Удастся ли России притормозить «утечку мозгов»?

С 2012 года начнет действовать государственная программа финансовой поддержки талантливой молодежи. Более двух тысяч студентов смогут получить образование в лучших вузах мира при условии последующего возвращения на родину. На эти цели, сообщает РБК, Минэкономразвития выделит более $60 млн. Дмитрий Медведев давно намекал на необходимость такой программы, возможно, потому что она должна замедлить массовую эмиграцию отечественных специалистов.

Окажется ли этот проект эффективным? Эксперты и участники Сообщества комментируют тему дня.

Мурад Софизаде, соавтор программы: «Этот проект предусматривает определенный механизм обучения за рубежом. Отбор студентов будет осуществляться на основании результатов общего конкурса. Программа лишь убирает один важный барьер – финансовый. Изначально образование кредитуют иностранные банки. Наше государство полностью субсидирует эти расходы в течение трех лет, если выпускники по возвращении на Родину будут работать в госсекторе. Если в частном – погашена будет половина кредита в течение пяти лет. Те выпускники, которые решат не возвращаться в Россию, будут выплачивать кредит самостоятельно».

Дмитрий Кожевников, старший преподаватель НИУ ВШЭ: «Вряд ли такой проект сам по себе сможет притормозить «утечку мозгов». Эту проблему нужно решать комплексно, а не подобными инициативами. В России очень тяжело стартовать в любом виде бизнеса, а на Западе возможностей для начинающих специалистов, предпринимателей и ученых значительно больше. Мне пока не известны детали программы, но даже если наши студенты смогут получать образование за рубежом за счет государства, вряд ли их что-то потом удержит на родине. С другой стороны, эта программа позволит России интегрироваться в международное научное и бизнес-сообщество и, возможно, поможет изменить отношение европейцев к русским, которое сейчас достаточно опасливое и настороженное».

Светлана Макарова: «Я думаю, что эта программа будет очень эффективна, так как за рубежом студенты получают дополнительный международный опыт и знания. Конечно, многим из них часто хочется остаться там работать, так как условия труда там гораздо лучше, и совсем обезопасить себя от «утечки мозгов» государство не сможет. Что касается обязательного условия договора по возврату студентов на родину, то о вариантах контроля судить сложно. Ограничивать свободу человека (к примеру, контракт на три года трудовой деятельности в стране после учебы) – не слишком гуманно, гораздо эффективнее, на мой взгляд, было бы создавать какие-либо стимулы для работы молодежи. Ведь очень часто студенту с качественным университетским образованием крайне сложно найти хорошую работу в России. Нужно создать такие условия, когда молодой специалист понимал бы, что он нужен стране, что он востребован! Чтобы в своей стране стало жить проще, привычнее и интереснее. Государство, вкладывая средства в обучение студентов, могло бы получить реальные выгоды от таких инвестиций, направляя студентов учиться по тем направлениям, которые наиболее приоритетны для российской экономики, но в которых пока еще не хватает знаний и квалифицированных специалистов».

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Москва

Пускай вначале правительство восполнит недостаток собственных мозгов, а там гладишь и утечка прекратиться )

Консультант, Москва

Ну и что будет дальше делать этот специалист?
Президент и правительство могут сказать, каковы стратегические планы развития народного хозяйства страны? Какие отрасли как должны выглядеть через 5-10-15-20-30-50 лет? Какие специалисты (сколько и какой квалификации) нам нужны будут для этого?

Вряд ли. Только и хватает сил на популизм за ''народные деньги'' (налоги, то есть).

Что толку получать инженерное образование, скажем, по системам запуска летательных аппаратов, чтобы потом либо сидеть в КБ/НИИ за зарплату курьера, либо сразу сделаться ''менеджером по продажам'' (или по маркЕтингу)?
Про медицину говорили уже - недавно такой же опрос был по поводу выступления Рошаля. Как может быть, чтобы в стране дипломированный врач получал зарплату на уровне прожиточного минимума?
Про образование... Оно, похоже, в фантом превратилось - преподаватели делают вид, что учат, а студенты - что учатся. Чтобы потом делать вид, что работают за зарплату, которую работодатели делают вид, что платят.

И зачем для этого тратить налоги, переводя их за границу?

Член совета директоров, Москва

Ничего нового в правительстве не предлагают уже несколько десятилетий. Очередную азиатскую бизнес-идею передрали с опозданием на 10 лет.

