Обладатели высшего образования останутся без работы?

Из результатов исследований сайта экспертных групп по обновлению «Стратегии – 2020» следует, что Россия вплотную приблизилась к грани, за которой начнется резкая девальвация высшего образования. Это чревато размыванием тех преимуществ, которые в российских условиях пока дает накопление человеческого капитала. В результате вместо высокопродуктивной экономики знаний в России может сформироваться экономика невостребованных знаний (или даже псевдо-знаний). Маловероятно, что рост спроса на рабочую силу с высокой формальной подготовкой сможет и дальше соответствовать столь активному росту ее предложения. Поэтому в будущем следует ожидать:

а) роста безработицы среди лиц с высшим образованием;
б) падения отдачи от образования (прежде всего – высшего) ;
в) массового перемещения обладателей вузовских дипломов на «плохие» (малоквалифицированные) рабочие места.

Останутся ли обладатели высшего образования в будущем без работы? Что думают участники Сообщества?

Blinov.jpgАндрей Блинов: «Абсолютно согласен с вышеобозначенными предположениями. Теряется научный потенциал высшего образования и умирают научные институты. В сложившейся ситуации в какой-то степени виноват и бакалавриат: до сих пор не понятно, что это – законченное высшее или незаконченное. Что делать, чтобы изменить ситуацию? – Продумать контакт вузов с работодателями, чтобы исследовательские (в том числе дипломные) работы студенты могли писать основываясь на реальной деятельности компаний крупного и среднего бизнеса. Тогда их оторванность от реалий бизнеса будет уменьшаться, а востребованность в квалифицированных кадрах расти».

Staschenuyk.jpgВасилий Стащенюк: «Полагаю, обладатели высшего образования и сейчас частично не могут достойно трудоустроиться, но они не останутся в будущем без работы полностью. Число безработных с высшим образованием будет колебаться относительно какой-то величины, которая будет зависеть от деятельности законодателя Государственного собрания и исполнителя – Правительства, а также от деятельности региональных и местных органов власти. Причину роста безработицы вижу в крайне медленной модернизации экономики и недостаточной обратной связи между производителем – сферой высшего профессионального образования и потребителем – работодателями. В СССР этот процесс был централизованно управляем – кадровые органы отчитывались по вопросам комплектования и о качестве подготовки прибывших по распределению выпускников. Так обеспечивалась обратная связь между производителем подготовленных кадров и их потребителем. Поэтому изменить ситуацию к лучшему может, например, восстановление подобной обратной связи с учетом современной ситуации, хотя я допускаю, что работодатель имеет обязательства по предоставлению данных соответствующей статистической отчетности. Мне неизвестно, имеет ли современный работодатель обязательства информировать непосредственно вуз, подготовивший работника, просто я давно об этом не слышал. Поэтому предположу, что их нет. Если это так, то влияние вузов на содержание ГОСов, последняя версия которых (знаменующая переход к Болонской системе) подготовлена в явной спешке, очень слабо, а это еще один канал обратной связи».

Фото: freeimages.com


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Астрахань

Ну да, не так давно ректорат ведущих ВУЗов страны заявил её руководству, что доля взрослого населения с высшим образованием составляет около 58% и значительная часть из последних (процентов) для экономики никакого интереса не представляет.
Think today and speak tomorrow. :)
Truth lies at the bottom of a well. :)

Генеральный директор, Саратов

Имитация высшего образования, заменившая подлинное образование в 95 % вузов, уже сильно обесценила дипломы. К тому же сложившаяся структура экономики и общества, в котором наивысшие зарплаты или точнее, реальные доходы, получают занятые в органах исполнительной власти, контролирующих органах, в странообразующих предприятиях, где по определению решает при приеме на работу и последующей карьере не высшее образование отнюдь, дополнительно обесценивает дипломы.
Увы, негативный отбор для социальных лифтов вновь вернулся в Россию.

