Чем отличаются бизнес-планы стартапа и действующей компании

Любой процесс начинается с планирования, любой удачный бизнес начинается с планирования. Наряду с материальным обеспечением, бизнес-план – необходимый минимум гарантий, который нужно предоставить инвестору. Инвестор отчетливо понимает, если вы не в состоянии составить такой документ, то наладить работу своего предприятия и вывести его на определенный уровень, не сможете и подавно.

По мере приближения правил ведения бизнеса к стандартам цивилизованного рынка, возрастает роль и значение бизнес-планирования, определение вектора и стратегии развития бизнеса. Бизнес-план – это конституция предприятия. Аналитики отмечают, что в последнее время все большее количество банков, рассматривая вопрос о выделении кредита, отдает предпочтение тем бизнесменам, которые способны предоставить подробное описание своего проекта. Короткое технико-экономическое обоснование и родственные связи с начальником кредитного отдела уже не являются достаточным основанием для финансирования компании. То же самое касается и стратегического партнерства, и привлечения частного инвестора, как было сказано выше. Представители постсоветской буржуазии все реже руководствуются чутьем и все чаще – услугами консультантов. Если же речь идет о партнерстве с серьезным иностранным банком или компанией, то здесь без грамотно составленного бизнес-плана вообще «ловить нечего».

Бизнес-план может охватывать какой угодно временной отрезок. Бизнес-планов должно быть, как минимум, два. Один «канонический» – для инвесторов, партнеров. Другой – рабочий, для себя. В него должен входить весь комплекс материалов, на основании которого создается этот документ. Структура бизнес-плана должна строго соответствовать форме официального документа, а содержание быть строго конфиденциальным, так как он включает в себя коммерческую тайну. Такой подход удобен, ведь порой приходится подгонять план под запросы конкретной аудитории.

Главная задача планирования заключается в том, чтобы сформулировать такую общую стратегию, которая в условиях изменяющейся конъюнктуры будет оставаться эффективной. А в сам бизнес-план в течение всего срока действия вносятся коррективы.

Хотя формально структура бизнес-плана универсальна, представители деловых кругов, читая этот документ, преследуют различные интересы. Поэтому, рекомендуется расставлять смысловые акценты с учетом предполагаемой аудитории. Например, составляя план для привлечения банковского кредита, следует подчеркнуть стабильное положение компании на рынке, ее активы, финансовые потоки, стабильность. А представителей инвестиционного фонда может заинтересовать как раз возможность быстрого развития бизнеса. Стремясь привлечь инвестиции, следует обратить внимание на перспективы компании, огромный потенциал профессиональной команды, большие планы, реализация которых возможна при соответствующих вливаниях. Если речь идет о стратегическом партнерстве, следует обозначить круг задач, которые могут быть решены совместно с компанией-партнером. Если есть возможность, полезно описать перспективы совместного производства или объединения систем сбыта.

Существенно различается планирование в рамках стартапа и уже действующего бизнеса. Разумеется, создаваемая с нуля организация требует значительно более тщательной проработки всех аспектов своей будущей деятельности. Критически важным разделом в бизнес-плане стартапа, если вы хотите привлечь значительные денежные средства извне, является резюме. Именно резюме должно убедить потенциального инвестора в том, что у фирмы-соискателя серьезные намерения и такие же шансы на успех. Чтобы инвестор клюнул на приманку, он должен прийти к выводу, что товар или услуга, под которую создается фирма, действительно востребована рынком. А значит, создатель проекта должен особое внимание уделить разделам, посвященным самому продукту, анализу потребностей рынка, конкурентной среде, стратегии каналов сбыта.

Составлять столь же подробный план для уже действующего бизнеса необходимо лишь в том случае, если предполагается кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов и выход на новые рынки. По окончанию работы рекомендуется обратиться за помощью к профессиональному консультанту, который мог бы вычитать и отредактировать документ.

Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитаты - 1. Поэтому, рекомендуется расставлять смысловые акценты с учетом предполагаемой аудитории. Например, составляя план для привлечения банковского кредита, следует подчеркнуть стабильное положение компании на рынке, ее активы, финансовые потоки, стабильность. А представителей инвестиционного фонда может заинтересовать как раз возможность быстрого развития бизнеса.

2. Существенно различается планирование в рамках стартапа и уже действующего бизнеса. Разумеется, создаваемая с нуля организация требует значительно более тщательной проработки всех аспектов своей будущей деятельности.


1. Рекомендации понятны. Но, как мне видится, у банков и у инвестфондов существует конкуренция и потому те из них, кто надумает обогнать конкурентов, будут руководствоваться не указанными стандаратами, а другим параметром - "эффективностью", если можно применить такой термин к составленному грамотно стратегическому плану.

2. Стратегическое планирование одинаково. А отличия могут быть даже на разных временных промежутках как для стартапа, так и для устоявшегося бизнеса. Тоже касается и проработки (скорее все наоборот - в силу меньшей предсказуемости стартапа).

Другое дело, что для действующего бизнеса - модель можно назвать стандартной. Но при выведении нового продукта ситуация тождественна стартапу. А при разработке стартапа (либо выведении нового продукта существующим бизнесом) я бы рекомендовал другую модель (при выявлении сильных и слабых сторон, в частности, выявлять эти характеристики для трех составляющих этой модели - для продукта стартапа, для самого предпринимателя и для бизнес-ангелов. Где это все подробно описано админ мне запретил говорить :)) - но если интересно - пишите в личку.


Генеральный директор, Москва

Клара, фото - сиречь резюме бизнес-плана в вашем случае прекрасно. А остальное с таким резюме уже и не важно ;-)

Управляющий директор, Москва

Креативненько ... интересно, сколько компаний сумели привлечь внешнее финансирование, представляя главным специалистом по бизнес-планированию человека, занимающего должность креативного директора?

О креативных директорах.

У меня был потенциальный клиент, который занимался очень специальным оборудованием. Ну просто очень специальным. У него в штате был креативный директор. Его недавно взяли на работу, и он отвечал за стратегию. На мой вопрос, почему его должность так называется, мне ответили, что он так хочет (он был провинциальным фотографом).

Вполне устойчивая компания вылетела с рынка менее, чем за год.

Генеральный директор, Москва

На мой взгляд как раз различия между бизнес планами стартера и действующей компании тут не просто не показано, а осознается в корне не верно.

Видно что со старта нами человек дел и не имел и смутно представляет что это такое и каково это создавать уникальный бизнес с нуля.

Меж тем такие различия есть. Глубина проработки деталей должна быть адекватной и выше как раз у действующего бизнеса.

Так именно в нем она может иметь смысл. Особенно если бизнес план предусматривает перестройку и оптимизацию бизнес процессов.

В стартапе (если иметь в виду под ним именно уникальный бизнес, а не клон чего то уже работающего или тиражируемый типовой проект вполне себе обычного бизнеса) особой проработки деталей быть просто не может.

А если и попытаетесь - это будет лишь фикцией, поскольку вы делаете новое и реакцию ваших клиентов и рынка предвидеть не можете. А соответственно и планировать, тем более - в деталях.

Что реально можно сделать в стартапе - это собрать хорошую управленческую и производственно-технологическую команду и быть предельно гибкими - своевременно реагируя на обратную связь и выясняющиеся детали...

То бишь быть готовыми и иметь планы Б, В, Г, Д... - наличием которых и отличается хороший стартап.

Опытные инвесторы это прекрасно представляют потому и ждут от бизнес плана стартапа не миражей - а перезентации идеи и команды, и демонстрации того, что они представляют что делать и в случае если сработает план А и в случае если начальные идеи провалится...

Генеральный директор, Таджикистан

Поверхностная и в основном бесполезная статья.