Выход есть:
1. Сделать регламент по передеранию законов с развитых экономик с интервалом не более 3-х месяцев, вот тогда у нас будет отставание от экономически развитых стран 1 год а не 20 лет.
2. Распустить гос думу и совет федерации (сегодня это предложил в твиторе Жириновский) в замен сделать концелярию по передеранию бизнес-идей и законов с прогрессивных стран.

Печаль(

Аналитик, Самара
Ответил - Да. Предотвратить удастся в любом случае, вопрос - когда?
Борис Зверев пишет: Ну и что будет дальше делать этот специалист? Президент и правительство могут сказать, каковы стратегические планы развития народного хозяйства страны? Какие отрасли как должны выглядеть через 5-10-15-20-30-50 лет? Какие специалисты (сколько и какой квалификации) нам нужны будут для этого?
+ 100%
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

2 Борис Зверев: Браво!

Программист, США
реакция очевидна: выпускники будут просто взвешивать стоимость вариантов - остаться за границей и выплатить кредит самому или вернуться работать за меньшие деньги но списать кредит. На практике я думаю все будут в первую очередь пытаться устроиться за границей и только те кто не смог найти хорошей работы будут возвращаться, так что от утечки мозгов никуда не деться. Есть правда одно важное исключение, те кому уже приготовлено место работы ''у папы'' и кто туда вернулся бы в любом случае будут теперь получать бесплатное образование за границей. Видимо на них программа и ориентирована. Вообще такую программу можно только приветствовать, большинство студентов на западе берут кредит на обучение. Таким образом государство просто выступает гарантом перед иностранным банком, очень похвально, если сместить угол зрения то можно сказать что студентам гарантируется получение кредита на обучение и при определенных условиях этот долг списывается. Однако тут есть масса технических проблем, которые по моему мнению всю идею в конце концов похоронят: - какой процент студентов будут составлять ''гарантированно трудоустроенные''? Если значительный то это просто еще один вариант ''оплаченного проезда к месту отдыха'', они в любом случае работали бы на том же самом месте, да и образование вероятно сами себе оплатили бы если бы потребовалось - как возврашать долги? особенно с тех кто не вернулся? очевидно что заниматься этим придется гаранту кредита, т.е. государству. Ну и как предположительно должен выглядеть механизм поиска человека где то в мире, потенциально еще и иностранного гражданина, возможность повлиять на него при том что никаких рычагов влияния собственно и нет? Да и стоить это скорее всего будет не меньше чем сама сумма кредита. - как поступать с недоучившимися по той или иной причине? Процент оставивших университеты довольно велик, еще более частый случай когда требуется взять дополнительный курс (оплата за обучение зависит от того сколько предметов посещается). Тот кто сам платил очевидно возьмет добавочный кредит, в нашем случае это будет скорее всего нелегко и совершенно точно что очень долго.
Директор по развитию, Москва
Борис Зверев, Президент и правительство могут сказать, каковы стратегические планы развития народного хозяйства страны? Какие отрасли как должны выглядеть через 5-10-15-20-30-50 лет? Какие специалисты (сколько и какой квалификации) нам нужны будут для этого?
По моему, состав ВУЗов в стране и их емкость, как раз и должен определять эти цели... На сайте мин. экономического развтия страны, есть перечень программ на которые правительство выделяет средства. Это может быть определенным ориентиром абитуриентам. Однако, гарантией это все равно быть не может. Так как страна является частью мировой эконимики, и куда она повернет через 20 или 50(!!) лет, никто не знает по определению :| Поэтому для тех, кто не привык ставить на зеро, остаются вполне беспроигрышные варианты - бухгалтер, юрист, экономист.
Консультант, Москва
Михаил Кузнецов пишет: На сайте мин. экономического развтия страны, есть перечень программ на которые правительство выделяет средства. Это может быть определенным ориентиром абитуриентам. Однако, гарантией это все равно быть не может. Так как страна является частью мировой эконимики, и куда она повернет через 20 или 50(!!) лет, никто не знает по определению
Это так, хотя не пытаться строить прогнозы и планы - тоже глупо, так что какой-никакой ориентир (не для абитуриентов и студентов, а для государства) быть должен. Но это одна сторона медали. А есть вторая. Для чего нужно отправлять студентов за рубеж? Чтобы они получали те знания и опыт, которых нет здесь. НО! Можете обвинять меня в квасном патриотизме, но я считаю, что даже сохранившиеся до наших дней остатки того, что в СССР было Наукой и Образованием, не слабее ''буржуйских''. Когда Пётр 1 посылал учиться морскому (и каким ещё?) делу в Европу, то тогда соответствующих наук у нас на Руси, видимо, не было - по крайней мере, в виде именно Науки, а не народного ремесла (хотя многие допетровские здания до 20 и 21 века достояли, пока их экскаваторами, ''бабами'' да динамитом не ''осовременили'' манкурты наши власть предержащие, вооружённые новыми ''технологиями''). Тогда, при Петре, необходимость была - хотя бы ради постройки и эксплуатации современного тому времени флота. А чему, простите, могут научить в ''буржуинстве'' наших ребят, чему они не могут научиться тут? Причём речь надо вести об обычных специальностях (инженер, врач, химик, физик, ...), ибо управление бизнесом и менеджмент, хоть стреляйте меня, но первой специальностью (ИМХО!) быть не должно. Стажировка и обмен опытом - да, во избежание нового ''железного занавеса''. Но на уровне 3-4 курса. Особо уникальные специальности - тоже можно поверить (хотя мне навскидку примеров в голову не пришло ни одного). Но это - единицы. А речь ведь, как я понимаю, о тысячах студентов ежегодно. Так может лучше потратить НАРОДНЫЕ (ибо это налоги, с нас собранные) средства на поддержание (точнее, восстановление) своего, чем кормить ''потенциального противника''?
Директор по развитию, Москва
Борис Зверев, Так может лучше потратить НАРОДНЫЕ (ибо это налоги, с нас собранные) средства на поддержание (точнее, восстановление) своего, чем кормить ''потенциального противника''?
Пусть интегрируются в кампусах, глядишь перестанем их считать ''потенциальными противниками''. А там глядишь и сэкономим НАРДНЫЕ НЕФТЕДОЛЛАРЫ на военных действиях против ''потенциальных друзей''. Так что это как считать... 8) Борис, читая Вас, сразу видно, - человек прошел закваску военной кафедрой. 8) Коллега..
Финансовый директор, Тула