Руководитель проекта, Астрахань
Николай Михайлов пишет: Увы, негативный отбор для социальных лифтов вновь вернулся в Россию.
Waste not, want not. We know not what is good until we have lost it.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
В нашей стране давно и, как мне кажется, целенаправленно идет девальвация диплома о высшем образовании.
пишет: Российская экономика приблизилась к черте, за которой может начаться резкое увеличение недоиспользования квалифицированной рабочей силы
В большинстве своем ныне диплом - это не более, чем ''корочка'', бумажка, по сути, ничего не говорящая об уровне квалификации ее обладателя. Огромное количество этих бумажек ''за умеренную плату'' выдают всякие ''открытые-полуоткрытые очно-заочные гуманитарно-юридические академии/университеты'' непонятного происхождения. Структурная проблема тоже налицо: большинство ''корочконосителей'' - это полуграмотные ''юристы_экономисты'' либо такие же полуграмотные выпускники других специальностей, никогда толком не учившиеся, ибо никогда не планировавшие работать по своей специальности. Последние данные о среднем балле ЕГЭ (хоть я его и не люблю, но все равно показатель) среди абитуриентов показывают, что в аутсайдерах - технические специальности. Какая уж тут ''квалифицированная рабочая сила''?
пишет: падение экономической ценности образования
Высшая школа почти разрушена. Остались только отдельные ''островки'' в виде чудом уцелевших и сохранивших научный, преподавательский потенциал и матбазу кафедр и специальностей, а все чаще - просто отдельных личностей, фанатов науки и образования, из каких-то непонятных большинству соображений до сих пор работающих за копеечные зарплаты в полуразваленных вузах. Особенно актуально это для российской провинции. Какая уж тут ''экономическая ценность образования''? Да и спроса, собственно, тоже нет. Кому нужны в нынешней России инженеры, технологи, математики, физики...? Из тех школ, которые еще способны готовить первоклассных специалистов (тот же МФТИ и т.п.) выпускники практически целыми выпусками уезжают за рубеж. Там они ценятся, им создают условия, платят нормальные деньги, дают возможность заниматься своей профессией. Так что действительно обладателей высшего образования в России становится катастрофически мало. Все больше ''корочконосцы''.
Руководитель проекта, Астрахань
Лев Соколов пишет: Цитата пишет: Российская экономика приблизилась к черте, за которой может начаться резкое увеличение недоиспользования квалифицированной рабочей силы
http://www.lifenews.ru/news/69916 у премьера РФ осеннее обострение (с требованием) на дополнительные 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Honey is sweet but the bee stings. ''Медовый'' со своими улетевшими от смога ''пчёлами'' прикольщик Лужков на Рен-ТВ (в репортаже) заявил, что работает в ВУЗе за 1руб./месяц (на полке прям так и показал монеты), и что бизнеса в России больше нет. Роообяты айда на кафедру к Лужкову ;), мож в долю возьмёт. :D
Директор по маркетингу, Москва
Андрей Сувернев пишет: Waste not, want not. We know not what is good until we have lost it.
А по-русски уже никак не получается выразить мысль? Вот отличная иллюстрация к перспективам нашей страны...:)
Руководитель проекта, Астрахань
Владимир Руденко пишет: А по-русски уже никак не получается выразить мысль? Вот отличная иллюстрация к перспективам нашей страны...smile:)
Ну да, в Индии тоже кое-кто разговаривает по-английски (и Кембридж с поговорками кончал) - потому глубокий и благой колодец (''...bottom of a well...'') призываю начать искать внутри себя с дружбой-импульсом с ценностями и Востока (чем Запада, который больше хромает механичностью и пошлятиной.) Тем более: ''298. Каждая мысль Агни-йога как жемчуг для обновления сознания. Потому пространство так насыщается Нашими Братьями. Конечно, страна, движимая механической системой, не может достичь без разрушения старого. Потому Мы ценим каждую творческую мысль, и золото всего мира не купит рост мысли.'' (Живая Этика, ''Беспредельность'', часть II) P.S. На днях я отказался от прэээмии «ЭЛИТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 2011», беее. :))))))
Аналитик, Самара
''Вообще, я большой чудак :))'' Это да.
Николай Михайлов пишет: Имитация высшего образования, заменившая подлинное образование в 95 % вузов, уже сильно обесценила дипломы. ....
+100%
Директор по маркетингу, Москва
пишет: Российская экономика приблизилась к черте, за которой может начаться резкое увеличение недоиспользования квалифицированной рабочей силы и падение экономической ценности образования, считает сайт экспертных групп по обновлению «Стратегии – 2020».
Склонен согласиться с экспертами. Экономика-то сырьевая, что бы там не говорили и что бы в ней не удваивали и не модернизировали последние 11 лет :) Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на источники формирования госбюджета, например, на 2012 год и трехлетнюю перспективу... Плюс вертикализация всей страны при ручном управлении экономикой. Понятно, что ручное управление возможно только там, где нет сложных системных процессов. Сырьевая экономика именно такова: добыл - продал - прогнал по трубе... Большого количества высококлассных специалистов такая экономика не требует. Даже с учетом потребностей инфраструктурных сопутствующих отраслей... Вертикализация управления страной делает привлекательной работу в системе госуправления. Но бесконечный рост здесь тоже нереален... Вот, собственно, и весь список возможностей для высшего образования... Нам давно надо определиться какую экономику мы строим и хотим видеть, например, году, эдак, в 2035-ом... Мне уже приходилось не раз писать о том, что я не вижу большой беды в том, чтобы открыто строить сырьевую экономику (Норвегия, например, этого не стыдится)... Системе образования надо же на что-то ориентироваться в подготовке специалистов... А она на распутье: то ли ориентироваться на красивые слова (модернизация, инновации, слезть с сырьевой иглы и проч.), то ли на факты... В условиях высокой степени неопределенности того, куда идет страна, образование живет по единственно возможному сценарию: инерционному, перекладывая проблему своей применимости и востребованности на самих выпускников... И конечно образовательные ценности в таких условиях неизбежно смещаются от получения профессии к получению диплома...
Директор по маркетингу, Москва
Андрей Сувернев пишет: На днях я отказался от прэээмии «ЭЛИТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 2011», беее. )))))
Да ну,.. Это поступок настоящего индийца :) Или барана (не сочтите за оскорбление), если принять во внимание окончание цитаты :)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Бизнес-школа АМИ запустила Executive MBA в Казахстане

Казахстанские предприниматели получат бизнес-образование в петербургской школе.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.