Программы МВА: кто, чему и как хочет учиться?

В начале 2006 года в рамках специализированной выставки компания Begin.ru представила результаты исследования, в ходе которого была предпринята попытка выяснить предпочтения российских специалистов в этой области бизнес-образования. В опросе приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 46 лет, большинство которых (64%) обладают общим стажем работы от 1 до 7 лет (данные представлены в диаграмме 1).

Диаграмма 1. Общий стаж работы участников исследования

42% опрошенных имеют стаж руководящей работы от 1 до 3 лет, каждый четвертый респондент имеет стаж руководящей работы от 3 до 5 лет (данные представлены в диаграмме 2).

Диаграмма 2. Стаж руководящей работы участников исследования

Бизнес-школы

Предполагаемое время поступления на программу МВА

Каждый четвертый участник опроса планировал поступать на программу МВА весной 2006 года, 28% респондентов – осенью 2006 года. В 2007 году на программы МВА собираются поступать 15% участников исследования. Более поздние сроки указали 9% респондентов. 11% опрошенных затруднились с ответом, а 9% указали, что не будут поступать на МВА.

Источники информации о бизнес-школах

Большинство участников исследования (85%) отметило, что наиболее доступным источником информации для них является интернет, 17% указали в качестве такого источника прессу. Наибольшее доверие вызывает информация, полученная из интернета (39%), далее в порядке убывания следуют пресса (29%), рекомендации знакомых (27%), а также выставки (10%).

При поиске информации о бизнес-школах респонденты чаще всего пользуются поисковыми системами (62%), также они заходят на сайты бизнес-школ (58%) и на справочные сайты по бизнес-образованию (51%).

Каждый второй ответивший использует одновременно несколько источников для поиска информации о программах МВА. Чаще всего сочетают: 1) сайты бизнес-школ вместе со справочными сайтами по бизнес-образованию (30%) и 2) справочные сайты вместе с поисковыми системами (32%). Следует отметить, что при использовании поисковых систем респонденты в основном набирали в строке запроса «МВА бизнес-образование».

Причины поступления на программы MBA

Большинство опрошенных (67%) указали, что приняли решение поступать на программу МВА самостоятельно, без чьего-либо совета. Среди тех, кому посоветовали поступать на МВА, чаще всего (7% ответивших) такой совет давали друзья, знакомые (не являющиеся коллегами по работе).

Наиболее распространенной причиной поступления на программы MBA является возможность «развития карьеры». Это отметили 68% опрошенных. Второй причиной поступления является возможность увеличения дохода после получения степени MBA (48%). Также посетители выставки указывали на возможность систематизации имеющихся знаний (45%) и приобретение полезных связей (43%).

Такие причины, как «интерес к смене сферы деятельности» и «необходимость решения конкретных проблем бизнеса», не являлись значимыми для поступления на программу (27% и 13% соответственно).

Чему хотели бы научиться на программе МВА

На вопрос «Чему вы хотели бы научиться на программе МВА?» дали ответ 65% участников исследования. Среди них каждый пятый хочет научиться навыками эффективного управления бизнесом, 15% хотят получить знания в области маркетинга, 10% - в управлении финансами. Остальные указали, что хотели бы научиться грамотному ведению дел, нестандартному решению задач, а также совершенствовать и структурировать имеющиеся знания, получить практический опыт.

Значимость основных факторов, влияющих на выбор бизнес-школы

В рамках исследования респондентов просили оценить по 7-балльной шкале значимость различных факторов, на которые они ориентируются при выборе бизнес-школы. Наиболее значимыми факторами (средняя значимость 6 баллов и выше) при выборе бизнес-школы были: преподавательский состав, содержание программ (специализация) и возможность изучить иностранный язык, стоимость, имя и репутация учебного заведения, при котором существует бизнес-школа, наличие у программы зарубежной аккредитации, возможность получить западный диплом МВА.

Важными критериями (средняя значимость 5-6 баллов) также являлись возможность получить российский государственный диплом МВА, наличие карьерного центра, состав слушателей, продолжительность обучения, форма обучения. К наименее значимым факторам выбора бизнес-школы (средняя значимость 3,7 балла и меньше) были отнесены количество курсов по выбору, местоположение бизнес-школы, состав слушателей и возможность пройти программу на иностранном языке.

Факторы, влияющие на представление о репутации бизнес-школы

Основными факторами, по мнению участников исследования влияющими на репутацию, являются рейтинг (31%) и отзывы выпускников (28%). Также на репутацию влияют преподавательский состав (13%), мнение друзей, знакомых, качество образования (по 10%).

Предпочтительная зарубежная программа МВА в России

Среди всех участников исследования 77% ответили на вопрос о планируемом типе зарубежной программы МВА в России. Среди них каждый второй посетитель выставки предпочитает европейскую программу, 28% - американскую, что несколько больше, чем в 2005 году (15%), и для 21% посетителей тип программы не имеет значения.

Необходимость посещения бизнес-школы перед окончательным принятием решения и требования к местоположению и инфраструктуре бизнес-школы

Практически все участники опроса (92%) считают важным посещение бизнес-школы перед принятием окончательного решения. При этом только каждый третий предъявляет особые требования к местоположению и инфраструктуре бизнес-школы (практически все из них отметили, что школа должна быть близко расположена к дому или работе).

Знание бизнес-школ в России и за рубежом, а также аккредитаций программ МВА

Каждый второй участник исследования вспомнил хотя бы одну бизнес-школу в России. 21% респондентов вспомнили названия зарубежных бизнес-школ.

