увеличив свою личную долю.

Недостатки подхода 

Существенный недостаток, который в принципе может возникнуть лишь при неправильном подходе к созданию целевой программы, это растягивание сроков сбора средств, необходимых для реализации проекта. Это прежде всего связано с тем, что сумма собирается из взносов большого количества людей. Неправильно созданная целевая программа, не учитывающая интересы пайщиков может значительно растянуть срок привлечения необходимой суммы. Именно поэтому следует анализировать проект, разбивать его стоимость на транши, размер которых реально собрать в самые короткие сроки, а сами условия программы должны учитывать интересы всех сторон сделки. Чтобы это осуществить потребуется опыт работы с инвесторами, кооперативами и платформа, которая позволит удаленно работать с пайщиками из любого региона или страны.

Как же получить такое финансирование?

Для этого необходимо создать свой кооператив, предварительно разобравшись в тонкостях этого направления.

Процедура регистрации кооператива. Она практически не отличается от регистрации любого юридического лица. Вам также необходимо организовать собрание учредителей, создать протокол, написать устав, заключить договор аренды помещения и подать документы в ФСН. Однако регистрация возможна только в том случае, если количество инициаторов регистрации не менее 5 человек. Это связано с тем, что необходимо избрать председателя правления, сформировать совет управления, избрать членов ревизионной комиссии. Кроме того, при регистрации необходимо личное присутствие, либо нотариальная доверенность всех участников кооператива. Так же следует помнить, что кооператив фактически не является коммерческой организацией и создается для удовлетворения потребностей всех своих участников, у каждого из которых будут равные права.

Система учета. Особенность кооператива заключается в том, что необходимо четко вести управленческие документы, разработать и утвердить полный пакет положений для работы кооператива, количество которых, в некоторых формах кооперации достигает 60 и более штук. В противном случае каждая финансовая проводка, каждое вступление нового участника, каждый приход средств, закупка и передача активов превратятся в настоящую головную боль для бухгалтерии и совета управления, вызвав большие неприятности при сдаче отчетности и проверки организации налоговыми органами РФ. Также нельзя забывать и об автоматизации работы, для этого нужно подобрать или разработать собственный сервис, особенно если вы ожидаете большое количество пайщиков.

Инвестиционно-целевая программа. Вступление пайщиков в кооператив добровольно и осуществляется на основании подписания заявления и внесения пайщиком вступительного и целевого паевого взноса. Прием активов и средств в проекты осуществляется на основании инвестиционно-целевой программы, которую нужно разрабатывать отдельно под каждый проект. Именно она регламентирует и объясняет пайщикам процедуру взаимодействия и условия участия в проекте. На основании нее принимаются все паевые взносы и проводятся распределения в кооперативные фонды программы.

Союзы кооперации и их решения

Раньше всю эту работу инициаторам приходилось делать самостоятельно, изучая основы кооперации, сейчас существуют союзы кооперации, а некоторые из них даже предлагают свои автоматизированные приложения и обучение специалистов. В настоящее время в России существуют:

  1. Общественная организация Центральный Союз Потребительских Обществ «Межрегионресурс»: проводит регистрацию кооперативов, обучение ключевых специалистов, консультирование и сопровождение деятельности кооперативов по юридическим, операционным, финансовым и налоговым вопросам.
  2. Центросоюз РФ: регистрирует кооперативы, является разработчиком сервиса «кооператив онлайн» – для ведения бухгалтерского учета кооперативов с адаптивностью под различные виды кооперации.
  3. «Аварест Инвест»: является разработчиком автоматизированной платформа для кооперации vbcvip с web и VR интерфейсом, включает модули: бухгалтерский учет, управленческий учет, регистрация и информирование пайщиков, личный кабинет пайщика, адаптивность под любой вид кооператива.
  4. Общероссийское общественное движение развития кооперации – отстаивает интересы кооперации в РФ, объединяя потребительские общества и кооперативы в единое движение.

При выборе автоматизированной платформы или IT-сервисов для кооперации следует учитывать цель, которую вы преследуете, подбирая продукт:

  • автоматизация операционного учета;
  • автоматизация налогового учета;
  • автоматизации регистрации пайщиков и информирования клиентов;
  • клиентоориентированность сервиса и современность;
  • адаптивность платформы под различные виды кооперации.

