Как выбрать подрядчика для разработки сайта? Лучшая статья (02.07‒09.07.13) в «Творчестве без купюр»

Александр Еграшин

«Интернет — он такой виртуальный. И не пощупаешь,

что за компания нам сайт хочет сделать. Боязно нам», —

из частных бесед с клиентами Агентства RedandRed.

Многие компании испытывают сложности при отборе подрядчика для создания сайта: за что исполнитель требует такие бюджеты, откуда возникают такие сроки, что такое веб-консалтинг, где гарантия, что результат окупится? Мы постарались выработать критерии, которые на этапе первичного отбора помогут заказчику отобрать надежных подрядчиков, и условно разделили их на три части:

Соблюдение этих простых критериев сэкономит значимое количество ресурсов (денежных, временных, трудовых) и повысит общее качество проекта.

А документы у вас имеются?

Ознакомьтесь с установочными документами

Подрядчик должен иметь право на работу. Упустив из вида этот пункт, вы попадете на «серого» или «черного» исполнителя — его не существует в правовом поле, и вы ставите себя под удар проверяющих органов при встречной налоговой проверке.

Ваши потенциальные исполнители — индивидуальные предприниматели или общества с ограниченной ответственностью — действуют на основании «Свидетельства о регистрации» или Устава. Добросовестный претендент обязательно пришлет копии этих документов по первому требованию.

Запросите ОКВЭДы

Исполнитель должен иметь право заниматься теми видами работ, на которые претендует. Если заключить договор с исполнителем без нужных ОКВЭДов, он может быть признан недействительным. Вы потеряете нервы, время, а значит и деньги.

ОКВЭД — «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности». При работе над интернет-проектами, как правило, используются следующие наименования видов деятельности:

  • «Консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники» (код 72.10);
  • «Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области» (код 72.20);
  • «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов» (код 72.40); 
  • «Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» (код 72.60).

Узнайте об опыте работы с государством

Средние и крупные фирмы в области интернет-проектов, как правило, работали (хоть раз) с государством. Если ваш потенциальный подрядчик запятнал свою честь и достоинство, он оказывается в «Реестре недобросовестных поставщиков».

Начав работать с компанией, внесенной в этот реестр, вы рискуете не получить проект нужного качества в оговоренный срок.

Уточните о праве собеседника проводить переговоры

Вроде, обо всем договорились — цена и сроки устраивают, объем работ согласован, но… при переговорах «на верху»/подписании договора постоянно возникают новые предложения с обеих сторон.

Попросите документ, подтверждающий право менеджера потенциального подрядчика на проведение переговоров — в этом нет ничего некорректного. Вместе с тем, этот шаг убережет вас от потери лишнего времени и нервов.

Если остались сомнения

Запросите у потенциального подрядчика нотариально заверенную выписку из «Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей» (ЕГРИП) или «Единого государственного реестра юридических лиц» (ЕГРЮЛ). Обезопасьте себя от «фирм-однодневок» и нечистоплотных компаний.

Выписки делает Налоговая служба, перед ее выдачей они проверяют достоверность и актуальность сведений — это поможет собрать дополнительную информацию о потенциальном исполнителе (дата регистрации изменений в учредительных документах, сведения о правопреемстве, адрес постоянно действующего исполнительного органа и др.).

Финансовые «мелочи»

Платите безналом

Вам не выгодно сотрудничать с компаниями, работающими по черно-серым финансовым схемам — увод дохода от налогов карают в любой стране. Если сработает «русский авось» в этот раз, однажды факты все равно вскроются, и вы понесете, как минимум, репутационные издержки.

«Белым» компаниям удобно переводить деньги безналичным расчетом. Просьба «деньги можем принять и под расписку» — еще один звоночек о недобросовестности.

Исключите «скрытые платежи»

Если однажды вашему потенциальному исполнителю «прокатило» взять с вас надуманный платеж — готовьтесь платить еще и еще. Каждый раз любой вид работ, который четко не оговорен в смете, могут выносить в рамки дополнительного соглашения с отдельной ценой.