Среди российских бизнес-школ чаще всего назывались АНХ (59%), МИРБИС (48%), ЛИНК (24%), среди зарубежных – INSEAD (25%), Harvard и Wharton (по 17%).

Только 13% ответивших знают о каких-либо видах аккредитаций программ МВА. Среди них называли: AMBA, IEMI, Открытый Университет Великобритании, АМВА.

Образовательные программы

Данные исследования свидетельствуют, что каждый второй менеджер высшего и среднего звена (58%) хотел бы учиться вместе с сотрудниками, занимающими аналогичный статус или выше. Для остальных этот фактор не имеет особого значения. 79% опрошенных руководителей высшего и среднего звена предпочитают разнообразие в сферах деятельности слушателей.

Специалисты, принявшие участие в исследовании, предпочли обучаться вместе с людьми, находящимися на более высокой должности (42%). Для остальных не имеет особого значения, с кем учиться. 81% опрошенных специалистов предпочитают разнообразие в сферах деятельности слушателей или вообще не обращают внимание на сферу деятельности слушателей.

Предпочтительный язык обучения

По предпочитаемому языку обучения можно выделить три наиболее многочисленные группы. Первую составляют люди, которые хотели бы пройти обучение по программе MBA на русском и/или английском языках (33% опрошенных). Вторая группа, в которую вошли 25% участников исследования, выразила желание проходить обучение на русском языке. И в третью группу (20%) попали люди, которые хотели бы пройти обучение по программе MBA на английском языке. Кроме того, 2% опрошенных отметили возможность обучения на французском языке.

В результате проведенного исследования была выявлена зависимость выбора языка обучения от возраста опрашиваемых. Так, слушатели отмечающие возможность обучения на иностранном языке, в основном моложе 30 лет.

Виды программ, интересующие посетителей

Большинство ответивших (80%) заинтересованы в программах с узкой предметной специализацией. Программы отраслевой специализации интересуют 48% ответивших и 44% заинтересованы в программах общего и стратегического менеджмента.

Предпочтительная отраслевая специализация

На вопрос о наиболее предпочтительной отраслевой специализации программ МВА ответили 48% участников исследования. Большинство ответивших предпочитают программы со специализацией в сфере производства (30%) и электронной коммерции (22%), также нередко назывались сферы медицины, строительства, нефти и газа. Значимых различий в зависимости от должности не обнаружено.

Предпочтительная предметная специализация(в зависимости от должности участников исследования)

На вопрос о наиболее предпочтительной предметной специализации программ МВА ответили 44% участников исследования. Специализация, которую хотели бы пройти участники опроса, зависит от должности.

Менеджеры высшего звена в большинстве случаев отдали предпочтение специализации «маркетинг» (52%), а также «финансы» (38%). Интересно, что в отличие от этого года, в 2005 году самой популярной специальностью было «управление человеческими ресурсами».

Для специалистов интересны специализации «финансы» (50%), «маркетинг» (38%), «международный бизнес, внешнеэкономическая деятельность» (33%).

Предпочтительная форма обучения

Практически все группы сотрудников (57%) отдали предпочтение вечерней форме обучения (3-4 раза в неделю + суббота). По 20% опрошенных указали также, что могли бы обучаться и на модульных программах (1–2 недели с полным отрывом от работы - модули проходят 1 раз в 2–3 месяца или пятница, суббота, воскресенье - модули проходят 1–2 раза в месяц).

Предпочтительная стоимость обучения на программе МВА в России

Каждый третий опрошенный посетитель готов заплатить за МВА в России до $6000, а 27% готовы потратить на эти цели от $6000 до $8000 (данные представлены в диаграмме 3). Большую сумму планируют потратить только 38% опрошенных. При этом интересно, что как руководители высшего и среднего звена, так и специалисты предпочитают программы стоимостью до $8000.

Диаграмма 3. Предпочтительная стоимость программы МВА в России

Карьера после получения степени MBA

После получения степени МВА сменить место работы планируют 40% опрошенных (из них 26% хотят остаться в России, 21% - уехать за рубеж, остальные затруднились с ответом). 8% ответивших указали, что хотели бы остаться на текущей позиции, остальные респонденты не указали свои предпочтения относительно места работы после окончания программы МВА.

Каждый второй из ответивших хотел бы остаться в России после получения степени МВА, а 15% предпочли бы работать за рубежом. Остальные респонденты не указали свои предпочтения.

Альтернативы российскому MBA

Каждый второй опрошенный посетитель выставки рассматривает различные альтернативы обучению в российской бизнес-школе. Участники исследования с разным статусом выделяют в основном схожие альтернативы российскому диплому MBA.

Самыми популярными вариантами являются западная программа full-time MBA (в Западной Европе) – 33%, а также профессиональная переподготовка (33%). Кроме того, популярными являются западная программа Executive MBA (США) – 27% и краткосрочные программы – 23%.

Интерес к программам повышения квалификации

На вопрос о том, какие программы повышения квалификации представляют наибольший интерес, ответили 75% участников исследования. Среди тренинговых программ основной интерес вызвали «финансы и бухгалтерский учет», «общее управление», «маркетинг», «международный бизнес» (по 36%), а также «предпринимательство» (33%). Остальные направления тренинговых программ были менее популярны.

Среди краткосрочных образовательных программ или семинаров наиболее популярными оказались «маркетинг» (45%), «общее управление» (38%), «финансы и бухгалтерский учет» (31%), остальные направления были менее популярны.

При подготовке материала были использованы материалы исследований Begin.ru

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШЭ и «Яндекса» выиграли международную олимпиаду по программированию

Олимпиада ICPC – одно из крупнейших и наиболее престижных соревнований по программированию в мире.

Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.