Зачем нужен инициативный аудит

Татьяна Иваненко, руководитель проектов департамента аудита КСК групп

В одном московском рекламном агентстве стали происходить странные вещи: налоговая без конца закидывает требованиями об уплате налогов и даче пояснений по отчетности, блокирует расчетные счета, заказчики отказываются от работы с агентством без объяснения причин, банки отказывают в выдаче кредитов. Собственники бизнеса, не являясь специалистами в области бухгалтерского учета и налогообложения, решили привлечь к решению проблемы профессионалов и заказать инициативный аудит.

Что такое инициативный аудит?

Инициативный аудит – это аудиторская проверка, которая проводится по решению учредителей либо руководства предприятия.

Основной целью инициативного аудита является анализ состояния бухгалтерского, налогового или управленческого учета. Инициативный аудит может проводиться в процессе подготовки к годовой бухгалтерской отчетности или с целью подтверждения достоверности финансовой отчетности, а также выявления нарушений при ведении учета. Результатом проведения инициативного аудита является формирование свода замечаний, установленного в ходе аудита и выдача рекомендаций по устранению данных замечаний.

Федеральный закон об аудиторской деятельности № 307-ФЗ не содержит понятия «инициативный аудит», поэтому инициативный аудит проводится по той же методике, что и обязательный. Отличие состоит лишь в том, что инициативный аудит проводится по желанию заказчика, а не по требованию закона.

Очень часто, особенно на этапе активного роста, собственники бизнеса вынуждены прибегать к услугам аудиторских компаний для проведения инициативного аудита. Цели проведения инициативного аудита могут быть самые разные, они могут быть связаны:

  • необходимостью анализа существующей системы учета и выстраивания системы на перспективу;
  • появлением каких-либо проблем на предприятии финансового характера;
  • желанием собственника или руководителя удостовериться в правильности ведения учета на предприятии и компетентности главного бухгалтера;
  • необходимостью получения кредита;
  • подготовкой к изменениям в структуре бизнеса вследствие открытия новых направлений;
  • проверкой эффективности хозяйственной деятельности организации при ее продаже или покупке
  • с иными обстоятельствами, требующими особого контроля над деятельностью компании, подразделениями предприятия и бухгалтерским (финансовым) учетом.

Параллельно выполнению основной цели проведения инициативного аудита, могут быть решены и вспомогательные задачи. Например, инвентаризация активов организации, оценка системы внутреннего контроля на предприятии, проверка благонадежности партнеров по бизнесу и т.д.

Так, например, к нам обратился предприниматель, который решил купить готовый бизнес по продаже запасных частей. После проведения инициативного аудита компании выяснилось, что большая часть дебиторской задолженности была сомнительной по причине недобросовестности контрагентов-покупателей, товарные остатки на складе не соответствуют данным бухгалтерского учета, имеется существенная задолженность по налогам не отраженная в балансе компании на отчетную дату. По итогу аудита предприниматель решил не покупать этот бизнес.

Инициативный аудит включает в себя как аудит всей компании, так и отдельных элементов учета, в зависимости от целей, которые ставятся перед аудиторами.

Как инициативный аудит может помочь компании?

Наиболее популярным направлением инициативного аудита, по нашим наблюдениям, является налоговый аудит. Усиливающееся давление со стороны фискальных органов все чаще заставляет предпринимателей задумываться над вопросами правильности исчисления налогов и сборов, ухода от нелегальных схем предпринимательской деятельности и т.п. Налоговый аудит оценивает существующую систему налогообложения отдельно взятого предприятия и группы компаний, определяет существующие риски и проблемные участки учета, дать рекомендации по оптимизации структуры компании и минимизации налоговых рисков.

Например, после проведения налогового аудита производственной компании выяснилось, что на балансе у компании отсутствуют производственные мощности, в штате нет производственного персонала, необходимого для поддержания производственного процесса, отсутствуют склады в собственности либо в аренде для хранения сырья и готовой продукции. Совокупность данных обстоятельств позволила сделать вывод о получении компанией необоснованной налоговой выгоды по Постановлению Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 и, как следствие, риска доначисления существенных сумм налогов и сборов.

Главной задачей инициативного аудита является подготовка рекомендаций для принятия управленческих решений. При этом любое решение принимается с учетом возможных финансовых, налоговых, юридических, управленческих рисков, изложенных в отчете.

Выводы и рекомендации, сделанные после проведения инициативного аудита, позволяют оптимизировать организацию работы бухгалтерии, выработать финансовую тактику, оптимизировать налоговые выплаты, принять правильные управленческие решения.

В случае рекламного агентства, описанного в начале статьи, причина проведения инициативного аудита была продиктована жизненной необходимостью, так как отсутствие заказчиков и постоянные блокировки расчетных счетов могли привести компанию к краху. Своевременное проведение аудита, предоставление собственникам рекомендаций по устранению многочисленных текущих нарушений и смена главного бухгалтера позволили наладить учет в агентстве, решить проблемы с налоговой, получить кредит, участвовать в тендерах и привлекать новых заказчиков.

Компания КСК Аудит профессионально занимается проведением инициативного аудита и оказанием аудиторских услуг предприятиям из различных отраслей деятельности. Обращайтесь к профессионалам!

Дополнительная информация на сайте КСК групп

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.