Дистанционное обучение: дешево!

Дистанционное обучение (ДО) все охотнее выбирают работодатели и сами сотрудники: можно получать знания без привязки к месту и времени. Вне зависимости от содержания ДО можно разделить на три направления: онлайн (синхронная система – вебинары, чаты), офлайн (асинхронная система – записанные курсы, тесты) и смешанное. И если получать основное образование в вузе дистанционно, на мой взгляд, не очень рационально, то повышать квалификацию персонала – вполне возможно, особенно учитывая экономию времени и средств.

Существует множество форм и видов такого образования, которые также отличаются и по стоимости.

Комплексные системы

Начнем со специализированных систем дополнительного обучения – СДО или LMS (Learning Management System). Такие системы решают полный комплекс задач, связанных с обучением персонала. Сюда входят создание учебных модулей, проведение тестирования, анализ оценки результатов и архив материалов.

СДО позволяет отслеживать, сколько времени и на какое задание тратит каждый сотрудник, а также сохранять историю обучения и успеваемости. Проанализировав эти данные, можно скорректировать дальнейший учебный план для улучшения результатов.

Существуют системы с открытым кодом, то есть доступные для бесплатного использования. Например, Moodle, ATutor, Dokeos. Как правило, с готовыми шаблонами и ограничениями по количеству модулей и участников. Если необходима индивидуальная разработка с широким функционалом, лучше использовать платные LMS. Диапазон их стоимости очень широк: от 5000-7000 рублей до нескольких миллионов. Но даже платные системы позволяют экономить на обучении 30-40%.

Стоит отметить, что все инструменты дистанционного обучения могут как входить в СДО, так и быть самостоятельными элементами. Например, видеоконференция. Она дает возможность присутствовать на мероприятии в любой точки Земли, задавать вопросы спикерам в режиме реального времени. Для организации таких конференций необходимы дорогостоящие конференц-системы с возможностью интеграции программного обеспечения выбранной платформы, сама платформа, техподдержка. На рынке есть множество организаций, которые предлагают корпоративные решения с использованием облачных или закрытых систем. Они позволяют пригласить для участия в конференции до миллиона человек (актуально для компаний с широкой географией). Как правило, провайдеры предлагают подобные системы с подключением на год, базовый функционал обойдется примерно в 150-200 тыс. рублей.

Популярные форматы

Отмечу быстро прижившийся в России формат – вебинары. Есть площадки бесплатные и платные. Последние, например, My Own Conference, Webinar, Expert System, предлагают бесплатные периоды для тестирования. В целом, стоимость подобных русифицированных систем начинается от 1500 рублей. Очевидная экономия: не нужно снимать зал на тысячи человек, арендовать оборудование, печатать презентационные материалы. Достаточно помещения, например, для основной группы спикеров и материалов в электронном виде.

Мы часто проводим онлайн-встречи и бизнес-конференции для сотрудников, резидентов коворкинга и партнеров со всей России. По своему опыту могу сказать, что для успешного проведения мероприятий важна не площадка, а используемое оборудование, обеспечивающее качество и скорость передачи данных. Важно сосредоточиться на главном – на самом обучении, а не на устранении помех в передаче звука и изображения. Поэтому все наши переговорные и конференц-залы оснащены современной техникой, поддерживающей различные платформы.

Самые простые решения

К синхронной форме обучения можно отнести и занятия в чатах. Если мы активно общаемся с друзьями, родственниками и коллегами в мессенджерах соцсетей и мобильных приложений, почему бы не превратить их в дополнительный инструмент дистанционного образования? Можно использовать групповые или индивидуальные чаты в таких популярных каналах, как WhatsApp, Telegram. Есть специализированные чаты, есть видеочаты для небольших групп до четырех человек. По большей части такие приложения не требуют финансовых вложений. Хотя существуют и платные системы.

Использование распространенных мобильных приложений – экономически выгодное решение. И при этом наблюдается высокая вовлеченность пользователей. С чем это связано? Можно выделить несколько основных особенностей: обучение небольшими порциями, отсутствие привязки к месту и времени, при смене телефона или планшета все данные сохраняются в облачной системе. Но для самих пользователей все-таки есть некоторые минусы: маленький размер экрана, зависимость от аккумулятора/батарейки, ограниченный объем памяти устройства.

Если компании не подходят предлагаемые на рынке приложения, можно разработать свое. Цена шаблонного варианта с минимальным функционалом начинается от 100 тыс. рублей.

А вот спрос на радио- и телекоммуникационные методики снижается. В лучшем случае они могут лишь дополнять основной учебный план. Очевидный минус радио и телевидения – сложность интеграции в программу обучения. К тому же такие методики уступают более продвинутым форматам – видеоконференциям и вебинарам.

Онлайн или офлайн?

Офлайн-направление – важный кластер ДО. Огромное преимущество курсов, лекций, практикумов, которые предлагаются в записи, – постоянный открытый доступ к ним. Сотрудник может использовать электронную библиотеку вне рабочего времени. Есть платные, бесплатные варианты и даже бартер, например, с партнерской организацией. Компании, участвующие в разных профессиональных сообществах, часто предлагают друг другу бесплатный доступ к таким видеоматериалам или с большой скидкой.

Но мне кажется, оптимальная форма дистанционного образования – смешанная, включающая онлайн и офлайн. Помимо описанных ранее плюсов, она ориентирована на людей с разными типами восприятия. Это важно, чтобы не было эффекта «в одно ухо влетело, в другое вылетело».

Например, как правило, после вебинара всем участникам направляются материалы по теме. Таким образом, осуществляется воздействие на большую часть аудитории – визуалов, аудиалов, кинестетиков. А если материал сопровождается цифрами, то и на дискретов.

Что касается применения определенного формата ДО для конкретных департаментов или для обучения конкретных сотрудников, единого рецепта нет: все виды универсальны. Здесь важно другое. Дистанционное обучение – это прежде всего самостоятельная работа сотрудников. Поэтому в первую очередь важно грамотно мотивировать персонал, чтобы зажечь желание получить дополнительные знания, навыки и, в конечном счете, применить их в рабочей практике. Важно быть в постоянном диалоге с сотрудниками. Это поможет услышать их предпочтения и выбрать нужный формат.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Алейников
Адм. директор, Санкт-Петербург

Почему-то после слова "дёшево" вторым приходит на ум слово "сердито", в данном случае - по нескольким причинам.

Первый спорный для меня постулат: "как правило, после вебинара всем участникам направляются материалы по теме", сразу же вопрос - а почему ПОСЛЕ? Чтобы на вебинаре были не в теме и не докучали вопросами?

Второй вопрос зачастую есть у тех, кто имел опыт дистанционного образования: ВСЕГДА ли программа дистанционного образования подкреплена предоставляемыми учебными, методическими и иными материалами в объёме, ДОСТАТОЧНОМ для ответов на контрольные вопросы и решения учебных задач?

Имею опыт дополнительного дистанционного образования, жалею, что не сохранил ответ куратора ВУЗа примерно такого содержания: "...Один из прививаемых навыков дистанционного обучения - это способность САМОСТОЯТЕЛЬНОГО поиска необходимой учебной и методической литературы..."


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.