Владимир Смирнов: Спортивные аналогии в работе бизнес-тренеров

Владимир Смирнов

В поиске новых идей современные бизнес-тренеры и консультанты все чаще обращаются к спорту, к спортивным аналогиям. Огромный интерес вызывают книги о работе спортивных тренеров, таких, например, как тренер теннисиста Андре Агасси – американец Брэд Гилберт, тренер английской сборной по футболу швед Свен-Йоран Эрикссон, футбольный супер-коуч голландец Гуус Хиддинг. В бизнес-среде находит все большее понимание того, что принципы и уникальные приемы работы спортивных тренеров по подготовке чемпионов могут быть использованы не только в спорте, но и в других областях, в первую очередь,  в бизнесе. Так, американский бизнес-консультант Том Питерс по поводу книги Брэда Гилберта «I’ve Got Your Back» замечает: «Я общался с Уэлчем, Джулиани и Босиди. Но, похоже, идеи надо было искать не в Маккормик-центре, а на теннисном поле». Да и сам подзаголовок «Коучинг высших достижений от центрального корта до крайнего офиса» приглашает менеджеров и бизнесменов к изучению книги.

В России наиболее известной и популярной спортивной аналогией в бизнесе является методология коучинга, разработанная в 1980-е годы американским финансовым консультантом Томасом Леонардом (Thomas J. Leonard) (www.thomasleonard.com.) и представляющая собой аналогию работы спортивного тренера в бизнесе. Большой вклад в развитие коучинга внес также англичанин сэр Джон Уитмор (John Whitmore).

Менее известными являются принципы «Внутренней игры»,  предложенные еще в 1970-е годы  американским тренером по теннису Тимом Гэллви (Tim Gallwey), которые представляют собой аналогию работы сознания спортсмена в бизнесе и других сферах человеческой деятельности. Среди долговременных клиентов Тима Гэллви такие фирмы как AT&T, IBM, Arco, Anheuser Busch, Apple Computer и компания Coca-Cola. Более чем через 30 лет российский читатель, наконец, может познакомиться с одной из последних его книг на русском языке.

Еще менее известны идеи опубликованной в 1992 году в США книги Джека Стэка (Jack Stack) «Большая игра в бизнес», в которой используется комплексная аналогия бизнеса со спортивной игрой. За прошедшие годы «Большая игра в бизнес» получила всеобщее признание в США и помогла сотням компаний, включая Capital One, Southwest Airlines, Harley-Davidson and Roadway.

Кстати, книга была опубликована на русском языке в 1994 году [9], но ее идеи не были восприняты и по достоинству оценены в условиях «переходной экономики» России.

В отзыве на книгу Джэка Стэка американский экономист Поль Хокен (Paul Hawken) характеризует ее следующим образом: «Это блестящий рассказ о наиболее радикальном действии, осуществленном бизнесменом в этом веке. Вы не сможете работать или управлять своим бизнесом старым способом, однажды прочитав «Большую игру». Журнал Business Week в 2002 году назвал «Большую игру в бизнес» одной из лучших «25 идей для изменяющегося мира».

Теория и практика использования спортивных аналогий в бизнесе накопила значительный материал, который нашел свое обобщение в концепции спортинга. Концепция спортинга объединяет уже используемые спортивные подходы к бизнесу, такие как коучинг, «Внутренняя игра» Тима Гэллви, «Большая игра в бизнес» Джека Стэка с другими возможностями использования теории и практики спорта в бизнесе и экономике.  

Спортинг - это взгляд на экономику и бизнес глазами спорта. Это логика спорта в бизнесе. Это использование управленческих технологий спорта в экономике.

Идеология, принципы, стратегии и тактики, приемы, аналогии, методы и методики, применяемые в спорте, представляют собой неисчерпаемый ресурс для использования в бизнесе, менеджменте, маркетинге, других экономических и управленческих науках.

Основной метод исследования в спортинге - метод аналогии спорта и бизнеса. Метод аналогии позволяет взглянуть на привычные вещи с другой стороны, открыть новые грани, свойства и возможности. Аналогия вообще выступает мощным инструментом познания мира, приобретения новых знаний, новых идей и открытий.

Метод аналогии незаменим и в коучинге, и в консалтинге, и в тренингах, и в других областях, его применение приводит к рождению новых идей и помогает находить решение многих проблем. Заметим, что, например, коучинг рожден как аналогия спортивного тренерства.

Простым и понятным инструментом решений проблем в бизнесе на основе аналогии с ситуациями в спорте выступает технология спортинга PARAGON.

Технология PARAGON - это формализация спортивного подхода к бизнесу – спортинга - с применением мнемонического правила. Начальные буквы названий этапов алгоритма технологии образуют слово PARAGON, которое переводится с английского языка как  образец, модель совершенства или идеальный бриллиант весом в 100 карат и более.

Алгоритм технологии PARAGON приведен на рисунке ниже.

Рис. Алгоритм технологии спортинга PARAGON

Как видно алгоритм в плане напоминает рыбку, поэтому мы называем эту технологию «Золотой рыбкой» спортинга. «Золотая рыбка» PARAGON не дает бизнесу готовых решений - рыбу, а дает удочку для решения стоящих перед менеджментом компании проблем.

На первом этапе Problem осуществляется описание проблемной ситуации в бизнесе. Второй этап Analogia является наиболее важным и сложным, так как на нем необходимо подобрать аналогичную ситуацию в спорте. На третьем этапе Recast - придать новую форму – решение проблемной ситуации в спорте применяется по аналогии к проблемной ситуации в бизнесе. После этого выполняется Analis - анализ и оценка возможных последствий данного решения. По результатам анализа выбирается один из трех вариантов:

- Go! - «Поехали!» Принятие и реализация решения;

No! - отказ от решения;

- либо возращение на этап 1. Problem и процедура повторяется.

Использование спортивных аналогий в бизнесе помогает ответить на многие вопросы, стоящие перед персоналом и менеджментом компаний. Так, например, в крупнейшей американской корпорации, мировом лидере аэрокосмической промышленности «Локхид Мартин» - широко используют приемы спортивных аналогий для раскрытия потенциальных возможностей улучшения деятельности своих подразделений, исходя из следующих предпосылок:

«Во-первых, большинство организаций может сравнить свою работу с конкретными спортивными событиями.

Во-вторых, многие работники являются поклонниками спорта, поэтому будут использовать спортивные термины и аналогии для описания своей работы.

В-третьих, применение спортивных терминов развивает творческое мышление, когда работники приме­няют их для изменения своего отношения к работе.

В-четвертых, это эффективный способ с юмором взглянуть на деятельность организации. Используя открытый диалог такого рода, некоторые проблемные вопросы выходят на поверх­ность и становятся очевидными».

Специалисты по внедрению командной работы корпорации «Локхид Мартин» используют в своей работе аналогии футбола, баскетбола и гольфа для выявления слабых и сильных сторон деятельности структурных подразделений, повышения эффективности их работы и сплочения как команд, поиска новых идей, и достигли в этой области «превосходных результатов».

Представляется, что проведенный краткий обзор теории и практики спортинга показывает, что методология спортивных аналогий открывает новые возможности перед менеджментом и консалтингом в управлении бизнесом и персоналом, становится новым и эффективным методом формирования команд, проведения тренингов и семинаров, и конечно, должна быть взята на вооружение и шире применяться в практической деятельности российских бизнес-тренеров и консультантов.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.