Директор по производству, Украина

Прежде чем отвечать на вопрос-заголовок статьи, нужно уточнить понятие «бизнес-план» (далее, БП). Уточнять начнём «из первых принципов».

Всё начинается с бизнес-идеи. Результат её разработки и называется БП. Конечно, для сложных проектов БП разрабатывается в несколько стадий (эскизный проект, рабочий проект, и т.п.).

В разработке и осуществлении БП участвует немало сторон. Это, например: инвесторы; проектировщики; инстанции разрешительно-согласовательной системы; подрядчики по поставкам, строй-монтажу и пуско-наладке. К ним могут добавляться и другие стороны. Например, персонал предприятия, создаваемого согласно БП. Так вот, БП должен отвечать интересам-вопросам каждой из этих сторон. Значит, БП может/должен иметь разные варианты изложения.

Среди вышеуказанных сторон есть одна, интересы и влияние которой имеют бесспорный приоритет – это инвесторы. Сначала дам ответ с точки зрения инвесторов (на вопрос-заголовок статьи). Здесь «возможны варианты»:

* Если инвестор вкладывает свои деньги в осуществление БИ, то никого не касается наличие/отсутствие БП.

* Если инвестор вкладывает кредитные деньги, то и тогда наличие/отсутствие БП мало кого интересует. Ибо возврат кредита гарантируется залогом заёмщика или поручительством третьей стороны.

* А если инвестор привлекает третью сторону, на правах миноритарного соинвестора? – Тогда возврат денег такому соинвестору НЕ гарантирован. Вот в этом-то случае БП и является средством убеждения соинвестора: дать деньги «чужому дяде» и принять на себя риски их невозврата.

Инвестор или соинвестор профинансируют проект, если получат убедительные ответы на следующие 2 вопроса: «Сколько денег надо вложить?»; и «Когда вложенные деньги вернутся (окупятся)?». Вот (в первую очередь!) для получения ответов на эти вопросы и разрабатывается БП

Широта и глубина разработки БП должны быть достаточными для убедительности ответов на вышеуказанные вопросы инвесторов. Убедительность означает, что ответы должны быть конкретными и устойчивыми. Конкретность – это числовая форма ответов. Тогда их можно определить-проверить расчетами. Устойчивость понимается как обычно: небольшие изменения внешних условий приводят к небольшим изменениям чисел-ответов.

Чтобы ответы были конкретными и устойчивыми, БП должен содержать все существенные решения в трёх аспектах: маркетинг; инженерия, управление. Или, говоря иначе: сбыт-закупки; производство; оргструктура. Что значит существенные решения? – Это значит такие решения, влияние которых (в числовой форме!) превышает заданную погрешность расчета чисел-ответов (сумма и дата). Итак, ответы должны быть числами: СУММА; ДАТА

Вот теперь, наконец, будет понятным ответ на вопрос-заголовок статьи.

«Бизнес-план стартапа» (далее, БПст) и «бизнес-план действующей компании» (далее, БПдк) НЕ должны отличаться, в варианте изложения «для инвесторов». Ибо они отвечают на одни и те же вышеуказанные 2 вопроса.

А объёмы изложения БПст и БПдк для других сторон проекта могут отличаться. БПдк может иметь заведомо меньший объём изложения чем БПст. Так как в действующей компании есть опыт-знания, разработанные-оформленные в прошлых работах. И на эти опыт-знания можно дать ссылку, а не дублировать их изложение.

НО-но! Ссылки могут приводить и к потерям времени пользователей БП, и к потерям качества разработки БП. Поэтому, БП (особенно в варианте изложения для команды проекта!) должен содержать ВСЁ (в смысле «здесь и сейчас»).

Таким образом, БПст и БПдк НЕ должны отличаться.

Директор по аудиту, Москва

Благодарю всех за проявленный интерес! Эту тему действительно невозможно раскрыть в одной статье.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии