Константин Иванов: Как выбрать бизнес-брокера?

У любого предпринимателя в жизни бывает период, когда тяжелая рутинная работа в бизнесе надоедает и появляется желание сменить сферу деятельности, место жительства или просто взять долгожданный отпуск. И для того, чтобы все силы, вложенные в бизнес, не пропали даром, собственник принимает решение продать свой бизнес.

Здесь важно понимать – самому продать свой бизнес крайне сложно, так как у обычного предпринимателя нет опыта подобных сделок. Самостоятельная продажа бизнеса через объявления, как правило, малоэффективна, а встречи с потенциальными покупателями занимают большое количество времени, которое у собственника есть не всегда. Поэтому правильным решением является обращение в компанию, специализирующую на покупке и продаже готового бизнеса – бизнес-брокеру.

Мы выделили основные критерии, благодаря которым можно определить профессионального бизнес-брокера, который сможет быстро, качественно и дорого продать Ваш бизнес.

SEO-продвижение по ключевым запросам

Как это проверить? Для этого достаточно открыть Яндекс и набрать в поиске, например: «продажа готового бизнеса» или «готовый бизнес купить». Компания обязана быть на первой странице в поисковой выдаче.

В первую очередь это показывает востребованность бизнес-брокера. Первые 10 мест в естественной поисковой выдаче (не проплаченная контекстная реклама) показывают популярность той или иной компании в определенной сфере.

Сайт компании должен быть красивым и удобным с точки зрения дизайна и функциональности – это вызывает доверие у покупателей. Обратите внимание на то, как расположены кнопки и формы обратной связи на сайте, правильно ли подана информация о компании. Есть ли онлайн – консультант, где сотрудник готов оперативно ответить на возникшие у посетителя вопросы.

Обратите внимание на то, как выглядят объявления о продаже бизнеса – интересно ли написан текст (зачастую, он играет одну из главных ролей), достаточно ли информации предоставлено, как выглядит объявление с эстетической точки зрения. Все это играет немаловажную роль в продажах, ведь изначально клиент воспринимает визуальную информацию, а уже потом обращает внимание на факты.

Возможность купить готовый бизнес в кредит

Зачастую, более чем у 80% покупателей недостаточно свободных средств для покупки всего бизнеса, поэтому такая услуга важна и востребована. Это сильно увеличит шансы по продаже Вашего бизнеса. Чтобы проверить наличие такой услуги у бизнес-брокера, достаточно посмотреть любое объявление на сайте. В нем должно присутствовать пометка о том, что бизнес можно приобрести в кредит. Либо, если таковой в объявлении нет, поинтересоваться у сотрудника компании об этом.

У профессионального бизнес-брокера на сайте (также, как и в работе) должно быть представлено не более чем 30-50 проектов к продаже

Когда компания работает более чем со 100 бизнесами, у нее нет возможности уделять каждому проекту должное внимание. Если же бизнес-брокер работает с небольшим количеством бизнесов, он может гарантировать достоверность представленных показателей, обсудить с каждым собственник все нюансы сделки и оценить бизнес по его адекватной стоимости.

На сайте компании должна присутствовать обязательная форма подписки на новые объекты

Чем она качественнее, тем больше у компании база потенциальных клиентов (подписчиков), по которой будет проходить рассылка по Вашему бизнесу. Когда бизнес-брокер обладает базой лояльных подписчиков, ему легче держать с ними связь, а следовательно и легче сообщать о новых проектах, поступивших в продажу.

Качество работы и наличие большого количества специализированных сотрудников (можно посмотреть в разделе «О нас» или «Наша команда»). У большинства бизнес-брокеров работает максимум 1-2 сотрудника, не говоря уже о юристе, который обеспечивает безопасность сделки. В компании, где всерьез оценивают качество работы, обязательно должны присутствовать:

  • юрист – для грамотного оформления купли-продажи бизнеса;
  • маркетолог или копирайтер – тот, от кого будет зависеть качество продающего текста о Вашем бизнесе;
  • менеджер по продажам, который будет вести Вашу сделку от начала и до конца, принимать на себя все «удары» от потенциальных покупателей, проводить переговоры, экономя Ваше время и выезжать на демонстрацию Вашего бизнеса;
  • Кроме того, в бизнес-брокере должен быть отдельный специалист по оценке бизнеса (Оценщик).

Часто, предполагаемая Вами цена бизнеса может не соотносится с реальной действительностью. Такой специалист даст беспристрастную оценку бизнесу, учитывая все нюансы, будь то сезонность, востребованность на рынке готового бизнеса, учет активов и оборудования, скорость продажи и т.п. Для того, чтобы узнать, есть ли в компании подобный специалист, достаточно позвонить и спросить об этом напрямую.

Компания должна предлагать заключить эксклюзивный договор сроком на 1 месяц

Если брокер работает без эксклюзива, то, скорее всего, он не будет вкладывать деньги в рекламу вашего проекта. Одного месяца более чем достаточно для подобного договора.

Брокер не должен обещать Вам, что бизнес будет продан в течение недели

Но обязан гарантировать потенциальных покупателей уже через 7-10 дней после того, как проект будет взят в работу.

Во-первых, это будет означать, что у него действительно есть база клиентов, готовых вложить средства в готовый бизнес. Во-вторых, будет гарантировать качество рекламы, задействованной для продажи Вашего бизнеса.

Возраст компании должен быть не менее 3-х лет

Этого периода достаточно для того, чтобы набраться опыта в данной сфере и завоевать доверие клиентов.

Для того чтобы убедится в том, что брокер действительно высококвалифицирован в сфере купли-продажи готового бизнеса, изучите информацию о генеральном директоре компании. Достаточно просто набрать его ФИО в Яндекс. В идеальном случае в выдаче должны появиться статьи и интервью с его участием. Он должен быть открыт и максимально прозрачен.

Компания должна присутствовать на обоих рынках, как в Москве, так и Санкт-Петербурге

В некоторых случаях, потенциальный покупатель может быть заинтересован в том, чтобы начать вести бизнес в другом городе удаленно, либо же переехать вслед за ним. Чем большую географию продаж охватывает брокер, тем выше Ваши шансы продать бизнес.

Офисы брокера должны быть представительского класса, чтобы у клиентов было доверие к компании и к Вам в частности. Именно офис является олицетворением компании. В нем проходят первые встречи, переговоры, заключаются сделки. Поэтому, прежде чем заключить договор на оказание услуг, посетите офис брокера, и Вы на месте сможете оценить качество компании.

На сайте должны присутствовать отзывы о компании. Вы также имеете право попросить телефоны продавцов уже реализованных проектов, чтобы узнать их мнение о работе брокера. Настоящие отзывы не заменит ни одна рецензия или оценка печатных СМИ.

Брокер должен четко планировать и дорожить Вашим временем

Вам нет необходимости принимать каждого потенциального покупателя лично. Кроме того, многие собственники не хотят придавать огласке будущую продажу бизнеса, чтобы избежать паники среди сотрудников. Все переговоры должно проходить в офисе под присмотром специалиста, готового в любой момент помочь в возникших спорах и разногласиях. Это поможет Вам сохранить конфиденциальность мероприятия и обеспечит безопасность сделки.

Выбирая бизнес-брокера с учетом все перечисленных критериев, Вы сможете быстро и безболезненно продать свой бизнес. Удачи!

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.