Без плагиата: как бизнес будет получать научные степени

Сегодня в сфере аттестации высших научных кадров России сложилась неблагоприятная ситуация. По общему признанию, за последние годы качество научных работ и их научная новизна существенно снизились. Все чаще ученые степени получают люди, занятые на руководящих должностях в государстве и бизнесе и весьма далекие от науки. Проверки диссертаций, защищенных в последние годы, проведенные ВАК, выявили многочисленные факты заимствования, компиляции и откровенного плагиата в работах, представляемых к присуждению высоких научных степеней.

Характерно, что обозначенная проблема существует не только в России, но в ряде стран Европы. Достаточно отметить серию скандалов в Германии, связанных с плагиатом в докторских диссертациях, коснувшихся целого ряда крупных чиновников федерального правительства и едва не вызвавших правительственный кризис.

Обратим внимание на особенность ситуации: и в России, и в ряде стран «щепетильной» Европы скандалы были связаны, прежде всего, не с людьми из «чистой науки», а с представителями государственного управления и бизнеса. Среди них оказались как люди, которые наукой никогда прежде не занимались, так и те, кто пришел на руководящие должности из сферы науки и образования.

Суть проблемы

В таких условиях было бы упрощением предположить, что мы имеем дело только с явлением научной нечистоплотности или коррупции. Что требуется только ужесточить бюрократические процедуры и контроль за прохождением работ, чтобы решить проблему. Ситуация явно носит более системный характер. Она имеет статусно-репутационные корни, связанные с современным этапом развития общества. И, следовательно, именно в этом ключе должна решаться. Корни проблемы просматриваются в двух основных ее аспектах.

Первый аспект статусно-репутационного характера проблемы. В обществе, где научно-технический прогресс и инновации становятся основным конкурентным преимуществом, происходит переход от системы получения образования в молодости к системе «обучения в течение всей жизни». Это обусловливает стремление людей к непрерывному репутационному росту; к получению общественного признания их научных и профессиональных достижений. Причем стремление к материальным благам здесь явно не играет сколь-либо существенной роли. Ибо научные степени нигде в мире не гарантируют высокого материального благосостояния.

Можно констатировать, что сегодня как никогда возросло значение профессиональных компетенций и знаний в науке, а также в управленческой, юридической, образовательной, медицинской, инженерной и иных общественно-значимых сферах деятельности. Это создает у наиболее ярких представителей различных профессий, находящихся на руководящих позициях, вполне обоснованную потребность в общественном признании и оценке их достижений. Это, в свою очередь, порождает «статусный» спрос на научные степени и свидетельства. В результате нарастает поток диссертаций, которые пишутся «под заказ» и не имеют отношения к науке. Явление, особенно характерное для гуманитарных и экономических направлений. Как результат, уровень научных работ падает.

Подчеркнем, что именно статус общественного признания, а не статус признания в научном сообществе и репутация ученого, выступает в качестве мотивации для подготовки большинства таких работ. И это определяет второй аспект статусно-репутационного характера проблемы.

Второй аспект проявляется в том, что научная общественность и члены диссертационных советов ВАК, в целом, воспринимают защиту псевдонаучных работ и присвоение псевдоученых степеней с равнодушным безразличием, никоим образом не связывая происходящее со своей научной репутацией и именем. Этому способствует и существующая громоздкая, бюрократизированная и неэффективная процедура действующей подготовки и защиты научных диссертаций. Эта система имеет в своей основе серьезный системный недостаток, также имеющий статусно-репутационные корни: организуемый по правилам ВАК процесс подготовки и защиты научных диссертаций практически не связан с репутацией конкретного университета, где проводится защита, и с репутацией, существующей на его базе научной школы.

Тогда как во всем мире, напротив, именно репутация университета и бренда его научной школы выступают главным фактором, обеспечивающим объективность и бескомпромиссность оценки качества и новизны научно-исследовательской работы.

Предлагаемые пути решения

1. Краеугольным камнем реформирования национальной системы подготовки и защиты научных диссертаций должно стать перенесение центра репутационной тяжести и ответственности за качество и научную новизну диссертаций на конкретные университеты и представленные в их стенах научные школы.

Необходимо сконцентрировать защиту научных работ там, где работают профильные специалисты с самой высокой национальной и международной репутацией. Сделать оценку работ «именной», а не анонимной, как нынешнее голосование на диссертационных советах. Радикально сократить число членов советов, чтобы решение голосующих оказывалось напрямую связано с их научной репутацией.