Часто недобросовестные подрядчики просят дополнительные средства на разработку сметы, договора, технического задания сверх оговоренной суммы договора (заключая на каждый документ отдельное дополнительное соглашение со своей ценой). Это неправильно. Разработка договора, сметы, ТЗ, планов-графиков, иной документации делается бесплатно и должна быть прописана в договоре. Веб-консалтинг, социологические опросы и иные услуги, реализуемые в рамках проекта, как правило, проходят отдельной статьей расходов и дополнительным соглашением.

Пакет документов = подушка безопасности

Хороший интернет-проект — всегда долгая история разработки. Вот список документов, которые позволят не тратить много времени и уберегут от потери управляемости проекта и лишних ресурсов:

Бриф

Первичный документ от потенциального исполнителя. Условно — анкета, которую вы заполняете, чтобы уточнить свое видение проекта, его цели и задачи. Заполняйте его подробно — на основании его, в том числе, разрабатывается коммерческое предложение.

Нетиповой договор

Каждый проект — уникальный продукт с огромной консалтинговой частью, визуализацией и архитектурой решений, своими условиями и особенностями. Поэтому договор не может быть типовым.

Если проект небольшой (до 200 тыс. руб.), то выплаты, как правило, лучше производить в три этапа (см. рисунок):

  • 50% предоплата;
  • 40% оплата после выполнения более половины работ;
  • 10% оплата в момент подписания акта приема-передачи.

Если проект больше 200 тыс. руб. — разбейте на пропорционально большее количество траншей. Но помните, что никто не будет работать по модели постоплаты.

Модель «сделай — покажи — переделай — может быть, получи деньги» в этом сегменте рынка работает только с низко профессиональными кадрами.

Рекомендации по веб-консалтингу

По сути, сердце всей разработки. Если проводить параллели со строительством — это концептуальное решение здания + план строительства. Не делайте сайт именно таким, «потому что генеральный так сказал», опасайтесь субъективных суждений. Сайт — инструмент, он должен работать строго на целевую аудиторию и приносить вам репутационные и/или финансовые достижения.

Именно на основании этого документа будет выстраиваться концепция проектирования ресурса. Эти рекомендации, чаще всего, включают анализ привлекательности ресурса для целевой аудитории и разработку мер повышения ее лояльности, конкурентный анализ, бенчмакинг: анализ лучших практик, маркетинговый аудит, разработку плана продвижения в интернете и многое другое.

Будьте осторожны, многие компании утверждают, что занимаются веб-консалтингом. На самом же деле просто накладывают аналитику по сайту («Яндекс.Метрика», «Google Analytics» и др) на выдержки из наукообразных книг. Вы потеряете ресурсы, но не достигните цели. Веб-консалтинг всегда многоаспектен.

Техническое задание (ТЗ) по ГОСТу

Если договор на оказание услуг регламентирует взаимоотношения в области сроков и цены, то техническое задание — подробнейшие параметры, что в эти сроки и деньги будет сделано и каким образом.

Техническое задание всегда разрабатывается исполнителем в строгом соответствии со следующими ГОСТами:

  • «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы» (ГОСТ 34.602 89);
  • «Требования к программным документам, выполненным печатным способом» (ГОСТ 19.106-78);
  • «Техническое задание, требования к содержанию и оформлению» (ГОСТ 19.201-78).

Если исполнитель хочет разработать ТЗ «на коленке» (мотивирует желанием «поскорее приступить к работе») — вы обязательно будете переносить сроки, зачастую это критично для любого бизнеса. Цели, которой нет на бумаге, не существует — устно всех деталей не предусмотришь.

Расчетно-сметная документация (смета)

Документ, в котором перечислены основные разделы работ и все работы внутри каждого из разделов, наименования выполняемых позиций, ставка за час и общее количество часов каждого вовлеченного в процесс специалиста.

Обратите внимание, что любой сайт невозможно качественно сделать силами менее чем семи специалистов:

  • менеджер проекта коммуницирует с вами и полностью решает все вопросы, возникающие по ходу исполнения договора;
  • аналитик готовит веб-консалтинг: исследует необходимую информацию, вырабатывает комплексные рекомендации, на которых в дальнейшем строится процесс работы; 
  • дизайнер занят визуализацией; 
  • верстальщик, в том числе, отвечает за корректное отображение продукта во всех браузерах и мобильных устройствах; 
  • программист работает с кодом; 
  • контент-менеджер разрабатывает текстовое наполнение ресурса; 
  • тестер несет ответственность за отсутствие всяческих ошибок в конечном продукте.

Не настаивайте на изменении сметы бездумно. Вернемся к аналогии со строительством. Хотите сократить расходы на строительство (за счет материалов)? ОК, давайте, построим домик со стенами из гипсокартона. Только его смоет первым дождем.

Не забывайте, что средняя ставка специалиста по проекту не может быть менее 400-450 руб./60 мин. (например, в Санкт-Петербурге средняя ставка обычно держится на уровне 750-800 руб./60 мин.).

План-графики

Обычно разрабатываются приложением к основному договору. Такой подход почти полностью исключает возможность сдвигов итоговых сроков сдачи работ по вине подрядчика.

  • план-график этапов работ регламентирует этапы работ и сроки исполнения каждого из них; 
  • план-график работ фиксирует, что точно должно быть сделано в каждом конкретном этапе работ к концу каждой недели, что предоставит вам к этому сроку исполнитель, а что из материалов должны предоставить ему вы; 
  • план-график оплат уточняет, какую сумму вы должны перечислить исполнителю и не позже какого срока должен быть оплачен каждый из счетов.

Оговорите перечень и форму файлов, которые вы получите в результате

Это поможет вам четко представлять, какие файлы и в какой форме (электронной, электронной на носителе, печатной) вы получите после сдачи проекта. К сожалению, рынок помнит немало случаев, когда клиенту доставался «голый сайт», без всякой сопроводительной документации (фирменный стиль без брендбука, сайт без стандартов ведения). Интернет-проект всегда до конца неосязаем. Такой подход позволит заранее знать, что из осязаемых носителей вы получите в конце.

Уточните порядок подписания закрывающих документов

Разбивайте выполнение работ разумным количеством актов (о выполнении услуг). Если вы захотите сменить подрядчика, это упростит задачу по возврату денег и составлению «Акта сверки».

Важно!

Если хотя бы один из указанных документов не фигурировал в речи вашего потенциально исполнителя — это повод задуматься о целесообразности договорных отношений с такой компанией.

Добросовестному подрядчику выгодно самому настаивать на соблюдении такого порядка ведения проекта, потому что это:

  • сохраняет время и нервы обеим сторонам;
  • делает сотрудничество предсказуемым и понятным;
  • бережет репутацию подрядчика; 
  • обеспечивает стабильность распределения финансовых потоков и платежей.

От каких подрядчиков надо бежать?

Они приводят в пример свое портфолио

Парадоксальное, на первый взгляд, утверждение на поверку оказывается очень логичным. Что вы можете оценить, посмотрев портфолио? Что у компании есть штатная единица «веб-дизайнер», которая на ваш субъективный взгляд рисует хорошо или плохо. А что вы не можете оценить? Задачи и цели той или иной работы, объем аналитических и маркетинговых исследований, предысторию, процесс и результат репозиционирования клиента. Портфолио — определяющий фактор только при поступлении в художественное училище или приеме на работу веб-дизайнера.

Они сводят веб-консалтинг к определению целевой аудитории (ЦА)

Будьте осторожны: огромное количество потенциальных компаний-исполнителей не разбираются в предмете, о котором говорят. Они занимаются веб-консалтингом «для галочки», чтобы выманить из заказчика больше средств. Этот подход не только порочен, но и опасен для качества итогового проекта.

Если вы столкнулись с подобным подходом, помните: максимум, на что можете рассчитывать — это на очень талантливого дизайнера. Но и он не в состоянии быть еще и первоклассным аналитиком.

