Нью-Васюки как модель развития малых городов

Пока государство решает, что делать с малыми городами, они выплывают как могут.

Помните бессмертные строки из «Двенадцати стульев»? Позволю себе процитировать: «Васюкинцы денег платить не будут. Они будут их по-лу-чать! Это же все чрезвычайно просто. Ведь на турнир с участием таких величайших вельтмейстеров съедутся любители шахмат всего мира. Сотни тысяч людей, богато обеспеченных людей, будут стремиться в Васюки».

инвестиции

Грезы Великого комбинатора я вспомнила, когда слушала доклад известного петербургского ученого, доктора географических наук Константина Аксенова. Во время круглого стола в рамках недавно завершившегося в Санкт-Петербурге 54-го Конгресса Европейской Ассоциации региональных наук (ERSA) профессор рассказывал своим российским и зарубежным коллегам о перспективах развития небольшого городка Гусев в Калининградской области.

«Мы хотим, перевезти сюда пивной заводик из Германии, позвать булочников, сделать международный музыкальный фестиваль…».

Гусев по российским меркам – малый город. Население – 28 с половиной тысяч человек. В советское время здесь существовала промышленность. 1990-е годы подкосили городскую экономику. И Гусев доживал бы остатки исторического наследия (а родился он по официальным данным в 1724 году), если бы не появился в нем в 2007 году Технополис GS.

И снова послушаем Константина Аксенова:

«Гусев практически не отличался от соседей. Большинство занятых – в государственных муниципальных учреждениях и военнослужащие. Это стандартная ситуация для такого города. Решение о том, где будет Технополис, конечно, принималось не здесь. Такие вопросы в компетенции глобальных городов. Для Гусева таковым оказался Санкт-Петербург. Глобальный город второго порядка по Питеру Тейлору. Региональный метрополис: может диктовать свою волю периферии, но сам подчиняется решениям извне, из городов более высокого порядка.

В Санкт-Петербурге располагалась штаб-квартира глобальной корпорации GS.

В тот момент она уже имела производства и R&D во многих странах мира, в том числе и в России. И возник вопрос об открытии новых, создании кластера. Решили использовать ресурс ОЭЗ.

Стали подбирать конкретное место. В Калининграде издержки на строительство и рабочую силу – самые высокие. Поэтому представители компании объехали в течение месяца все муниципальные образования области. Должны были сложиться два основных фактора. Первый: стоимость и доступность рабочей силы и инфраструктуры. Второй: time-to-market.

Как быстро можно организовать производство в данном месте. По совокупности этих факторов равному городу Гусев не оказалось никого. Власть была заинтересована в приходе инвестора, увеличении налоговой базы, расширения возможностей для города, снижении безработицы. И поэтому все вопросы решались с быстротой, для России почти невероятной.

В итоге, в Технополисе GS сейчас работают шесть производств, большая часть из которых – наукоемкие. Здесь, к примеру, запущен завод по корпусированию чипов памяти с топологией 45 нанометров – единственный пока в России».

Вернемся к вопросу, с которого мы начали. Зачем частному бизнесу инвестировать в развитие города?

А в этом и состоит идея развития, которую предложил петербургский ученый. Константин Аксенов считает, что идеи Ричарда Флориды можно применять не только к крупным, но и к малым городам. И здесь они дадут тем больший эффект, чем больше будет уровень востребованности.

«Мы собираемся сделать на основе этого кластера самый быстрый time-to-market вариант получения технологических инноваций на рынке, – рассказывает Аксенов. – Если мы привезем сюда людей, которые могут что-то изобрести, то ускорим срок того, как их идея станет товаром на выходе. Это географический вопрос. Мы получим выигрыш в эффективности. Следовательно, сюда надо вложить деньги, которые могут дать нам инновационную ренту. И наши непроизводственные затраты должны создать такую креативную среду, чтобы сделать Гусев глобальным городом. Городом, который дает инновации остальному миру.

Помимо технологической мощности, технических креативных ресурсов собираемся сюда привлечь и арт-ресурсы. Которые, по Флориде, должны создать общую креативную среду. Удобную комфортную среду, реализованную в чистом поле рядом с малым городом, внутри малого города в России».

Вот такие идеи.

Возможно ли их реализовать, покажет время. Хотя, уже сейчас в город приезжают новые люди. Зачастую с высшим образованием. Местный профессиональный колледж готовит новых специалистов. И здесь учатся не только молодые гусевцы, но и ребята со всей области. В ближайшей перспективе – открытие филиала БФУ им. И.Канта. Так что у Гусева уже не одна точка опоры. И, наверняка, их будет больше. Научный подход уже себя оправдал.

Кстати, некоторые литературоведы считают, что прообразом для города Васюки послужил Козьмодемьянск. Жители этого местечка нашли такое совпадение весьма выгодным: ежегодно с 1995 года здесь проводится юмористический фестиваль «Бендериана». Также в городе есть музей Остапа Бендера, магазины «Мастер Гамбс», «Отец Федор», «Мадам Грицацуева».

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, США

''В итоге, в Технополисе GS сейчас работают шесть производств, большая часть из которых – наукоемкие. Здесь, к примеру, запущен завод по корпусированию чипов памяти с топологией 45 нанометров – единственный пока в России».

Корпусирование в ОЭЗ -дело стоящее .Интересно в чём наукоёмкость
остальных пяти производств ?

Адм. директор, Москва

В стране исчезли с ''лица Земли'' больше 100 000 поселений, именуемых ''малые'': деревни и деревеньки, поселки и выселки города и городки...
Этот социально-экономический пылесос, называемый глобализацией объективно имеет лишь одного соперника/противника/врага: стремление человека к уюту и спокойствию.

P.S. 28 тыс. чел., шесть производств, количество рабочих мест на этих производствах и степень их технологичности - вот это и есть ''ньювасюки''; никаких моделей развития в этом нет - есть слив устаревших технологий, затормаживающих появление новых организационно-технологических и управленческих решений, исключающий интеллект.

Консультант, Уфа

Сергею Норкину.
Напрасно Вы так. Пусть понемногу, но в динамике, жизнь в небольшом городе обретает смысл для местных жителей, а если учесть, что возникает приток населения, значит есть перспективы: и для людей, и для бюджета.
Деревеньки и выселки потому и исчезли, что делать там стало нечего.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.