Каждый из этих разделов – большой блок задач, решение которых, по возможности, лучше возлагать на систему, ведь взаимодействие придется осуществлять с большим количеством партнеров, которым важна наглядность, оперативность и простота взаимодействия с системой и кооперативом в целом.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Дроздов, Юрий Новиков
Генеральный директор, Москва

Юрий, добрый день! Прочитал вашу статью и ничего не понял... долевое финансирование через кооперацию - ок, а почему эта форма выгодна? А если уже юридическое лицо есть, то отдельно под проект кооператив создавать надо? Отвлёкся и не нашёл отличий от поселкового неком партнёрства, которое на любую программу собирает деньги с участников. А если я стартап мне кооператив с инвесторами нужно создать?

т.е о том что непонятна в каких именно случаях нужно использовать предложенную вами схему финансирования, практическое применение не ясно.

т е это не критика, а действительно не хватает практических примеров чтобы человеку не в теме понять - для чего это нужно.

Генеральный директор, Москва

Пример: площадка E-executive, все мы участники и создаём продукт, в том числе и вы , написанием статей, просмотрами и кол-вом участников. Выгодно ли площадке создать кооператив и пригласить нас стать пайщиками? В каких случаях и почему?

Генеральный директор, Москва
Алексей Дроздов пишет:

Юрий, добрый день! Прочитал вашу статью и ничего не понял... долевое финансирование через кооперацию - ок, а почему эта форма выгодна? А если уже юридическое лицо есть, то отдельно под проект кооператив создавать надо? Отвлёкся и не нашёл отличий от поселкового неком партнёрства, которое на любую программу собирает деньги с участников. А если я стартап мне кооператив с инвесторами нужно создать?

т.е о том что непонятна в каких именно случаях нужно использовать предложенную вами схему финансирования, практическое применение не ясно.

т е это не критика, а действительно не хватает практических примеров чтобы человеку не в теме понять - для чего это нужно.

К сожалению площадка екзекютив не стала публиковать весь материала, сключая первую часть статьи :-)

Кооператив позволяет объединить активы,услуги,деньги и бизнес в единый проект.

Для работы с кооперацией нужно либо регистрировать кооператив, самый сложный способ, либо воспользоваться срвисом, например наши. Во втором случае кооператив открывать не придется, просто запустится целевая программа. которая даст возможность продав часть доли вашего нового проекта или текущего бизнеса или актива, пайщикам через сервис, а вы получите деньги. При этом все средства будут считаться инвестиционными и не будет двойного налогообложения, а участники будут платить налог только на ту сумму которая получена име сверх вложенной.

Генеральный директор, Москва
Юрий Новиков пишет:
Алексей Дроздов пишет:

Юрий, добрый день! Прочитал вашу статью и ничего не понял... 

К сожалению площадка екзекютив не стала публиковать весь материала, сключая первую часть статьи :-)

Кооператив позволяет объединить активы,услуги,деньги и бизнес в единый проект.

Для работы с кооперацией нужно либо регистрировать кооператив, самый сложный способ, либо воспользоваться срвисом, например наши. Во втором случае кооператив открывать не придется, просто запустится целевая программа. которая даст возможность продав часть доли вашего нового проекта или текущего бизнеса или актива, пайщикам через сервис, а вы получите деньги. При этом все средства будут считаться инвестиционными и не будет двойного налогообложения, а участники будут платить налог только на ту сумму которая получена име сверх вложенной.

Юрий, все таки пару реальных практических примеров - упростило бы понимание и мое и читателей.

Генеральный директор, Москва
Алексей Дроздов пишет:

Пример: площадка E-executive, все мы участники и создаём продукт, в том числе и вы , написанием статей, просмотрами и кол-вом участников. Выгодно ли площадке создать кооператив и пригласить нас стать пайщиками? В каких случаях и почему?

Для содания кооператива необходимо понимание цели его создания. Зачем площадке создавать кооператив? Какую коммерческую выгоду получают пайщики от этого?

Мы работаем именно с бизнес направлениями. Если поясните Ваше предложение по площадке я поясню на Вашем примере. Пока распишу две ситуации из нашего опыта:

Ситуация 1. Создание новго проекта, стартапа или бизнеса.

ПРИМЕР проект№11 - сеть глэмпинг отелей НЕБО. (5 локаций)

Первая локация Сочи.

Пайщики: физ лицо - Владелец участка, инвестора - юр лица и физики, строители - юр лица, маркетологи - самозанятые и юрлица, управляющая компания - юрлицо. Совместно они создают проект глэмпинг отеля с целью получения прибыли от гостиничного бизнеса. У владельца есть только участок, у инвесторов только деньги,  у строителей материал и опыт, у маркетологв умение упаковывать и продавать, управляющая компания - опыт ведения гостиничного бизнеса. Каждый по отдельности проект не создаст, т.к. для этого ему нужно изыскивать оборотные средства. А соединившись они вносят свои услуги,активы,опыт,товары по оцененной стоимости и получают бизнес, в котором каждому принадлежит доля, пропорциональная его вложению. Одни реализуют проект, другие вкладывают в него ресурсы или то что могут и становятся совладельцами готовго бизнеса без необходимости погружения в него и участия внем.

И так в любой нише.

Ситуация 2. Привлечение средств в действующий бизнес

Есть бизнес которому нужны оборотные средства. Вариант первый - владелец создает кооператив и сам привлекает в него людей. Вариант второй - владелец через сервис платформу для кооперации создает целевую программу и выставляет часть доли бизнеса на продажу пайщикам. В проект может прийти человек или юрлицо с деньгами, или компания с ресурсами которых бизнесу не хватает. Получается симбиоз. Бизнес может привлечь средства под выпуск конкретной партии товара или под продажу части доли в бизнесе своем или новом создаваемом проекте.

Раньше это было сложно, поэтому мало кем использовалось. Сейчас благодаря сервисам можно применять эти плюсы и к своему бизнесу

 

Генеральный директор, Москва
Юрий Новиков пишет:
Алексей Дроздов пишет:

Пример: площадка E-executive, все мы участники и создаём продукт, в том числе и вы , написанием статей, просмотрами и кол-вом участников. Выгодно ли площадке создать кооператив и пригласить нас стать пайщиками? В каких случаях и почему?

Для содания кооператива необходимо понимание цели его создания. Зачем площадке создавать кооператив? Какую коммерческую выгоду получают пайщики от этого?

Мы работаем именно с бизнес направлениями. Если поясните Ваше предложение по площадке я поясню на Вашем примере. Пока распишу две ситуации из нашего опыта:

Юрий, отлично! На этих примерах как раз все по полочкам и разложили.

так вот понимая тему и задал вопрос про площадку на которой мы находимся: здесь есть маркетологи, юристы, ИТ, финансисты, управленцы, аналитики, hr и многие другие. И они готовы создавать, контент, продвигать и развивать портал, а взамен получать доход от проекта. Проект оплачивать работу сотен людей не может и поэтому увидев ваш пост я предположил, что такой вариант гипотетически возможен. Что скажете?

Генеральный директор, Москва
Алексей Дроздов пишет:
Юрий Новиков пишет:
Алексей Дроздов пишет:

Пример: площадка E-executive, все мы участники и создаём продукт, в том числе и вы , написанием статей, просмотрами и кол-вом участников. Выгодно ли площадке создать кооператив и пригласить нас стать пайщиками? В каких случаях и почему?

Для содания кооператива необходимо понимание цели его создания. Зачем площадке создавать кооператив? Какую коммерческую выгоду получают пайщики от этого?

Мы работаем именно с бизнес направлениями. Если поясните Ваше предложение по площадке я поясню на Вашем примере. Пока распишу две ситуации из нашего опыта:

Юрий, отлично! На этих примерах как раз все по полочкам и разложили.

так вот понимая тему и задал вопрос про площадку на которой мы находимся: здесь есть маркетологи, юристы, ИТ, финансисты, управленцы, аналитики, hr и многие другие. И они готовы создавать, контент, продвигать и развивать портал, а взамен получать доход от проекта. Проект оплачивать работу сотен людей не может и поэтому увидев ваш пост я предположил, что такой вариант гипотетически возможен. Что скажете?

Да, вполне рабочий вариант.

Начнем с того, что юристы, маркетологи, финансисты и управленцы уже могут зарабатывать в рамках нашей платформы для кооперации. У нас автоматическое вознаграждение завыполнение работ. Цель платформы как раз запуск и сопровождение бизнес проектов в самых разных ниша, отсюда и применение для каждого специалиста найдется.

А во вторых, заработок совместно с Executive. Для этого даже юрлицо открывать не нужно новое. Мы создадим внутренню целевую программу которая будет приносить прибыль за счет:

1. Продажа мест под баннеры

2. Платные консультации

3. Бизнес разборы

4. Запуск совместных проектов участников executive вместе с нашей платформой.

5. Сопровождение проектов нашей платформы

Все что нужно от экспертов это пройти регисрацию, на нашем портале (это позволит не заниматься созданием кооператива и т.п.) прислать резюме с пометкой каким опытом они готовы делится и зарегистрировать само юр лицо платформы Executive. Из желающих мы сформируем экспертный совет, каждый и определим стоимость услуг (либо будем в момент обращения формировать). Далее эксперты выполняют работы и получают процент с прибыли, пропорционально сумме выполненных работ.

Идея заработка проста - чем популярнее платформа тем дороже на ней размещение рекламы и тем больше людей захотят ее разместить, кроме того, тем больше интереса к заказу платных консультаций экспертного совета платформы, тем больше спрос на разборы, ну и персональное вознаграждение от работы с нашими проектами.

Вопрос только как собрать желающих? Модель я разложил, цифры будут понятны когда поймем кто из экспертов захочет, и захочет ли администрация executive присоединиться к этой идее.

Эксперты, присоединяйтесь. Пишите в личку, обсудим

Генеральный директор, Москва
Юрий Новиков пишет:
Начнем с того, что юристы, маркетологи, финансисты и управленцы уже могут зарабатывать в рамках нашей платформы для кооперации. У нас автоматическое вознаграждение завыполнение работ. Цель платформы как раз запуск и сопровождение бизнес проектов в самых разных ниша, отсюда и применение для каждого специалиста найдется.

Юрий, это вы предлагаете экспертам - дополнительный заработок на вашей платформе?

Юрий Новиков пишет:
А во вторых, заработок совместно с Executive. Для этого даже юрлицо открывать не нужно новое. Мы создадим внутренню целевую программу которая будет приносить прибыль за счет: 1. Продажа мест под баннеры 2. Платные консультации 3. Бизнес разборы 4. Запуск совместных проектов участников executive вместе с нашей платформой. 5. Сопровождение проектов нашей платформы

Этот вариант, когда executive регистрируется в рамках вашей платформы, а заказы распределяет внутри своего сообщества?

Т.е. например портал регистрируется у вас - и по факту может выступать брокером - соединять заказы (пункты 2-5) со своими экспертами? 

Генеральный директор, Москва
Алексей Дроздов пишет:
Юрий, это вы предлагаете экспертам - дополнительный заработок на вашей платформе?

Да любой эксперт или компания могут дополнительно зарабатывать или курировать проекты, которые мы запускаем в разных городах и странах применяя кооперацию. В этом случае они становятся либо сотрудниками либо партнерами.

Генеральный директор, Москва
Алексей Дроздов пишет:
Этот вариант, когда executive регистрируется в рамках вашей платформы, а заказы распределяет внутри своего сообщества? Т.е. например портал регистрируется у вас - и по факту может выступать брокером - соединять заказы (пункты 2-5) со своими экспертами? 

Да, любо. юр.лицо или сообщество может использовать платформу для автоматического создания целевой программы. Тоесть представители E-xecutive регистрируются у нас и предоставляют экспертам со своего сайта код для регистрации, тем самым эксперты сформируют рабочую группу e-xecutive, получат доп.бонусы и будут выполнять работы с 2 по 5 пункт внося их как паевые взносы и получая либо деньги, либо доли в проектах, либо товары или услуги проектов платформы.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.