Они не имеют практики заключения NDA-договоров (Договор о частичном или полном неразглашении информации)

При вдумчивой работе на стадии веб-консалтинга подрядчик будет интересоваться конфиденциальными сведениями, необходимыми для работы (структура и объем продаж, стратегические планы по обсуждаемому продукту, внутренние бизнесс-процессы и т.п). Если вы не заключите Договор о частичном или полном неразглашении информации, то это может стать дополнительным риском для вашей компании в среднесрочной перспективе.

Выбрать достойного исполнителя — значит обезопасить весь проект заказчика от сбоев по срокам, финансовым и репутационным рискам. Все приведенные рекомендации уже стали нормой для части добросовестных подрядчиков. Пора ввести этот стандарт для всей отрасли.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

''От каких подрядчиков надо бежать?
Они приводят в пример свое портфолио''

Забавное утверждение... Вы хотите навязать рынку свое мнение? Заказчики любят и хотят видеть примеры готовых работ, и от этого никуда не деться, поэтому глупо с этим бороться, нужно это возглавить. А борясь с рынком покупателей Вы далеко не уедите.

А вообще, правильное название статьи было бы ''как нанять нас на работу''.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Очередная загадка от редакции.
Статья опубликована 10.07.13 в 9.18, вызвала 1 ироничный комментарий и один дислайк - и уже ''Лучшая статья (02.07-09.07.13)''?
По каким и чьим критериям она ''лучшая''?

Редактор, Москва
В.Крючкову Вы уже задавали этот вопрос. Поток входящих публикаций делится на: 1. Материалы контентного блока (1,2,3,4 место, в зависимости от качества текста), 2. Творчество без купюр (ТБК). Среди всех материалов ТБК, опубликованных в течение одной недели, выбирается тот, у которого больше трафик. Этот текст анонсируется еще раз в качестве лучшего материала ТБК за неделю. Ни количество комментариев, ни оценка в расчет не принимаются. Лучший, потому что самый читаемый.
Директор по маркетингу, Нижний Новгород

Хорошая статья - ''практичная''. Хоть и реклама (?), но полезная).
Хорошо иметь большой проект с большим бюджетом, а если проект маленький, да еще сам генеральный хочет сэкономить и ему достаточно визуализации?) Знаю много таких случаев. Тогда получается даже не домик из гипсокартона, а нарисованный котел из сказки про Буратино)).

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Андрей Семеркин пишет: Вы уже задавали этот вопрос
Возраст :)
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Андрей Семеркин пишет: Среди всех материалов ТБК, опубликованных в течение одной недели, выбирается тот, у которого больше трафик.
То есть, у которого самый броский заголовок. Понял.
Генеральный директор, Новосибирск

Весь этот длинный перечень бюрократических процедур вовсе не гарантирует качество конечного продукта. Начать хотя бы с того, что сайты бывают очень разными, а не только банально ''корпоративными''.

Интернет давно стал рабочим инструментом, а не просто красивой вывеской. Вот возьмём этих ''семь богатырей'': менеджер проекта; аналитик; дизайнер; верстальщик; программист; контент-менеджер; тестер. Доводилось делать сайт, для которого не нужны ни аналитик, ни верстальщик, ни контент менеджер, ни даже дизайнер! Потому, что заказчик чётко знал, что ему нужно (аналитик пролетает). Там не было никакого ''контента'' (верстальщик с контент менеджером курят в сторонке. И о ужас - там ваще не было дизайна! Между тем сайт делает очень серьёзную работу - в реальном времени отслеживает проведение всех работ на автодорогах области, начиная от мониторинга погоды и заканчивая маршрутами движения сотен единиц техники. Этот сайт рабочий инструмент ТУАД, так сказать ''большой брат'', который следит за всем происходящим в этом беспокойном автодорожном хозяйстве и всё сообщает, кому следует...

Кстати, хоть сайт для госорганов, но ни одну из описанных процедур моя фирма не проходила. Крючкотворством занимался посредник, который выиграл тендер. И для этого посредника мы были безальтернативным исполнителем, поскольку давно сотрудничаем и наши возможности ему известны.

Так что жизнь она разнообразнее любых схем.

Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Владимир Иванов пишет: Потому, что заказчик чётко знал, что ему нужно
Это ж как Вам повезло! Бывают такие, да?)))
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.