2. Однако, одного такого шага недостаточно. Ибо это подразумевает консервацию на неопределенное время существующей неэффективной и во многом дискредитировавшей себя системы подготовки и защиты диссертаций.

Решение проблемы требует создания в стране новой системы подготовки и защиты научных и профессиональных степеней, соответствующих нынешнему состоянию общества, современному передовому международному опыту.

Существовавшая в России на протяжении полувека двухуровневая система защиты кандидатских и докторских диссертаций, неплохо проявившая себя в первой половине XX века, в последние годы все более вступала в противоречия с мировой практикой. Полученные в России ученые степени с трудом коррелировали с принятыми в большинстве стран мира университетскими учеными степенями:

  • PhD, присваемыми за научные достижения,
  • системой прикладных профессиональных докторских степеней, связанных с высокими достижениями в прикладной, практической и обычно руководящей деятельности типа DBA, DPA и др.

После присоединения России к Болонскому процессу существующая система стала во многом объективным тормозом вхождения нашей страны в глобальную экономику и соответствующую ей глобальную образовательную систему, где общепризнанными квалификационными уровнями специалистов выступают всего три степени: «бакалавр», «магистр», «доктор». В этой системе после защиты магистерской диссертации следующим уровнем научного или профессионального роста является докторская диссертация – PhD (доктор философии в определенной отрасли науки) или прикладная (DBA – доктор делового администрирования; DPA – доктор государственного управления и др.). Именно эту систему единодушно поддержали все европейские государства, подписав Болонское соглашение. По этой системе работают все страны члены БРИКС, кроме России. Наконец, на эту систему перешли и страны АТЭС, кроме Вьетнама и России; переходят страны СНГ, стремящиеся использовать возможности международного разделения труда. Так, с 2011 года на эту систему перешел Казахстан.

3. Наряду с переходом на Болонскую систему трехуровневой подготовки специалистов (бакалавриат – магистратура – научная докторантура), функционирующую на основе ведущих университетов, у нас должна появиться и система профессиональных степеней, присуждаемых по результатам защиты прикладной проектной диссертации или по совокупности публикаций и фиксирующих высокие профессиональные достижения соискателя, имевшие значительный общественный резонанс.

Если традиционные научные степени присваиваются за научные открытия и развитие научной теории, то применительно к профессиональным степеням во главу угла ставится прикладное исследование, обязательно связанное с профессиональной деятельностью соискателя, отражающее использование теории на практике, описывающее общественно значимый проект или внедрение научного открытия в хозяйственную практику.

Система таких степеней уже существует и с успехом действует в ряде стран мира. Так, профессиональные достижения в области управления отмечаются степенями Доктор государственного управления (DPA) для государственных служащих и Доктор делового администрирования (DBA) в области бизнеса. В юридическом мире за высокие практические достижения присуждают степени Доктор юриспруденции. В мире образования – Доктор образования. В медицине – Доктор медицины. В технических областях – Доктор инженерии и т.д. При этом, по умолчанию, общество и государство считают, что высокая профессиональная степень, как правило, свидетельствует о профессиональной пригодности соискателя к организационно-руководящей работе по своему направлению, фиксирует признание его профессиональных достижений. Но не имеет отношения к научным открытиям и развитию научной теории.

Определенный опыт присуждения таких степеней имеется в ряде университетов нашей страны. Так, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы уже более 10 лет существует программа Доктор делового администрирования, созданная академиком Абелом Аганбегяном. По ее итогам защищено свыше 250 профессиональных докторских диссертаций. Вслед за ней появились аналогичные программы в Выcшей школе экономики, Финансовом университете, Школе бизнеса МИРБИС. Готовятся к открытию аналогичные программы в Российской экономической академии им. Плеханова, Российском университете дружбы народов и нескольких других университетах страны. Национальным советом по оценке делового образования (НАСДОБР), созданным группой ведущих ассоциаций работодателей России, разработаны примерные требования к таким программам. Но этого, конечно, мало.

Процесс формирования новой национальной системы профессиональных степеней должен быть ускорен. Причем, она может быть создана как в рамках существующей ВАКовской системы, так и за ее пределами. Центр тяжести разработки системы и ее апробации должен быть возложен на Университеты и профессиональные ассоциации, имеющие высокую национальную и международную репутацию по каждому из направлений, а также опыт и экспертный потенциал.

На этапе становления новой системы процесс должен проходить под патронажем и контролем уполномоченного государственного органа – Минобрнауки РФ. А новые ученые и прикладные степени должны быть официально признаны государством в рамках специального постановления правительства.

4. Начало апробации новой системы не подразумевает немедленного отказа от существующей традиционной ВАКовской двухуровневой системы защиты кандидатских и докторских диссертаций.

На переходный период 5-10 лет две системы – централизованная ВАКовская и децентрализованная (с опорой на потенциал университетов) болонская – могли бы существовать параллельно. Группе экспертов, составленных из представителей университетской и академической науки, пользующейся наиболее высокой национальной и мировой репутацией, можно было бы поручить проработать пути выстраивания системы соответствия уровней и перезачета степеней «кандидат-доктор» и «магистр-PhD», учитывая время защиты, область защиты, их реальную научную значимость и т.п.

5. Чтобы время выработки общих подходов не стало стремиться к бесконечности и создание национальной системы научных и профессиональных степеней, соответствующих Болонскому соглашению, не легло в «долгий ящик», на фазе «пилотного проекта» процесс выстраивания новой системы учебных и прикладных степеней нуждается в поддержке и координации со стороны государства.

Как уже было отмечено, роль уполномоченного органа и координатора процесса должно взять на себя Министерство образования и науки. Поддержка государства и официальное государственное признание новых степеней требует, чтобы в сжатые сроки разработать полноценный проект новой национальной концепции научных и прикладных степеней и чтобы привлечь к разработке ведущих экспертов профильных Университетов, профессиональных ассоциаций страны, а также лучших зарубежных специалистов.

Ведущих российских экспертов, представляющих профильные университеты и ассоциации, следует объединить в специализированный совет при Министерстве образования и науки по разработке и внедрению новой национальной системы научных и прикладных степеней. Совет при поддержке министерства должен:

  • отвечать за организацию и мониторинг серии пилотных проектов, осуществляемых вузами;
  • отработать требования к диссертациям,
  • сформулировать параметры оценки качества и аккредитации,
  • разработать новые подходы к публикации основных результатов научных исследований, необходимых дня защиты диссертаций,
  • оформить четкую дорожную карту с фиксированными этапами работы, их временными рубежами, перечнем конкретных ответственных организаций и лиц.

Одновременно при поддержке Минобранауки и ВАКа на базе основных профессиональных образовательных, научных ассоциаций и объединений работодателей и при участии средств массовой информации следует организовать широкое общественное обсуждение рассматриваемой проблемы. И на его основе внести новые или уточнить существующие предложения по вопросам совершенствования национальной системы подготовки и аттестации научных, научно-педагогических и профессиональных работников, ее приведение в соответствие с современными потребностями социально-экономического развития страны, лучшими достижениями мировой практики и международными обязательствами Российской Федерации.

В дальнейшем, по итогам эксперимента, который должен продолжаться 5-6 лет, должно быть принято взвешенное решение о необходимости продолжения государственной поддержки новой системы или о возможности передачи полной ответственности за ее функционирование на вузовский уровень.

Дорожная карта

По реализации пилотного проекта по апробации системы профессионально-общественной аттестации в сферах бизнеса, государственного управления и других.

1. Организация широкого обсуждения целей, принципов и задач введения новой системы научной и профессиональной аттестации:

  • организация обсуждения в средствах массовой информации проектов нормативных документов по содержанию программ и требований к уровню подготовки,
  • проведение конференции на базе РУДН с общественными профессиональными объединениями при организационной поддержке РАБО и НАСДОБР по вопросам введения новой системы научных и профессиональных степеней.

Срок – до 1 июля 2013 года.

2. Разработка нормативных правовых актов Минобрнауки России по организации пилотного проекта аттестации кадров высшей квалификации.

Срок – до 1 октября 2013 года.

3. Разработка нормативно-правовых документов по организационным аспектам реализации проекта: приказ Минобрнауки о составе участников и сроках реализации пилотного проекта.

Срок – до 1 октября 2013 года.

4. Установление требований к содержанию и процессу.
Срок – до 1 ноября 2013 года.

5. Утверждение порядка мониторинга хода реализации пилотного проекта и критериев оценки результативности.

Срок – до 1 декабря 2013 года.

6. Реализация пилотного проекта.

Срок – 2014-2015 годы.

7. Подведение итогов и подготовка постановления правительства по введению новой системы защиты и присуждения научных и профессиональных степеней.

Срок – до 1 декабря 2015 года.

Материал подготовлен Российским университетом дружбы народов в рамках конференции «О создании системы университетских научных и прикладных степеней в России».

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Системный аналитик, Улан-Удэ

степени надо присваивать за достижения.
В нашей системе степеней почему-то Билл Гейтс, Стив Джобс,... - никто. Зато есть десятки тысяч знаменитостей, вся заслуга которых в переписывании страниц текста.

Олег Окунев Олег Окунев Профессор, Москва

Вот отправной тезис, с которым нужно согласиться или отбросить:
степени нужно присваивать только тем, кому они действительно нужны - т. е. только преподавателям и ученым. Только для преподавателей и ученых степень является идентификатором положения в иерархии.
Ученый, перешедший в чиновничество - должен лишаться степени или, по-крайней мере, забыть о ней.
Нам же не нужны очередные воинские звания, принятые в военной среде - потому что это просто не наша система идентификации.
Если с этим, исходным положением, реформаторы системы присвоения степеней согласны - то есть смысл обсуждать тему дальше.
Если нет - то разговаривать не о чем - плагиат был, есть и будет, хотя ловить его надо.

Председатель совета директоров, Москва

[b]Сергей Петухов,[/b
именно знаменитости (общественно популярные люди) и должны быть членами академий, такова мировая практика. При этом если там нужна степень защита диссера обязательно, но ''остепенность'' никаких преимуществ по сравнению с общественной значимостью не дает. Бывший посол США в России Метлок писал диссер 50 лет-абсолютный рекорд и это никак не сказалось наего востребованности. Когда в нашей стране степень будет показателем только ''научночти'', то туфтыжные диссертации станут не нужны ни бизнесу, ни чиновникам:-) :-) :-) :-)

Нач. отдела, зам. руководителя, Литва

вы видать не видали американских диссертаций, многие из них на посткоммунистическом пространстве приравнивались бы к работе бакалавра или магистра. Я здесь не включаю супер университеты, но поверьте и в Америке полно ''мусора''. А писать или профессором может стать каждый, только одному для этого хватит 50 лет жизни, а другому надо будет 100 лет. Уловили намек?

Руководитель проекта, Москва

Критерии научной новизны, оригинальности и полезности диссертаций хорошо известны. Они десятилетиями отрабатывались еще в СССР и не нуждаются в дополнительном совершенствовании. Столь гипертрофированное стремление - добавлять к статусу диссертацию и степень - характерно, наверное, только для нас и пост-советских республик. Лучшее лекарство от этого простое: открытое осуждение и осмеяние халявщиков и очковтирателей плюс принятие на вооружение ВАКом программы типа ''Антиплагиат''.

Нач. отдела, зам. руководителя, Литва

к сожелению времена изменились. Поэтому раньше в вузы принимали единицы, а сейчас всех. Методологический плюрализм, постмодернизм все это сделало сдвиг в критериях понятия новизны и оригинальности. Кто то смотрит на диссертацию с ортодоксальной позиции и не видит так никакой новизны, а постмодернисту там будет довольно много милых и новеньких идей, оригинальностей. Посмотрите как писали книги для менеджеров в конце прошлого века и как сейчас. Все сделано чтобы вас не утомлять, но раньше такая книжка была бы призвана туфтой и не соответствовала правилам:)

Председатель совета директоров, Москва
Ярослав Дворак, как не странно видел, будучи секретарем научного. совета по защите диссертаций, но речь не об этом, а том, что там ученая степень не являетя каким-либо определяющим фактором при занимание должности чиновника, а у нас это чуть-ли не определяющий атрибут:-) Р.S.И раньше в ВУЗы принимали немало неучей, особенно в союзных респубиках. но качество научных работ было на порядки выше...:-)
Нач. отдела, зам. руководителя, Литва
Евгений Корнев пишет: как не странно видел, будучи секретарем научного. совета по защите диссертаций, но речь не об этом, а том, что там ученая степень не являетя каким-либо определяющим фактором при занимание должности чиновника, а у нас это чуть-ли не определяющий атрибут:-)
Является и там важным атрибутом. Во многих государственных агентурах трудятся люди с Phd. Докторские степени очень ценятся у чиновников в сфере энергетики, cбалансированного развития, безопасность пищевых продуктов, государственный контроль/аудит, конституционный суд. Работники с Phd имеют экспертные знания и не зря сейчас в западных странах все больше растет недовольство политиков что реальная власть в руках экспертов то бишь бюрократии и люди с Phd в этом процессе занимают не последнее место. Помню читал что финское министерство образования даже было заказавши 15 докторов наук послав своих работников писать диссеры:)
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Евгений Корнев пишет: будучи секретарем научного. совета по защите диссертаций
Вообще-то советы ученые, а не научные. Видимо, давно это было.
Председатель совета директоров, Москва
Владимир Крючков пишет: ...Видимо, давно это было...
Все верно: 1984-1986гг.:-(((
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.