Очень хорошая новость. С одной стороны, абсолютно верная идея. Поскольку на мой взгляд, высшая школа у нас никуда не годная. Может быть это будет второй прорыв в образовании после ЕГЭ. Фурсенко – браво и памятник при жизни. С другой стороны, Петруша сумел обгадить все что можно, в том числе и подготовку специалистов зарубежом. Тем не менее, если будут ребята, которые сами, не по блату и не за родительские деньги выучатся, то важен будет сам факт их присутствия в нашей жизни. Повторяю, если удастся воплотить идею – ура Фурсенко! Образовательные кредиты в нашей стране так и не работают в том виде, в котором их презентовали 2 года назад. Даже документа полноценного до сих пор никакого не приняли (в отличие от автокредитов и автохлама, кстати).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В WU рассказали о 4 лидерских навыках, которые можно развить на программе EMBA

В этой статье представлены 4 лидерских навыка, развитию которых уделяется особое внимание во время обучения на программе EMBA.

МИРБИС открыл набор на зимний старт программы MBA в формате weekend

Занятия будут проходить в удобном формате уик-энд 1 раз в месяц (пт, сб, вс).

В WU рассказали, как программа EMBA может помочь укрепить навыки управления командой

Что нужно сделать, чтобы расширить свои карьерные возможности?

Декан WU Executive Academy рассказала о преимуществах австрийского бизнес-образования

Программа Global Executive MBA уже 4 года подряд входит в число 50 лучших MBA-программ в рэнкинге EMBA от Financial Times.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes опубликовал рейтинг лучших работодателей России

Forbes учитывал не только соцпакет, средние зарплаты и условия труда, но и экологический след компаний и их влияние на общество.

Опубликован рейтинг самых переоцененных профессий

Футболисты не на первом месте.

В Петербурге перенесли введение QR-кодов для кафе и отелей с 1 декабря на 27 декабря

Также власти планируют ввести дополнительные ограничения с 27 декабря до 9 января.

Россияне рассказали, что хотели бы получить в качестве корпоративного подарка

Какие подарки получают россияне от своих работодателей на Новый год и что они хотели бы на самом деле?