MBA: нельзя научить

На правах рекламы.

Юрий Тазов,
президент Российской лиги МВА

Когда на презентации программ МВА Международного института менеджмента ЛИНК я услышал слова ведущего о том, что такая учеба не для всех, что для того, чтобы учиться, нужно быть целеустремленным и самоорганизованным человеком, то поначалу воспринял такое заявление как рекламный ход. Мол, вот такой у нас эксклюзив. Каждый из нас окончил массу курсов, прошел с десяток тренингов и даже МВА, и хорошо знает, что «не боги горшки обжигают». Сколько раз мои коллеги в своих бизнес-школах слышали эту мантру: «сделал – не сделал домашнее задание, главное – приди на занятие». И правда, после трудного дня приехал в альма-матер, полчаса-час на релакс, и вот ты уже вступаешь в обсуждение по теме, которую мельком проглядел, пока сидел в пробке. А компания «нянек» в лице администратора, руководителя программы МВА или даже преподавателя сопровождает учебу от поступления до выпуска? Понятно, что подобные истории не слишком сочетаются с образом современного менеджера, но что поделаешь...

На тему, что лучше для бизнес-образования, очное обучение или онлайн, всегда были большие споры. Признаюсь, я и сам внес изрядный вклад на стороне «очников», так как учился на вечерней программе МВА. Безусловно, у очного обучения есть свои преимущества, однако нельзя не заметить, что обучение взрослых менеджеров по модели студентов первого высшего неизбежно приводит к его формализации. Навыки не вырабатываются от прослушивания лекции. Важна личная проработка материала в конкретном проекте, выполнение анализа деятельности компании и т.д. Это не всегда проходит на должном уровне: я достаточно видел защит групповых презентаций, когда из семи-восьми презентующих явно работали один-два, так как анализ делался на базе их компании. Понятно, что в таких случаях эта часть обучения прошла мимо 70% слушателей.

В ходе анализа результатов анкетирования выпускников МВА, которые ежегодно проводит Российская Лига МВА, я обратил внимание на довольно высокие на общем фоне оценки качества обучения и практической применимости знаний, которые дают выпускники программ МВА ЛИНК. Познакомившись с программой и технологией обучения, поговорив с выпускниками и слушателями, признаю их обоснованность.

Чтобы учиться в ЛИНК, действительно придется приложить определенные усилия. Иначе, какой ты тогда менеджер, да еще стремящийся двигаться по карьерной лестнице, если не можешь организовать свое собственное обучение? Тут как раз и нужно проявить свои менеджерские качества: умение планировать занятия, анализировать материал, структурировать информацию, использовать инструментарий. Кстати, большая часть времени программы МВА в западных бизнес-школах отводится именно на самостоятельное изучение материала. Ведь слушатель бизнес-школы – не студент бакалавриата, он многое знает, обладает практическим опытом, ему вполне под силу обойтись без преподавателя, который перескажет ему очередную главу из учебника.

ЛИНК организует обучение по программе MBA Open University Business School (triple crown ведущих международных аккредитаций!) и ее российского аналога МВА «Стратегия». Британское образование вообще считается одним из лучших в мире, и программа МВА OUBS, дающая целостный и системный подход к решению любых задач современного бизнеса, скроена по жестким имперским лекалам. Обучение ведется по постоянно обновляемым, хорошо структурированным и грамотно иллюстрированным материалам OUBS на русском языке (или на английском, по желанию). В ходе работы над курсом нужно самостоятельно прочитать рекомендованный материал, ответить на вопросы, применить полученные знания в своей практике и описать полученный результат, на это уходит примерно по 2-2,5 часа в день. И так по всем многочисленным курсам программы (менеджмент, финансы, маркетинг, управление персоналом, управление проектами и др.). Не проработал тему – дальше хода нет!

Вопросы, сомнения разрешаются путем постоянного общения в ходе интернет-конференций с одногруппниками и тьютором. Тьютор – так в английской традиции называется преподаватель – является наставником слушателя на протяжении всей программы. Он ведет слушателя через все курсы, учит методологии применения знаний, использования инструментов, логике бизнеса. Своей интегрирующей ролью он отличается от преподавателя других школ бизнеса, отвечающего за свой узкий участок программы.

Будет совершенно неверным считать такое обучение дистанционным, это – blended-learning (смешанное обучение): программа предусматривает обязательные очные сессии-тьюториалы, в ходе которых происходит «отшлифовка» полученных знаний, обмен опытом, дискуссии и споры. Совместные проектные работы, очные аналитические сессии обогащают обучение и позволяют слушателям наработать навыки командной работы. Есть еще любимая всеми «выездная воскресная школа», на которой встречаются слушатели программы из разных городов (программа проходит одновременно в 60 региональных центрах ЛИНК по всей стране).

Это хороший пример организации обучения, дающей качественно высокий результат. Но ведь и слушатели этих программ МВА приходят в ЛИНК не за «корочкой». Кстати, слушатели из России, защищающие дипломы МВА в OUBS, в течение ряда лет признаются лучшими из 50 стран, в которых работает эта глобальная бизнес-школа. Да и в российских рейтингах ЛИНК не раз занимал призовые места по пратикоориентрованности обучения и практической применимости полученных знаний. Что лишний раз подтверждает известную мысль «научить нельзя, можно научиться».

Школа бизнеса ЛИНК приглашает на Презентацию курсов и программ бизнес-образования и открытый мастер – класс «Как менеджер становится лидером», 10 октября, Москва.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Никита Ястребов
Аспирант, Москва

«научить нельзя, можно научиться». Так и есть. На себе убедился

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.