Станислав Ким: ПО в техническом вузе: взгляд студента, преподавателя и айтишника

Станислав Ким

Мы рассмотрим в данной статье доступность программного обеспечения в техническом ВУЗе. Речь пойдет именно о ПО как предмете изучения.
Не так давно я сам был студентом СПбГЭТУ «ЛЭТИ», а теперь работаю в IT-компании и преподаю в родном ВУЗе. Вместе с этим изменился и мой взгляд на учебный процесс в целом и на проблему комплектования учебных классов программным обеспечением в частности. Сегодня я попытаюсь рассмотреть ее с трех сторон: с точки зрения студента, преподавателя и производителя ПО. 

Немного статистики

По результатом проведенного мною опроса хабражителей, лишь четверть с уверенностью говорит, что в его ВУЗе недостатка в ПО не наблюдалось, и лишь треть полагает, что все используемое ПО лицензионное.

Кому нужно лицензионное ПО в ВУЗе?

В сети я наткнулся на пресс-релиз, рассказывающий об итогах проведенных акций для студенческой аудитории, в рамках которых учащимся, преподавателям и сотрудникам ВУЗов предлагалось приобрести известные программные продукты со скидкой.

В результате:

  • Наибольшее число заказов пришлось на преподавателей.
  • Активность студентов в плане покупки лицензионного ПО увеличивалась по мере перехода с младших курсов на старшие.
  • Аспиранты и студенты заочной формы обучения интересовались лицензионными программами меньше, чем студенты 1-5 курсов очной формы обучения.
  • Студенты откликались не только и не столько на призыв приобретать лицензионное ПО, сколько на размер предлагаемой скидки.

Когда мы были студентами...

За 5,5 лет моей учебы по специальности «Информационные системы и технологии» я и мои сокурсники не получили от ВУЗа и не приобрели самостоятельно ни одного лицензионного программного продукта, нужного для учебы. А таковых было немало, навскидку: BPwin, ARIS, MathCAD, MatLab, Компас-3D, MS Project, MS Visio. На самом деле программ было намного больше. Лицензии на эти продукты нам никто не давал, а задания и курсовые мы должны были делать именно в них. Мы, как и любые студенты технических ВУЗов, конечно, хотели учиться на актуальных и востребованных продуктах, которые пригодятся в будущей работе, а легальность приобретения этих продуктов нас интересовала в последнюю очередь.
Итак, по нашему мнению, студент:

  • хочет учиться, используя самое современное ПО;
  • нуждается в широком спектре зачастую дорогостоящего ПО;
  • не имеет материальной возможности его приобрести самостоятельно.

Что нужно преподавателю?

Наша преподавательская группа читает различные IT-дисциплины:

  • проектирование информационных систем (UML);
  • сбор требований (SRS);
  • проектирование и прототипирование пользовательских интерфейсов;
  • корпоративные информационные системы (КИС), в том числе и системы управления корпоративным контентом (ECM);
  • администрирование информационных систем (ITIL/ITSM);
  • управление IT-проектами (PMBoK);
  • и другие.

Для многих из указанных дисциплин ПО в свободном доступе не найти. Так, для подготовки учебной программы по ECM пришлось искать контакт непосредственно с вендором. Им стал лидер рынка в этой области EMC Documentum. Наше сотрудничество не ограничилось предоставлением лицензий, были обучены преподаватели и предоставлены учебные материалы.
В большинстве случаев преподаватель, как и студент, не имеет материальной возможности пробрести нужное ПО. Но у преподавателя есть возможность обратиться за помощью к ВУЗу.

Как получить нужное ПО: классический способ

Если не удалось договориться с вендором придется софт закупать. Рассмотрим процесс приобретения ПО на примере кафедры автоматики и процессов управления нашего ВУЗа.
Шаг 1. Инициаторами покупки так или иначе являются преподаватели. Они составляют список нужного им для обучения студентов ПО и передают его заведующему кафедрой.
Шаг 2. Заведующий кафедрой собирает заявления от всех преподавателей в течение определенного периода, после чего формирует общий перечень ПО, нужного кафедре, и пишет заявление в деканат.
Шаг 3. Деканат собирает заявления от всех кафедр в течение определенного периода, после чего формирует общий перечень ПО, нужного факультету. Затем деканат составляет и отправляет заявление лицу, ответственному за закупку ПО в ВУЗе.
Шаг 4. Лицо или лица, ответственные за закупку ПО в ВУЗе, осуществляют ряд операций для непосредственной закупки ПО. ПО попадает на склад.
Шаг 5. В соответствии с заявлениями производится распределение ПО сначала по факультетам, затем — по кафедрам. ПО попадает на баланс кафедры.
В чем заключаются недостатки этой схемы:

  • Ограничение бюджета. Далеко не все ПО, нужное преподавателю, будет закуплено. Обычно в бюджете ВУЗа заложена определенная сумма на ПО, и превысить ее ВУЗ никак не может. Соответственно, от «лишних» продуктов приходится отказываться.
  • Длительность. Почти на каждом шаге имеют место задержки: много времени уходит на сбор заявлений, на сам процесс закупки, на распределение приобретенного ПО. В итоге весь цикл порой занимает не меньше полугода.

Если не сработал классический способ

Если по какой-либо причине получить нужное ПО при помощи описанного выше способа не получилось (отказал ВУЗ, преподаватель не может ждать), то остаются следующие варианты:

  • Не использовать ПО вообще. Давать только теорию.
  • Использовать нелицензионное ПО.
  • Найти и использовать альтернативное бесплатное ПО.
  • Использовать ограниченные по времени (триальные) версии продуктов.

У каждого варианта есть свои ограничения и недостатки. Так как же получить желаемое?
«Идеальная» академическая программа

Наше видение:

  • Разрабатывается производителем ПО совместно с ВУЗом. Вендор знает особенности своего продукта, ВУЗ знает, как их преподнести студентам.
  • Лицензии ПО предоставляются бесплатно или со значительной скидкой.
  • ПО полнофункциональное, «свежее», не ограниченное по сроку действия.
  • Наличие технической поддержки.
  • Предоставление или помощь в создании учебно-методических материалов.
  • Наличие учебно-производственной площадки для проведения практических занятий и дальнейшей работы по профилю предмета.
  • Возможность учебно-научной деятельности: предоставление научных руководителей, материально-технической базы для ведения НИОКРов, бакалаврских, магистерских и аспирантских работ.

Академическая программа с точки зрения производителя ПО

Как сотрудник IT-компании скажу, что академическая программа для нас убыточна до тех пор, пока обученные студенты не станут специалистами и порекомендуют своим компаниям наше ПО. Понятно, что говорить о сверхприбылях в ближайшей перспективе не приходится.
Предоставление техподдержки, помощь в подготовке учебных материалов, работа со студентами требуют дополнительных человеческих и материальных ресурсов.
Таким образом, производитель ПО несет немалые расходы при разработке и поддержке академической программы. Для нас — это инвестиции в будущее.
Наш академический опыт

В академической программе проекта GUI Machine мы постарались реализовать свое видение идеала. Эта программа включает предоставление лицензий GUI Machine как учебным заведениям, так и отдельным физическим лицам (студентам, преподавателям, аспирантам, докторантам, бакалаврам, магистрам). Мы укомплектовали продуктом учебные классы нескольких российских ВУЗов:

  • СПбГПУ
  • ВПИ
  • СКГМИ(ГТУ)
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Сейчас ведутся переговоры еще с рядом технических и гуманитарных ВУЗов. 

Кто, если не мы?

По нашему опыту основными драйверами в модернизации учебного процесса являются преподаватели и студенты, но никак не руководство ВУЗов. Рекомендуем коллегам быть более активными, самостоятельно находить интересующие учебные программы и добиваться их реализации в учебном процессе.
Хотелось бы услышать мнение представителей других ВУЗов. 

P.S. Статья подготовлена совместно с RGaifutdinov

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Роман Макарюк, Алексей Кормилкин
Алексей Кормилкин Алексей Кормилкин Технический директор, Москва
Станислав Ким пишет: Лицензии на эти продукты нам никто не давал, а задания и курсовые мы должны были делать именно в них.
Станислав, Вам никто и не ДОЛЖЕН был давать эти лицензии. Лицензируется только софт, установленный в ВУЗе. То есть, Вы можете приходить в лаборатории и делать свои курсовые, как, например, делали многие студенты МИРЭА.
Далеко не все ПО, нужное преподавателю, будет закуплено
Далеко не ''все ПО, нужное преподавателю'' реально ему необходимо. Приобретаться должно только то ПО, которое способствует выполнению образовательной программы по паспорту специальности, а не то, которое ''нужно преподавателю''.
В академической программе проекта GUI Machine...
Уверен, Вам имеет смысл ознакомиться с академической программой, например, компании БИС ))
Роман Макарюк +423 Роман Макарюк Консультант, Москва

НАУЧИТЬ СТУДЕНТОВ ДУМАТЬ ГОЛОВОЙ ЧЕРЕЗ АКТ МЫШЛЕНИЯ!!!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.

Рабочие специальности в России стали самыми дефицитными

В топ-3 сфер по востребованности вошли сегменты производства и сельского хозяйства, строительства, а также транспорта и логистики.

76% россиян не принимают встречное предложение от работодателя, если решили уволиться

Большинство из них отметили, что новое предложение о работе все равно оказалось лучше по условиям, чем на предыдущем месте.